Сегодня в ходе съезда ассоциации фермеров, крестьянских подворий и СХПК РТ, который прошел во Дворце земледельцев, стало известно о радикальном падении числа фермерских хозяйств в Татарстане. В прошлом году их осталось 6 тыс., тогда как годом ранее было 11 тыс., а в 2010 году — и вовсе 24 тысячи. Тем временем татарстанские фермеры — это каждая пятая тонна зерна, каждая третья тонна картофеля и более половины 160-миллиардного оборота всего АПК Татарстана в прошлом году. Побывавший на съезде корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал чаяния и нужды крестьянских хозяйств, которые выступавшие старались донести до спикера Госсовета Фарида Мухаметшина и главы минсельхоза РТ Марата Ахметова, призывы к кооперации и к обмену опытом, просьбы денег на поддержку.
МАРАТ АХМЕТОВ ПООБЕЩАЛ ФЕРМЕРАМ 1,8 МЛРД. РУБЛЕЙ, А БАЙТЕМИРОВ ПРИЗВАЛ К ПРОЗРАЧНОСТИ
Сегодня в ходе съезда ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребкооперативовов Татарстана глава ассоциации Камияр Байтемиров заявил, что у сельхозпроизводителей 16 основных проблем, правда, все их он не перечислил. Главная проблема, конечно, одна — земля. Собственно вокруг нее так или иначе вращались многие тезисы разных выступлений.
— Форм поддержки у нас много, — рассказал журналистам перед заседанием вице-премьер, министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов. — По разным источникам мы малому предпринимательству, личным подсобным хозяйствам из бюджетов оказали господдержку в сумме 1,8 миллиарда рублей. Это значительная сумма — я не говорю, что это очень много, можно было бы и больше помочь, — с некоторым сожалением отметил он. — Но даже при такой поддержке нам очень тяжело удержать живность на частных подворьях, поскольку почти везде регулярно выплачивают неплохую зарплату, население выбирает для себя наиболее оптимальный вариант жизни. Формы поддержки бывают разными с учетом ситуации разных лет, но в этом году сумма получится такая же.
Тем не менее в ходе съезда Байтемиров попросил увеличить объемы поддержки и увеличить объемы субсидий еще «миллионов на 500». Но в любом случае суммы по сравнению с объемами поддержки отрасли в целом смотрятся как-то слабовато, и это надо признать, считает председатель ассоциации.
Он тут же призвал делегатов съезда для полного получения субсидий вовремя сдавать отчеты и открыто вести свой бизнес.
ЧАСТНИК НА СЕЛЕ ДАЕТ БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ОБОРОТА АПК ТАТАРСТАНА
Что такое сегодня частник на селе? Как оказалось, личные, фермерские хозяйства и СХПК дают более половины стоимости валового сбора продукции сельского хозяйства РТ. Напомним, что, по данным коллегии минсельхоза, этот показатель по всему Татарстану составил в прошлом году 160 млрд. рублей. Частные хозяйства в 2013 году обеспечили больше половины — почти 88 млрд. рублей, заявил Байтемиров (в 2011 году было 76,8 млрд., а в 2010 году — 55,2). «Есть, конечно, определенные сомнения, но цифры говорят сами за себя», — помня о приписках, добавил он.
Частники в прошлом году — это каждая третья тонна картофеля, каждая пятая тонна зерна, каждая третья рогатая голова КРС. Это 6 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств, обрабатывающих 510 тыс. га земли из 3,3 млн. татарстанских гектаров. Это 880 семейных ферм, более 400 — высокотехнологичных. Интересно, что в 2012 году частников на селе было 11 тыс., то есть вдвое (!) больше. Еще годом ранее — 13 тыс., а в засушливом 2010 году — аж 24 тыс. хозяйств. В 2009 году их было около 12 тыс. — двукратный рост Байтемиров объяснил «БИЗНЕС Online» появлением программ поддержки самозанятости населения. Однако поскольку никакой поддержки большинству «самозанятых» фермеров получить в дальнейшем не удалось, многие из них позже свернули свой бизнес. Остались те, у кого была земля, отметил глава ассоциации фермеров. Впрочем, 10 лет назад частных хозяйств было всего 2 тыс., обрабатывали они 191 тыс. га земли.
В основном фермеры обрабатывают паевые земли — это 86% всего объема земли. И проблема оформления этих земель кочует из съезда в съезд, отметил Байтемиров, адресовав надежды на сдвиг этого камня преткновения спикеру Госсовета Фариду Мухаметшину и Ахметову.
— Если потребуются изменения в Земельный кодекс РТ, Госсовет готов рассмотреть это, — сразу же ответил Мухаметшин. — Но 435-й федеральный закон не предусматривает никаких дополнительных законов и подзаконных актов... Проблема есть! Давайте поставим перед собой задачу, чтобы в 2014 году к этой работе приступить с тем, чтобы решить проблему. Во-первых, у земли появится конкретный владелец. А не так, как сейчас, пай имеется, бумага даже есть, а где моя земля, не знаю! Да за эту землю еще и налоги платишь. Начнешь ее делить — Иван с Петром, Фарид с Рустамом передерутся, мол, вон там пожирнее земля. Надо найти форму разделения этой земли. Мы отстаем!
Настоящий хозяин всегда думает о будущем — и под аплодисменты зала Байтемиров попросил подняться детей фермеров, которые уже приняли эстафету отцов и дедов благодаря различным формам господдержки.
«УБОЙНЫЙ» СЮРПРИЗ ОТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ВСТУПАЕТ В СИЛУ С 1 МАЯ
Очень остро уже 1 мая встает проблема по убою и переработке скота — об этом на страницах «БИЗНЕС Online» уже рассказывал фермер Мурат Сиразин. Вступают в силу положения Таможенного союза, согласно которым забой скота должен вестись на стационарных пунктах. «Это очень большая проблема. В течение этой недели ряд совещаний провел Марат Готович, решение найдено, — заявил Байтемиров. — В этом будут участвовать и фермерские хозяйства, и СХПК. Но надо сказать, что Марат Готович ориентировался на то, что заложено сметой минсельхоза. Но этого недостаточно. То оборудование, что есть в системе Татпотребсоюза, у индивидуальных предпринимателей, у фермеров, явно устарело и требует ремонта и замены для того, чтобы эта продукция могла проходить в торговые сети или в агропромпарк».
Мухаметшин, заинтересовавшись, спросил, есть ли какая-то помощь от федерального центра с этим вопросом. По словам Ахметова, федеральный центр выделяет на эти цели 2 млрд. рублей.
Но цена вопроса, на самом-то деле, для каждого фермера просто убийственная. Так, главе скотоводческого фермерского хозяйства Минсиле Латыповой (Высокогорский район), которая держит сейчас 230 голов скота, придется строить собственную скотобойню. Иначе, как отметила она в разговоре с журналистами, просто невозможно держать конкурентный уровень цен, а из-за этого их придется «задрать» процентов на 15 - 20. Женщина снабжает мясом школы района.
«Мы забиваем в месяц 60 голов бычков и бракованных коров, и я не вижу смысла везти их куда-то, — пояснила она. — Цех нужен!.. Затраты будут большие — оборудование очень дорогое, это будет около 2 миллионов, и вся надежда на «Лизинг-грант».
Заниматься скотоводством, однако, выгодно, отмечает Латыпова. Особенно сейчас, когда молоко идет по 21 рублю за литр, а в прошлом году на одну дойную корову (а их в хозяйстве 130) произведено 5 тонн молока. Почему-то молоко стало очень востребовано, радостно удивляется предприниматель, у которой трудятся пятеро работников с зарплатой более 20 тыс. рублей в месяц.
КОРОВЫ В ВОЗДУХЕ, ИЛИ ЗАЙДИТЕ КО МНЕ В ПОНЕДЕЛЬНИК
Впрочем, основная проблема — это опять-таки земля: чтобы прокормить коровье поголовье, Латыповой не хватает 200 га земли. И ладно бы ее не было — она есть, рядом, практически ничья, но поделить ее с главой местного колхоза не получается.
Между тем в землю упирается развитие хозяйства: выйдя на трибуну, Латыпова сообщила, что хотела бы в этом году удвоить поголовье скота.
Минсиля Латыпова |
«Мне иногда кажется, что мои коровы просто висят в воздухе! — грустно заявила она. — Если они где-то кормятся, их стараются быстрее прогнать. Если мы где-то сено косим, приезжает директор колхоза и говорит, что это его земля, мы опять ругаемся, опять уходим. И вопрос: а нужны ли мы Татарстану вообще?»
В большом хозяйстве нет ни одного гектара своей земли, хотя рядом «ничейное поле». Для нормального развития надо около 200 гектаров.
Покинуть трибуну спокойно ей, впрочем, не удалось — проблемой заинтересовался Ахметов. И после краткого обсуждения, в ходе которого Латыпова рассказала о сложностях оформления кадастрового паспорта, о различных отписках, назначил ей встречу в понедельник для детального обсуждения вопроса.
ДОРОГИ, КООПЕРАЦИЯ И БОГАТЫЕ ФИНСКИЕ ФЕРМЕРЫ
Владельцы хозяйств довольно долго говорили о своих проблемах и достижениях.
Удивительную историю рассказала Юлия Якимова из Черемшанского района — ее семья взяла на воспитание семерых приемных ребятишек, четверо из которых не могли ни ходить, ни говорить, и для терапии пришлось... купить свою лошадь. Теперь дети и говорят, и ходят — хозяйство справляется почти со всеми проблемами, кроме дорог. 1,5 км грунтовки, оставшейся до их дома, в межсезонье превращаются сами знаете во что, и не то что продукцию, а детей порой вывезти из дома становится нереально.
Опытом финского фермерства поделился съездивший в Финляндию при поддержке минсельхоза РТ Ильнур Мадьяров из Зеленодольского района.
Средний финский фермер, по его словам, обрабатывает 40 га земли, крупный — вдвое больше. Ядром хозяйства, понятно, является семья, а всего в хозяйстве — 5 - 10 работников.
Объем господдержки — до 400 евро на гектар земли, а госдотация на литр молока — 10 евроцентов при цене литра в 40 евроцентов (в Евросоюзе цена — 30 евроцентов). То есть молоко в Финляндии стоит, по сути, столько же, сколько и у нас — и это сейчас, после серьезной девальвации рубля! Не удивительно, что импортом завалены все прилавки... Фермеры, разумеется, кооперируются между собой — и чем более убыточны те или иные виды сельхозпроизводства, тем выше показатель кооперации.
О кооперации говорил и глава союза фермеров-птицеводов Ирек Хамадишин — в его хозяйстве сотни тысяч голов птицы и 400 га земли. Так что продукция есть, но поставлять ее, скажем, в агропромпарк из Муслюмово просто нереально: далеко, всю прибыль сожрет бензин. А обеспечить бесперебойную поставку продукции «сетевикам» тоже не получится: фермеры в большинстве своем не обеспечивают сеть необходимым объемом. И вообще, на селе с развалом СССР сильно ослабли связи потребкооперации. Вместо нее появились посредники: продукцию скупают чуть ли не даром, а технику, удобрения и семена предлагают задорого, описал ситуацию Хамадишин.
— Основную долю господдержки «съедают» крупные агрофермы, а остальное распределяется уже нам, — пожаловался он. — Почему так получается? Может быть, дело в нас самих? Не слишком ли мы, фермеры, мелкие?.. В 2013 году меня награждали почетной грамотой — за достижение высоких производственных показателей меня наградили «среди мелких фермерских хозяйств района»... Не хочу никого упрекать из управления сельского хозяйства нашего района, но у меня 400 гектаров земли, работают около 40 человек. Вот передо мной выступали — в Финляндии обрабатывают 40 гектаров земли, но никто их не называет «мелкими фермерами»!
Весь этот пассаж, впрочем, оказался не жалобы ради — Хамадишин далее заявил, что именно поэтому фермеры объединяются в кооперации. И тогда они становятся крупными — с ними начинают считаться, их начинают слушать и помогать, они могут устанавливать свои цены, закончил он.
К объединению усилий на рынке призвал и хозяин «Ягодной долины» Ильдар Ситдиков — его компания вот уже два года выращивает в Зеленодольском районе клубнику. Результаты хорошие — и в наших условиях можно выращивать до 20 т экологичной ягоды с гектара. Бизнес выгодный, рынок ненасыщен, конкуренции практически нет, описывал он преимущества этого агросектора. Товар можно везти на экспорт вплоть до Италии. «Сетевики» просят сейчас не только замороженную клубнику, они готовы брать смородину, малину, но этого товара практически нет. А потому он предложил коллегам-полеводам помощь в обучении, технологиях, посадочных материалах, поддержке по совместному производству ягод.
В 2013 ГОДУ НА СЕЛЕ БЫЛО ВЫДАНО КРЕДИТОВ НА 6 МЛРД. РУБЛЕЙ
Мухаметшин поблагодарил фермеров за неподъемный труд. Фермерство, по его словам, состоялось, и сегодня это уже большая сила, и республика в дальнейшем будет ее поддерживать. «По прибылям и доходам в целом фермерская крупная ассоциация — вы самые крупные производители Татарстана, — польстил он собравшимся, тут же поддержавшим его аплодисментами. — 54 процента продукции, по отчетам статистики, производится вами. За этим труд, занятость людей, привязка людей к земле, воспитание детей и внуков, язык, традиции!»
Примером для подражания он назвал тех, кто вернулся к фермерству на опыте своих родителей, хотя сельское население Татарстана за год уменьшилось примерно на 40 тыс. человек. Но все равно треть населения из 3,7 млн. человек живет на селе.
Сельское хозяйство последние четыре года пережило страшные засухи — Мухаметшин сослался на опыт аксакалов, помнивших трехлетние циклы солнечной активности. И если бы не ориентация на поддержку фермерских хозяйств и ЛПХ, последствия засухи вряд ли можно было минимизировать. Поэтому важно и в дальнейшем поддерживать фермеров, которые способны быстро мобилизоваться, оптимизировать свою работу в жестких условиях и выживать, несмотря ни на что.
Спикер Госсовета перечислил, чем государство помогало фермерам. С 2006 по 2013 год фермерству выдано более 122 тыс. субсидированных кредитов на 28,3 млрд. рублей. Только в прошлом году выдано более 21 тыс. кредитов на сумму более 6 млрд. рублей. Это на уровне 2012 года. На уплаченные проценты по субсидированным кредитам было возвращено 2,2 млрд. рублей. Вспомнил он и ряд республиканских программ, которые призваны выровнять уровень жизни на селе и в городе хотя бы по некоторым показателям: та же связь, дороги, ФАПы и так далее.
В заключение Мухаметшин, упомянув ситуацию на Украине и в Крыму, отметил важность единства против разобщенности и по традиции напомнил о предвыборном цикле, на пороге которого стоит республика.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.