IMG_1900.jpg
Евгений Хавтан

МЫ ВЗЯЛИ СЕБЯ В РУКИ

— В начале апреля выйдет ваш первый концертный DVD c юбилейного концерта в Москве. Что для вас 30-летие «Браво»?

— Это был для меня повод сделать праздник для себя, для поклонников. Большого удовольствия в этом нет. Это были большие концерты, мы увеличили количество старых песен. На концерте, который снят на DVD, мы играли с биг-бэндом. 5 апреля мы его презентуем в «Главклубе». Это будет релиз в Itunes, видеоверсия на DVD и Blu Ray, а аудиоверсия на CD и двойном виниловом альбоме.

— Слышал, вы уже записали три песни для нового диска?

— Да, мы их будем сегодня играть: «Диджей Фантомас», «Бег», «Для тебя» — в ней поучаствовала Маша Макарова .

— Уже набралось треков на альбом?

— Есть песни, я собираю тексты. Альбом собираю, как конструктор, он готов процентов на 60.

— Предыдущую пластинку «Мода» вы выпустили в 2011-м, спустя 10 лет после «Евгеники». А тут явно ускорились. Потому что пишетесь не в чужой студии, а у себя в гараже?

— Это тоже повлияло. Когда есть своя студия, не нужно тратиться на поездки по Москве в пробках, инструменты все под рукой. Мы уже сами научились что-то записывать. Ну, и стыдно стало, что столько лет мы ничего не издавали. Мы концертная группа, а альбома нет. Я группу взял в руки, чтобы не валять дурака, а записываться.

zal.jpg

«У МЕНЯ ПОЯВИЛИСЬ НЕХОРОШИЕ ПРЕДЧУВСТВИЯ»

— Что интересно, вы своим днем рождения считаете 18 марта 1984 года, когда во время концерта музыкантов группы «Браво» арестовали, доставили в местное отделение милиции, позже вашу вокалистку Жанну Агузарову выслали из Москвы, а группа попала в список запрещенных. Что поменялось за 30 лет?

— Мало что изменилось. Я заглянул в этот список — там те же темы: гей-пропаганда, религиозное мракобесие, призыв к насилию.

— Что пошло не так?

— Да я-то откуда знаю... Я уважаю мнению народа, который что выбирает, то и получает.

— У вас, кажется, были запланированы концерты в Украине.

— Да, мы должны были играть в Харькове, но у меня появились нехорошие предчувствия. Мы как раз в эти дни должны были поехать. Скорее всего, они и так бы не состоялись.

IMG_2011.jpg

ОРГАНИЗАТОРЫ — НЕСЧАСТНЫЕ ЛЮДИ

— Слушаете ли вы молодые команды?

— Мне интересно с ними общаться. На концерте в «Главклубе» на разогреве будет выступать со своей группой певица Яна Блиндер. И будет с нами петь новую песню. Сейчас она готовит пластинку. Я примерно в курсе, что происходит в этой сфере, есть масса хороших команд, к сожалению или счастью, они поют на английском. Хотелось бы, чтобы о них знал и наш рынок, а не только западный. Мы все-таки русскоязычная страна. Но это их выбор.

— Может, они не умеют писать по-русски?

— Да, это важный момент. Сразу начинаешь понимать, есть ли тебе что-то сказать.

— Насколько я знаю, у группы были эксперименты с английским.

— Мы пробовали, да. Я даже не знаю, зачем мы это делали. В масштабах Англии, Америки это смешно. Да и слишком поздно уже начинать подобные опыты.

— Как вы перевозите инструменты по России? Не боязно?

— Боязно, а что делать? Мне хочется играть на хороших гитарах, я не хочу возить дрова, хочу, чтобы люди, приходящие на мои концерты, слышали хороший правильный звук. Мы сейчас привезли их отдельно в автобусе. У нас еще есть своя система ушных мониторов, контрабас, который не влезает в самолет, занимает там два места, летать с ним — дорогостоящее удовольствие.

IMG_1913.jpg

— Как в целом изменились ваши гастроли за 30 лет?

— Сейчас туры по России делать нельзя. Не очень хорошая экономическая ситуация. И это бремя ложится на организаторов. На хороший концерт нужно возить много оборудования, чтобы был достойный звук, свет. Сделать клубный концерт — без проблем. А большой концерт со сценографией и прочим — дорогое удовольствие. Именно такой сегодня состоится в Казани. Организаторы — несчастные люди, потому что нет предпосылок, что с билетов у них будет прибыль. Я не вижу особых изменений. Впрочем, музыканты стали качественнее относится к звуку — я по себе сужу.

— Но люди идут в этот бизнес несмотря ни на что.

— Есть две категории промоутеров. Первые искренне любят музыку и хотят заработать. А у других немного любви, но большое желание заработать. И идет борьба между двумя категориями. Условия несладкие. Они отнюдь не богачи. Музыканты часто говорят, мол, они нас обманули и так далее. Но благодаря им все крутится. Хорошо, что есть люди, которые еще хотят этим заниматься.

НАША ПРЕЛЕСТЬ В ТОМ, ЧТО МЫ ОЛДОВАЯ КОМАНДА

— На вас не давит при сочинении новой песни то, что у «Браво» есть уже множество хитов, и их надо превзойти?

— Об этом думаешь, но это нехорошая штука. Ты ничего не сделаешь хорошего, если будешь сравнивать себя с прежним собой. За 30 лет особо я не изменился, модель все та же. Впрочем, есть музыкальные изменения в отношении к звуку. Мы стали лучше играть. Хочется себя показать. Идет борьба с поклонниками, которые хотят услышать сотую копию любимой песни, есть компромисс с собой. Мы старательно и незаметно втюхиваем в сетлист новые песни, чтобы их услышали. Для Казани около трети материала концерта новые. Мы меняем аранжировки, что звучало в джазе, к примеру, теперь звучит в румбе.

— Как насчет африканских влияний? Это сейчас модно, группа Vampire Weekend на подъеме.

— Я был на их концерте в Сан-Франциско, задорные ребята, мне понравилось. Я всегда что-то использую из услышанного. Это просто не так заметно. Я не стараюсь звучать, как любимые мной Beirut, Arctic Monkeys или кто-то еще. Но я беру лучшие фишки у других команд, обращаю внимание, как они играют. Сейчас у групп другая подача. И поэтому мы никогда не будем звучать, как модный коллектив. Наша прелесть, может, как раз в том, что мы олдовая команда. К тому же старый звук вернулся. И мы, в отличие от многих, знаем, как его воспроизвести.