Виталий Мутко (слева): «Неужели мы не можем у себя подготовить футболистов? В «Рубине» выходит мальчишка. Его никто не знает, а он играет спокойно. Я про Набиуллина. Хорошая такая банковская фамилия»

В «РУБИНЕ» ХОРОШО ИГРАЕТ МАЛЬЧИШКА, КОТОРОГО НИКТО НЕ ЗНАЕТ

После Олимпиады в Сочи специалисты предрекали, что глава минспорта Виталий Мутко получит значительно больше полномочий и доверия от первых лиц государства, но никто не думал, что это произойдет так быстро и именно в таком информационном векторе. Ошеломительный успех на Играх, которого, кажется, не ожидали и в самом ведомстве, логично стал главным поводом для бравады и громких заявлений. Так Мутко заявил, что иностранные спортсмены мешают развиваться российским, но при этом сами получают должные навыки и обыгрывают россиян. Заметим лишь, что Мутко при этом не говорит, что 5 золотых медалей из 13 в копилку сборной России принесли кореец Виктор Ан и американец Вик Уайлд.

Накануне тему легионеров в спорте поднял Владимир Путин, заявив, что иностранных спортсменов должно быть меньше в отечественных чемпионатах, в частности, в хоккее.

«Хоккей стал, мягко говоря, главным разочарованием для болельщиков на Играх в Сочи. Эксперты, думаю, справедливо говорят, что в случае с нашей хоккейной сборной проявились системные проблемы, которые есть у нас в игровых командных видах спорта, в том числе и в летних, например, в футболе — самом популярном командном виде спорта. Порой повальная практика привлечения легионеров и зарубежных тренеров в российские клубы неубедительна. А существующий порядок формирования клубов не учитывает интересы национальных сборных, не нацелен на решение общих стратегических задач. Нужно так строить работу, чтобы в целом поднимать профессиональный уровень отечественных игроков и наставников, искать одаренных, ярких спортсменов и создавать из них настоящую сыгранную уверенную в себе команду. Только так мы сможем рассчитывать на победу. Не хочу сказать, что нам стоит отказаться от зарубежных специалистов. Боже упаси. Многие из них продуктивно работают, приносят отличный результат, особенно в тех видах, где наши национальные школы только формируются. Дело в другом: привлечение специалистов должно быть обоснованным и продуманным, там где это необходимо. Нужно, чтобы они создавали нашу собственную национальную тренерскую школу. В этой связи прошу определить порядок и целесообразность привлечения иностранных специалистов в летних и зимних игровых видах спорта. А ответственность за соблюдение этого порядка должна быть закреплена за министерством спорта», — сказал Путин и тем самым выдал Мутко мандат на принятие целого ряда непопулярных и весьма сомнительных решений.

president-sport.jpg
Владимир Путин заявил, что иностранных спортсменов должно быть меньше в отечественных чемпионатах, в частности, в хоккее

Виталий Леонтьевич практически сразу же прокомментировал слова президента, чем дал понять, что профессиональным клубам и лигам не стоит ждать послаблений в части вопроса о приглашении легионеров, и привел в пример казанский «Рубин», который после прихода на пост главного тренера Рината Билялетдинова сделал ставку на молодых футболистов.

«Неужели мы не можем у себя подготовить футболистов такого же уровня, как их, мягко говоря, «гениальные» легионеры? В «Рубине», наоборот, выходит мальчишка. Его никто не знает, а он играет спокойно. Не тушуется, не теряется в матче с клубом, который борется за первое место. Я про Набиуллина. Хорошая такая банковская фамилия (улыбается). Значит, у нас есть кадры. Есть парни. Но мы не даем им шанса».

ЛИМИТЫ НА ЛЕГИОНЕРОВ — ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ

Ужесточение лимита на легионеров в профессиональных лигах — это спорная акция. Так, к примеру, сейчас в хоккее российский клуб КХЛ имеет право привлекать лишь пятерых иностранцев, причем таковыми считаются и хоккеисты из стран бывшего СССР. Сразу создается несколько факторов неравных условий ведения бизнеса. Так, клубы не из России, а в хоккейной лиге таких целых 7 команд, а с нового сезона еще будет финский «Йокерит», могут приглашать любых игроков и не заглядывать им в паспорта. Клубы со значительно меньшим, чем у отечественных клубов, бюджетом добиваются больших результатов. Примеры успешной игры «Динамо» из Риги, хорватского «Медвешчака» и пражского «Льва» в нынешнем сезоне КХЛ весьма показательны. Астанинский «Барыс» также за счет ставки на качественных легионеров пробился дальше по турнирной сетке, нежели казанский «Ак Барс», обладающий одним из самых больших зарплатных бюджетов лиги — более 1 млрд. рублей. Невозможно создать эффективную и прибыльную лигу с четкой бизнес-моделью, имея такие не рыночные ограничения со стороны государства. Лига с каждым годом разрастается, и появляются совершенно новые команды: «Адмирал» из Владивостока, будет клуб из Сочи, планируется возвращение в элиту тольяттинской «Лады». Сейчас на все клубы банально не хватает российских игроков.

460.jpg
Казанский «Ак Барс» обладает одним из самых больших зарплатных бюджетов лиги — более 1 млрд. рублей

Ограничить лимит на легионеров в хоккее — это еще больше раздуть бюджеты команды в пользу зарплат игроков, ведь качественных хоккеистов за год не увеличится. Дефицит, причем искусственный, примет катастрофические масштабы во мгновение ока, а качество зрелища станет только ниже. Зато, возможно, сборная России будет один раз в четыре года радовать болельщиков победами. Справедливости ради нужно заметить, что спортсмены показывают лучшие результаты, находясь и работая в наиболее конкурентной среде, а с ужесточением лимита на легионеров конкурентная среда значительно уменьшится. В НХЛ лимита на легионеров нет, зато сборная США, где хоккей лишь шестой по популярности вид спорта, собирает сборную лучше, чем российская, не говоря уже о Канаде, которая может выставить на Олимпиаде два состава. Заметим лишь, что клубы порой сами дискредитируют идею увеличения лимита на легионеров. Так, хоккейный «Ак Барс» в последние годы стабильно привозит в России неизвестных и сомнительных игроков, которых вскоре по ходу сезона меняют либо на россиян, либо на более квалифицированных хоккеистов. В КХЛ, к слову, понимают сложившуюся ситуацию и предлагают ограничить число легионеров в командах 7 игроками. Такое количество может несколько остудить рынок и затормозить рост зарплат хоккеистов, сейчас в России даже средний игрок может получать в год около миллиона долларов.

«РУБИН» ВРЯД ЛИ СПОСОБЕН ВДОХНОВИТЬ ОСТАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ

В российском футболе схожая проблема, только она еще больше усугубляется тем, что рынок футболистов значительно шире, чем у хоккеистов. Игрокам есть из чего выбирать, и качественного легионера в нашу страну привезти сложнее. К тому же футбол забит теневыми играми агентов футболистов и порой менеджеров команд. Слабых легионеров привозить выгодно с той точки зрения, что на его трансфере можно нажиться не клубу, а тем людям, которые его окружают. Так, через «Рубин» в свое время прошли совершенно невероятно слабые для команды уровня казанцев игроки из Африки и Латинской Америки. Сейчас формат лимита в футболе таков: не более 6 легионеров в поле. Даже при такой схеме зарплаты у российских футболистов огромные, а молодых дарований с каждым годом больше не становится, ровно, как и успехов у наших клубов на европейской арене. Деньги развращают молодых игроков так, что они уже на старте карьеры теряют интерес к футболу и считают, что взяли птицу удачи за хвост. Зарплата игрока молодежного состава футбольного клуба может доходить до 300 тыс. рублей в месяц. Как в таких условиях находить мотивацию для новых свершений и подвигов?

24081.jpg
Эльмир Набиуллин (справа)

Пример «Рубина» вряд ли способен вдохновить остальные команды премьер-лиги. Напомним, что в прошлом матче казанцев против московского «Динамо» на поле вышли сразу четыре молодых игрока, правда, лишь Павел Могилевец (22 года) и Эльмир Набиуллин (19 лет) имеют российские паспорта. Сердар Азмун (19 лет) — иранец, Соломон Кверквелия (22 года) — грузин. Нынешний сезон у казанцев фактически потерян, потому есть возможность для экспериментов и обкатки молодежи, да и спонсоры готовы ждать. Однако в большинстве клубов отечественного чемпионата требуют результат здесь и сейчас, и ждать, пока молодой футболист вырастет в звезду или крепкого игрока, нет физической возможности. В этом отношении разве что отличается лишь «Краснодар».

Мутко также ставит в пример волейбольные команды, где число легионеров ограничено двумя игроками. Да, российский волейбол переживает сейчас эпоху бурного подъема. За два года российские клубы и сборные как мужские, так и женские выиграли практически все возможные турниры. От Олимпиады до лиги чемпионов. Российский чемпионат, особенно мужской, становится с каждым годом все интереснее. Только вот за 5 лет зарплаты игроков выросли практически в 8 раз, а в женском волейболе золотые медали каждый год разыгрывают два клуба: «Динамо-Казань» и их московские одноклубницы. Волейболистки подписывают контракты лишь на один год, дабы в условиях дефицита игроков на следующий сезон попросить прибавку к жалованию. Если бы лимит на легионеров в волейболе был не таким серьезным, то чемпионат значительно бы прибавил в популярности за счет роста среднего спортивного уровня. Для богатых клубов такое положение вещей не создает большого дискомфорта, зато сложнее приходится слабым клубам, которые порой играют чуть ли не на любительском уровне. В этой ситуации скорее необходимо говорить о лимите на молодых игроков, лишь некоторые клубы понимают значимость воспитания молодежи. А у кого-то просто нет средства на это, потому что нерыночные механизмы создают дисбаланс в бюджетах клубов в пользу зарплатных ведомостей. Успехи спорта в Северной Америки связаны в первую очередь с тем, что спорт там — бизнес и шоу, дабы выбиться из конкурентной среды менеджерам, спортсменам, спортивным школам и индустрии в целом необходимо развиваться, а в России искусственные меры, как во времена СССР, могут привести лишь к стагнации.

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КУДА МЫ ИДЕМ

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов и болельщиков поделиться своим мнением о лимите на легионеров.

Владимир Крикунов — бывший тренер сборной России по хоккею, вице-президент ХК «Нефтехимик»:

— Все зависит от того, куда мы идем. Если мы создаем профессиональную коммерческую лигу, то считаю, что вообще стоит отменить все ограничения на количество легионеров. Если уж мы сделали нашу лигу по образу и подобию НХЛ, идем по пути американцев, то надо полностью отменять все ограничения на легионеров. Пусть играю те, кто лучше. И пусть каждый клуб берет себе столько иностранцев, сколько хочет. Нет же у рижского «Динамо» никакого лимита, но они больше пяти не берут, в минское «Динамо» порой по 15 человек набирали. А если у нас какие-то другие цели, то тогда нужно вводить какие-то лимиты, как сейчас. Но эти ограничения должны быть одинаковыми для всех команд лиги. Как тогда бороться нашему «Нефтехимику», где есть пять легионеров, с будущим новичком КХЛ финским «Йокеритом», где нет лимита на иностранцев, или чешским «Львом», или украинским «Донбассом», где тоже нет никаких ограничений на легионеров. Согласитесь, что такие города, как Хельсинки, Прага и Донецк, ни чем не слабее в экономическом плане Нижнекамска. Как можно бороться на равных с такими командами? Поэтому в одной лиге должны быть единые правила для всех команд! Все равно в основе будет лежать спортивный принцип. А так не поймешь, «Адмирал» играет с 7 легионерами, пускай им и дали льготы в первый год существования, каждый клуб выделил по игроку, все, хорошо. Так нет, им снова нужно больше легионеров, 9 хотят! Не хотите или не можете играть по общим правилам, то ищите другую лигу, хоть в Японии. Все должно быть справедливо. Ведь в НХЛ ни у одной команды нет никаких непонятных преференций. Все играют по одним правилам, так должно быть и у нас...

Ильнур Гизатуллин — чемпион России 1998 года в составе «Ак Барса», главный тренер «Ариады» (Волжск):

— Легионер изначально должен быть сильнее местных игроков, иначе какой смысл его приглашать? А в нашем хоккее и футболе зачастую играют иностранцы, ни чем не превосходящие по классу наших ребят, а иногда и хуже наших, какой, спрашивается, смысл набирать таких иностранцев? На практике же получается, что многие легионеры не приживаются в наших условиях, менталитет им наш никак не подходит, занимают чужое место, точнее, место наших ребят, а потом выплачиваем им немалые деньги. Думаю, что стоит оставить в КХЛ такой же лимит на легионеров, не больше пяти человек в команде. Для российских клубов, а иностранные клубы КХЛ, ради Бога, пускай набирают себе, сколько хотят легионеров. Приятно же смотреть на такие команды, как «Медвешчак» или «Лев», где играют такие сильные легионеры, играть с таким командами интересно, мы же все равно радеем за российский хоккей.

Сергей Чернышов — директор ВК «Динамо» (Казань):

— Сейчас в нашем женском волейболе есть лимит на легионеров — две в заявке команды. И хотя я сравнительно недавно работаю в волейболе, я всегда поддерживал нынешний лимит, хотя попытки уменьшить лимит с целью поддержки российских игроков были и есть, как и противоположные — убрать лимит вовсе, открыть ворота. Но нынешний регламент на легионеров себя оправдал, посмотрите на успехи сборной России что женской, что мужской. Посмотрите на клубы, которые при таком лимите остаются сильнейшими на континенте: «Белогорье» у мужчин и наше «Динамо» у женщин. Выигрывают все что можно. Да, я слышал выступление министра спорта России Виталия Мутко на тему легионеров, но, повторюсь, в нашем волейболе нынешний лимит себя оправдывает, приносит свои плоды. Зная наш регламент, мы стремимся укомплектоваться молодыми волейболистками, обкатать их, и у них есть отличный шанс пробиться в основу. Посмотрите, как девушки из малобюджетных клубов, скажем, из «Уфимочки», пробиваются в сборную России, становятся чемпионками Европы, лидерами сборной. Поэтому я двумя руками за сохранение в нашем волейболе нынешнего лимита на легионеров, два человека в заявке на игру.

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Будет меньше легионеров, соответственно, будут брать больше своих воспитанников, будут заниматься развитием своих школ. Я считаю, что ограничение по количеству легионеров — очень хороший, качественный и грамотный шаг. Потому что приглашая легионеров, мы спонсируем спортивные школы других стран. И тут либо иностранным спортсменам придется менять гражданство, как это было с Виктором Аном, что, собственно, тоже неплохо, либо спортивным школам и клубам придется улучшать селекцию, и начнут уделять больше внимание на наших молодых талантов. Потенциал в стране есть, просто пока спорту не уделяют должного внимания.

Что касается высоких зарплат у наших спортсменов, то в этом вопросе нужно еще разбираться. Я не уверен, что на самом деле все зависит от спортсменов. Нередки были случаи, по-моему, с тем же «Рубином», когда на бумаге был один порядок цифр, а на деле спортсмен получал иную сумму, гораздо ниже написанной. Поэтому есть смысл говорить о какой-то собственной, внутриклубной бухгалтерии. Кроме того, у спортсменов есть тренеры, директора, агенты и так далее.

Расул Садриев — генеральный директор «ХороShow»:

— Я думаю, что эти ограничения вполне логичны. Давайте вспомним Олимпийские игры в Сочи, которые прошли совсем недавно. Хоккей. И тут все просто, все легионеры, которые играют за наши команды, часто выступают в первых-вторых звеньях. Это самые ударные звенья, звенья, в которых реально надо работать. И тут получается такой момент, что они нам дают хорошую игру, но в то же время мы их натаскиваем, даем опыт и знания. Когда те же легионеры выходят бороться, но уже в составе своих сборных, они также борются в первых звеньях и просто громят наших подчистую. Если говорить о заработных платах наших игроков, то не могу не согласиться — она завышенная. Я думаю, можно просто поставить какие-то ограничения по этим суммам.

Вообще, будем учить наших спортсменов. Да, может быть, мы провалим пару турниров, но зато будет какой прекрасный задел! Прекрасный пример краснодарского клуба Сергея Галицкого, который вкладывает собственные деньги на развитие клуба, а не осваивает спонсорские.