КАК ТЕНДЕРЫ РАЗРУШАЮТ ТАТАРСКОЕ КИНО

Сегодня фактически каждый может снимать кино. Если раньше оборудование было недоступно большинству людей, то сегодня достаточно иметь хороший фотоаппарат с функцией записи видео — и вперед. Поэтому сейчас в киноотрасли происходит глобальный бардак и сплошная самодеятельность. Снимают все кому не лень, а люди, получившие профильное образование, часто остаются без работы. Я преподаю кинорежиссуру в Казанском государственном университете культуры и искусства и знаю, что довольно большое количество студентов после окончания вуза уходят в никуда. Порой свадебный оператор зарабатывает больше, чем наш специалист.

Минкульт РТ часто проводит тендеры на съемку игрового и документального кино. Участвовать в нем могут все. Однако никто не смотрит, есть ли в творческих группах претендентов люди с высшим профессиональным кинематографическим образованием. А потом получается, что из 50 организаций только две могут снять профессиональное кино.

Оборотная сторона непрофессионализма — демпинг. Не профессионалу кажется, что это очень большие деньги — снять кино за 500 тыс. рублей. Он понижает лот до 250 тыс. и выигрывает тендер. В итоге он сам ничего толком не зарабатывает и кино хорошим не получается.

Случается и так: тендер выигрывает компания, которая никакого отношения к Татарстану не имеет, а потом предлагает снять кино нам, естественно, за меньшую плату.

НЕТ ОБРАЗОВАНИЯ — СНИМАЙ ЗА СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ

У меня очень много предложений, что называется, «с улицы» — от ребят, которые хотят снимать кино. Да, они молодцы. Пожалуйста, снимайте на собственные деньги, ищите самостоятельно инвесторов, доказывайте, что действительно конкурентоспособны на этом рынке. Людям кажется, что это такой сказочный мир, где можно прийти и быстро снять шедевр. На самом деле это очень фундаментальная, серьезная работа, а точнее, ремесло. Это касается и постановки кадра, и умения работать с актером, и знания всей оптики, и кучи других нюансов, которые просто нужно знать. Поэтому я придерживаюсь мнения, что если хотите снимать кино, то получите сначала профессиональное образование.

Закономерно, что последние работы, снятые в Татарстане с большим бюджетом, мало кто посмотрел. Возьмем, к примеру, «Сокровища О. К.». Дмитрий Коробкин имеет операторское образование, но не режиссерское. Если бы более скрупулезно к этому относились при запуске картины в производство, таких осечек не было бы.

Мне кажется, минкульт и другие бюджетные организации должны обращать на это внимание и разыгрывать тендеры только среди укомплектованных профессиональных творческих групп. Иначе профессионалы из отрасли будут уходить.

Получается заколдованный круг. Во время учебы многие ребята понимают, что после окончания вуза не смогут заработать достаточное количество денег, и теряют интерес к профессии. В свою очередь, профессионалов, обладающих огромным опытом, тоже преподавать в университете не заставишь, так как студентам неинтересно, что они пытаются донести. Хотя я уверен, что деньги в отрасли есть, просто они неправильно распределяются.

БАШКИРАМ МОЖНО, А НАМ НЕЛЬЗЯ?

Меня часто спрашивают, есть ли будущее у татарстанского игрового кинематографа? Мне кажется, нам действительно не хватает хорошего игрового кино. Может быть, минкульту при поддержке президента РТ Рустама Минниханова пора принять решение, что раз в год выделять хороший бюджет на полнометражный фильм? А то сегодня много снимается самодеятельным образом, а люди после этого говорят: посмотрите, какое странное кино снимают в Татарстане! Как ни крути, нас начинают сравнивать с российским кинематографом, хотя бюджеты несопоставимы — наших картин от 300 тыс. до 1,5 млн. рублей.

Как мне собрать 150 профессионалов, которые будут работать над картиной за небольшие деньги? Я не настолько харизматичен, чтобы бесплатно заставить работать такую огромную команду!

Кстати, в Якутии и Башкортостане уже существует практика выделения крупных денег для съемки национального игрового кино. Делается это раз в год, а сумма может достигать 50 млн. рублей. И оно востребовано, картины прокатываются в местных кинотеатрах.

Если говорить о сценариях, то есть и авторы, и идеи есть. Нет мотивации. Если закладывать хорошие бюджеты в тендерах, я уверяю, движение будет. Появится профессиональная конкуренция. А сейчас часто деньги уходят на содержание местечкового кинематографа.

Лично я уже не готов на самодеятельном уровне снимать кино, это не серьезно. Нужно летать на самолетах, жить в гостиницах, работать с хорошим оператором, монтажером, сценаристом. Всем надо платить. У энтузиазма есть ограничения. До 35 лет можно быть энтузиастом, а дальше нужно кормить семью, бесплатно работать не хочется. Такой фильм должен стоить не меньше 10 млн. рублей.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ «АТТРАКЦИОННОГО МУСОРА»

Есть несколько критериев, на которые стоит обращать внимание, когда запускается картина. Нужно смотреть на образование людей, должен быть качественный сценарий, и я совсем не против возвращения худсоветов. Ничего плохого в этом нет. Нужно, чтобы решение по сценарию принималось не одним человеком вне зависимости от того, чиновник это высокого ранга или инвестор, а коллегиально. Хорошая идея всегда выдержит критику, а отказ от финансирования только подстегнет крепкого режиссера, он все равно снимет свой фильм, но чуть позже. Но сделать некий отсев обязательно надо. Нужно иметь холодную голову и выдавать деньги на те проекты, которые все-таки несут социальное значение, развитие человека, духовное развитие. Сегодня кинотеатры завалены «аттракционным мусором», на который многие уже и не ходят. Как только появляется более-менее интересная картина с размышлением, хорошим сценарием, сразу полные залы. Вспомните хотя бы тот же «Географ глобус пропил»...

КИНО ДЛЯ ЦЕЛОЙ НАЦИИ

В последнее время я начал тяготеть к документальному кино на татарском языке. Сейчас планирую снять кино об актере Равиле Шарафееве. Оказывается, до сих пор нет фильма, который подробно рассказывал о нем. Еще одна идея — рассказать историю татарского языка, изменения, места на различных континентах, где говорят на нем. Ведь татарский язык 14-й в мире по численности говорящих на нем человек. Я сейчас над этой задумкой работаю. Но этот проект с очень серьезным бюджетом. Все будет зависеть от финансирования.

Мне кажется, эта картина прежде всего нужна для министерства образования, чтобы можно было приучать к языку в школах. Фильм должен быть на трех языках, чтобы он был доступен для максимального количества зрителей.

Эту работу я хочу снять для себя, для людей, которые окружают меня. Мне хочется им понравиться. Чтобы поверили, что, мол, есть режиссер, который действительно может снять хороший качественный понятый фильм для Татарстана. В Москве таких, как я, очень много, надо это признать. Там придется лет 5 - 10 побегать, чтобы добиться чего-то.

Но я же татарин, я часть этого народа. Татары вторые по численности в России, для них нужно снимать игровые фильмы, в их интерьерах, рассказать про их проблемы и внутренние переживания.

Ильдар Ягафаров