В субботу в казанском центре современной культуры «Смена» прошел концерт московского оркестра без названия. Его участники, среди которых есть несколько бывших казанцев, показали и сыграли фрагмент из «Великого учения» Корнелиуса Кардью. Концерт слушал и удивлялся корреспондент «БИЗНЕС Online».
По сути, участники оркестра должны были озвучить изречение Конфуция, следуя указаниям Корнелиуса Кардью: «За выверенностью вещей стоит совершенство знания, за совершенством знания следует искренность помыслов, за искренностью помыслов следует выправленность сердца, за выправленностью сердца стоит усовершенствованность личности, за усовершенствованностью личности следует выравнивание семьи, за выравненностью семьи следует упорядоченность государства, за упорядоченностью государства следует уравновешенность Поднебесной».
Сочинение делилось на несколько блоков, которые можно было субъективно описать как перкуссионный, медитативный, духовой, смеховой (несколько минут бесконечного ха-ха-ха и хи-хи-хи), индустриальный, дроуновый и так далее. Звуки извлекались не только из медных и деревянных духовых, скрипичных, ударных инструментов, но и с помощью молотков, дрелей, пружин, листов железа, игрушек и тому подобного. Порой эти звуки доносились чуть слышно, так что зрителям было тяжело сдержаться, чтобы не скрипнуть стулом или сделать лишний шаг. А порой артисты разряжались диким грохотом. При этом в их действиях, разумеется, была система, хотя доля импровизации тоже допускалась. Выступление продолжалось несколько часов и послужило масштабной иллюстрацией того, чем может быть современная академическая музыка. Сегодня оркестр повторил свое выступление в музее истории Свияжска.
Справка
Корнелиус Кардью до сих пор остается фигурой загадочной и, как говорят, спорной. Он родился в 1936 году. Ребенком пел в церковном хоре, потом поступил в королевскую академию музыки в Лондоне, где изучал фортепиано, виолончель и композицию.
В 1957 он приехал в Кельн к Карлхайнцу Штокхаузену, который взял его в качестве своего ассистента. В качестве композитора Кардью написал множество сочинений, партитура которых была не совсем очевидным образом зафиксирована на бумаге. Иногда это были вполне опознаваемые ноты, но вот их длительности и относительная громкость должны были определяться исполнителем. Или противоположная крайность — присутствовало так много указаний, регламентирующих каждый звук, что все их учесть просто физически было невозможно, потому исполнитель сам выбирает, каким указаниям композитора он следует, а какие игнорирует.
В конце 60-х стал изучать китайский язык, живо интересовался китайской музыкой, культурой и учением Мао. Организовал Scratch Orchestra — «Оркестр Царапина». Это было предприятие в духе кружка революционной пролетарской самодеятельности. Оркестр состоял из людей с улицы, не владевших никакими музыкальными инструментами. Например, одна женщина приносила с собой огромные напольные часы и время от времени включала их систему звона и боя, возможно, всего три раза за весь концерт. Кардью был уверен, что пролетариат сам должен делать музыку, а не доверять это буржуазной культуре.
В 1979-м композитор стал одним из создателей революционной коммунистической партии. 13 декабря 1981 года Кардью перед его домом в Лондоне сбила машина. Обстоятельства смерти прояснены не были.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.