Дотационное челнинское предприятие ООО «Электротранспорт» с надеждой ожидает пуска первого трамвая по новой ветке, которая соединит старую и новую части города. Завершение строительства запланировано на конец года, и уже в 2015-м, как рассказал вчера на пресс-конференции в мэрии гендиректор ООО «Электротранспорт» Рашид Шамсудинов, предприятие сможет самостоятельно отдавать лизинговые платежи за 10 новых вагонов, и деньги еще останутся. Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», оценили, насколько изменится ситуация на рынке пассажирских перевозок автограда с вводом новой трамвайной линии.
По словам Рашида Шамсудинова (в центре) предприятие ежегодно обслуживало в среднем до 23 млн. пассажиров, с введением новой линии это число увеличится до 30 млн. человек в год |
ПОД СНОС ПОПАЛО 75 РЕКЛАМНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Челнинское ООО «Электротранспорт» за счет строительства новой ветки рассчитывает к следующему году не просто выйти на рентабельность, но и иметь достаточно прибыли для модернизации подвижного состава. Вчера на пресс-конференции в мэрии города гендиректор предприятия Рашид Шамсудинов рассказал о перспективах проекта ценой 530 млн. рублей, за счет которого исполком планирует разгрузить основную городскую транспортную артерию — Набережночелнинский проспект, а «Электротраснпорт» — поправить свое экономическое положение. В прошлом руководство предприятия неоднократно жаловалось на убыточность, речь даже шла о неминуемом банкротстве. А в сентябре минувшего года мэр автограда Василь Шайхразиев планировал для развития трамвая привлечь кредит в 800 млн. рублей и даже проводил переговоры с делегацией ЕБРР.
Ожидаемое увеличение пассажиропотока для предприятия составит 7 млн. человек в год. Сегодня «Электротранспорт» ежегодно перевозит 23 млн. человек, и выход на 30 млн. будет означать возврат к показателям 5 - 7-летней давности. Шамсудинов не стал раскрывать в цифрах текущее финансовое состояние предприятия, лишь заявил, что ситуация тяжелая. «Общественный транспорт дотационный, — сказал он и тут же добавил, — хотя мы дотации не получаем, мы самостоятельны. Новая ветка даст нам порядка 90 миллионов дополнительных доходов, за вычетом текущих расходов у нас останется около 50 миллионов прибыли. Этими деньгами в следующем году мы сможем рассчитываться по лизингу». Также он отметил, что прибыль позволит предприятию долго не повышать тариф на проезд.
В лизинг предприятие берет 10 вагонов: 3 из них уже были получены в прошлом году, еще 7 на подходе. Подвижной состав приобретается по федеральной программе, поэтому предприятие отдает за новые трамваи половину цены, остальные 50% оплатили федеральный и республиканский бюджеты. В настоящее время «Электротранспорт» ежедневно выпускает в город 76 - 80 единиц подвижного состава, с учетом новой линии ожидается увеличение до 100 единиц. Шамсудинов пояснил, что новые вагоны не увеличивают парк — они куплены на смену старым. В общей сложности предприятие как располагало, так и сохранило 120 единиц подвижного состава, часть вагонов находится на консервации.
По словам Шамсудинова, деньги, выделенные республикой на строительство трамвайной ветки, город планирует полностью освоить и пустить трамваи уже до конца текущего года. Такая задача поставлена президентом РТ Рустамом Миннихановым. Сейчас вдоль Набережночелнинского проспекта вырублены деревья, готовятся к сносу 6 торгово-остановочных павильонов. Как уточнила корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный архитектор города Ольга Никитина, капитальных объектов по пути следования трамвая нет, а те павильоны, что будут снесены, знали, что их ждет, с самого начала. «У них в условиях получения земельного участка было оговорено, что земля дается до начала строительства трамвайных путей, — сообщила Никитина. — Более того, в последние годы у них срок аренды каждый раз продлялся не более чем на 11 месяцев, поэтому правовой проблемы нет. Из тех, кто расположен по трамвайной линии, ни у кого договор нарушен не будет — сроки аренды вышли. Затраты они уже отбили, сегодня сдают павильоны в аренду». Как уточнил корреспонденту «БИЗНЕС Online» врио начальника управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития Ильназ Газизуллин, под снос также попали 75 рекламных конструкций.
Схема ветки (Чтобы загрузить картинку полностью, кликните по ней мышкой) |
ПО ГЕНПЛАНУ ЧЕЛНАМ НУЖНО ЕЩЕ 5 ЛИНИЙ
Напомним, три месяца назад ООО «Электротранспорт» из собственности ОАО «КАМАЗ» перешло под крыло муниципалитета. Как отметил Шамсудинов, КАМАЗ не мог развивать трамвай в городе, вкладывая в общественный транспорт средства. Хотя, отдавая трамваи городу, завод обещал продолжить дотировать предприятие в объеме 30 млн. рублей ежегодно. Теперь же город имеет возможность выступать в качестве заказчика и дело должно пойти в гору — строительство новой ветки тому доказательство. Других планов, например, по вхождению в целевые программы, судя по всему, пока на повестке дня нет, во всяком случае, вопрос на эту тему гендиректор пресек напоминанием о том, как недолго еще «Электротранспорт» работает в структуре муниципалитета. Заказчиком нового проекта выступило казанское ГКУ «Главтатдортранс», генподрядчиком — местное муниципальное казенное предприятие «Дирекция инжиниринга и аудита строительства».
Ветка, которая соединит старую и новую части города, предусматривает пуск скоростного трамвая, хотя разница с обычным невелика, по словам Шамсудинова, скоростным считается вагон, который движется со скоростью свыше 22 км/ч (нынешние трамваи «Электротранспорта» развивают скорость не более 19 км/ч). Никитина отметила, что изначально в Челнах планировались именно скоростные трамваи, хотя используемое «Электротранспортом» депо строилось как троллейбусное.
«Нашему скоростному трамваю будет обеспечено преимущественное движение как по светофорному регулированию, так и по подходу к остановкам, — сообщил Шамсудинов. — Это будет «зеленая волна» для трамвая. В результате мы сократим движение из одного конца города до другого минут на 15 за счет технических возможностей трамвая, а с решением всех организационных вопросов, наверное, подойдем к 25 минутам».
Схема существующих и перспективных трамвайных линий согласно генплану Набережных Челнов (Чтобы загрузить картинку полностью, кликните по ней мышкой) |
Вообще, генплан Челнов, разработанный в 1970-х годах, предусматривал 5 перспективных трамвайных линий, первой из которых стала строящаяся. С тех пор ничего нового в схему не вносилось и новая ветка также полностью соответствует проекту первостроителей. В одну сторону линия протянется на 6,1 километра. На 11 остановках установят 22 павильона. В основном новые остановки будут привязаны к уже существующим, чтобы сохранить возможность оперативного выбора транспорта. На каждой появится табло с обратным отсчетом времени прибытия трамвая. Шамсудинов также отметил, что реализация старого проекта стала целиком заслугой мэра. Одновременно с Челнами аналогичной проблемой озабочен и Нижнекамск, однако там вопрос пока остается открытым.
Важность проекта его инициаторы рассматривают не только с точки зрения разгрузки автодороги, по расчетам, трамвай «снимет» с дороги порядка 150 машин в час, но и с экологической. По будущему пути следования трамвая есть перегруженные участки дороги, в первую очередь Шамсудинов отметил район 32 и 62 комплексов, где обилие машин около остановок и светофоров порождает сильную загазованность, особенно зимой. Кроме того, гендиректор «Электротранспорта» отметил безопасность трамвая. «Это самый безопасный вид общественного транспорта на сегодня — 15 тонн веса с соответствующей инерцией. И мы сможем перевозить порядка 20 - 25 тысяч пассажиров в час. Большие автобусы перевозят 10 - 12 тысяч, маленькие — 4 - 5 тысяч пассажиров в час», — уточнил он. Что касается новых маршрутов, то они должны сформироваться в первые два-три месяца эксплуатации ветки.
Загруженность пассажирским автотранспортом Набережночелнинского проспекта в сторону поселка ГЭС (Чтобы загрузить картинку полностью, кликните по ней мышкой) |
«С КАЖДЫМ ГОДОМ ПАССАЖИРОПОТОК ТОЛЬКО ПАДАЕТ»
Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», оценили, насколько изменится ситуация на рынке пассажирских перевозок автограда после ввода в строй новой трамвайной линии.
Фаргат Набиев — генеральный директор ЗАО «ПАК-инвест»:
— Да, у трамвая есть свои пассажиры, и они вполне могут забрать большую часть пассажиров у автобусов. Там и салон просторнее, и двери широкие, с коляской молодые мамы могут зайти, и более-менее регулярно ходит по сравнению с автобусами. В частности, работники КАМАЗа предпочитают трамвай. Они уже расписание наизусть знают, в нужное им время выходят и уезжают куда им надо. Я не уверен, что именно 7 миллионов человек в год уйдут от автобусов в трамваи, но какое-то количество, причем немалое, пересядет на трамвай.
Естественно, это скажется на нашем бизнесе, пассажиропоток уменьшится. Наверное, будем думать о том, чтобы уменьшить количество автобусов, потому что гонять их с двумя пассажирами смысла нет. Будем смотреть на выручку. Но в любом случае не бывает так, что в городе все ездят только на трамваях или все только на автобусах. Думаю, пассажиров всем хватит. Правда, с каждым годом все больше становится автовладельцев. Их уже в общественный транспорт никогда не пересадить. Пусть пробки, пусть разбитые дороги, пусть бензин дорогой, но они будут ездить на автомобиле.
Транспортный поток по Набережночелнинскому проспекту в одну сторону (Чтобы загрузить картинку полностью, кликните по ней мышкой) |
Николай Тятюшкин — председатель некоммерческого партнерства «Союз камских перевозчиков»:
— Я за развитие электротранспорта в городе. Мне до пенсии осталось совсем немного, скоро я уйду из этого бизнеса, пусть мое место займет электротранспорт. Это же хорошо! У людей будет выбор, пусть «Электротранспорт» забирает у нас пассажиров, ничего страшного в связи с этим не произойдет. Я считаю, что появление новой трамвайной линии вообще никак не изменит ситуацию на рынке пассажирских перевозок Набережных Челнов. Ну, соединится проспект Сююмбике со старой часть города? А вот если посмотреть ситуацию на проспекте Московский, откуда тоже ходят трамваи до поселка Сидоровка, то от других проспектов он вообще ничем не отличается. Там даже больше автобусов ходит, чем по Сююмбике. Я как перевозчик в одном лице, осуществляющий пассажирские перевозки по Сююмбике, могу заявить о том, что готов хоть сегодня отдать всех льготников трамвайщикам. Всех денег все равно никогда не заберешь. Основное недовольство же идет от льготников, вот пусть на трамваях ездят, если автобусы им так не нравятся.
Рассчитывать на то, что с появлением новой линии люди пересядут из автомобилей на трамвай, — это из области фантастики. В первую очередь в городе планируется капитальный ремонт дороги на проспекте Сююмбике, а проспект Набережночелнинский так и останется разбитым. Но несмотря на частые аварии, которые там происходят, на регулярно возникающие пробки, люди все равно предпочитают ездить на автомобилях. Вот скажите мне, кто сегодня мешает людям спокойно доехать до заводов КАМАЗа на трамвае? Тем не менее они же садятся на автобус и все время высказывают недовольство, что мало автобусов. Хотя, казалось бы, садись в трамвай да езжай! Нет, не хотят почему-то.
Когда я еще в этом бизнесе не работал, то все время удивлялся, почему в Челнах не закупили троллейбусы. Если посмотреть на старые города с их узкими улицами, со множеством поворотов по маршруту, когда «рога» троллейбусов вылетают — они очень неудобные, тем не менее троллейбусы там ездят. А в Челнах прямые широкие проспекты, а троллейбусов нет. Базу ПАТП возле пединститута спокойно можно было бы переоборудовать для троллейбусов. Ведь к автобусам, которых оттуда убрали, самая большая претензия была, что они сильно дымят, экологическую ситуацию осложняют. С троллейбусами-то такой проблемы нет.
Наиль Садриев — директор ПАТП №4 Казани:
— Тут все очень просто: если новая трамвайная линия будет востребована у людей, то пассажиропоток увеличится, нет, значит, нет. Что касается гипотетической возможности того, что люди будут где-то оставлять свои автомобили и ездить на трамвае, то в это, честно говоря, мало верится, потому что такого нет даже в Казани, где пробок намного больше, чем в Челнах. С каждым годом пассажиропоток в городском общественном транспорте только падает. А что касается предпочтений, автобус или трамвай, то тут как кому удобно. Если можно на метро с Горок до Авиастроительного района за 25 минут доехать, естественно, никто не будет полтора часа трястись в автобусе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.