Сотрудничество с австрийской консалтинговой компанией Kohl&Partner обошлись РТ в 2,8 миллиона рублей

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» ПО ПРИМЕРУ БРАТЬЕВ-БАШКИР

На сайте минмолодежи недавно появился мастер-план развития туристической отрасли в РТ, который подготовила австрийская консалтинговая компания Kohl&Partner. Этот документ достаточно долго обсуждался, о нем рассказывали на многочисленных коллегиях, в интервью СМИ и на пресс-конференциях. С созданием в Татарстане агентства по туризму, которое уже преобразовалось в госкомитет, этот документ был объявлен «дорожной картой» для развития туристической отрасли. Теперь все желающие могут ознакомиться с документом на сайте минмолодежи.

Впервые об участии Kohl&Partner в разработке мастер-плана было объявлено летом 2013 года. Как потом объяснили чиновники, сотрудничать с австрийцами решили по примеру коллег из Башкортостана, для которых они разработали подобный документ еще в 2008 году (о неоднозначном опыте сотрудничества австрийцев с российскими регионами читайте в справке).

Руководитель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов прокомментировал нашему изданию подготовленный мастер-план: «Австрийцы работу в рамках мастер-плана закончили, передали нам результаты. Их услуги обошлись нам в 2,8 миллиона рублей. Сейчас мы согласовываем в заинтересованных министерствах и ведомствах программу развития туризма и гостеприимства, которая построена на рекомендации австрийской компании. Там сделаны акценты на мероприятиях, которые они нам рекомендовали и на которые нас ориентировали. Например, что касается круизного туризма, они говорили, что ресурс у Волги колоссальный, но в том числе рекомендовали нам использовать ресурс и тех объектов, которые находятся на земле, на территории республики, сочетать их с круизным продуктом».

Сергей Иванов
Сергей Иванов: «Сейчас мы согласовываем в заинтересованных министерствах и ведомствах программу развития туризма и гостеприимства, которая построена на рекомендации австрийской компании»

ОТ АНАЛИЗА ДО СТРАТЕГИИ

Что же приготовили австрийцы для Татарстана? Весь документ уместился на 30 страницах. То есть учитывая, что республика заплатила за него 2,8 млн. рублей, то одна станица обошлась в чуть больше чем 90 тыс. рублей.

Мастер-план состоит из нескольких пунктов: анализа сегодняшнего положения отрасли, лучшие примеры из практики, стратегия развития туризма, план действий, маркетинговая стратегия и туристический бренд Татарстана.

Газета «БИЗНЕС Online» изучила вместе с экспертами, что предлагают австрийцы для повышения туристической привлекательности Татарстана.

Самыми первыми в мастер-плане приводятся данные Росстата (маркетологи из Австрии особо не стали заморачиваться поиском иных данных) за 2012 год из рейтинга российских регионов по числу зарегистрированных ежегодных ночевок. Так вот, по этому показателю два года назад Татарстан находился на 8-м месте среди регионов России с 4,4 млн. ночевок. В нашей республике почти половина ночевок приходится на долю Казани (2,1 млн.), далее идут Набережные Челны (446 тыс.) и Зеленодольский район (221 тысяча). Для сравнения: в России в первой тройке — Краснодарский край (24,7 млн. ночевок — здесь все понятно, свою роль играют Сочи и другие морские курорты), Москва (14,2 млн.) и Московская область (11,3 миллиона).

Вячеслав Самолин — гендиректор бюро «Волжские путешествия»
Вячеслав Самолин: «4 миллиона ночевок, которые озвучиваются на 2012 год в Татарстане, — это совсем не то же, что 4 миллиона туристов. В общем, над статистикой им еще надо работать»

СИТУАЦИЯ С ЗАГРУЗКОЙ ОТЕЛЕЙ АХОВАЯ

Чуть ниже дается прогноз, какие тенденции ожидают нашу республику в будущем. По подсчетам австрийцев (методика, однако, не приводится), в Татарстане к 2025 году количество ночевок увеличится более чем в два раза по сравнению с 2012 годом и составит 10 миллионов. При этом доля ночевок отдыхающих должна достичь 55% (16% в 2012), деловых туристов — 27% (36% в 2012) и посетителей санаториев — 18% (48% в 2012). Вячеслав Самолин — гендиректор бюро «Волжские путешествия», который также ознакомился с документом, резонно заметил, что австрийские консультанты несколько подменяют понятия, оперируют исключительно данными Ростата по количеству ночевок. «4 миллиона ночевок, которые озвучиваются на 2012 год в Татарстане, — это совсем не то же, что 4 миллиона туристов. В общем, над статистикой им еще надо работать», — озвучил свое замечание представитель турбизнеса.

Татарстан станет одним из пяти ведущих туристических регионов России (исходя из числа ночевок в год), обещают австрийцы, а Казань войдет в пятерку самых известных российских турнаправлений за пределами русскоязычного рынка. Кроме этого, предполагается, что у РТ будет разработан четкий туристический бренд, а правительство республики будет кадрово и финансово поддерживать отрасль.

При этом увеличение количества ночевок до 10 млн. человек приведет к ежегодным доходам (прямым и косвенным) в сфере туризма в 68,5 млрд. рублей. В 2012 году эта цифра составила 21,6 млрд. рублей. Ожидается, что к 2025 году количество мест в гостиницах увеличится с 13,2 тыс. (2012 год) до 28,2 тысяч (2025). А загрузка гостиниц вырастет почти на треть с 39,3% (2012) до 67,7% (2025).

58750.jpg
Евгения Лодвигова: «Я знакома с данным мастер-планом, но одно дело — его написать, а другое — реализовать»

Евгения Лодвигова еще до своего назначения в казанскую мэрию на пост руководителя управления внешних связей и туризма прокомментировала прогнозы австрийцев по загрузке гостиниц. «Я знакома с данным мастер-планом, но одно дело — его написать, а другое — реализовать. Если план будет реализован так, как все в нем написано, и на его реализацию будут выделены средства, почему бы и нет. Компания, наверное, просчитывала, как может увеличиться количество ночевок в республике. И если загрузка будет 68 процентов, то, наверное, и доходность в сфере туризма будет высокая. Другой вопрос: будет ли 68процентов? — говорит бывший управляющий гостиниц «Шаляпин» и «Гранд Отель». — Достижение 10 миллионов ночевок к 2025 году в Татарстане, наверное, реально. Но я всегда говорю, что нужна очень четкая реализация плана после его написания. Сейчас количество ночевок по Казани не растет вообще. Гостиничный рынок упал на 15 процентов по сравнению с прошлым годом. Январь, февраль, март — вообще ужасные месяцы. Сейчас абсолютно нет загрузки в правительственном сегменте. Те индивидуалы, которые останавливались у нас, разбрелись по другим отелям. Рынок поделил то, что было, а нового, к сожалению, не прибавилось. Ситуация аховая, и, думаю, сейчас даже идет речь о том, чтобы некоторые гостиницы переориентировать под офисные помещения».

Представитель Kohl&Partner Кристофер Хинтереггер
Кристофер Хинтереггер выделил три основных, самых сильных направления, в которых Татарстан может себя реализовать – это городской, деловой и культурный туризм

МАРКЕТИНГОВЫЕ БЮДЖЕТЫ КАК ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА

В документе указывается, что есть пять препятствий для развития туризма в Татарстане: незнание о туристической привлекательности Казани как в России, так и за рубежом, низкое число развитых туристических достопримечательностей за пределами Казани, отсутствие у РТ и Казани туристического бренда, большие расстояния между туристическими объектами РТ, низкий бюджет на развитие туризма в соответствующем министерстве.

Представитель Kohl&Partner Кристофер Хинтереггер, выступая в конце ноября прошлого года с докладом на коллегии минмолодежи по развитию туризма в РТ, дал, ссылаясь на практику стран Восточной Европы, свой рецепт, как устранить эти препятствия. Он не был оригинален (впрочем, австрийская компания вообще в своих российских исследованиях старается оперировать не миллионами, а миллиардами рублей, об этом чуть ниже): Татарстан должен выделять минимум 150 млн. рублей в год на маркетинг туризма вместо имеющихся 15 млн. рублей. По его словам, в мастер-плане для РТ прописано 12 пилотных проектов, некоторые из них требуют не менее 900 млн. рублей ежегодных инвестиций.

В самом мастер-плане можно найти слайд с информацией, какие средства маркетинга существуют, какие цели они должны реализовать. Последних также пять, и они не блещут оригинальностью: повысить осведомленность о Татарстане, повысить число туристов, продвигать конкретные турпродукты, распространять представления «о важности туризма в РТ как источника дохода, привлекательности работы в сфере туризма Татарстана».

На выбор предлагаются три медиаплана с разными бюджетами: 100 - 150 млн. рублей; 150 - 250 млн. рублей; 250 - 350 млн. рублей.

Для увеличения нажмите на картинку
Для увеличения картинки кликните по ней мышкой

Возьмем для примера бюджет в 100 - 150 млн. рублей. Большую часть средств (22 - 26%) предлагается направить на общую рекламу, затем на ярмарки (14 - 18%) и фестивали/события (8 - 12%). Целевые рынки для маркетинговых мероприятий: Россия (80 - 84%), страны СНГ с акцентом на Украину и Казахстан (3 - 7%), страны Европы с акцентом на Германию и Великобританию (5 - 9%) и Китай (4 - 8%).

ТРИ КИТА КАПИТАНА ОЧЕВИДНОСТЬ

Отведено в мастер-плане и место уникальным преимуществам Татарстана. Их оказалось три: Казань, татарская культура и река Волга.

Изучив спектр достопримечательностей, австрийцы предлагают развивать в республике четыре основных типа туризма: городской, культурный, деловой и паломнический. Возможности оздоровительного туризма, а также горного и зимнего оценены как средние. При этом предлагается развивать некоторые более узкие типы туризма, например, рыболовный туризм и охоту, клубный, сельский, спортивный, археологический, походный и архитектурный туризм.

Отсюда австрийцы делают свои предложения, которые они назвали «14 стратегий». Во-первых, предлагается использовать Казань как пункт притяжения в Татарстан (как говорится, секрет Полишинеля) и добавить дополнительных достопримечательностей. В мастер-плане констатируется, что помимо столицы РТ основными центрами притяжения туристов в республике являются Раифа и патронируемые Минтимером Шаймиевым Болгар и Свияжск.

Австрийская компания предлагает дополнить карту достопримечательностей следующими объектами: это старинная усадьба «Долгая поляна» (в окрестностях этой тетюшской деревни располагается комплексный природный и историко-архитектурный памятник площадью около 400 гектаров. Включает территорию деревни Долгая Поляна с прилегающей поляной и широколиственным лесом на правобережном склоне Волги, усадьбу помещиков Молоствовых с господским домом второй половины ХІХ века, лиственничную, липовую и березовую аллеи, экзотические деревья и кустарники), некий археологический памятник (возможно, речь идет об усадьбе Молоствова) в тех же Тетюшах и... мемориал в память о погибших в «Булгарии».

В список также включена обсерватория и Куйбышевское водохранилище, археологический музей в Билярске, музей Пастернака в Чистополе и ремесленная фабрика в Алексеевском, а также Елабужский государственный музей-заповедник.

Помимо этого австрийцы предлагают создать еще 11 новых туристических магнитов. Правда, опрос экспертов «БИЗНЕС Online» показал, что как минимум одна из идей принадлежит местным туроператорам. Например, создание татарской этнодеревни. Вячеслав Самолин говорит, что эту идею предлагали уже несколько лет назад. «И русскую деревню тоже предлагали создать. Мы уже четыре года предлагали свои идеи, и ничего. Хотя Иванов побеседовал с нами и все, что мы сказали, включил в этот документ», — сетует он.

Среди других идей создание велодорожек вдоль Волги, некий «Парк развлечений», «Акваленд на Волге» и «Русский сафари-парк». Одна из стратегий говорит о необходимости убедить известные местные компании и спортклубы — «КАМАЗ», «Татнефть», «Ак Барс» — создавать достопримечательности на территории своих объектов. В пример приводится ФК «Рубин», планирующий открыть музей на территории стадиона «Казань-Арена».

ИМПОЗАТНАЯ 100-МЕТРОВАЯ БАШНЯ ЗА 300 МЛН. РУБЛЕЙ

Отдельным слайдом выделено предложение по строительству 100-метровой «Волжской башни». Видимо, тут австрийцы решили сыграть на амбициях местных девелоперов. Правда, само описание проекта вызывает вопросы даже у неискушенных казанцев.

Очередной небоскреб предлагают построить на пустынном берегу Волги, оснастить его лифтом, наверху разместить смотровую площадку, которую нужно сконструировать из прозрачного материала. В башне предлагают разместить ресторан/кафе, сувенирную лавку и игровую площадку для детей. «В идеале такая импозантная наблюдательная башня должна располагаться на возвышенности или скале около Волги, где открывается удивительный вид (например, на Куйбышевском водохранилище), — говорится в документе. На этом фантазия австрийцев не останавливается. — В качестве дополнительного эффекта к башне можно пристроить горку, по которой можно будет при желании съехать обратно вниз». Разработчики мастер-плана предлагают вложить 250 - 300 млн. рублей в это дело государству.

«В плане вызывает сомнения целесообразность строительства «Волжской башни». Где планируется строительство 100-метровой башни, близость к туристическим маршрутам, стоимость проекта и соответственно планируемая стоимость входного билета? Понимая примерный бюджет постройки, могу сказать, что больше шансов, что цель не оправдывает средства. Гораздо проще вложить средства в более низкобюджетные проекты, размещенные по туристическим маршрутам, которые помогут [заполнить] визуально длительные расстояния между историческими объектами», — считает Эдуард Замалеев — директор агентства путешествий «Якши Тревел». С коллегой согласен и Рустем Тарзиманов — директор по продажам «Салават Lufthansa City Centre».

«А ПОТОМ МОЖНО БУДЕТ ПОПОЛНИТЬ ФЛОТ КРАСИВЫМ КРУИЗНЫМ СУДНОМ»

Практически все эксперты сошлись во мнении о том, что самым сильным местом мастер-плана является акцент на развитие водного туризма. Правда, об этом — о важности использования речных путей в Татарстане — говорят уже не первый год и в этом случае австрийцев сложно назвать первооткрывателями.

Для развития речного туризма австрийцы предлагают организовать поездки по Волге, для чего рекомендуется приобрести «одно красивое экскурсионное судно на 250 - 300 человек (Казань — Свияжск), одно на 150 - 200 (для водных прогулок по Казани) и высокоскоростное на 150 - 200 (Казань — Болгар). «На более поздней стадии в зависимости от спроса и хода развития туризма в Татарстане можно будет пополнить флот красивым круизным судном (на 70 - 100 кают)», — советуют составители мастер-плана. Инвестиции в этот проект (закупку судов) иностранцы оценили на уровне 300 - 450 млн. рублей (без круизного судна). Впрочем, о возрождении речных перевозок думают и в татарстанском минтрансе, о том, что строить суда без субсидирования со стороны государства, говорят и сами участники рынка.

Озвучили австрийцы и давнюю мечту по созданию авиахаба в Казани, а точнее — привлечение в город множества бюджетных авиаперевозчиков. В качестве примера указывается, что приход ирландского авиадискаунтера Ryanair и других лоукостеров в польский Краков привели к росту количества международных туристов на 38%. Ryanair замкнул на себе из Кракова 25 авиарейсов в 11 стран мира.

Как отмечают эксперты, предложение австрийцев очень правильное и из разряда очевидных советов, о которых знают все местные эксперты. Местные власти уже десятилетиями бьются за привлечение новых перевозчиков, но пока не совсем успешно... От идеи до реализации все-таки оказался не один шаг.

Татарстанцам, уже и так преуспевшим в событийном маркетинге, австрийцы предлагают превратить национальный праздник Сабантуй в аналог карнавала в Рио-де-Жанейро. Сабантуй — это «то мероприятие, которое необходимо посетить в России». Именно с целью привлечения туристов предлагается праздник растянуть чуть ли не на неделю.

Среди последних пунктов стратегии значится оказание господдержки для сохранения и реставрации культурных объектов, сотрудничество с подходящими национальными и международными туроператорами для укрепления въездного туризма в РТ, правда, определение «подходящих» не раскрывается.

«БИЗНЕС Online» попытался связаться с австрийской компанией. Нами был отправлен запрос Елене Смирновой — представителю пресс-службы Kohl&Partner, однако ответа не последовало. На телефонные звонки также никто не ответил.

Для увеличения картинки кликните по ней мышкой

ЕСТЬ ЧТО РАСКРУЧИВАТЬ

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам изучить мастер-план и высказать свое мнение.

По словам генерального директора AVT Азамата Сабирова, похожую программу уже писали англичане, которые проводили аудит перед Универсиадой. «Глава администрации Кировского и Московского районов Казани Дамир Фаттахов при хорошем бюджете мог бы в Казани создать много мероприятий, которые стали бы центром притяжения туристов. В Казани ведь, откровенно говоря, особо смотреть нечего, исторический центр обезличен, — говорит Сабиров. — Например, в НКЦ мог быть аналог центра Помпиду. Но все упирается в финансирование. Пока у нас модно создавать различные технопарки, агропарки, IT-парки и кампусы».

Эдуард Замалеев — директор агентства путешествий «Якши Тревел» (сеть туристических агентств «1001 тур»):

— Хотелось бы отметить, что в целом в мастер-плане отмечены практически все недостатки нашей республики по приему и обслуживанию туристических групп. Один из основных перечисленных недостатков — это большие расстояния между туристическими объектами, которые можно разбавить дополнительно созданными туристическими объектами и достопримечательностями. Во многих туристических курортах есть туристические объекты, не имеющие исторической ценности, но они пользуются не меньшей популярностью, кроме того, со временем обрастают легендами и поверьями, все зависит от энтузиазма и фантазии.

Многие красивейшие места в Казани не имеют структуры для полноценного отдыха, как, например Голубое озеро. А что говорить о времяпровождении в период новогодних праздников? По пальцам можно пересчитать новогодние елки, которые имеют развлечения для детей! Радует, что в последние годы прибавился новодел у нового кукольного театра, но этим все и ограничивается, а исторический парк Черное озеро стоит в запустении...

Если говорить об истории, многие ли туристы, приехавшие в Казань, имели возможность созерцать храм-памятник воинам, погибшим при взятии Казани? Прекрасно понимаю, что это черная страница в истории татарского народа, но это история создания российской государственности, которая поддерживается силами нескольких энтузиастов. Куда делся дом Галы (Дьяконовой Елены), красотой которой восхищался Сальвадор Дали? Многие мировые бренды у нас до сих пор полноценно не раскручены, например, Лев Толстой, а стоило бы продвигать, хотя бы потому, что он в свое время учился в Казанском университете.

Есть один немаловажный момент, который, по моему мнению, не учли в плане развития туризма в Татарстане. Учитывая низкий бюджет на развитие туризма в настоящее время, следует обратить на него внимание. Имея высокоразвитую инфраструктуру города и международный аэропорт по отношению к соседним регионам (Марий Эл, Чувашию и так далее), в дополнение следует развивать транзитный туризм, разрабатывать маршруты, которые будут охватывать не только Татарстан, но и соседей, которые тоже заинтересованы в продвижении собственных регионов. Одно дело — пользоваться только собственными ресурсами, а другое — привлечь дополнительные. Какими бы большими не были финансовые вливания в раскрутку, они невозможны без командного духа с общей целью и энтузиастов.

Влада Саетова — директор агентства «КиВи тур»:

— Программа замечательная. И, конечно же, над всеми видами туризма надо работать, их развивать и говорить о них во всеуслышание! Удивительно, что этот мастер-план подготовлен австрийской компанией... Грустно. Создается впечатление, что мы сами не хотим потрудиться над такими вопросами (или не можем). Надо надеяться, что в жизнь будем воплощать сами, а не приглашенные гости.

«НИЧЕГО СВЕРХНОВОГО В ПРОГРАММЕ НЕТ, ДУМАЮ, ВПОЛНЕ РЕАЛЬНО БЫЛО И ЦЕЛЕВОМУ МИНИСТЕРСТВУ ЕЕ РАЗРАБОТАТЬ»

Рустем Тарзиманов — директор по продажам «Салават Lufthansa City Centre»:

— В целом программа хорошая, хотя и есть замечания. Ничего сверхнового в программе нет, думаю, вполне реально было и целевому министерству совместно с принимающими компаниями, гостиницами, санаториями разработать такой документ.

Не знаю, что имеется в виду под термином «городской туризм», видимо, экскурсионный? Если да, то, конечно, его надо развивать. В Татарстане есть что посмотреть. Культурный и деловой туризм, мне кажется, они и так у нас развиваются, но это все-таки не совсем туризм, это культурно-экономические отношения между странами, если они есть, то, соответственно, есть активность поездок. В республике для этого уже много делается, думаю, здесь ничего нового изобретать не надо. Паломнический туризм — очень сложная и тонкая вещь, тут надо подключать духовные управления. В принципе, уже наработки есть, это и Раифский монастырь, и Казанская икона божьей матери, и Болгар.

Мне кажется, надо развивать событийный туризм, хотя и это тоже уже делается (Универсиада, чемпионат мира по водными видам спорта, чемпионат мира по футболу, Цирк дю Солей, концерты звезд). Активнее надо подключать «Казань-Арену» для приглашения звезд, тогда и туристы с ближайших городов будут приезжать.

Про смотровую башню, на мой взгляд, это утопия, так как строить отдельно стоящую смотровую башню нецелесообразно. Она должна нести в себе серьезный функционал, а не служить только смотровой башней. Как правило, для таких целей используют уже существующие здания, например, у нас уже есть смотровая башня в Казани, в отеле «Ривьера». На одну башню турист не поедет.

На мой взгляд, чтобы турист поехал в Казань, Татарстан, для начала надо создать такие условия проживания для жителей республики, чтобы им было максимально комфортно и интересно жить здесь. То есть ориентироваться надо на своего туриста (жителей Татарстана и Поволжья, потом на жителей других регионов РФ и только потом на иностранных туристов, так как это все-таки штучный товар). Если даже будет серьезная маркетинговая раскрутка, но при этом туристическая инфраструктура не будет соответствовать рекламе, то это может дать обратный эффект.

Абсолютно согласен с тем, что надо развивать речные прогулки, но для этого нужны новые современные и комфортабельные суда. Без господдержки этот вопрос не решить. У республики есть все возможности: речные просторы, современный речной порт, завод по изготовлению речных судов, но нужна политическая воля и финансовые вложения.

Сабантуй раскрутить до уровня карнавала в Рио будет очень сложно, но в принципе что-то подобное сделать реально. Хотя, повторюсь, в первую очередь надо, чтобы интересно было местным жителям, тогда и туристы из других регионов будут приезжать. Хотя идея хорошая.

Ничего нереального в мастер-плане нет (только надо исключить башню). Думаю, из него надо почерпнуть полезные вещи и придерживаться их, то есть не надо полностью выполнять то, что там написано. Самое полезное из того, что я там нашел, — это развитие водного туризма (путешествия по Волге и не только), и развитие бренда Татарстана как туристически интересного региона.

Лариса Шарыгина — директор казанского офиса «Спутник-Гермес»:

— Мастер-план сделан профессионально и со знанием дела. Естественно, нашу компанию, как компанию, ориентированную на продвижение речных круизов по Волге, очень заинтересовали предложения, связанные с представлением возможностей нашего региона со стороны реки. На данный момент мы даже не можем использовать ресурсы, которые у нас есть (я имею в виду невозможность подходов круизных судов с туристами, путешествующими по Волге, к Болгару и Свияжску), а до инвестиций на многие сотни миллионов для покупки новых судов еще нужно дожить. О выгоде продвижения речного туризма даже и говорить не нужно, это же очевидно! Мы находимся в таком уникальном месте, не использовать возможности которого просто преступление. Нам есть что показать на Волге, но показывать мы это вынуждены, используя старый, обветшалый, маломерный флот по недешевым ценам. Обидно, что люди решают провести свои выходные или отпуск в ближайших регионах по «можно и попроще». Пора переходить на новый уровень качества в обслуживании и ломать стереотипы «в нашей стране отдых недешевый, а уровень ниже заграничного».

Предложения и раньше исходили от круизных туроператоров по поводу приобретения на уровне города небольших круизных судов, чтобы сдать их в аренду крупным, заинтересованным круизным компаниям, но так и оставались на уровне «предложений».

Мы давно говорим о том, что речной порт в Казани выполняет лишь часть функции, которую он должен выполнять, это всего лишь объект для посадки и высадки пассажиров, а ведь можно и по-другому его использовать, если опять же вложить определенные инвестиции, а именно преобразовать в интересное место для прогулок и отдыха наших горожан и гостей города, сделать местом, где любой желающий может приобрести любой тур на любой теплоход, любой круиз из первых рук туроператоров и где будут рекламные площадки для продвижения видов отдыха на воде. Мы как один из крупных поволжских туроператоров делаем все, чтобы продвигать круизный отдых, а именно: организуем и участвуем в большом круизном празднике, который планируется провести на территории речного порта города Казани 24 мая 2014 года.

Давайте начнем с малого и будем использовать хотя бы те ресурсы, которыми располагаем: преобразуем и будем сохранять и содержать зеленые стоянки, на которые с удовольствием выезжают на теплоходиках наши туристы на выходные дни. Конечно, это не так глобально, как покупка новых теплоходов, но я не думаю, что их купят в следующем году, а навигация 2014 года уже на подходе.