Министерство труда, занятости и соцзащиты начиная с 2015 года должно приступить к формированию госзаказа РТ на подготовку кадров с высшим и средним профобразованием
Министерство труда, занятости и соцзащиты начиная с 2015 года должно приступить к формированию госзаказа РТ на подготовку кадров с высшим и средним профобразованием

КАДРОВЫЙ ПРОГНОЗ НА 7 ЛЕТ

Правительство Татарстана приступает к формированию государственного заказа на кадры в соответствии с нуждами экономики РТ. Соответствующее постановление республиканского кабмина было размещено на портале правительства республики.

Сообщается, что документ создан для «оперативного реагирования на изменяющийся спрос на рабочую силу», а также в соответствии с указами президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике». Документ подписан 31 марта 2014 года премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым.

Основным оператором программы выступит министерство труда, занятости и соцзащиты, которое начиная с 2015 года должно приступить к формированию госзаказа РТ на подготовку кадров с высшим и средним профобразованием. Министерство должно до 1 марта каждого года вносить в кабмин актуальный перечень востребованных профессий и специальностей, «соответствующих приоритетным направлениям развития экономики РТ на следующие 7 лет». Данный список должен составляться совместно с минэкономики и «с учетом мнений работодателей». В случае если наблюдается кадровый перекос, то проводить ускоренную подготовку или переподготовку кадров по профессиям рабочих. Как проводить переобучение на рабочие профессии — схему должен подготовить минобраз до 1 июля 2014 года. Все необходимые документы должны быть разработаны в течение этого года.

При формировании потребностей должны будут учитываться перспективы развития отрасли, наличие трудовых ресурсов, свободные рабочие места, проведение работы по замещению иностранной рабочей силы, сказано в документе.

Районным властям вместе с ассоциацией предприятий и предпринимателей РТ, ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса РТ предложено как оценивать подготовку специалистов, так и работу самого учебного заведения.

Минтруд должен до 1 марта каждого года вносить в кабмин актуальный перечень востребованных профессий и специальностей (Фото: kamaz.ru)

С ОХВАТОМ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ И МАЛОГО БИЗНЕСА

Новый документ отчасти похож на действовавшее ранее постановление №277, которое отменяется новым регламентом с 1 января 2015 года, пояснила «БИЗНЕС Online» Клара Тазетдинова — заместитель министра труда, занятости и соцзащиты РТ. В последнем есть ряд важных новшеств. «Вводится муниципальный уровень прогнозирования. Планируется, что будет утверждаться перечень предприятий, которые мониторятся, отраслевые министерства и перечень предприятий, которые будут учитываться на уровне муниципалитетов. Прежде всего это малый бизнес, который имеет важное экономическое значение для муниципалитета», — рассказала она.

Второе новшество — это увеличение горизонта планирования до 7 лет вместо прежних 3-х. Это связано с тем, что Татарстан участвует в пилотном проекте внедрения стандарта инвестиционной привлекательности субъекта РФ. «7 лет — срок достаточно длинный, поскольку бизнес может прогнозировать где-то на год-два в наших условиях, но для этого вводится система ежегодной корректировки прогноза, — продолжила Тазетдинова. — Кроме того, если речь идет о высшем и среднем профессиональном образовании, то сроки обучения там 5 - 6 лет. И необходимо понимать, что будет происходить, когда специалисты выпустятся».

39116.jpg
Клара Тазетдинова: «Малый бизнес имеет важное экономическое значение для муниципалитета»

И третье: вводится прогнозирование потребности в краткосрочной форме подготовки через учреждения профобразования. Впервые вводится государственный заказ на краткосрочные формы для того, чтобы готовить специалистов для экономики в течение 6 - 10 месяцев, а не 3 - 4 лет. Раньше было только традиционное полное среднее профобразование.

«БИЗНЕС Online» обратился за комментариями также в минэкономики, однако на момент публикации они получены не были.

Отметим, что в документе не прописаны некоторые важные моменты, например, каким образом будет строиться взаимодействие с вузами. Как известно, они находятся в федеральном подчинении. Как известно, минтруд РТ может дать указания только своим подведомственным учреждениям, которые дают среднеспециальное образование: училищам, лицеям и пр. Получается, что рекомендации для них могут носить только характер пожеланий. Тем более что в документе не прописан главный в этих случаях финансовый вопрос — кто будет платить вузам за госзаказ РТ.

Как пояснил газете «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности один из руководителей крупного казанского вуза, госструктуры Татарстана не делают вузам в РТ заказ на кадры напрямую. Заказ проводит федеральное министерство образования, которое и финансирует вуз, но при наборе абитуриетов может иметь свою квоту и республика. В последние годы, по словам руководителя, чаще заказы стали делать сами предприятия, которые напрямую выходят на учебные заведения. Иногда от госструктур поступают заказы на переквалификацию персонала, но речь идет об уже готовых специалистах.

В этой связи напомним об еще одной инициативе, которую продвигал Татарстан в Госдуме. Речь идет о перераспределении выпускников вузов после учебы на различных предприятиях: республика предлагала на законодательном уровне заставить молодых людей, отучившихся на бюджетных отделениях (то есть за их учебу заплатило государство), отработать несколько лет по специальности. В качестве аргументов приводились по сути те же самые доводы — нехватка инженеров и учителей. Инициатива тогда поддержки не нашла. Получается, что Татарстан решил с другого бока зайти к проблеме, глубина которой не вызывает вопросов, но решения до сих пор нет.

Шамиль Агеев
Шамиль Агеев: «Сейчас анархия в подготовке кадров. Все с ног на голову перевернуто — такое количество вузов, такое количество студентов, а рабочих профессий нет»

ПРЕДПРИЯТИЯ РАЗУЧИЛИСЬ ПЛАНИРОВАТЬ

Введение в республике подобного госзаказа ожидалось давно, рассказал газете «БИЗНЕС Online» председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. Предпосылки для его введения были еще на заседаниях наблюдательного совета ОЭЗ «Алабуга», куда входит Агеев, для того чтобы стать резидентом особой экономической зоны, каждый новый резидент должен представить потребность в кадрах от рабочего до руководителя.

«Сейчас же у нас анархия в подготовке кадров. Все с ног на голову перевернуто — такое количество вузов, такое количество студентов, а рабочих профессий нет, — говорит Агеев. — Потеряли трудовое воспитание в школе, профобразование разрушили и сейчас столкнулись с тем, что людей, которые что-то умеют делать руками, просто нет. Дошли до того, что в сельских школах выпускники не владеют профессией механизаторов. Я думаю, что данное постановление — это только первый шаг. Запоздалое решение, но правильное».

В качестве примера Агеев приводит Германию, где фактически 70% выпускников школ идут в рабочие профессии, около 15% получают среднее образование и 15% — высшее. Соответствующая и оплата труда — человек труда должен быть на первом месте. Однако сегодня в РТ над профориентарицей хорошо работают лишь немногие предприятия, например, КВЗ, «Татнефть».

По словам Агеева, ТПП РТ также будет принимать участие в формировании госзаказа, в частности, опрашивает своих членов о потребности в кадрах. Правда, по его словам, сегодня предприятия разучились планировать, все жили одним днем. «Но государство так развиваться не может», — говорит Агеев.

«НАЧИНАТЬ НАДО НЕМНОЖКО С ДРУГОГО — С ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», оценили инициативу правительства.

Алексей Пахомов — генеральный директор ассоциации промышленных предприятий РТ:

— Проблема кадров — извечная проблема. Тем более когда к количественному показателю мы добавляем еще и качественный. Сейчас министерством образования совместно с министерством труда готовится программа профессиональной подготовки кадров, которая подразумевает участие соответствующих специалистов.
Кадровый голод ощущается во всех сферах, не только у производственников. Взять хотя бы ситуацию, которая творится в системе здравоохранения, «БИЗНЕС Online» посвятил ей уже не одну публикацию. Все понимают, что там действительно некому работать и это одна из глубинных причин происходящего. Несмотря на то, что больницы приводят в соответствующее состояние, на некоторых местах нет даже и половины необходимого персонала!
То же самое касается и производства. Мы не можем развивать производство, создавать новые рабочие места без системной подготовки качественных кадров. Поэтому вопрос кадров архиважен, но пока движение в этом направлении идет очень медленно. Работу по первичной профориентации необходимо вести со школы. В том числе необходимо менять мышление и на психологическом уровне как детей, так и родителей.

Олег Афанасьев — руководитель департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ»:

— 7-летний горизонт прогноза потребности кадров — это нормально, мы примерно так и прогнозируем. Тот же период обучения в вузах проходит столько же. В принципе, наши планы с точки зрения бизнеса и производства тоже носят временной характер в 5 - 10 лет. Соответственно, мы понимаем, какие люди нам нужны к определенному этапу модернизации производства, поэтому противоречий я здесь не вижу.

Что касается подготовки специалистов по программе госзаказа, мы считаем, это правильная практика. Безусловно, государство должно регулировать поток студентов — куда они пойдут и каких специалистов мы получим. О существовании в России перекоса на рынке труда всем известно. С одной стороны, есть перенасыщение рынка юристами, экономистами, менеджерами, а с другой стороны, очень серьезная потребность в инженерных кадрах и рабочих специальностях. Причем в квалифицированных специалистах рабочих профессий. Пожалуй, на сегодняшний день это самая распространенная проблема — нехватка именно качественных кадров со средним специальным образованием!

У нас на КАМАЗе также есть своя образовательная программа, и в этом году она уже дала свои очень хорошие результаты. Образовательный кластер КАМАЗ-КГТУ в этом году выпустил своих первых выпускников, которые пришли к нам. Смысл этого кластера в том, что мы берем учеников буквально со школьной скамьи и обучаем их по новой методике. Получается, что они и работают, и учатся в постоянном, непрерывном, связанном процессе. Таким образом, когда люди учатся и работают непосредственно по специальности, они видят реальное производство. Они могут «пощупать» результат своего труда. Они понимают, что это такое, и в дальнейшем начинают осознавать, какие перспективы у него открываются на этом самом производстве.

Компания участвовала в разработке новых профессиональный стандартов для инженерных специальностей. И мы очень надеемся, что такой госзаказ будет напрямую связан с потребностями предприятий.

Наиль Валеев — депутат Госсовета РТ, экс-министр образования РТ:

— Сейчас речь идет о том, что у нас жуткий переизбыток экономистов и юристов, нужны хорошие инженеры, но теперь уже заводов нет, где им работать. Нет классных рабочих, которые имеют разряды, теперь и ПТУ нет. В 2007 году ПТУ были переданы в министерство труда. Я в 2007 году категорически протестовал против этого решения, но оно было принято до меня — за неделю до моего назначения ПТУ забрали. Я бунтовал, но это было бесполезно: уже вышло распоряжение кабинета министров. Сейчас уже нет преподавателей труда, нет зданий, нет станков, на которых обучали рабочих.

Если раньше ребята после специальных учебных заведений уже были хорошими инженерами, то сейчас я не вижу преемственности. Раньше педагогов учили в педучилище, я как бывший ректор пединститута говорю, что мы с удовольствием их брали, потому что они на две головы были выше, чем обычные школьники. Также ПТУ. Но ПТУ рассыпали, восстанавливать всегда тяжело.

Когда был госзаказ, студент с третьего курса сотрудничал с предприятием, где впоследствии должен был работать. Насколько сейчас получится восстановить эту систему, не знаю. К сожалению, малый процент выпускников университетов работает по специальности, даже 50 процентов нет, насколько я помню. Выпускники идут работать в магазины, поскольку не хотят работать за малые деньги. До больших денег нужно поработать, показать себя, получить опыт — постепенно подниматься. Карьерный рост у нас возможен. У выпускников, которые уезжают работать на Запад, потолок роста очень низкий — до руководящих должностей их ни за что не допустят, это бывает очень редко. Поэтому тут много проблем будет. Хотя тенденция положительная, формирование госзаказа придает выпускникам уверенности.

Марат Хайруллин — заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

— Сейчас какая задача номер один? Индустриализация России. Если мы хотим состояться как суверенное государство, нам надо поднимать авиацию, надо поднимать автомобилестроение, для этого нужны кадры. Государство не должно ограничиваться только подготовкой кадров, оно должно создавать в целом условия для развития собственной экономики и промышленности. Я думаю, что должна быть оказана серьезная поддержка в плане отвоевания рынка, даже внутреннего, для авиации, автомобилестроения и так далее. В условиях экономических санкций, я считаю, для нас это шанс. Шанс отвоевать хотя бы свой рынок, пойти по пути импортозамещения. Оно должно идти в рамках стратегического планирования, и соответствующая подготовка квалифицированных кадров тоже необходима. Поговорите с руководителями предприятий, для всех проблема — негде достать деньги, оборудование купить, даже малый бизнес говорит: кадры. Нет квалифицированных кадров. Я думаю, то, что госзаказ сформировывается, это нормально. В ближайшей перспективе мы будем идти по пути усиленной роли государства в экономике, этого не избежать. Вообще, вхождение в ВТО — это игра в поддавки, мы неконкурентоспособны. Если государство не создаст тут определенные условия, мы не выживем, это мое мнение.

Сергей Смирнов — директор института социальной политики ВШЭ:

— Сколько не прогнозировали, по специальности работают далеко не все выпускники. По моему мнению, тут вообще невозможен точный прогноз. Другое дело, что это механизм распределения бюджетных ресурсов. Никто никогда не верифицировал эти прогнозы. Скорее, наоборот, идет очередной заказ, где-то с середины 90-х пытаются сделать это системно, но спрогнозировать все это невозможно. Кто, скажем, в 98-м году предполагал столь бурное развитие тех же интернет-технологий, тех же систем мобильных связей. То же самый рост автомобильного парка и необходимое количество специалистов, которые, собственно говоря, обеспечивают логистику, инженерную разработку, эксплуатацию и сервис. Тут, конечно, было попроще спрогнозировать, но никто не предполагал в нулевом году, что спустя 10 лет, скажем, нынешняя система зажигания полностью вытеснит карбюраторы.

Поэтому начинать надо немножко с другого — с прогнозирования технического прогресса: что будет через 10 лет, что будет через 5. Тогда только на этой базе строить прогноз подготовки специалистов. В противном случае это очередная галочка. Мне кажется, ничего хорошего из этого не будет.

Павел Шацких — генеральный директор ОАО «Электроприбор»:

— Потребность в этом есть, и мы выходили с подобным предложением на министерство торговли и промышленности РТ. Не секрет, что 70 - 80 процентов выпускников технических вузов не работают по специальности. Зачем в таком случае тратить деньги государству, если они потом не работают?

Что до нашего предприятия, то мы постоянно находимся в контакте с КНИТУ-КАИ, периодически направляем перечни специальностей, которые нам требуются. Это инженеры, конструкторы, технологи, все специальности, что связаны с обслуживанием станков ЧПУ. Организуем производственную практику, когда у студента уже есть определенные навыки, определяем ребят в подразделение, где они наиболее полезны. И через месяц-два-три уже складывается определенное мнение о потенциальном специалисте. Кто-то остается, кто-то уходит. Кто-то работает год-два-три, увидев для себя какие-то перспективы. Это нормальный процесс.

Для себя я убежден, что стать настоящим профессионалом можно только на предприятии, на заводе, это производственная, трудовая дисциплина, это взаимоотношения в коллективе. Бывает ведь, что человек — хороший специалист, но в данных конкретных условиях не может работать. Есть люди более склонные к творчеству, которым режим действительно выдерживать сложно. Мы тоже со своей стороны выстраиваем в таком случае индивидуальные графики работы. Все это рассматривается, главное, чтобы человек был полезен на производстве.

Рашит Низамов — ректор КГАСУ:

— Я думаю, что прогнозировать и планировать подготовку кадров надо. Но когда мы говорим про вузы, нужно учитывать, что мы, конечно же, работаем для регионов и мы региональные отраслевые университеты, но наш непосредственный руководитель — это министерство образования и науки Российской Федерации. И, конечно, когда эти планы составляются, они должны увязываться с этим министерством. В нашем случае речь идет о контрольных цифрах приема, согласно которым мы заявляемся и получаем заказ на подготовку того или иного количества специалистов.

Нас это, наверное, в последнюю очередь коснется, потому что у нас контингент профильный, у нас нет «левых» специальностей, мы, к примеру, не готовим юристов. И так было всегда. Мы готовим именно тех, кто нужен строительному и дорожному комплексу Республики Татарстан. Но если такое будет... Это ведь как делается? Мы каждый год заявку на контрольные цифры приема отправляем в Москву. Но эту заявку мы подтверждаем здесь, в Казани. Нам ее подписывает министерство труда, занятости и соцзащиты РТ, совет ректоров. Волей-неволей придется прислушаться, если министерство, которое визирует наши обращения, даст нам свои рекомендации. У нас и так по некоторым цифрам бывают горячие споры. И в данный момент мы всегда с республиканским министерством образования и науки реально согласовываем, они всегда стараются держать руку на пульсе. Но, видать, все это будет уже более четким, более прямым «руководством к действию».

Но это только с одной стороны мы должны работать утилитарно. А с другой стороны, мы, вузы, не просто готовим специалистов, а еще и повышаем образовательный уровень нашего общества. Поэтому есть понимание необходимости подготовки конкретного количества специалистов, но и эту нашу миссию тоже надо учитывать.

Файруза Мустафина — ректор НИСПТР:

— Сам по себе регламент прогнозирования потребностей в кадрах очень нужен. К сожалению, до этого времени при формировании заказов муниципалитеты оставались в стороне, теперь же они будут принимать непосредственное участие в этом процессе.

Наш вуз оформляет госзаказ на 29 листах, в нем мы предоставляем не просто цифры, но и мнение муниципалитета, и свою материальную базу, и кадровую базу. К этому сейчас стали относиться очень серьезно. К сожалению, негосударственные учебные заведения формируют заказ, исходя лишь из того, какова их мощность.

Мне кажется, что самое удобное и правильное формирование потребностей в кадрах — это бюджетные сферы, те же школы. Но даже тут не получается гармоничной цифры, потому что сама школа не формирует эту базу. Например, мы получаем один заказ в конце мая, а в сентябре этот заказ выглядит абсолютно по-другому. Школа не до конца владеет ситуацией, хотя с точностью до единицы предположить количество поступающих в вузы тоже сложно: люди ведь болеют, замуж выходят, уезжают из города. Сейчас благодаря регламенту муниципалитеты будут действовать немного строже и сами школы будут более ответственны в этом вопросе.

Сегодня в кодах общероссийских классификаторов по образованию количество специальностей больше, чем берет для себя республика. Этим она сама себя обедняет, ведь Татарстан все равно будет развиваться так, как вся Россия. Если брать мое педагогическое направление, то в классификаторе уже два года есть новая специальность «тьютор». А республика ее даже не учитывает и не заказывает. А все, что связано с нововведениями в педагогике, обязательно связано с тьюторами, они должны быть подготовлены. Однако пока потребность в этой специальности даже никто не измеряет — ни муниципалитеты, ни школа, ни само министерство образования.

Мы, в свою очередь, не ждем заказа от минтруда, а сами работаем напрямую с регионами. Например, в этом году с близлежащих территорий запрашивают учителей-математиков в количестве 47 человек, а у меня всего таких выпускников 31. Даже если представить, что все они пойдут работать в школы, наш вуз все равно не удовлетворяет сделанный заказ.

Новый регламент, скорее всего, будет меняться, потому что на 7 лет невозможно заранее все прописать. Если говорить в общем, документ позволит скоординировать усилия всех, кто занимается этой проблемой, и точнее спрогнозировать потребность в кадрах самим учебными заведениями и муниципалитетам.