В ПРОШЛОМ ГОДУ НА ПРОИЗВОДСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ ПОГИБЛИ 103 ЧЕЛОВЕКА, КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ ИЗ НИХ — НА СТРОЙКЕ

Сегодня на совещании в кабмине Ильдару Халикову доложили о том, что ситуация с производственным травматизмом в Татарстане остается по-прежнему, мягко говоря, напряженной. Фактически же надзорные ведомства расписались в неспособности повлиять на работодателей: республика все так же входит в число регионов с самой высокой смертностью на производстве, уступая лишь Москве, Подмосковью и Кемеровской области. Как выяснил «БИЗНЕС Online», бороться с проблемой решили экономически: стимулируя тех, кто организовал своим работникам достойные условия труда. Тем же, у кого с техникой безопасности проблемы, придется доплачивать своим сотрудникам.

Айрат Шафигуллин сообщил, что по данным Роструда за семь месяцев прошлого года, Татарстан в списке «лидеров» по смертности
Айрат Шафигуллин сообщил, что, по данным Роструда за 7 месяцев прошлого года, Татарстан в списке «лидеров» по смертности

В ЛИДЕРАХ ПО СМЕРТНОСТИ

В прошлом году в Татарстане на производстве погибли 103 человека — это лишь на 8 погибших меньше по сравнению с 2012 годом, сообщил сегодня на совещании в Доме правительства министр труда, занятости и социальной защиты Айрат Шафигуллин. По его данным, «лидером» является Казань, где погибли 36 человек, далее следуют Набережные Челны (15 человек), Лаишевский (7 человек), Альметьевский и Нижнекамский районы (по 6 человек). В этом году травмы со смертельным исходом в РТ получили 24 человека.

Шафигуллин долго перечислял все надзорные ведомства и госучреждения, которые должны улучшать состояние охраны труда в Татарстане, но, закончив перечисление, признал, что ситуация остается сложной. «По данным Татарстанстата, в республике в прошлом году в результате несчастных случаев на производстве пострадали 765 работников. Это 222 женщины, 1 подросток и 4 иностранных гражданина», — сообщил министр и добавил, что в целом по ПФО Татарстан стандартно занимает средние позиции в этом «антирейтинге». Но это только по общему уровню производственного травматизма. А вот по данным Роструда за 7 месяцев прошлого года, республика по-прежнему осталась в списке «лидеров» по смертности — чаще гибнут на производстве только в Москве, Московской области и Кемеровской области.

По словам Шафигуллина, самой проблемной отраслью по показателю травматизма со смертельным исходом по-прежнему остается строительство — в прошлом году на стройках погибли 33 человека, а это 32% от общего числа погибших. В число компаний, которые попали под огонь критики министра, попали зеленодольское ОАО «Ремсельбурвод» и нижнекамское ООО «Трест ТСНХРС» СРСУ-2 — там с большой высоты упали рабочие.

Не менее травмоопасным является сельское хозяйство, где в прошлом году погибли 15 работников, транспорт и связь (15 человек), обрабатывающие производства (14 человек). По итогам 2013 года, со слов Шафигуллина, смертность сократилась в сфере добычи полезных ископаемых (с 7 до 3 человек), производстве и распределении электроэнергии (с 6 до 4 человек), в сфере операций с недвижимым имуществом (с 6 до 5 человек).

Один погибший пришелся на сферу образования — речь идет о гибели учительницы из Альметьевска. Газета «БИЗНЕС Online» ранее писала о ДТП, в которую она попала вместе со своими коллегами.

Рост смертельного травматизма в республике наблюдается с 2010 года (108 погибших против 86 в 2009). По итогам 2011 года этот показатель вырос до 115 человек, в 2012 году составил 111 человек.

Динамика смертельного травматизма на производстве в РТ
Динамика смертельного травматизма на производстве в РТ

Напомним, в апреле прошлого года на расширенном заседании республиканской межведомственной комиссии по охране труда вице-премьер РТ Шамиль Гафаров признал отсутствие успехов в борьбе за снижение уровня производственного травматизма в республике. Удручающую статистику тогда списали на Универсиаду, во время которой строек в Татарстане стало больше, темпы — выше, а к технике безопасности при этом иногда подходили формально. Ситуацию с травматизмом на производстве неоднократно обсуждали и татарстанские профсоюзы с участием экспертов. В качестве причин травматизма сообща выделяли две главные. Во-первых, 70% случаев производственного травматизма РТ носят организационный характер. Фактически это означает, что работодатели не могут правильно организовать рабочий процесс, а сотрудники не знают элементарную технику безопасности, не соблюдают — намерено или по незнанию — трудовую дисциплину. Играет роль и менталитет. Как было отмечено на конференции, для нашего человека надпись «Не влезай, убьет!» означает: «Когда залезешь, будь чуть поаккуратнее». Во-вторых, большинство несчастных случаев происходит на предприятиях, где установлено оборудование еще с советских времен. Износ основных производственных фондов на предприятиях РТ доходит до 85% — вот с чего надо начинать, считают эксперты.

У КОГО ЧП НА ПРОИЗВОДСТВЕ?

Говоря о наказании работодателей, надо отметить, что из общего числа нарушителей охраны труда, на которых в прошлом году наложили штраф за неисполнение трудового законодательства в размере 2,6 млн. рублей, особо выделяются крупные компании. Так, по результатам расследования на 60 дней было приостановлено оборудование у ООО «Бахетле-1», привлекли к уголовной ответственности мастера ООО «УК «Уютный дом». Остановка оборудования в компании Муслимы Латыповой, как выяснилось, было связано с тем, что 12 декабря на предприятии «Бахетле» при обходе оборудования неожиданно скончался 70-летний электрик. Во втором случае причиной уголовного преследования мастера послужило ЧП в Нурлате — там слесарь-сантехник при очистке крыши от наледи и сосулек поскользнулся и упал на землю с высоты 11 метров.

Уголовные дела были возбуждены и по фактам происшествий в других компаниях. Так, в черный список Шафигуллина попало ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в «Ак Барс Холдинг»), где 15 августа 49-летний сборщик корпусов металлических судов скончался, выполняя газорезательные работы — он получил ожог дыхательных путей. Зеленодольский район вообще «отличился» в прошлом году по смертности на производстве, поэтому не случайно выступить с отчетом на заседании попросили главу района Александра Тыгина. Александр Васильевич признал наличие проблем, но заметил: некоторые жители района, которые погибли на производстве, получили травмы не совместимые с жизнью, работая в других районах. Так, к примеру, произошло с работниками зеленодольской компании ООО «Вектор» — строители поехали на объект, в жилой комплекс «Солнечный», что в Набережных Челнах, где из-за взрыва парогенератора пострадали два работника, один из которых скончался.

Не удалось избежать несчастного случая со смертельным исходом компании «ТАИФ-СТ». История, что ни говори, страшная: грузовой кран работал в опасной зоне ЛЭП и совершил касание электрического провода стропами. При попытке уйти из попавшего под напряжение крана машинист получил смертельные травмы электрическим током. ТАИФ-СТ в итоге привлекли к административной ответственности — назначили штраф в размере 200 тыс. рублей.

Беда произошла и в ОАО «Сетевая компания», в филиале «Буинские электрические сети ТРЭС».

Глава правительства Ильдар Халиков (в центре) отметил огромное количество нарушений правил и норм техники безопасности в строительном секторе
Глава правительства Ильдар Халиков (в центре) отметил огромное количество нарушений правил и норм техники безопасности в строительном секторе

— Да, у нас 22 июля прошлого года был несчастный случай с электромонтером распредсетей, — сообщил «БИЗНЕС Online» директор филиала Виктор Демагин. — По результатам расследования комиссии уголовное дело не было заведено. Бригаде под руководством мастера поручалась работа по демонтированию с помощью крана четырех железобетонных опор. Три опоры демонтировали, а когда последняя не легла на лафет, на котором их собирались перевозить, трое стали ее поправлять. А один член бригады самовольно ушел к стоящей неподалеку анкерной опоре с отключенным напряжением. По условиям наряда, подходить к этой опоре было не нужно. Но этот электромонтер поднялся на эту опору и обрезал висевший на ней провод. И поскольку с другой стороны было еще три провода, произошло натяжение опоры в их сторону, и она перевернулась.

По словам Демагина, электромонтер упал на землю и получил травмы, несовместимые с жизнью, и умер на месте. Он также рассказал, что в ходе расследования выяснилось, что электромонтер находился в состоянии средней степени опьянения.

— Никто конкретно лезть на эту опору ему задания не давал, но наказали всех здорово, — продолжает Демагин. — Я уж не буду говорить, что нас всех премии лишили, это все мелочи. Назначили внеочередную проверку знаний в органах Ростехнадзора мне, как руководителю, главному инженеру, заместителю главного инженера, начальнику производственного контроля в головном предприятии, в Буинске. Это была пересдача экзамена на подтверждение квалификации и соответствия занимаемой должности. Мастер бригады был уволен, производитель работ — уволен, и уволены все члены бригады. Из состава всей этой бригады никого не осталось.

«ТА ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА, КОТОРАЯ ПОЯВИЛАСЬ, ПОЧТИ НУЛЕВАЯ!»

Сегодня Шафигуллин призвал работодателей уделить особое внимание соблюдению техники безопасности при выполнении работ на большой высоте — в 2013 году из 83 пострадавших со смертельным исходом 18 человек погибли в результате падения с высоты. Меры воздействия на работодателей, которые нарушают трудовое законодательство в части охраны труда, в прошлом году ужесточились.

«Возбуждено 97 уголовных дел, некоторые должностные лица были лишены свободы на сроки от 6 месяцев до 3 лет, один из руководителей направлен на исправительные работы, приостановлена деятельность одной из организаций в части эксплуатации оборудования. Кроме вышеперечисленных санкций применялись административные меры воздействия», — сообщил министр.

Халиков поручил минтруду совместно с государственной инспекцией труда и минстроем рассмотреть возможности по наказанию тех организаций, которые не соблюдают требования норм безопасности
Халиков поручил минтруду совместно с государственной инспекцией труда и минстроем рассмотреть возможности по наказанию тех организаций, которые не соблюдают требования норм безопасности

Но в этом году ужесточение коснется и законодательной базы. Как объяснил Шафигуллин, изменения в законодательной базе имеют цель — переход от компенсационной, затратной модели управления к современной модели управления профессиональными рисками, «позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда». Другими словами специальный закон, который вступил в силу сегодня, предполагает экономическое стимулирование работодателей. Он предполагает следующий расклад: чем хуже условия труда — тем выше тариф отчислений работникам (надбавок, тарифов, отчислений в пенсионный фонд и т.д.). Так, к примеру, если условия труда безопасны, то дополнительный тариф в пенсионный фонд не устанавливается.

Комментируя доклад министра, глава правительства Татарстана отметил сохраняющуюся сложную ситуацию.

«Мы имеем достаточно хорошую картину формально, но несмотря на позитивную тенденцию, ситуация по-прежнему сложная, — сказал Халиков. — Та положительная динамика, которая появилась, практически нулевая».

Особо премьер-министр Татарстана отметил огромное количество нарушений правил и норм техники безопасности в строительном секторе республики. При этом, по мнению Халикова, многочисленные надзорные органы не предпринимают достаточных мер, чтобы заставить работодателей устранить эти нарушения.

«Нельзя реагировать только на факты, — заявил премьер-министр. — Необходимо принимать действенные превентивные меры, жестко наказывать за нарушения техники безопасности. Если вам не хватает законодательства, то предлагайте изменения».

Халиков по итогам совещания поручил минтруду совместно с государственной инспекцией труда и минстроем еще раз рассмотреть возможности по наказанию тех организаций, которые не соблюдают требования норм безопасности на строительных объектах. Также он призвал активнее следить за соблюдением норм техники безопасности саморегулируемые организации строителей.

«ПОДХОД ДОЛЖЕН БЫТЬ ДРУГИМ: КАКИЕ МЕРЫ ПРИНИМАТЬ, ЧТОБЫ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НЕ БЫЛО»

Ситуацию с техникой безопасности на производстве в Татарстане газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Альмир Салахов — заслуженный строитель РТ:

— Если говорить о моей отрасли, то я бы сказал, что прежде всего надо отладить систему подготовки профессионалов-строителей. Это главный вопрос, который включает в себя очень важный раздел охраны труда. Людей надо учить и учить самым серьезным образом. Что раньше и делалось. Вопросам техники безопасности уделялось достаточно много времени. Я могу вспомнить, что работая начальником объединения, ко мне приезжал с проверкой министр строительства России и первый вопрос у него был: покажи бытовки. Где люди раздеваются, где душ принимают, где одевают спецодежду. Спецодежда — это тоже важно, все это должно быть системой. То есть первое — нужно учить, отладить эту систему. Второе — ответственность. Мы в свое время отвечали за технику безопасности на производстве и отвечали достаточно серьезно, я и по себе это знаю. Поэтому у нас таких случаев не было, что виноватым признавался сам рабочий, такая формулировка не проходила. Если был несчастный случай, значит, это ты, руководитель, что-то недосмотрел.

Да, я считаю, что сегодняшнее законодательство надо ужесточать. Руководители организаций должны нести прямую ответственность за состояние техники безопасности. И, соответственно, должны сами хорошо это знать. Мы в свое время регулярно сдавали экзамены по технике безопасности на самом серьезном уровне, несмотря на самые высокие звания. И конечно, должна быть инспекция, как раньше это было. У нас был опыт, который сейчас незаслуженно забыт. Вся эта система эффективно работала, потому что был контроль, был спрос. Такого не было, чтобы виноватым «назначали» самого пострадавшего.

Даниэль Штанке — гендиректор компании Wienerberg, Высокогорский район:

— Как мы обеспечиваем безопасность? Во-первых, оборудование постоянно должно быть в хорошем состоянии и все меры безопасности должны быть соблюдены. На любом производстве есть какие-то выключатели, датчики, так вот они всегда должны быть в рабочем состоянии. А на других производствах я часто вижу, что такие датчики или не подключены, или не отремонтированы. Я думаю, это одна из причин, которые приводят к несчастным случаям. Если руководство предприятия не обращает внимания, что они важны, тогда и рабочие соблюдать технику безопасности не будут. Потом нужно, чтобы всегда проводились инструктажи, обучение сотрудников по правилам безопасности. Чтобы был контроль за тем, чтобы правильно использовались рабочая одежда и обувь, каски, очки при определенных работах. С одной стороны, это требует дисциплины с самого сотрудника, а с другой, необходимость контроля со стороны руководства. Например, на нашем производстве дело поставлено так, что руководящий состав производства — начальники производства, ИТР, они кроме оклада получают какую-то премию в конце года. И получение этой премии зависит от мер безопасности на заводе. Если эти меры не соблюдаются, тогда бонус не выплачивается.

В моем понимании, вообще не должно доходить до того, что на предприятии гибнут люди. Если до этого дойдет, то этого уже вопрос учредителей — устраивает ли их такой руководящий состав на заводе. И штраф — это уже последствие того, что что-то случилось. А подход должен быть другим: какие меры принимать, чтобы несчастных случаев на предприятиях не случалось вообще.

Фанил Габдрахманов — председатель некоммерческой организации «Межрегиональная ассоциация охраны труда», кандидат экономических наук:

— Смертельные случаи — это главный показатель неэффективной охраны труда. Действительно, долгое время травматизм на производстве связывали с Универсиадой, но во второй половине года объекты уже не строились. Поэтому 103 погибших — это очень большая цифра. Получается, каждые три-четыре дня у нас на производстве погибает один человек. В прошлые годы мы были на первом месте по смертельному травматизму в Приволжском округе, думаю, что и в этом году такая же ситуация, к сожалению, сохранится. Точно это станет известно в конце апреля - начале мая, когда мы получим федеральные данные по несчастным случаям на производстве.

Как можно повлиять на ситуацию? Во-первых, конечно же, должна быть организация охраны труда со стороны работодателя. Второе — соблюдение техники безопасности самими работниками. На первом месте по травматизму —строительство, и не только у нас, но и по всей стране. Сельское хозяйство — тоже достаточно опасная сфера: люди работают на открытых площадках с различными механизмами. И еще одна проблемная отрасль на сегодняшний день — это малый бизнес. Думаю, этой сфере нужно оказать помощь, сейчас мы как раз объединяем малые предприятия, которые оказывают услуги в области охраны труда. Играют роль те же самые причины: незнание вопросов охраны труда, применение морально устаревшего или физически изношенного оборудования, необученность, плохая подготовка как специалиста, так и руководителя.

Скоро, 28 апреля, мировая общественность будет отмечать Всемирный день охраны труда. Мы тоже к нему готовимся. 28 февраля у нас проводился республиканский конкурс знаний в области охраны труда. В прошлом году — всероссийский интернет-конкурс на лучший рисунок в области охраны труда, фотографию. Они направлены на повышение ответственности как работодателя, так и работника. Что-то подобное должно проводиться на каждом предприятии.

Мне кажется, нужно не ужесточать закон, а требовать его соблюдения. Есть статья 143 Уголовного кодекса «Нарушение правил охраны труда». Другой вопрос, что не всегда в таких случаях заводят уголовные дела, и не всегда они доходят до суда. Плюс к этому не хватает экономического стимулирования работодателей. У нас все предприятия страны распределены на 32 класса профессионального риска, и каждое предприятие, согласно этим классам, страхует своих работников и для этого ежемесячно перечисляет через налоговые органы средства в фонд социального страхования. Допустим, какое-то предприятие хорошо работает в области охраны труда — пусть у него будут определенные налоговые льготы. Если плохо работает, фонд социального страхования может ему добавить 40 процентов от суммарного объема этих налогов. Если на предприятии погиб человек — работодатель должен будет выплатить огромные налоги, а не только компенсацию семье погибшего. В свое время предлагали: если на предприятии произошел смертельный случай, оно не должно получать никакие государственные награды. Представьте, на предприятии погиб человек, а через три года руководителю дают заслуженного работника РТ!

Эти вопросы нужно решать на федеральном уровне, и мы можем через Госсовет направлять свои предложения, чтобы повысить экономическую заинтересованность работодателя.