КТО И КАК СЧИТАЕТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ КАЗАНСКОГО КРЕМЛЯ, ПОЧЕМУ В ЭРМИТАЖНОМ ЦЕНТРЕ ВЫСТАВКИ ОБНОВЛЯЮТСЯ РАЗ В ПОЛГОДА И СМОГУТ ЛИ ТУРИСТЫ ВЗОБРАТЬСЯ НА БАШНЮ СЮЮМБИКЕ
В настоящее время Казанский кремль работает над созданием программы управления объектом ЮНЕСКО. Параллельно ведется реставрация и благоустройство музея-заповедника, который в прошлом году посетили 1,2 млн. человек. Какие новые объекты, фестивали и выставки появятся в Кремле в 2014 году, что дает вхождение в список культурного наследия ЮНЕСКО, как на работе музея сказалась Универсиада? О прошлом, настоящем и будущем «культурной сущности Татарстана» рассказала директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».
«Я стала еще больше разделять мнение Михаила Борисовича Пиотровского о том, что музей — это главное учреждение культуры...» |
«99 ИМЕН АЛЛАХА» И ДРУГИЕ ВЫСТАВКИ 2014 ГОДА
— Зиля Рахимьяновна, в России и Татарстане 2014 год объявлен Годом культуры, а Казань на год стала культурной столицей тюркского мира. Наши читатели спрашивают, чем музей-заповедник отметит эти два события, какие выставки и мероприятия будут проведены?
— Часть наших проектов поддержана министерством культуры РТ и вошла в республиканские программы — и Года культуры, и Года «Казань — культурная столица тюркского мира». Летом в Кремле пройдет симпозиум скульпторов тюркских государств. Скульпторы будут работать под открытым небом, все смогут вживую увидеть творческий процесс. Кроме того, вместе с Российским этнографическим музеем готовится выставка «Общий язык — знак», посвященная общности культур тюркских народов. С подмосковным музеем-усадьбой «Архангельское» представим выставку, посвященную одному из самых известных родов России — Юсуповых, к которому принадлежала и последняя царица Казанского ханства Сююмбике.
Среди интересных событий — выставка московского Фонда Марджани «99 имен Аллаха». Она с успехом прошла в ГМИИ имени Пушкина в Москве, а теперь приезжает в Казань. А другая, наоборот, из Казани переедет в Москву.
2014 — это еще год Англии в России и России в Англии, в ходе которого состоятся культурные обмены. У нас пройдет необычная выставка работ-номинантов конкурса Jameel Prize из лондонского Музея Виктории и Альберта. Она откроется 20 мая.
Работы победителей конкурса Jameel Prize вскоре будут выставлены в центре «Эрмитаж-Казань» |
— Что это за выставка?
— Это 10 работ современных художников, работающих в исламских традициях. Они стали номинантами конкурса, проводимого семьей Джамиль совместно с Музеем Виктории и Альберта. Вы увидите суры Корана на экране кардиографа, удивительные модели одежды, созданные двумя сестрами из Турции: каждая модель напоминает какой-то архитектурный символ Стамбула. А французский художник покажет ковер с ориентальными мотивами из... кулинарных специй. Кстати, чтобы создать такой в Казани ему понадобятся помощники. Мы приглашаем студентов филиала Суриковского института и Казанского художественного училища.
Работа с Музеем Виктории и Альберта еще и своеобразная школа. Мартин Рот, относительно недавно возглавивший музей, руководил Дрезденской галереей, проводил крупнейшие международные ярмарки. В чем секрет успешного управления музеем — этим вопросом сейчас задаются везде. Все в поиске. Среди тех, кто добился результатов, — Музей Виктории и Альберта (Музей V&A — так его сокращенно обозначают). Он один из самых посещаемых в Лондоне, а его менеджмент считается самым «продвинутым», специалисты музея ездят по всему миру с лекциями, и всюду — аншлаг. Музей обладает коллекцией из 6,5 миллионов экспонатов, специализируясь на искусстве современных художников, серьезную ставку делает и на художников-дизайнеров.
Музей V&A интересен нам и системой управления, и технологией продвижения актуального искусства. Например, одной из номинанток Jameel Prize стала французский дизайнер, представляющая социальный проект. Она в качестве волонтера была в Алжире, помогала африканским беженцам, видела, в каком отчаянном положении женщины: ни работы, ни надежд. Дома немного денег выручали изготовлением традиционных украшений, но здесь не было привычного сырья. В Казани уникальные украшения будут, а вот из какого сырья их теперь делают, узнаете, если придете на выставку.
Открытие выставки «Кочевники Евразии на пути к империи» в центре «Эрмитаж-Казань». Крайний справа - Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа |
— Где пройдет эта выставка?
— В Центре «Эрмитаж-Казань». Впервые в главных залах будет представлено актуальное искусство. После Казани выставка будет экспонироваться в Москве в Манеже.
— Хочется видеть как можно больше выставок из Эрмитажа. Возможно ли устраивать их чаще? (Фарида)
— За годы работы Центра случались и выставки, которые шли по году или чуть меньше, со временем выработался оптимальный график обновления выставок — раз в полгода. Согласитесь, месяц-два для миллионного города — мало, просто не все успевают посмотреть. Вот выставка импрессионистов прошла в рекордно короткий срок — всего четыре месяца. А к нам еще идут с вопросом: «А где импрессионисты?»
— Какие еще выставки предстоят?
— Я бы выделила «Научный музей XXI века». Этот интерактивная экспозиция, получившая грант в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире». Думаю, выставка привлечет детей и молодежь.
НОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ «МИСТИЧЕСКИЙ КРЕМЛЬ»
— Какой качественный «продукт» туристам готова предложить дирекция музея-заповедника? Почему бы не сделать тур «Легенды Казани», например, по лабиринтам Казанского кремля? (Венера)
— Любопытная идея. Спасибо всем, кто делится своими предложениями экскурсионных маршрутов. Что-то обязательно пригодится при разработке новых экскурсий. В этом году в мае начнется новая ночная экскурсия «Мистический Кремль».
— Во время экскурсий на территории музея-заповедника «Казанский Кремль» у большинства посетителей возникает огромное желание посетить башню Сююмбике, посмотреть с ее высоты на панораму Казани. Станет ли эта башня доступной для туристов? (не исключено, что за отдельную плату)? (Фарида)
— Башня Сююмбике требует очень бережного отношения, для нее сегодня гораздо актуальнее — реставрация и наблюдение за ее состоянием.
— Наклон башни увеличивается?
— Наклон приостановлен, но это не единственная проблема строения. Поэтому скорых экскурсий не обещаем. Но сейчас с помощью технологии дополненной реальности показывают даже то, что было на конкретной площади, улице, парке 50 лет, 100 лет и даже 1 тысячу лет назад.
— Говорят, в Казанском кремле ведутся раскопки. Так ли это? Можно ли их посмотреть? (Олег)
— Нет, сегодня археологические раскопки на территории Кремля не ведутся. Работа идет по полученным результатам, они еще не все представлены туристам. Продолжаются научные исследования по «Казанскому Кремлю» — как по архитектурным памятникам ансамбля, так и по разным историческим периодам. Хорошо, что есть такие самоотверженные ученые, как Айрат Ситдиков и Фаяз Хузин. Айрат Габитович открыл и опубликовал выступление ученого Казанского университета Николая Филипповича Калинина, в котором он впервые публично заявил о том, что в Казанском кремле необходимо создать заповедную зону. Его доклад назывался «Археология Казанского кремля за 30 лет советской власти».
Сегодня ученые Айрат Ситдиков и Фаяз Хузин исследуют докторскую диссертацию Калинина, которую ему так и не удалось защитить — ее без причин возвращали на доработку. А это научные изыскания в 6 книгах, большая часть из них посвящена Кремлю. Тема диссертации — «История Казани с древнейших времен до XVII века». Думаю, нас еще ждут интересные научные результаты.
«Серьезное внимание «Казанскому Кремлю» уделялось задолго до казанского миллениума» |
МУЗЕЮ-ЗАПОВЕДНИКУ «КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ» — 10 ЛЕТ
— Казанский кремль «подкрасили» к Тысячелетию Казани — это замечательно! Но чтобы территория развивалась, нужны средства. Хватает ли их сегодня, когда все праздники позади? Из каких источников складывается бюджет музея-заповедника? Много ли удается зарабатывать самим?
— Подчеркну, что серьезное внимание «Казанскому Кремлю» уделялось задолго до казанского миллениума. В январе 1994 года был издан указ президента РТ о создании музея-заповедника «Казанский Кремль». Правительством республики были утверждены концепции сохранения, реставрации, музеефикации и развития, приняты несколько масштабных целевых программ. Первый документ появился еще в 1994 году. Вслед за решениями республики указ о реставрации Казанского кремля издал президент России Борис Ельцин. Появилось солидное финансирование и федеральное, и республиканское, археологические раскопки велись практически на всей территории Кремля.
Вот несколько цифр для сравнения. Первые раскопки на кремлевской территории начались в 1920-е годы под началом профессора Калинина, охватывали 300 квадратных метров. Затем идет «халиковский период» — знаменитый археолог Альфред Хасанович Халиков работал уже на 2,2 тысячи квадратных метрах раскопов. С 1994-го эстафету изучения археологии Кремля продолжили ученые института истории АН РТ и КГУ. Они провели колоссальную работу, исследования шли уже на 30 тысячах квадратных метров территории крепости! Их результаты позволили уточнить дату основания Казани, открыть новые страницы многовековой истории Кремля, выявить археологические памятники, относящиеся к разным периодам. Одновременно шла работа по реставрации исторических зданий, музеефикации вновь выявленных объектов.
В 2000-м году «Казанский Кремль» включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2005 году завершилось воссоздание мечети «Кул Шариф». Денежные средства на ее строительство перечисляли татарстанцы, россияне из других регионов, представители зарубежных государств. Свой вклад внесли ведущие предприятия республики, в первую очередь — «Татнефть». В восстановлении Благовещенского собора существенную помощь оказал Казанский вертолетный завод, Губернаторского дворца — «Казаньоргсинтез», корпус Юнкерского училища отреставрировали при поддержке «Нижнекамскнефтехима». Таким был первый этап возрождения Казанского кремля к Тысячелетию Казани. А вы говорите «подкрасили»...
Вспомните хотя бы, что еще в середине 1990-х на территории Кремля, словно в коммунальных квартирах, обитали десятки самых разных организаций, а в некоторых зданиях жили люди, домашним адресом которых был Кремль. Прежде чем начать реставрацию, их всех надо было переселить!
Отмечу еще, что именно тогда сформировалась эффективная схема взаимодействия госорганов, представителей татарстанского бизнеса и промышленности, ученых-музейщиков, всех заинтересованных граждан, которая сейчас успешно развивается фондом «Возрождение» в Булгаре и Свияжске.
Второй этап развития музея-заповедника начался в 2005 году. Один за другим открывались центр «Эрмитаж-Казань», Национальная художественная галерея «Хазинэ», Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан, Музей исламской культуры, Музей естественной истории Татарстана. Параллельно развивалась инфраструктура, строилось по самым современным требованиям «святая святых» — фондохранилище. В 2010 году открылся выставочный зал «Манеж», который помогли отреставрировать работающие в нашей республике турецкие фирмы.
— Турецкие фирмы бесплатно работали или спонсировали работы?
— Огромное содействие в реставрации «Манежа» оказали партнеры нашей республики из Турции. Особую роль координатора сыграло генеральное консульство Турции в РТ. Все работы проведены турецкой стороной. Формулировка «отреставрировали в подарок» — самая точная.
В январе 1994 года был издан указ президента РТ о создании музея-заповедника «Казанский Кремль» |
РАБОТАЮТ НАД ПРОГРАММОЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОМ ЮНЕСКО
— Есть ли сегодня действующая программа восстановления Казанского кремля?
— Последняя республиканская программа по Кремлю завершилась в 2010 году. Сегодня идет работа над созданием программы управления объектом ЮНЕСКО. Такие же планы-программы сегодня разрабатываются для всех объектов ЮНЕСКО в России (всего их в нашей стране 25).
— Вы уже начали работу над этим новым документом?
— Да. У нас даже была возможность обсудить часть проделанной работы с экспертом ЮНЕСКО — это немецкий архитектор, профессор Международного института менеджмента в области культурного наследия Бритта Рудольф. Кстати, фрау Рудольф также проводит специальные семинары для реставраторов и музейщиков в Казанской архитектурно-строительной академии. Что касается разработки новых документов по Казанскому кремлю, как объекту Всемирного наследия, то они разрабатываются по новым регламентам, приходится осваивать новые международные нормы, критерии оценки, терминологию. По ряду вопросов нас консультируют специалисты Всероссийского института культурного и природного наследия имени Дмитрия Лихачева.
Но работы по реставрации, ремонту, благоустройству в Кремле не останавливаются. В прошлом году при поддержке президента РТ Рустама Нургалиевича Минниханова отреставрирован главный корпус Пушечного двора, к началу Универсиады было завершено благоустройство большой площади Спасо-Преображенского монастыря. Теперь весь юго-запад территории Кремля открыт для посетителей, оттуда открывается прекрасный вид на Волгу.
Панораму такой красоты наблюдали некогда казанцы с Кремлевского бульвара, который шел с внешней стороны крепостной стены. Открывшуюся площадку облюбовали мамы с колясками. На этой же площади прошлым летом прошел Всероссийский фестиваль «Тугаряк уен». Выставки декоративно-прикладного искусства, традиционные татарские игры, мастер-классы по разным ремеслам и гала-концерт лауреатов предыдущих фестивалей запомнились как яркая, интерактивная презентация татарской народной культуры.
«Список Всемирного наследия — это самый «крутой» каталог культурных памятников человечества» |
«ДЕНЕГ ЮНЕСКО НЕ ДАЕТ, НО ЕГО СТАТУС ОТКРЫВАЕТ МНОГИЕ ДВЕРИ»
— Казанский кремль является объектом ЮНЕСКО. А что это дает? Ведь денег ЮНЕСКО не выделяет? (Максим)
— Действительно, денег ЮНЕСКО не дает, но его статус открывает многие двери для консультаций с ведущими специалистами в мире по охране культурного наследия. Это касается не только стратегий развития, но и чисто практических вопросов, новых технологий сохранения, использования более щадящих материалов, обмена опытом с коллегами, работающими на таких же памятниках.
— Может быть, объекты ЮНЕСКО вносятся в какие-то каталоги для туристов?
— Список Всемирного наследия — это и есть самый «крутой» каталог культурных памятников человечества. Существует немало международных объединений, целевых форумов представителей объектов ЮНЕСКО, потому что у нас общие задачи: первостепенная — сохранить памятник, вторая — максимально открывать его сегодняшнему сообществу. Памятник должен жить. Поэтому издание каталогов, о которых вы спрашиваете, других рекламных материалов, книг, участие на крупных международных туристских выставках — наша обязанность по продвижению объекта ЮНЕСКО.
— Влияет ли на туристический поток бренд «объект ЮНЕСКО»?
— В ряде случаев, да! Есть памятники, как Великая китайская стена или Великий каньон — известные практически всем, а сколько других можно назвать с ходу? Немного. Хотя для туристов — это самый точный указатель. Но сегодня, в целом, с полезной информацией сложно: на крупном плане и в прайм-тайм — те, кто может заплатить.
В 2000-м году «Казанский Кремль» включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО |
ОСНОВНЫЕ РАСХОДЫ ИДУТ ИЗ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
— Какую помощь оказывают музею спонсоры?
— Сегодня основные расходы по реставрации и сохранению исторических памятников Кремля идут из бюджетных средств. А спонсоры участвуют в выставочных проектах, например, в продвижении актуального искусства, поддерживают образовательные программы или наш «Мелкостоп». Мы хотим, чтобы возродилась добрая родительская традиция приводить ребенка в музей. Да, малышам непросто воспринимать экспозиционный материал, тем более что тексты, иллюстрации и сами экспонаты зачастую расположены выше глаз ребенка, вне тактильной доступности. Если же дать «экспонат» малышу в руки, то он лучше усвоит то, о чем ему рассказывают.
Так возникла идея создать в одном из залов Музея естественной истории Татарстана развивающее пространство для детей от трех лет — «Мелкостоп». В доступной для детского восприятия форме рассказывается о модели мира, состоящей из мира космоса, мира Земли и ее недр, мира живой природы. В этом году на продолжение работ получили помощь от Татфондбанка.
Участвуют благотворители и в реставрации раритетов музейного фонда. Иногда спонсорами выступают партнеры по выставочным проектам — московские Фонд Марджани и благотворительный фонд Исмаила Ахметова, которые проводят в «Казанском Кремле» уникальные выставки. Например, прошлым летом территорию Кремля украшали мозаичные произведения итальянского мастера Марко Бравура. Помогает нам и некоммерческий фонд «Казанский Кремль».
«Приезжих гостей — примерно 40 процентов, иностранцев меньше, чем россиян. У всех одно пожелание: в Казань должно быть больше прямых авиарейсов. Тогда поток туристов может увеличиться в разы» |
«В 2013 ГОДУ «КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ» ПОСЕТИЛИ БОЛЕЕ 1,2 МИЛЛИОНА ЧЕЛОВЕК»
— Сколько зарабатывает музей-заповедник?
— Конечно, если сравнивать чистые доходы, музей зарабатывает меньше, чем «Татнефть» и ТАИФ, «Нижнекамскнефтехим», но, если эти гиганты — опора экономики республики, то Казанский кремль — это культурная сущность Татарстана. Побывав в нем, каждый получает ключ к кладу нашего общего исторического, культурного богатства, традиций. И мы обеспечиваем его доступность всем. По решению президента Кремль всегда открыт, вход в него бесплатный. Билеты в музеи Кремля от 50 до 200 рублей. Практически половина посетителей пользуются льготами и посещают выставки, лекции и другие мероприятия бесплатно.
— Сколько туристов посещает Казанский кремль за год, за туристический сезон? Кого больше — организованных туристов или «дикарей»? Планируете ли увеличивать этот поток и каким образом? (Зуфар)
— В 2013 году «Казанский Кремль» посетили более 1,2 миллиона человек. Радует, что туристы приезжают к нам не только в традиционный туристический сезон, но и в течение всего года. Даже в морозном январе гостей было немало.
— Наверное, в прошлом году большой всплеск посещаемости Кремля дала Универсиада?
— Ее влияние бесспорно. В Кремле побывали все гости Универсиады. Делегации спортсменов разворачивали свои государственные флаги то у «Кул Шарифа», то у Благовещенского собора, то у Сююмбике и фотографировались. В эти дни из Казани в разные страны мира транслировалась красивейшая панорама Казанского кремля. Определенно интерес к Казани и к Татарстану возрос. Люди едут посмотреть нашу столицу, а «Казанский Кремль» — номер один в их туристическом маршруте.
— Как вы считаете туристов, ведь не все же заходят в музей и приобретают билет?
— Из 1,2 миллиона половина как раз купили билеты в музеи и на экскурсии, остальные побывали бесплатно в тех же музеях, фестивалях, праздниках музея-заповедника, галерее шамаилей в мечети «Кул Шариф». В прошлом году на входе мы установили считывающее устройство, теперь точно знаем, сколько человек побывало в Кремле в день, в месяц, в год. Например, с 1 января по 25 марта — почти 300 тысяч человек.
— На территории Кремля находится Арбитражный суд. Его сотрудников и посетителей вы тоже «сосчитали»?
— В Кремле есть и другие учреждения, Кремль — резиденция президента РТ. Конечно, это учитывается. Сотрудники музеев сосредоточены на тех посетителях, которые по каким-то причинам не доходят до экспозиций. Мы должны создать такие условия, предложить такие выставки, чтобы каждый мог найти для себя интересное. А технические службы музея-заповедника должны обеспечить чистоту, комфорт, удобство для всех, кто работает или приходит в Кремль.
— Сколько среди посетителей Кремля казанцев и сколько иногородних?
— Приезжих гостей — примерно 40 процентов, иностранцев меньше, чем россиян. Кроме ближайших соседей, приезжают туристы из дальних регионов страны, любят нас питерцы. У всех одно пожелание: в Казань должно быть больше прямых авиарейсов. Тогда поток туристов может увеличиться в разы.
«МУЗЕЙНОЕ НОУ-ХАУ — НЕ ДАТЬ ЗАБЫТЬ ПРО РУКОДЕЛИЕ»
— Планируется ли расширение экскурсионной программы для младших школьников? Какие интересные проекты появятся в ближайшее время? (Гульнара Валеева)
— А как же иначе? Они же самые любимые гости во всех музеях Кремля. Сегодня больше всего интерактивных программ ребятам предлагает Музей естественной истории. «Каникулярный квест», арт-пространство «Школа», научное шоу — в самых увлекательных жанрах проводятся экскурсии, музейные занятия, экологические праздники. В музее государственности популярна интерактивная экскурсия «О чем расскажут флаг и герб?» «В поисках клада» — на эту игру-программу Центра «Эрмитаж-Казань» приходят всем классом или приводят друзей в день рождения. Сначала соревнуются в знании архитектурных памятников Кремля, а потом — чаепитие в кафе Пушечного двора.
Для того, чтобы оставаться интересными для сегодняшних школьников, многому приходится учиться у них самих. Это поколение видеовпечатлений с неограниченным доступом к информационным ресурсам. В реэкспозиции Музея исламской культуры, работе над созданием Музея истории Благовещенского собора мы стараемся учитывать особенности восприятия наших детей. Надеюсь, нам удастся визуализировать историю религий так, чтобы эта программа для них была интересной.
Кроме того, каждая новая выставка — это всегда новые мастер-классы. Музейное ноу-хау — не дать забыть про рукоделие. В Эрмитажном центре ребята с удовольствием сами рисуют как импрессионисты, или катают игрушки из войлока как кочевники Евразии, а потом с восторгом несут родителям сувениры, которые сделали сами! Я уверена, что к работе с детьми мы должны привлекать и талантливых учителей, творческих, креативных людей. Мы открыты для сотрудничества, будем рады деловым предложениям. Уникальное пространство музея позволяет реализовывать самые разные идеи.
В ШТАТЕ МУЗЕЕВ МАРКЕТОЛОГИ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
— Есть ли необходимость рекламировать «Казанский Кремль» и его услуги?
— Да, во всех СМИ, соцсетях, городе, республике, России и за рубежом! Информационные потоки сегодня так диверсифицированы, что даже разместившись в YouTube, ты достаешь хоть и огромную, но одну аудиторию, адреса других целевых групп — иные. Поэтому маркетологи «изощряются» в искусстве предложения, предлагая книгу о здоровье в аптеке, но наша проблема в том, что такие специалисты в штате музеев вообще не предусмотрены.
Хорошо, что на наши обращения по-человечески откликаются журналисты и работники государственных учреждений. Реклама музеев — это услуга всем жителям, а не музейщикам. Спасибо Рустаму Нургалиевичу — благодаря его поддержке мы смогли привезти в Казань уникальную выставку «Французские импрессионисты и их эпоха». Событие неординарное, и чтобы максимально привлечь к нему внимание горожан, мы попросили содействия у столичной мэрии. Афиши я видела по всей Казани! И ведь был результат — выставку посетили более 70 тысяч человек, из них — 37 тысяч школьников и студентов. Таких аншлагов на выставочном проекте, кажется, никогда еще в Казани и не было.
«Реклама музеев — это услуга всем жителям, а не музейщикам» |
«ОПИСАНИЯ КНЯЗЯ КУРБСКОГО НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ НАУЧНОЙ ОСНОВОЙ»
— Когда начнется воссоздание мавзолея казанских ханов, какова стоимость этих работ, будут ли применяться аутентичные материалы, какие будут интерьеры? Как известно из описания князя Курбского, это были златотканые запоны, драгоценные камни. (Гульнара)
— Само помещение мавзолея, который находится под площадкой башни Сююмбике, уже распланировано, основная часть работы проделана. Сейчас начинается ответственный период художественного оформления. Проект согласован с министерством культуры РФ, разрешения на работы получены.
Что касается применения аутентичных материалов.... К сожалению, только описания князя Курбского, не подтвержденные другими материалами или находками, не могут служить научной основой для реставраторов. По мнению ученых, достоверных данных, какие же именно материалы использовались в мавзолее, не сохранилось. Мы не знаем, какие это были камни и ткани.
— Как будет выглядеть памятный знак над мавзолеем?
— Над мавзолеем будет красочный стеклянный купол, своеобразное окно в мавзолей. Но для нас это не только еще один музеефицированный объект Кремля, а необходимость исполнения человеческого долга — перезахоронения найденных во время археологических работ останков.
«Над мавзолеем будет красочный стеклянный купол, своеобразное окно в мавзолей» |
— Запланированы ли музеем-заповедником «Казанский Кремль» мероприятия по поддержке и развитию русской культуры в республике на 2014 год? (Лиля)
— У нас не только проходят мероприятия и выставочные проекты, связанные с русской культурой, но и в самом ансамбле Кремля представлены выдающиеся образцы русского зодчества.
В прошлом году мы провели Пушкинский фестиваль. Теперь Пушкинский день станет традиционным, как и День славянской письменности, и праздник обретения Казанской иконы Божьей Матери. Все это наши, «кремлевские», праздники. Особенно популярен летний праздник Казанской иконы. В этом году отмечается 435-летие ее обретения, и мы ждем еще больше гостей. В ноябре планируется открыть Эрмитажную выставку «Итоги всех веков. Русское искусство эпохи историзма. 1830 - 1890». В планах также проект «Костюм в России» («Русский императорский двор») и другие.
«МЫ ИСХОДИЛИ ИЗ ТОГО, ЧТО НЕ ВПРАВЕ ТРЕВОЖИТЬ НИЧЕЙ ПОКОЙ»
— Будут ли восстанавливаться памятники русской архитектуры в Казанском кремле: колокольня Благовещенского собора, Спасо-Преображенский монастырь и его некрополь? До каких пор на дозорно-проездной башне — башне Сююмбике будет находиться религиозный символ — мусульманский полумесяц? (Анонимно)
— Все упомянутые памятники музеефицированы. В прошлом году завершились работы по созданию мемориальной парковой зоны Спасо-Преображенского монастыря. Внутренние работы в самом соборе продолжаются. В церкви Николы Ратного размещается Центр археологии Института истории академии наук РТ. В сохранившейся и отреставрированной части Спасо-Преображенского собора будет Музей археологии. Благоустроена вся территория бывшего монастыря.
Участок некрополя — сложная и многослойная история. Из одних публикаций известно, что здесь хоронили знатных людей, духовных иерархов церкви. Но и в более ранние века территория использовалась как место захоронения, поэтому археологи здесь находили как христианские, так и мусульманские надгробные плиты, и они сохранились в фонде музея-заповедника. Мы исходили из того, что не вправе тревожить ничей покой: поэтому в правой части рядом с обозначенной пещеркой собора расположили христианские памятники, а слева — камни с мусульманских захоронений.
Полумесяц на башне Сююмбике.... Этот знак фиксирует, что под башней находится культовое строение. Археологи и геофизики доказали: башня стоит на фундаменте Ханской мечети. По исследованиям известного казанского архитектора Павла Алексеевича Саначина мы знаем, как со временем менялось имя башни. Устойчивое название Сююмбике стало употребляться лишь с середины XIX века, а до того башню называли Ханской мечетью.
— Благовещенский собор используется совместно государством и Церковью. Есть ли планы передать его Казанской митрополии? (Дмитрий)
— В нашем случае гораздо точнее было бы сказать: используется жителями республики и открыта для приезжих гостей. Изначально так договорились, подписали соглашение с Татарстанской митрополией РПЦ, а по использованию мечети «Кул Шариф» — с Духовным управлением мусульман. Каждые пять лет документы в каких-то деталях уточняются, но правило совместной ответственности сохраняется.
— Передадут ли РПЦ Духосошественскую (Введенскую) церковь, в которой находится Музей татарской государственности? (Анонимно)
— Все музейные экспозиции, за исключением Центра-Эрмитажа и Музея естественной природы, располагаются на миниатюрных площадях, в том числе и Музей государственности татарского народа и Татарстана — такова архитектурная данность Кремля. И в ней сегодня уже сформировались туристские маршруты, исторические и духовные доминанты. Сохранить это, на мой взгляд, — самое важное. Сегодня в Казанском кремле уже есть все возможности, чтобы согреть и христианскую, и мусульманскую душу.
— Обратите, пожалуйста, внимание на Музей исламской культуры в мечети «Кул Шариф». Недавно мы там были и разочарованы слабой организацией: экспонатов мало, нет системности, посетители предоставлены сами себе. (Гараева Рузалия Мухаметовна)
— Спасибо за ваше участие. Надеюсь, вы сможете убедиться, что ваши замечания нам помогли. В Музее исламской культуры завершаются работы по реэкспозиции. Но по многочисленным просьбам туристов одновременно продолжалась и выставочная работа. Хотели как лучше...
С государственным советником РТ Минтимером Шаймиевым на открытии выставки художественного оружия из собрания Государственного Эрмитажа |
«ВВОДИТСЯ ЭЛЕКТРОННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСОВОДА ПРИ ВХОДЕ В КРЕМЛЬ»
— На каких языках проводят экскурсии? Есть ли у вас единая концепция информационного сопровождения гидами исторических событий, особенно о взятии Кремля Иваном Грозным? Я как-то мельком услышал, как гид по-русски излагал, что русские милосердно относились к осажденным и чуть ли не 10 тысяч воинов выпустили через образованный коридор. Неужели это так? (Хабибуллин Флюс Мирзанурович)
— Как «на самом деле» было, точно не ответишь. Но вы подняли очень важный вопрос об уровне знаний экскурсоводов. Для повышения их квалификации мы совместно с институтом истории КФУ работаем над программой подготовки экскурсоводов на базе университета. Мы сотрудничаем только с аккредитованными экскурсоводами, проводим ежегодную аттестацию, и абсолютное большинство из них — квалифицированные люди. Чтобы никого не обижать, но в то же время оградить себя от фантазий тех, кто читает только беллетристику, с этого года вводится электронная регистрация экскурсовода при входе в Кремль.
— В штате Казанского кремля есть свои экскурсоводы?
— В штате их 5 - 6 человек. А по трудовым договорам работают более 80 экскурсоводов.
— В РТ создали комитет по туризму. Как вы считаете, чем оно должно заниматься в первую очередь? Какой помощи ждете от нового ведомства? Или его деятельность вас не коснется? (Эльза Закирова)
— Туризм в министерстве по делам молодежи и спорту остался с тех еще пор, когда туризмом называлось спортивное ориентирование на местности и прогулка в лес с рюкзаком. Даже в начале 1990-х годов было понятно, что туризм стал совсем другим. Сейчас наряду с культурным туризмом развиваются и кулинарный, и медицинский, и паломнический, и экологический. Этот вопрос по-разному решают, во многих странах работают министерства культуры и туризма. Есть и самостоятельные комитеты.
Мне не раз приходилось слышать от приезжих, что в других местах они чувствуют себя туристами, а в Татарстане — дорогими гостями. Это может быть нашим брендом, так же как и многое другое. Но он точно должен быть, как пропуск на рынок туристских услуг. Этим надо заниматься, и поэтому создан новый госкомитет.
«Туризм в министерстве по делам молодежи и спорту остался с тех еще пор, когда туризмом называлось спортивное ориентирование на местности и прогулка в лес с рюкзаком. Даже в начале 1990-х годов было понятно, что туризм стал совсем другим» |
«УГОЛ ЗРЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ НЕ ЗАВИСИТ»
— Вы давно возглавляете республиканскую организацию «Женщины России». В чем заключается ваша работа на этом посту? Каким женщинам и чем именно помогаете? (Юлия Борисова)
— Мы добиваемся общественного признания женщин через конкурсы «Женщина года» и «Мужчина года: женский взгляд». Реализуем проект с казанской городской больницей №18 «Ты не одна» против социального сиротства. Благодаря грантам мы оборудовали палату на несколько мест для молодых матерей, оказавшихся в непростой жизненной ситуации. Еще несколько лет назад с представителями минздрава мы проанализировали ежегодные данные по детям, оставленным в роддомах. Оказалось, что одной некуда идти с новорожденным, другую вместе с ребенком оставил папа — у всех есть причины. При этом медики утверждают, что если первые полгода мама провела с малышом, то она уже никогда от него не откажется.
Вот мы и решили хотя бы на первое время предоставлять таким женщинам кров и все необходимое для ухода за ребенком. Потом через членов нашего Совета помогали с трудоустройством, и это дало результаты. Только в прошлом 2013 году из 40 молодых женщин 36 ушли из больницы со своими детьми.
Все женские организации республики откликнулись на беду жителей Амурской области, пострадавших от наводнения. Мы переслали теплые вещи, постельное белье, школьные канцелярские товары, предметы первой необходимосии. Спасибо транспортникам, которые приняли этот груз и доставили точно по назначению. Подобные акции нашей организации мы проводим во многом благодаря помощи спонсоров и женщин-предпринимательниц.
— Почему в конкурсе «Женщина года» нет номинации, посвященной женщине-татарке, сохраняющей культуру, традиции, а главное — родной язык в семье? Это относится и к тем, кто проживает в другом регионе и даже за рубежом. (Айгуль)
— Такая номинация есть! Называется она «Женщина. Культура. Духовность». Может быть, не каждый год, но лауреатами этой номинации становились представительницы и из других регионов страны. Согласно положению конкурса, все общественные организации могут выдвигать своих кандидаток на любую номинацию. Так что ждем предложений.
— Вы руководили министерством культуры, а теперь уже два года как стали рядовым представителем отрасли. Какой новый опыт, новое видение сферы культуры принесло вам это «изменение угла зрения»? (Елена Штанько)
— «Угол зрения», как вы говорите, от должности не зависит, тут изменений нет. Разве что я стала еще больше разделять мнение Михаила Борисовича Пиотровского в том, что музей — это главное учреждение культуры... (смеется).
«ЧТОБЫ БЫТЬ В КУРСЕ ДЕЛ, СЛЕДУЕТ СМОТРЕТЬ «БИЗНЕС ONLINE»
— Очень интересно ваше мнение как профессионала о «БИЗНЕС Online». Вы читаете нашу газету?
— Читаю. Даже боюсь, что меня могут обвинить в том, что слишком часто просматриваю один конкретный сайт... (смеется) В информационном потоке всегда ищу качественную информацию. У вас бывает и аналитика. Чтобы быть в курсе дел республики и страны, следует смотреть «БИЗНЕС Online».
Мне достаточно первичной информации, не люблю анонимного клокотанья, поэтому комментарии на форумах интернет-изданий не смотрю. У интернет-ресурсов свои законы, их главное преимущество — оперативность. К тем электронным СМИ, которые выдают информацию со скоростью печатной прессы, интерес снижается. У вас же формат сочетается с оперативностью. Этим мне ваше издание и интересно.
— Зиля Рахимьяновна, спасибо вам за интересный разговор!
Справка
Зиля Валеева родилась в Уфе. Окончила факультет журналистики Московского государственного университета им. Ломоносова (1978).
1970 – 1980 — корреспондент, завотделом литературы и искусства молодежной газеты «Ленинец», г. Уфа.
1980 – 1982 — корреспондент газеты «Вечерняя Казань».
1982 – 1990 — корреспондент, завотделом социальных проблем газеты «Советская Татария».
1990 – 1992 — редактор отдела политики газеты «Известия Татарстана».
1992 – 1995 — первый заместитель председателя Верховного Совета РТ.
1995 – 1999 — заместитель председателя Госсовета РТ.
1999 – 2001 — министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РТ.
2001 – 2005 — заместитель премьер-министра РТ.
2005 – 2011 — заместитель премьер-министра — министр культуры РТ.
2011 –2012 — заместитель премьер-министра РТ.
С мая 2012 года — директор музея-заповедника «Казанский Кремль».
Председатель республиканской общественной организации «Женщины России».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.