460.jpg
Марс Рахимов: «Изучая потоки покупателей и чеки, точно знаем, что нужно нашим клиентам. Например, наш ассортимент расширился товарами республиканского производства»

ХОД НА СЕВЕР

— Марс Галимзянович, расскажите, в каком году началось открытие магазинов duty free в Казани?

— Мы начали в 2006 году после знакомства с немецкой компанией Gebr.Heinemann (один из трех крупнейших игроков на мировом рынке беспошлинной торговлиприм. ред.). Мы предложили им сотрудничество, и в результате переговоров был запущен первый совместный проект duty free в Казани в 2007 году. До этого времени duty free в столице Татарстана не было. Да и пассажиропоток тогда был слабый — чуть больше 80 тысяч человек в год.

— Какие бренды появились первыми в магазине?

— Нельзя сказать, что кто-то был первым. Весь ассортимент duty free, который обычно присутствует, был у нас представлен. За исключением, конечно, таких компаний, как Chanel, Dior, Moet&Hennessy. В первый год мы не смогли их получить, так как площадь магазина была лишь 80 квадратных метров.

— Как пришли в бизнес duty free? Откуда взяли первоначальный капитал?

— Часть капитала составили собственные накопления, часть — кредиты. Первый магазин был маленький, 80 квадратных метров, поэтому вложения не были очень большими.

— А как познакомились с Салаватом Фатхетдиновым? (Салават до 2008 года был совладельцем ООО «Казань «Дьюти-Фри» — прим. ред.)

— Мы дружим, и у нас очень много общих знакомых.

— Сколько составили вложения в магазины с открытием нового терминала?

— Это коммерческая тайна (по экспертным оценкам, вложения составили $1 млн.прим. ред.).

— Была информация, что вы планируете выход в другие города России. Как получилось развиться?

— Да, в Иркутске уже год работают два наших магазина: duty free и duty paid (в таких магазинах продаются те же самые товары, что и в duty free, за исключением алкоголя и табачных изделийприм. ред.). В этом году планируем открыть магазин duty free в Томске на площади 140 квадратных метров, и магазин в зоне внутренних вылетов duty paid на площади 40 квадратов. Уже сейчас ведутся переговоры с руководствами международного аэропорта Якутск и города об открытии Duty Free. Подготовка документов весьма кропотлива и требует немалых усилий как с нашей стороны, так и со стороны таможенных, пограничных органов, органов Росграницы, а также представителей аэропорта. Это очень сложный процесс, но содействие вышеперечисленных структур и их слаженная работа значительно ускоряют подготовку для успешного функционирования бизнеса.

Kazan-036b.jpg
«Благодаря руководству Республики Татарстан у Казани высокая инвестиционная привлекательность. Уговаривать никого не пришлось»

— В Набережных Челнах присутствуете?

— В международном аэропорту Бегишево у нас небольшой магазин, который успешно функционирует, несмотря на свои сложности (один зал используется и для вылета, и для прилетаприм. ред.).

— Если сравнить рынки Татарстана и Самары, кто крупнее?

— Судите сами: в Самаре и Нижнем Новгороде по одному магазину duty free, а в Казани — 6.

«РАСШИРИЛИ АССОРТИМЕНТ МЕСТНЫМИ ТОВАРАМИ»

— Все 6 разные?

— Сегодня у нас работают четыре магазина в терминале 1А и по одному магазину в терминале 1 и бизнес-терминале. Помимо этого, в зоне свободной торговли на территории аэропорта работают магазины Our Champion, на внутренних линиях терминала 1А — детский Kids shop и Tatarstan beauty — парфюмерия и косметика. Как оператор мы представляем практически весь ассортимент duty free — одежда, аксессуары, алкоголь, сладости, парфюмерия.

Спортивный Our Champion в аэропорту — эксклюзивный магазин. К Универсиаде нам хотелось придумать совершенно новую концепцию, связанную со спортом. В Татарстане ведь очень много чемпионов — тот же «КАМАЗ Мастер», «Ак Барс», «Рубин», «Зенит», «Динамо». И мы решили всю атрибутику и все, что ассоциируется с этими командами, объединить в один магазин. Нам это удалось. Пусть магазин и получился небольшим. Во время открытия Универсиады президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов посетили наш магазин и положительно оценили функционирование и всю организацию работы. Магазин отвечает всем требованиям и стандартам, предъявляемым в сфере международной торговли. На данный момент Our Champion является достоянием нашего города и остается очень популярным среди иностранных гостей и жителей Казани.

333.jpg
«Во время открытия Универсиады Рустам Минниханов и Игорь Шувалов посетили наш магазин и положительно оценили функционирование и всю организацию работы» (фото: president.tatarstan.ru)

— Поток покупателей сильно увеличился во время Универсиады?

— Перевозки осуществлялись в основном внутренними рейсами. Но даже при этом трафике продажи в наших магазинах увеличились процентов на 30.

Специально для пассажиров совместно с руководством аэропорта и нашими партнерами Gebr.Heinemann мы проводили свою Универсиаду, используя специальные промо-акции. Установили Xbox, экран, и гости участвовали в играх. Наши промоутеры приглашали их, раздавали медали и скидочные купоны, в связи с этим хотелось бы сказать спасибо всем тем, кто принимал участие в этом празднике.

— Какова площадь ваших магазинов duty free в МАК?

— Один магазин — смешанный (алкоголь, парфюмерия, сладости) — 260 квадратных метров, магазин аксессуаров — 50 квадратов. Магазин с более эксклюзивными товарами The best of Duty Free — также 50 (там представлен элитный алкоголь, парфюмерия, более дорогие и интересные сладости, сигары). И магазин мужской итальянской одежды Pal Zileri — 30 квадратных метров.

— Как повлияло на бизнес открытие нового терминала в казанском аэропорту?

— Как и наш аэропорт, мы шаг за шагом развиваемся и стремимся к лучшему. Проработав год в новом терминале, сразу поняли, чего нам не хватает для достижения больших результатов. Совместно с руководством международного аэропорта Казань и немецкими партнерами вносим некоторые коррективы в функционирование и дизайн магазинов. Изучая потоки покупателей и чеки, точно знаем, что нужно нашим клиентам. Например, наш ассортимент расширился товарами республиканского производства.

«НАШИ ТУРИСТЫ ПОКУПАЮТ АЛКОГОЛЬ, ИНОСТРАНЦЫ — СИГАРЕТЫ»

— Как изменился покупатель? Сравните 2007 и 2014 годы.

— За эти годы изменилось очень многое. В первую очередь необходимо учитывать то, что пассажиропоток увеличился с 80 тысяч до миллиона человек. В связи с многочисленными международными мероприятиями, проводимыми в республике, в Казань приезжает много туристов.

— Как отличаются покупатели в Казани и, например, Сибири?

— Естественно, что предпочтения у людей очень разные, но мы стараемся создать условия для всех клиентов.

— А Казань в этом плане — богатый город?

— Думаю, так оно и есть. Но это мое личное мнение.

— Проводили исследования по щедрости покупателей? Азиаты, европейцы — какие есть особенности?

— Возможно, такие исследования и проводились, но для меня, в принципе, различий никаких нет. Каждый совершает покупку по мере своей финансовой возможности. Могу сказать лишь то, что иностранцы обычно очень хорошо покупают сигареты, потому что цены на данную продукцию в Европе высокие, выше, чем где бы то ни было. Наш турист покупает алкоголь, когда едет в Эмираты и Турцию, так как было много случаев отравлений местным алкоголем за границей, а в качестве duty free пассажиры уверены.

— Сколько составляет проходимость ваших магазинов в казанском аэропорту в день?

— По сути, это весь пассажиропоток, вылетающий международными рейсами.

— Сколько составляет сумма среднего чека?

— Данная информация конфиденциальна.

ДЛЯ HERMES НАДО СИЛЬНО ВЫРАСТИ

— Были ли кроме вас желающие зайти в зону беспошлинной торговли казанского аэропорта?

— Конечно, были и другие компании, желающие работать на территории международного аэропорта Казань.

— Вы считаетесь крупным игроком на этом рынке?

— Если брать во внимание партнерство с немецкой компанией Gebr.Heinemann, то, безусловно, да. Gebr.Heinemann является одним из самых крупных операторов duty free во всем мире.

— Хотите попробовать поработать в Москве — Шереметьево, Домодедово?

— Если будет возможность, не откажемся.

— А к чему стремитесь?

— Я как руководитель крупной компании хочу идти в ногу со временем, соответствовать международным требованиям в сфере торговли. Вместе со своей командой и партнерами покорять новые вершины.

— Есть какой-то международный магазин duty free, которому вы бы хотели соответствовать?

— Сложно говорить об идеальности, каждый магазин имеет свои плюсы и минусы. В нашем бизнесе важно соединить недостатки и достоинства, преподнеся как что-то уникальное. Для меня все duty free интересны и индивидуальны.

— Что при поездках по миру вам понравилось при наблюдении за duty free? Что хотели бы внедрить в Казани?

— Я больше езжу по Европе, Азии. Разумеется, есть бренды, которые я хотел бы видеть в Казани. Например, Hermes, который есть в аэропорту, скажем, Франкфурта, ОАЭ, Турции. Такие бренды выставляют очень строгие требования: пассажиропоток должен быть минимум пять миллионов в год. На свободном рынке марки Hermes и Louis Vuitton также не представлены.

— Не хотели бы выйти в стрит-ритейл?

— Нет. Я занимаюсь только duty free. Приходится соответствовать тем нормам, которые от нас требуют.

— Есть какие-то принципиальные отличия между форматами duty free и стрит-ритейла?

— Не думаю, что есть сильные отличия. Продажи есть продажи. Единственное отличие — в duty free у нас очень короткий контакт с покупателем.

Kazan-059b.jpg
«Покупают в первую очередь, конечно, алкоголь. Затем — парфюмерия, табак и сладости»

«ПЕРЕГОВОРЫ ВЕДЕТ ЦЕЛЫЙ ОТДЕЛ»

— Существует мнение, что цены в duty free и в зарубежных магазинах практически не отличаются. Это правда?

— Магазин беспошлинной торговли — магазины, располагающиеся, преимущественно, в пунктах пропуска через государственную границу (в том числе в портах, аэропортах, вокзалах). Продающиеся в таких магазинах товары не облагаются акцизами и/или пошлинами, НДС, что ведет к существенному снижению розничных цен. Ни один магазин, который существует на свободном рынке, таких же цен установить не сможет. Duty free всегда был и будет гарантом качества по доступной цене.

— Как ведутся переговоры с поставщиками, представителями мировых брендов?

— Над этим у нас работает целый отдел.

— Помните первые переговоры? Как они прошли?

— Первые переговоры были с партнером Gebr.Heinemann. Как вы сейчас можете наблюдать, прошли они успешно.

— Как удалось убедить немцев сотрудничать?

— Благодаря руководству Республики Татарстан у Казани высокая инвестиционная привлекательность. Уговаривать не пришлось.

— Как подбираете персонал?

— Подбор проходит очень тщательно. У нашей компании очень высокие требования к будущим работникам. Несколько этапов собеседования. Для персонала мы постоянно проводим обучение. С обучением помогают и партнеры. Представитель duty free — прежде всего профессионал своего дела, коммуникабельный и общительный человек.

— Сколько у вас сотрудников в штате?

— По Казани и другим регионам человек 100.

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ И КОЛЕБАНИЕ ЕВРО

— Есть статистика по самым покупаемым категориям товаров?

— В первую очередь, конечно, алкоголь. Затем — парфюмерия, табак и сладости. Аксессуары покупают больше, чем одежду. Аксессуары у нас представлены очень широко — это и Swarovski, и очки разных производителей, и швейцарские часы.

— Курс евро и доллара сейчас сильно колеблется. Как это влияет на продажи и цены?

— Влияние очень сильное, но цены не меняем. Цены у нас зафиксированы в евро. Падение продаж ощущается, но это во всей экономике, не только у нас. Стараемся проводить больше промоушн-акций. На 8 марта, например, делали промо-акцию, которая длилась три дня.

— Если в связи с присоединением Крыма зарубежные страны введут какие-то санкции, вы пострадаете?

— Пока еще не знаю. Мы работаем с Европой. Очень много компаний, в том числе и мы, связаны с Европой. Рынок duty free очень большой, но определенные волнения по этому поводу есть.

— Сколько составляет объем рынка duty free?

— Мировой оборот этого рынка огромен.

фото-2-(1).jpg
«Главное иметь чутье, а оно у меня есть»

«ДЛЯ УСПЕХА НАДО МНОГО РАБОТАТЬ, НО СТРАДАЕТ СЕМЬЯ»

— Расскажите немного о себе — где родились, где учились?

— Родился я в деревне Большие Яки Зеленодольского района. После 8-го класса поступил в Усадский СПТУ, получил там образование водителя, механизатора. Я преподаватель физкультуры военного обучения. В 1989 году я окончил спортивный факультет педагогического института. Отслужил в армии, в разведроте в Монголии. Служить мне нравилось, даже номер автомата до сих пор помню. Сразу после окончания института я занялся бизнесом.

Мой сын тоже отслужил, хотя после окончания юридического факультета мог этого не делать. Он был морским пехотинцем в Калининграде, и я очень горжусь этим. Он участвовал в Параде Победы, я видел его по телевизору. Мой сын был единственный из их выпуска, кто отслужил.

Еще я очень горжусь своей дочерью, она в совершенстве владеет английским языком и делает большие успехи.

— Чем занимались до того, как прийти в этот бизнес?

— Я занимался автомобильным бизнесом в Казани, Тольятти (ООО «Голден Лайнс»прим. ред.).

— Легче было вести бизнес в 90-е или сейчас?

— Я занимался разными бизнесами, поэтому сравнить их нельзя. Думаю, и тогда, и сейчас есть свои трудности. В дефолт 1998 года мы сохранили свой бизнес, все было нормально. Главное иметь чутье, а оно у меня есть.

— Какие у вас увлечения?

— Я мастер гиревого спорта. В свое время мы первыми организовывали международные соревнования по гирям на приз Николая Жеребцова. Жеребцов — цирковой артист, Волжский богатырь. Мы даже нашли его гири. Они до сих пор сохранились в «Батыре».

Занимаюсь благотворительностью. Кстати, недавно помогали Крыму.

— И наш традиционный вопрос — каковы три секрета успеха в бизнесе?

— Есть один большой секрет: работать, работать, и еще раз работать.