ДАЖЕ СОЗДАНИЕ ПРОДУМАННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НЕ ДАСТ ГАРАНТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ РОССИИ ОТ ЗАВИСИМОСТИ В СФЕРЕ IТ
На днях министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров пообещал в Instagram инициировать запрет использования программного обеспечения и оборудования из США в государственном и окологосударственном секторе России. Таким образом Никифоров отреагировал на выход в свет материалов о начале масштабной информационной разведки со стороны США в отношении России. Возможно ли это сегодня? И к каким результатам приведет? Своим мнением по этому поводу мы попросили поделиться одного из самых авторитетных экспертов в области IТ — генерального директора группы компаний ICL Виктора Дьячкова.
На компаниях из США свет клином не сошелся: в мире есть как альтернативные поставщики, так и возможность управлять заказами. Во всяком случае я понял высказывание министра именно так. Что касается нашей зависимости от зарубежных производителей, возможности импортозамещения и других проблемных вопросов из жизни отечественной IТ-промышленности, то здесь все не так просто, рубить с плеча вряд ли стоит. Поясню, что я имею в виду.
В МИРЕ НЕТ СТРАНЫ, КОТОРАЯ МОЖЕТ ВСЕ ПРОИЗВЕСТИ С НУЛЯ
Современная высокотехнологичная промышленность похожа на айсберг. Как бы ни велика казалась его видимая часть, девять десятых айсберга скрыто от наших глаз под толщей воды. И без этих девяти десятых айсберг существовать не может… Современные IТ — это сумма множества технологий. И если 20 - 25 лет назад, например, на нашем предприятии с более чем полувековым опытом работы в сфере вычислительной техники были люди, которые в целом понимали, как устроен компьютер — от создания микросхемы до написания программного обеспечения, то сейчас таких людей фактически не осталось. Уверен, та же самая ситуация во всем мире. И это не брак при подготовке специалистов (может ли такое быть повсюду?), а результат все большего усложнения технологий и все большей специализации производства. Микросхемы делают одни, технологическое оборудование для них — другие, сборку производят третьи, программы пишут четвертые, внедряют их пятые и т.д. И чаще всего это отдельные компании с соответствующими компетенциями. Но и это еще не все. Например, чтобы произвести только микропроцессор, нужно предприятие, нуждающееся в сырье высочайшего качества, то есть в промышленности, развитой соответствующим образом.
В современном мире ни одна страна не может с нуля абсолютно все делать сама — так сложны нынешние технологии. Иногда говорят: тогда надо закупать технологии, может, даже целые заводы! Но это тоже тупиковое решение. Дело в том, что просто покупать такой завод, покупать технологию, не владея рынком, бесполезно. Оборудование невероятно дорогое ($3 - 4 млрд.), окупиться оно должно, как правило, в течение трех лет. Но даже деньги не главное. Главное — владеть всей цепочкой знаний, необходимых для того, чтобы сделать качественную микросхему. И даже в этом случае окупаемости можно добиться только при наличии у вас постоянных заказчиков и партнерской сети, поскольку средства вернутся лишь при очень серьезных объемах производства. А это все присутствует только у мировых IT-лидеров, которые шли к такому положению на рынке несколько десятилетий. Только они в состоянии совершенствовать быстро устаревающие технологии и не терпеть убытков.
НА ЗАПАДЕ ПРАВЯТ БАЛ ПРАГМАТИКИ: ОТОВСЮДУ НЕ ВЫГОНЯТ
Еще в 90-е я обращался к правительству России с предложениями по развитию отечественной IТ-промышленности. Основная идея состояла в том, чтобы располагать на территории нашей страны заводы ведущих мировых компаний. В первую очередь речь шла о корпорации Fujitsu, с которой мы уже тогда тесно сотрудничали. Исходя из возможностей ICL-КПО ВС и потребностей рынка, вполне реальным выглядело создание предприятия по выпуску микроэлектроники. Японские партнеры, с которыми я обсуждал эту возможность, в принципе были не против, но им была нужна «отмашка» от собственного правительства, своего рода гарантия, что государство считает такой шаг целесообразным, поскольку в российско-японских отношениях, как известно, есть определенные сложности. В какой-то момент дело сдвинулось с мертвой точки. В план Ельцина-Хасимото была заложена идея строительства в России завода Fujitsu по производству микропроцессоров. В случае появления такого завода Россия мгновенно стала бы крупным экспортером в области микроэлектроники, потому что российский сегмент рынка этой техники был бы меньше 10%.
Позже я увидел воплощение этой идеи в Германии. Там много малых и средних предприятий, работающих в области прикладной микроэлектроники. Они, например, производят изделия для управления впрыском топлива в автомобили или датчики, которые позволяют правильно рассчитывать их устойчивость и управлять тормозными системами. Базируется это все на разных программно-аппартных комплексах. Показательно, что вся эта высокотехнологичная индустрия начала развиваться лишь после того, как немцы смогли затащить к себе американского производителя процессоров AMD — конкурента Intel. Вокруг него и существует эта экосистема. Завод производит основные компоненты, а потом малый и средний бизнес делает из них решения, которые покупают BMW, Daimler и прочие немецкие автомобильные компании. Нечто подобное можно было организовать и у нас — только вокруг Fujitsu. Как мне потом сказали в МИДе, это был единственный проект, который вообще стоило продвигать. Однако в результате, к сожалению, он даже всерьез не обсуждался.
Второй раз к этой теме вернулись в 2000 году, когда в Японию в первый раз прилетел Владимир Путин. Тогда он пригласил с собой представителей Татарстана. Мне удалось организовать встречу президента нашей республики (в то время это был Минтимер Шаймиев) с президентом Fujitsu. И вновь идея осталась нереализованной из-за политических разногласий. Жаль упущенных возможностей, так как Fujitsu тогда подтвердила свою готовность участвовать в локальных проектах. Тем ни менее не сложилось. А ведь плюс состоял еще в том, что Fujitsu — практически единственная крупная IТ-компания, которая находится вне влияния американцев.
В результате мы сейчас в микроэлектронике работаем на совершенно другом уровне, решая более мелкие, локальные задачи. В каждом случае это происходит по-разному, в зависимости от того, что именно нужно заказчику. Это относится не только к нашей компании, но к другим российским предприятиям. В этих условиях отказ от всех зарубежных технологий, к сожалению, выглядит утопией.
И если мы сейчас выпадем из цепочки международного разделения труда, думаю, ни к чему, кроме очередного отставания, это не приведет. Что касается опасений, что сейчас нас отовсюду выгонят, то экономика не политика. Рынок нужен всем, а на Западе правят бал прагматики. Опять-таки я далек от того, чтобы умалять наши возможности. В конце концов, российские разработчики действительно очень ценятся, но ведь сейчас они работают в кооперации с другими специалистами и пользуются их достижениями, как те нашими. Все знания и технологии размазаны тонким слоем с вкраплениями в разных странах мира. Это и называется глобализацией в экономике. Можно добавить, что как нет ни одной страны, которая может все произвести самостоятельно, также нет и страны, при изоляции которой (внутренней или внешней) все остальные окажутся в безвыходном положении. Замена найдется довольно быстро, а вот снова занять эту рыночную нишу будет трудновато. Поэтому министр, на мой взгляд, отмечал именно этот момент — будем покупать у других.
ЕСТЬ ОПАСНОСТЬ ИМПОРТИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
В середине 90-х годов к нам на завод приезжала делегация Fujitsu. Они делали оценку нашего инженерного потенциала, подготовки специалистов, предприятия в целом. Результаты японцев удовлетворили, и они предложили нам производить для российского рынка телекоммуникационное каналообразующее оборудование, предназначенное для передачи больших объемов информации между крупными городами и отдельными регионами. Нужно отметить, что в США тогда 60% систем было построено именно на этом типе оборудования. Я передал это предложение в то время министру связи РТ Ринату Залялову. Возражать он не возражал, но сказал, что будет конкурс и мы будем состязаться с раскрученным Huawei. Дальше можно не продолжать.
Я, разумеется, не против конкурсов. В последние годы наша компания принимала участие во многих тендерах и выигрывала. Но, когда производство только начинается, конкурсная система его убивает. Ну не может молодое производство на равных состязаться с известными брендами. Те же китайцы поднялись на том, что взяли передовую технологию и дали своим предприятиям госзаказ. В результате появилась мощная компания, которая сейчас активно работает на экспорт.
У нас же происходят вещи прямо противоположные. Нет политики импортозамещения, нет промышленной политики в нашей сфере. Кто отвечает за IТ как за промышленный комплекс, неизвестно, потому что министр связи отвечает, скорее, за то, чтобы правильно использовались информационные технологии и сервисы. Российское агентство по системам управления (РАСУ), которое пыталось это делать, было целенаправленно уничтожено. И очевидно, что не без участия США, которые абсолютно правильно считают оружие управления более эффективным, чем ядерное, уже только потому, что оно используется и в мирное время. А вот у нас до сих пор мало кто понимает, что управление — это оружие, а информационные технологии — базовые компоненты, основа этого оружия.
Управление сейчас, конечно, напрямую связано с программным обеспечением. Причем хотелось бы обратить внимание на то, как эффективно мы его используем. Например, самый обычный Windows, к которому все привыкли и который работает как ОС у многих даже в сотовых телефонах, на самом деле предоставляет гораздо больше возможностей, чем мы используем. Даже самые продвинутые пользователи используют 5 - 7% от реальной функциональности. Иногда для улучшения нужно докупить только некоторые компоненты, заставляющие работать все остальное, но это небольшие деньги. Как правило, это касается защиты информации и персональных данных. К слову, у нас есть отдельное подразделение системных технологий, которое обучает людей использовать системные функции без дополнительных трат. По оценке московских коллег, мы сейчас поддерживаем большинство операционных систем и обладаем практически всей линейкой компетенций по операционным системам, системам сервиса и удаленному управлению в области менеджмента систем и защиты информации.
Конечно, по возможности надо использовать открытые операционные системы. Это выгоднее как с позиции затрачиваемых денег, так и с позиции безопасности. А мы мало что сделали в этой области по сравнению с Европейским союзом. Европейцы еще лет 10 назад приняли у себя законодательные акты, согласно которым в государственных учреждениях можно использовать только ПО с открытыми кодами. Именно после этого Microsoft, не желая терять рынок, начал раскрывать свои коды.
Подводя итоги, можно сказать, что не следует под влиянием эмоций стремиться к изоляции от мировой экономики. Ведь эмоции пройдут, ситуация изменится, а ущерб уже будет нанесен.
Отмечу, что компания ICL-КПО ВС санкций не ожидает. Элементная база для нашей индустрии свободно продается. Единственное, что нам нужно, — это заказы, которые позволят наладить крупное серийное производство. Мы вполне способны выпускать материнские платы и многие другие электронные изделия, но объемы заказов нужно довести хотя бы до 1,5 - 2 миллионов.
Выработка четкой промышленной политики в IТ и импортозамещение в любом случае должны стоять на повестке дня. Так или иначе это нужно для создания новых рабочих мест, уменьшения нашей зависимости от зарубежных производителей и поддержания необходимых компетенций, ведь есть реальная опасность, что даже просто для использования современных технологий придется импортировать специалистов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.