Дорожно-строительный профессиональный лицей № 54 закрыли под предлогом того, что зданию необходим ремонт, но в итоге учебное заведение ликвидировали
Дорожно-строительный профессиональный лицей №54 закрыли под предлогом того, что зданию необходим ремонт, но в итоге учебное заведение ликвидировали

ПИСЬМА ОТЧАЯНИЯ

Еще в ноябре 2012 года в газету «БИЗНЕС Online» обратился коллектив дорожно-строительного профессионального лицея №54. Работники рассказали, что их заведение, судя по всему, хотят ликвидировать. И это несмотря на то, что в Татарстане не хватает строителей, и на то, что в лицее учились сироты, дети с девиантным поведением, инвалиды, дети из малообеспеченных семей и дети из районов республики. Сотрудники лицея предположили, что кому-то приглянулись его здания — 5 тыс. кв. м (не считая общежития) на улице Мавлютова, с собственной землей, удобными подъездными путями, мастерскими с новым оборудованием, автомобилями, полученными для обучения автомехаников. Как выяснилось, здесь предполагалось создать центр допризывной подготовки.

Вопросы призыва в то время курировал первый вице-премьер РТ Равиль Муратов. И он действительно наведывался в лицей в сопровождении людей в форме, с которыми обсуждал переоборудование помещений. Директор Анатолий Максимов, почувствовав, чем может закончиться визит, пытался объяснить Муратову, что лицей закрывать нельзя. Тем не менее в лицей зачастили некие товарищи, которые, никому ничего не объясняя, обследовали учебные, служебные кабинеты, мастерские. В итоге 85 родителей и 212 совершеннолетних учащихся направили письмо президенту РТ Рустаму Минниханову, а также направили письма Владимиру Путину, Павлу Астахову и в генпрокуратуру с просьбой защитить детей и педагогов.

Равиль Муратов, находясь на посту первого вице-премьера РТ, курировал вопросы призыва
Равиль Муратов, находясь на посту первого вице-премьера РТ, курировал вопросы воинского призыва

Но единственное, чего добились коллектив и родители, — это отсрочка: детям позволили доучиться в помещениях лицея до конца учебного года. Уже в апреле 2013 года на совещании у Муратова статус зданий лицея определился — исполкому Казани совместно с министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ поручили начать создание центра спортивно-патриотической и допризывной подготовки молодежи. К этому времени учащихся рассортировали по другим учебным заведениям, а сотрудникам предложили на выбор — либо увольняться, либо переходить вслед за своими воспитанниками.

В результате к концу учебного года в лицее остались три сотрудника — директор, бухгалтер да комендант общежития. А летом 2013 года в помещениях закипел ремонт, который ударными темпами шел до сентября. На ударную стройку привозили полюбоваться начальника генштаба Валерия Герасимова. В августе министерство земельных и имущественных отношений РТ распорядилось изъять из оперативного управления лицея имущество и земельные участки и передать их в муниципальную собственность Казани. Акт о приеме-передачи имущества был оперативно подготовлен ликвидационной комиссией и отправлен в минзем, где он и «завис» по сей день.

Ремонт сейчас остановлен, хотя был выполнен уже на 90 %
Ремонт сейчас остановлен, хотя был выполнен уже на 90%

СТРОЙКА БЫЛА ВЕЛИКАЯ, А ЦЕНТР ДО СИХ ПОР НЕ ОТКРЫТ

Но в декабре 2013 года Муратов ушел с поста вице-премьера (его сменил Алексей Песошин), проект сразу оказался в подвешенном состоянии. Никакого правового статуса бывшие помещения лицея так и не приобрели, не определился их балансодержатель, документов о центре допризывной подготовки нет, да и сами разговоры о его открытии поутихли.

Об этом «БИЗНЕС Online» на днях сообщил крайне обеспокоенный ситуацией Максимов: «Стройка была великая. Якобы на открытие должен был приехать Путин... Но сейчас ремонт остановился, хотя осталось-то сделать процентов 10! Жизнеобеспечение ведется за счет лимитов лицея еще прошлого года. Город принимать на баланс помещения не хочет, да и вообще сомнение берет, будет ли здесь центр... Были рассуждения, протоколы, но Муратов ушел, а Песошин, видимо, еще до конца не вник в суть дела. Я просто в недоумении. Если по-государственному подойти, это вообще нонсенс! Ремонт не завершен. Кто должен курировать данный центр, непонятно. Ну определитесь уже вы, руководители! Здесь же все есть для занятий: здания, инфраструктура, метро, столько молодежи вокруг. Но не могут определиться, никому ничего не нужно».

Анатолий Максимов: «Кто должен курировать данный центр, непонятно. Ну, определитесь уже вы, руководители!»
Анатолий Максимов: «Кто должен курировать данный центр, непонятно. Ну определитесь уже вы, руководители!»

Такое отношение тем более странно, что, по данным источника «БИЗНЕС Online», заказчик реконструкции комплекса — ГИСУ — уже провел работы на 250 млн. рублей (общая сумма затрат предполагалась в 300 млн.). Впрочем, в министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, в чьем ведении находится ГИСУ, цену ремонта назвать отказались, только заверили, что работа идет по графику. Странная секретность в вопросе направления бюджетных денег на создание бюджетного (с большой долей вероятности) учреждения.

Максимов обращался с письмами к главам минзема и минобрнауки Азату Хамаеву и Энгелю Фаттахову, руководителю исполкома Казани Денису Калинкину, прокурору РТ Илдусу Нафикову (копии имеются в распоряжении редакции). С тех пор прошло более трех месяцев, но ни от одного адресата ответа так и не последовало.

Балансодержателем будущего центра допризывной подготовки определен исполком Казани, который и ведет ремонтные работы
Балансодержателем будущего центра допризывной подготовки определен исполком Казани, который и ведет ремонтные работы

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась с запросами в заинтересованные организации. В минмолодежи (оно, кстати, курирует аналогичный республиканский центр «Патриот») нам ответили, что работы по созданию центра спортивно-патриотической и допризывной подготовки молодежи Казани начались в 2012 году, а балансодержателем определен исполком Казани, который и ведет ремонтные работы. В ДОСААФ вообще не осведомлены о создании центра. Председатель правления РОСТО (ДОСААФ) РТ Радий Зарипов сообщил, что узнал о нем из СМИ, но заверил, что если будет поручение, то без проблем организует в бывшем лицее допризывную подготовку и работу с трудными подростками. Руководитель пресс-службы правительства РТ Андрей Кузьмин на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, есть ли решение о создании центра, и вовсе ответил: «Пока никто вам ответа конкретного по этому вопросу не даст. Алексей Валерьевич этим занимается. Сейчас решают, что и как там будет, пока все в работе».

В минземимуществе РТ нашей газете рассказали, что распоряжение о передаче лицея в муниципальную собственность было подписано еще в августе 2013 года, однако в комплексе имущества имеется общежитие, которое исполком отказывается принимать, так как оно до сих пор не отремонтировано. Любопытен ответ исполкома Казани: там газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что письма от Максимова не получали, так же как и акта приема-передачи имущества из минзема. Что касается судьбы комплекса зданий, то здесь ответ был более расплывчатым: «После передачи имущества в муниципальную собственность Казани балансодержателем его будет муниципальное учреждение, вопрос создания которого в настоящее время рассматривается». То есть, кто разместится в зданиях бывшего лицея, до сих пор неизвестно.

ГДЕ ВЗЯТЬ КАМЕНЩИКОВ, СВАРЩИКОВ, МОНТАЖНИКОВ?

Неизбежно возникает вопрос о качестве принятия решений.

«Непонятно, чем было продиктовано решение ликвидировать лицей, — поделился своим мнением с «БИЗНЕС Online» директор строительной компании «ФаРус» Рустем Юнусов. — У нас работают его выпускники, и они выросли в ведущих специалистов. В частности, один из них прошел путь от мастера до главного инженера... Невооруженным взглядом видно, что реальных специалистов не хватает, в частности, огромный дефицит квалифицированных рабочих. Если на рынке много «бродящих» главных инженеров, начальников ПТО, то каменщиков, сварщиков, монтажников — а именно на них держатся строительные компании! — не найти. Конечно, можно решить проблему за счет гастарбайтеров, но специалистов среди них мало, хотя на вопрос: «Умеешь ли ты делать эту работу?» — они всегда отвечают: «Умею все!» А в результате ряд кладки он может делать целый день».

Очевидно, что вопрос о том, что делать с бывшим лицеем, повис в воздухе — это связано и с дальнейшим финансированием ремонта, и с определением ведомственной принадлежности зданий, и с их предполагаемым назначением. Впрочем, не прояснен и вопрос о том, ради чего надо было аврально ликвидировать успешный лицей, ежегодно выпускавший по 200 квалифицированных рабочих?