Снижение на КАМАЗе потянуло за собой многие другие отрасли экономики города

ГДЕ КОЛБАСА И МАЙОНЕЗ?

На сайте исполкома Челнов появились тревожные данные о состоянии городской экономики. «БИЗНЕС Online», изучив данные об итогах социально-экономического развития автограда за январь-февраль, обнаружил, что за два месяца в городе промышленной продукции было выпущено на 23,2 млрд. рублей — это на 16,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Судя по данным отчета, подготовленного чиновниками исполкома, количество проданных автомобилей в январе-феврале упало с 5746 до 4223 единиц, то есть на 26,5%!

Судя по всему, снижение на КАМАЗе потянуло за собой многие другие отрасли экономики города. Особенно пострадали производство цельномолочной продукции — на 10,7%, кисломолочной — на 21,6%, мясных полуфабрикатов — на 38,4%, колбасных изделий — на 92,9%, майонеза — на 83,9%, безалкогольных напитков — на 31,2% и даже хлебобулочных изделий — на 1,3%.

Наблюдался спад и в промышленности: в частности, падало производство продукции КБК — ящиков из гофрокартона — на 2,6%. При росте строительно-монтажных работ на 2,3% и увеличении производства сборных железо-бетонных конструкций на 25,8% в автограде наблюдается падение производства кирпича на 17,6% и ячеистого бетона на 15%.

Татьяна Быданова недавно докладывала, что ситуация на рынке труда стабильная

Еще несколько деталей. Численность работающих на крупных и средних предприятиях города, подлежащих статистическому наблюдению, за год снизилась на 5195 человек: с 141 387 человек на 1 марта 2013 года до 136 192 на 1 марта 2014 года. При этом в понедельник руководитель челнинского центра занятости Татьяна Быданова докладывала мэру Василю Шайхразиеву о том, что ситуация на рынке труда стабильная. По ее словам, особого наплыва безработных не отмечено. Уровень безработицы составляет 0,89% от экономически активного населения. На учете в центре занятости состоят 2300 человек, вакансий же учреждение предлагает 4350. В данный момент центр заключает договоры с предприятиями города по трудоустройству школьников на лето. Уже есть заявки на 1200 рабочих мест.

Среднемесячная зарплата по городу составляет 23 023,7 рубля (рост 5,1%), при этом отмечается, что размер реальной зарплаты снизился на 1%.

По мнению известного челнинского предпринимателя, генерального директора ООО «Полифорт» Владимира Нитенко, это один из ключевых показателей. «Все связано. Рост заработной платы связан с ростом объемов производства. Скорее всего, зарплата в республике будет падать по сравнению с прошлым годом, в связи с чем снизится покупательский спрос. Все естественно, спрос падает по всем отраслям», — высказал Нитенко свое мнение корреспонденту «БИЗНЕС Online».

ПРЕВЫСИЛИ БИЗНЕС-ПЛАН, НО...

Интересно, что все эти не особо афишируемые данные диссонируют с заявлениями как КАМАЗа, так и челнинских чиновников.

Официально опубликованных данных по социально-экономическому развитию города в целом в первом квартале нет, однако на последнем деловом понедельнике заместитель руководителя исполкома города Наталья Кропотова сообщила, что доходная часть бюджета выполнена в полном объеме. Индекс промышленного производства в городе составил 83,8%, объем строительно-монтажных работ — 102,3%, объем транспортных услуг — 131,4%, услуг связи — 112%, оборот розничной торговли — 105,8%, объем платных услуг — 95,4%. Впрочем, определенное недоверие к сообщению чиновницы вызывает тот факт, что эти цифры один к одному совпадают с итогами двух месяцев 2014 года, размещенных на официальном сайте мэрии.

Пресс-служба КАМАЗа разослала вчера пресс-релиз о результатах марта и всего первого квартала 2014 года. Сообщается, в частности, что для отгрузки потребителям было сдано более 3,85 тыс. машинокомплектов в марте и 8,2 тыс. — за первые три месяца года.

Завод двигателей и СП «КАММИНЗ КАМА» в общей сложности выпустили и поставили своим потребителям почти 3,8 тыс. двигателей и силовых агрегатов в марте и 8,6 тыс. — за весь квартал.

В марте отгружено дилерам, сервисным центрам и корпоративным клиентам компании запасных частей к автомобилям «КАМАЗ» на сумму 500 млн. рублей, с начала года — более 1,3 млрд. рублей. Для сторонних заказчиков заводами и подразделениями КАМАЗа поставлено продукции диверсификации на 311 млн. рублей в марте и на 586 млн. рублей за три месяца года. В марте выпуск силовых агрегатов, запчастей и продукции диверсификации был выше показателей, определенных бизнес-планом компании, подчеркивается в сообщении. Заметим, однако, что все цифры в сообщении челнинского автогиганта приведены без сравнения с аналогичными показателями первого квартала 2013 года.

Но как раз в этом и скрываются важные детали. По данным агентства «Автостат», компания в марте выпустила более 3,85 тыс. машинокомплектов, что на 15,4% ниже показателя годичной давности (свыше 4,55 тыс. штук). За первые три месяца 2014 года с конвейера сошло порядка 8,2 тыс. готовых автомобилей, шасси и сборочных комплектов — на 23,4% меньше, чем годом ранее (около 10,7 тыс. единиц). Иными словами, картина отнюдь не радужная, благодаря этому сопоставлению данных можно убедиться в том, что является основной причиной спада в челнинской экономике.

Длительный отпуск на КАМАЗе был по причине того, что автомобили не покупают

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев объяснил нерадужные показатели тем, что в связи с проведением корпоративного отпуска сразу после новогодних каникул главный конвейер был запущен только с 23 января. «Ничего удивительного в этих показателях нет. В январе в отличие от 2013 года мы были в корпоративном отпуске, во время которого как раз и можно было собрать ту 1 тысячу автомобилей, которой сейчас не хватает. Бизнес-план по году мы все равно выполним. Если январь-февраль были тяжелыми, то в марте дела пошли уже намного лучше», — оптимистично объяснил Афанасьев.

Понятно, что КАМАЗ ушел на длинные каникулы не просто так, а в связи с общим спадом на рынке грузовиков. Резкое замедление в первом квартале 2014 года вызвано простоями январе-феврале, когда КАМАЗ отработал лишь около 60% рабочего времени. В целом производители ощущают острый спад спроса. Недаром уже летом 2013 года звучали призывы запустить программу льготного кредитования грузовых авто наряду с поддержкой некоммерческих автомобилей. Известно, что уже в 2013 году рынок грузовиков показал спад на 14,3%. И хотя КАМАЗ держался лучше рынка в среднем (+0,3%), план максимум для него на 2014 год — сохранить объем продаж.

Генеральный директор группы компаний «КОМ» (многолетний поставщик КАМАЗа) Василий Маньковский подтверждает негативные тенденции. «Год плохо начался во всех отраслях производства. Существует много слагаемых этого нашего неуспеха, — сказал он. — Наверное, были какие-то просчеты в правительстве. Промышленность как не развивалась, так и не развивается. Никто не хочет помогать, не создают условия для того, чтобы мы могли произвести и продать. Длительный отпуск на КАМАЗе был по причине того, что автомобили не покупают. Чтобы не производить лишнего, не делать мартышкин труд, решили взять паузу. Произошел какой-то системный сбой, который усилился событиями на Украине. Общая ситуация наладится только после стабилизации событий в соседней стране».

Безимени-1.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что главной причиной таких показателей работы КАМАЗа стало продолжение стагнации в машиностроении и в автомобилестроении в частности. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он подчеркнул, что машиностроение — это одна из самых чувствительных отраслей в плане ситуации в экономике, и в случае возникновения кризисных явлений это практически сразу отражается на отрасли: уменьшается спрос на ее продукцию, снижается объем производства. Собственно, это подтверждается и статистикой. Так, в 2013 году, согласно данным Росстата, в Татарстане индекс производства по виду деятельности «производство машин и оборудования» составил 97,4% по сравнению с 2012 годом. За два месяца этого года ситуация лишь ухудшилась, этот показатель составил 91,8%. Автомобилестроение — самая уязвимая подотрасль машиностроения, которая сильно зависит от колебания спроса и предложения. Именно низкий спрос на автомобили и вынудил КАМАЗ отложить начало работы конвейера в 2014 году, считает Баранов.

Правда, не все разделяют пессимистические настроения. Алексей Лысых, директор ООО «КамазАвтоМаркет» — одного из ведущих официальных дилеров КАМАЗа в Уральском регионе (Челябинск), сообщил «БИЗНЕС Online» следующее: «Я бы не сказал, что спрос на «КАМАЗы» сильно упал, — отметил Лысых в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Объем техники мы продаем сейчас примерно такой же, как и в начале 2013 года. Люди хотели бы покупать, у них есть огромное желание работать, но труднее стало с кредитами, лизинговыми схемами, сложнее стало добывать деньги, поэтому мы своим клиентам в этом плане помогаем. Первый квартал всегда такой — в январе полмесяца никто не работает, в феврале и марте мы уже нормально продавали машины. Сейчас вроде набрали темп, но в мае опять полмесяца выходных, в июне начинается сезон отпусков. У нас ежегодно пик продаж приходится на осенние месяцы и на декабрь. Настроение у нас боевое, по бизнес-плану 2014 года за счет освоения новых рынков мы намерены в 1,5 раза увеличить объемы продаж».

КТО СЪЕДАЕТ РЫНОК?

Понятно, что все проблемы КАМАЗа и Челнов вызваны макроэкономической ситуацией в стране. Накануне официальные источники сообщили о том, что в первом квартале текущего года рост экономики России составил 1%.

Правда, ведущий аналитик НИЦ «Неокономика» Александр Виноградов не очень доверяет этим данным. «Как говорил доктор Хаус: «Все врут!» — сказал он нашему корреспонденту. — Статистические органы так или иначе приукрашивают действительность во всех странах. Частично по собственной воле, из преданности руководству, частично из-за несовершенства методики. И что касается роста ВВП на 1 процент, то этот процент достаточно адекватен относительно прочих оценок, характеризующих прошлые отчетные периоды. Он сравним. А реальное значение динамики ВВП — вопрос, конечно, тяжелый. Скорее всего, у нас уже спад. Где-то на процент-полпроцента».

Что касается сумасшедших объемов падения в пищевой промышленности автограда, то, по мнению генерального директор ТД «Челны-Хлеб» Эдуарда Юнусова, в реальности не существует такого большого и резкого падения. Особенно по мясу. В беседе с журналистом «БИЗНЕС Online» он предположил: возможно, дело в том, что некоторые производители, расположенные в Набережных Челнах, перерегистрировались в Тукаевском районе.

«Основные поставщики мяса в нашу торговую сеть — это «Челны Мясо» и «Мамадышский мясокомбинат», крупных переработчиков мяса в Челнах как таковых нет, — сказал Юнусов. — Если говорить про наш торговый дом, то мы в прошлом году выпустили продукции более чем на 300 миллионов рублей. Это, конечно, не только колбаса, но и различные мясные полуфабрикаты и охлажденное мясо, которое мы переработали. Этот факт сам по себе показывает, что мы приросли в объемах. Поэтому не исключаю, что, возможно, в отчетность закралась ошибка. А вот по хлебу действительно есть проблемы. У нас по объемам выпущенной хлебобулочной продукции есть определенный спад, но мы измеряем не только объемы, но и долю рынка. По доле рынка мы не падаем. И падение продаж здесь связано в первую очередь с уменьшением потребления, ростом конкуренции и стремительным увеличением торговых площадей в городе, в которые уходит наш покупатель».

В то же время Юнусов отметил, что у него есть «определенный оптимизм», связанный с тем, что люди переходят на более дорогую продукцию — идет замещение хлебобулочных изделий на более дорогостоящий и высококачественный продукт. Но в целом емкость рынка хлебобулочных изделий сокращается, идет сокращение потребления на душу населения.

«И здесь нельзя однозначно упрекать пищевиков, — считает Юнусов. — Есть тенденции рынка, к которым все предприятия отрасли привязаны. Те цифры, которые мы заявили, мы за них отвечаем, это справедливые цифры. Другой вопрос, что в других отраслях многие предприятия свою коммерческую тайну не разглашают. Из-за этого и складываются не совсем корректные показатели. Думаю, что нужно опираться на более точные источники».

Генеральный директор ООО «Акульчев» Сергей Акульчев обратил внимание нашего корреспондента на то, что в настоящее время сильнейшие европейские и американские игроки по всей стране скупают на корню различные заводы пищевой промышленности, сами строят заводы, «сгрызая часть нашего рынка».

«Наша компания не ощущает кризиса, — сказал Акульчев. — Потому что мы заняли достаточно сложную инновационную нишу, в ней почти нет игроков. Плюс у нас никогда не было госзаказов, мы всегда строили коммерцию и работали на себя, поэтому даже если какой-то заказ отвалится, у нас нет больших потерь. Все заказы коммерческие, взаимовыгодные. Падение объемов молочной продукции, скорее всего, связано с банкротством «Вамина». По мясу, вероятно, из-за того, что Россия вошла в ВТО и к нам пошло очень дешевое импортное мясо. Во всех европейских странах и в США мясо — это отрасль, где государство выделяет очень большие дотации. А у нас дотаций практически нет. Европейцы умудряются производить, перерабатывать и тащить сюда. Что касается майонеза, то это все-таки продукт дешевый. Когда есть правильные соусы, заменители, когда люди начинают заботиться о своем здоровье, майонезы начинают замещаться другими продуктами. Хлеб — тоже продукт для бедных. Когда все плохо, люди начинают есть больше хлеба. Когда появляются хорошие кондитерские изделия, растет благосостояние населения, то люди уходят с хлеба».

«ПРИЧИНУ И СЛЕДСТВИЕ НЕСПРАВЕДЛИВО ПОМЕНЯЛИ МЕСТАМИ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», дали свою оценку экономической ситуации, сложившей в автограде в начале 2014 года.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Ситуация на отечественном авторынке в 2014 году в первую очередь будет зависеть от того, как будет развиваться экономика, удастся ли преодолеть негативные явления в ней, которые наблюдались в 2013 году, наступит ли улучшение ситуации в ней. Если это произойдет и влияние стагнации будет минимизировано, то возможно, что показатели будут выше, чем в 2014 году. То есть у граждан появится определенная уверенность в своем будущем, станет яснее ситуация с их занятостью, а значит, и с доходами, и они могут принять решение о приобретении машины, что поддержит автопроизводителей. С другой стороны, в предстоящие год-два нас может ждать своего рода передышка, которая не связана с какими-то кризисными явлениями в экономике России.

Выражаться она может в снижении объемов производства и продаж, качественном изменении в модельном ряду, увеличении доли автомобилей с нетрадиционным силовым агрегатом, росте продаж компактных автомобилей. И в этом случае 2013 год можно считать как раз первым годом такой передышки на российском автомобильном рынке, а 2014 год может стать вторым, то есть показатели работы автопрома могут оказаться на уровне 2013 года или даже немного ниже этого. То есть эти два фактора действуют друг против друга и в какой-то степени уравновешивают друг друга. Но помимо этих факторов серьезное положительное воздействие на авторынок будет оказывать такой фактор, как значительный неудовлетворенный спрос на автомобили в нашей стране. Ведь по уровню автомобилизации Россия отстает от многих стран, так что нашему рынку есть куда расти. Поэтому не исключено, что ситуация с производством и продажей автомобилей в 2014 году будет лучше, чем в 2013 году, что позволит автопроизводителям произвести и продать больше автомобилей в наступившем году. Тогда ситуация и в целом в Набережных Челнах станет лучше.

Рафис Гильфанов — генеральный директор ООО «РенАвтоЦентр»:

— Строить стали больше, об этом свидетельствует рост на 2,3 процента объемов строительно-монтажных работ. Это обусловило рост производства сборных железо-бетонных конструкций на 25,8 процента. Разницу же в темпах роста этих двух показателей, очевидно, можно объяснить тем, что производители Набережных Челнов стали активнее продавать свою продукцию на стороне. В частности, компания «Домкор Индустрия», которая является нашим партнером, действительно увеличила поставки за пределы города — и в Казань, и по районам. По газобетону мы являемся дилерами двух заводов — казанского и челнинской компании «ЖБИ Мелиорация». Последняя является новым игроком на рынке, открылась она только в октябре. Видимо, пока работает не на полную мощность. Рынок-то один, его емкость определена. Видимо, производства газобетона удовлетворяет спрос, который, надо полагать, снизился.

Борис Кузнецов — заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» института КФУ в Набережных Челнах:

— Если КАМАЗ объясняет снижение продаж на 26 с лишним процентов тем, что был корпоративный отпуск, то это по меньшей мере странно. Тут причина и следствие несправедливо поменяны местами. Если посмотреть бизнес-план КАМАЗа на 2014 год, то там контрольная цифра производства грузовиков стоит 40 тысяч. Если не ошибаюсь, на 2013 год план составлял более 44 тысяч автомобилей. То есть производство изначально заложено меньше. И корпоративный отпуск в январе потому и возник, что не было необходимости трудиться производству в полном объеме. А бизнес-план КАМАЗа ориентирован в первую очередь на спрос на его продукцию. Рынок уменьшился, нет смысла производить больше, чем сможешь продать.

Падение производства пищевой промышленности, на мой взгляд, тоже связано с уменьшением спроса, покупательной способности населения. Тот же самый корпоративный отпуск градообразующего предприятия наверняка на этом сказался. Нет работы, нет и зарплаты. А промышленное производство (наш город зависим в первую очередь от него) в стране в целом снижается. Второе — это, конечно, значительное повышение цен на продукты, которое имеет место. Видимо, люди экономят, меньше покупают дорогую продукцию, как, например, мясные полуфабрикаты и колбасные изделия.

Руслан Якушев — генеральный директор ОАО «Булгар-пиво»:

— Считаю, что снижение производства цельномолочной и кисломолочной продукции связано с общими проблемами «Вамина». Думаю, это отголоски той истории. То, что хлебобулочной продукции произведено меньше на 1,3 процента, я этот показатель не считаю критичным. На это могла оказать влияние даже не очень значительная причина, например пост. Колбасных изделий, однозначно, произведено меньше, так как их перестало выпускать ОАО «Челны Холод», а ООО «Счастливые времена» снизило производство майонеза.

Не думаю, что нынешние показатели можно расценивать как катастрофические. Просто происходит изменение рынка в регионах и на местах. В свое время было открыто много торговых сетей, куда производитель мог войти даже с низкорентабельной продукцией. Сегодня такого нет. Считаю, что по хлебобулочным изделиям и молочной продукции ситуация во втором квартале выправится. Что касается нашей компании, то у нас в первом квартале был зафиксирован рост продаж на 29 процентов.