Федеральная антимонопольная служба в минувший понедельник предварительно одобрила присоединение «Татэнерго» к татарстанской Генерирующей компании. Как выяснила корреспондент «БИЗНЕС Online», слияние двух компаний под единый бренд «Татэнерго», чего с самого своего прихода в 2012 году добивается шеф ГК Раузил Хазиев, в Генерирующей компании расценивают как необходимость, дающую возможность извлечь немало дивидендов на энергетическом поле страны. Тем временем процесс ребрендинга будет носить технический характер и «дорого стоить не будет».
ОАО «Генерирующая компания» |
ЭТО НЕ КИТЧ, ПОКАЗАТЬ КАКИЕ МЫ
В минувший понедельник федеральная антимонопольная служба (ФАС) приняла решение об удовлетворении ходатайства о получении предварительного согласия на реорганизацию ОАО «Генерирующая компания» (ГК) в форме присоединения к ОАО «Татэнерго». В управлении собственности компании «БИЗНЕС Online» пояснили, что ОАО «Татэнерго» перестало осуществлять производственную деятельность. В свою очередь, заместитель гендиректора ГК Айрат Сабирзянов пояснил нашему изданию, что вопрос слияния и ребрендинга Генерирующей компании и «Татэнерго» носит, скорее, технический характер.
— Это технический момент, который дорого стоить не будет, а при этом эффект будет неплохой для республики, — заявил он, пояснив, что дивиденды планируется выручить из имиджевой составляющей бренда, особенно если учесть, насколько безлико выглядит сегодняшнее официальное название компании, с которым она работает на внешнем рынке. — Что такое Генерирующая компания? Это название не идентифицирует компанию вообще. Если компания работает за пределами РТ, на просторах российских, возникает вопрос: а какая именно это генерирующая компания? Потому что они имеют либо номер какой-то, либо наименование привязано к территории. В этом смысле «Татэнерго» отвечает на все эти вопросы.
Раузил Хазиев |
По словам Сабирзянова, решение о слиянии было принято в том числе и в связи с активизацией компании на внешних рынках и в коридорах федеральной власти, где вопрос самоидентификации звучит наиболее остро. «Это не китч, показать какие мы. Это очень важно, потому что когда ты решаешь вопросы с федералами, это достаточно ощутимо — насколько к тебе относятся, как к серьезному партнеру, это вопрос самоидентификации», — говорит он. По мнению собседника «БИЗНЕС Online», важна узнаваемость компании как таковой, без привязки к каким-то конкретными лицам — менеджерам компании. Тем более что никто не отменял ротацию кадров. На вопрос, как скоро компания явит миру свое новое название, Сабирзянов ответить затруднился. Он пояснил, что ребрендинг в данном случае — это не простое переименование компании. «Это серьезный бизнес, энергетический. И здесь много нюансов, есть и хозяйственные вопросы, и вопросы, связанные с рынком. Перед нами стоит задача: извлечь максимум плюсов, но с минимальными издержками».
СМЕНА ЭПОХ В ЭНЕРГЕТИКЕ
Напомним, название «Татэнерго» появилось на старте создания большой энергетики Татарстана в июле 1931 года, когда было создано районное управление государственных электрических станций ТАССР «Татэнерго». В сентябре 1999 года гендиректором производственного объединения «Татэнерго» становится Ильшат Фардиев. В этот период предприятие стояло на грани банкротства, а его долги достигали половину стоимости активов. Фардиеву и его команде при поддержке казанского Кремля удалось так выстроить работу, что буквально за несколько лет «Татэнерго» стало прибыльной компанией. И даже вынужденное ее реформирование (в соответствии с законом об электроэнергетике) и последовавший распад на три компании не расшатали единой целостности энергоотрасли РТ, которую на тот момент по-прежнему полностью курировал Фардиев уже в статусе вице-премьера, министра энергетики РТ.
Однако в 2012 году Рустам Минниханов ликвидировал минэнерго и полностью перетасовал топ-менеджмент трех компаний. Так, кресло гендиректора ОАО «Генерирующая компания» занял председатель госкомитета по тарифам РТ Раузил Хазиев, Фардиев же отправился на «передний фронт» — в ОАО «Сетевая компания». Отметим, что само ОАО на тот момент перешло из ведомства главы минземимущества Азата Хамаева в собственность государственного ОАО «Связьинвестнефтехим», полностью подконтрольного президенту Татарстана. Таким образом, на момент перестановки на энергетическом поле само «Татэнерго» де-факто перестало существовать, де-юре оставаясь государственной компанией без серьезных активов (в настоящее время «Татэнерго» существует лишь номинально).
Спустя время изменения на рынке игроков электроэнергетики выглядели уже более выпукло. Не обошлось и без демонстративного дистанцирования от единого бренда «Татэнерго», под которым ранее выступали все энергетические компании Татарстана. Так, на отраслевом форуме в конце 2012 года, который традиционно проходил в ВЦ «Казанская ярмарка», экспозиция ОАО «Сетевая компания» неожиданно выпала из общего корпоративного фона «Татэнерго». Расположившись в одном анклаве с коллегами, внешней атрибутикой ОАО «Сетевая компания» уже ничем не напоминало о былом энергетическом братстве. Изменились фирменный цвет (вместо оранжевого — синий) и логотип компании. Как пояснили газете «БИЗНЕС Online» в компании, предприятие провело ребрендинг, придя к корпоративному стилю, схожему со стилем федеральных сетевых организаций.
Однако бренд «Татэнерго», имеющий исторические корни (и хорошо известный за переделами Татарстана), мог еще принести хорошие дивиденды татарстанскому энергобизнесу. Вот только вопрос: какому конкретно? Логично было бы предположить, что правопреемником бренда должна стать Генерирующая компания, ведь именно на основе электрических станций и создавалось в свое время «Татэнерго». С другой стороны, на известное «имя» вполне мог претендовать и Фардиев, в свое время вложивший немало сил в реанимацию производственного объединения и создание на его базе акционерного общества.
Ильшат Фардиев |
ВОПРОС САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Очевидно, что Хазиев не стал дожидаться, пока его коллеги активизируются по данному вопросу, и взял инициативу в свои руки. Во всяком случае, об этом он заявил журналистам в начале марта текущего года. Речь шла о том, что Генерирующая компания намерена приватизировать бренд «Татэнерго», закрепив этот факт в соответствующем правовом поле. В итоге Генкомпания обратилась в ФАС России с ходатайством о получении предварительного согласия на реорганизацию ОАО «Генерирующая компания» в форме присоединения к ОАО «Татэнерго».
Между тем, как писали СМИ еще пять лет назад, Фардиев говорил, что бренд «Татэнерго», скорее всего, отойдет «Сетевой компании». В марте Фардиев вновь подтвердил свое мнение, что название «Татэнерго» должна носить возглавляемая им компания, и сослался на другие регионы, где «классические сетевые компании» после реформы остались работать под именами ранее действовавших здесь энергопредприятий.
По словам Фардиева, он в начале 2014 года обращался к премьер-министру РТ Ильдару Халикову, который возглавляет советы директоров ОАО «Генерирующая компания», ОАО «Сетевая компания» и ОАО «Татэнерго», с предложением «оставить и бренд, и историю» «Сетевой компании», но ответа не получил. Также он сказал, что не видел решения и по переименованию Генерирующей компании. Он сказал, что не намерен вступать в конфликт по этому поводу, однако выразил сожаление, что «в свое время не догадались» назвать выделенные из «Татэнерго» генерирующие активы «Территориальной генерирующей компанией-16» (с 2010 года под этим наименованием работает ОАО «ТГК-16», созданное ОАО «ТАИФ» на базе выкупленных у Генерирующей компании казанской ТЭЦ-3 и нижнекамской ТЭЦ-1).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.