Пустовавшее восемь лет здание «Детского мира» на улице Пушкина продолжает наполняться арендаторами

«ДОСТУПНАЯ РОСКОШЬ» ПЕРЕСТУПИЛА ЗА МКАД

Открывшееся в начале марта обновленное здание популярного некогда советского универмага «Детский мир» (ДМ) на улице Пушкина продолжает наполняться арендаторами. Второй и третий этаж нового ТЦ занял московский бренд Podium market, торгующий одеждой, аксессуарами и обувью. Он является проектом известного московского люксового ретейлера Podium.

Сеть относительно новая и до сих пор концентрировалась в российской столице. Первый Podium market открылся в 2012 году в здании гостиницы «Москва». Сейчас у сети три магазина в российской столице и единственный за пределами МКАД — в Казани. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» коммерческий директор Landor Investments (собственник здания ДМ) Константин Петросян, Podium market арендовал по 1,4 тыс. кв. м на втором и третьем этажах здания.

Podium market ориентирован на так называемый сегмент affordable luxury — «доступной роскоши». Два года назад Podium вышел за рамки так называемого «тяжелого люкса», решив поэкспериментировать с демократичным сегментом и открыв первый магазин Podium market, где продается одежда дизайнерских брендов по доступной цене. Помимо Казани такие же магазины компания планирует открыть в Самаре, Екатеринбурге и Калининграде.

Напомним, что первым арендатором в здании универмага стал екатеринбургский парфюмерный ретейлер «Золотое яблоко», который открыл на первом этаже ТЦ магазин косметики.

В первые же дни работы Podium пытался привлечь покупателей скидками на новые коллекции. В Москве и частично в Казани Podium market продает одежду и обувь таких женских марок, как Sandro, Maje, Claudie Pierlot, Whistles, Reiss, Ted Baker, Bimba&Lola, Brigitte Bardot, American Vintage, Free People. Из мужских — Reiss, Sandro, Scotch&Soda, Eleven Paris, Moods of Norway. В «Детском мире» на втором этаже разместилась мужская одежда, обувь, аксессуары, на третьем — женская одежда.

Podium market ориентирован на так называемый сегмент affordable luxury — «доступной роскоши»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» посетила новый магазин в субботний день. На «женском» этаже (магазин расположен на двух этажах) основную массу людей составляли охранники и продавцы-консультанты. По огромной площади с довольно свободно установленными стендами с одеждой бродили всего несколько покупателей. Из представленной одежды можно купить как остатки весенних, так и новых, летних коллекций. Из цветов преобладают зеленый, коралловый, мятно-зеленый и белый. Хотя есть и весьма аляпистые наряды, например, футболки российского дизайнера Кати Добряковой.

Разброс цен здесь довольно большой. Пальто можно приобрести за 5 - 7 тыс. рублей, блузки — 4 - 5 тыс., сумки — 5 - 10 тыс. рублей и т.д. Из аксессуаров — претендующие на оригинальность — повязки для волос и чехлы для телефонов по 1 тыс. рублей.

НАЗВАНИЯ НЕТ, НО МОЖЕТ БЫТЬ ВТОРАЯ ОЧЕРЕДЬ

Интересно, что названия у торгового центра до сих пор нет. «Как его ни назови, жители города будут ассоциировать его с «Детским миром». Может быть, впоследствии что-то придумаем», — объяснил «БИЗНЕС Online» Петросян.

Что касается площадей, то свободными остались четвертый и пятый этажи. «В ближайшее время там откроют свои магазины другие операторы. Там расположится очень хороший детский концепт, обувь и аксессуары, — говорит Петросян, но озвучивать названия операторов отказался. — Формат всего центра — универмаг, именно такая задача и стояла. Универмаг — это формат торговли, когда есть open space, открытые помещения, нет никаких отделов, подобран определенный товарный ряд. Как правило, это одежда, парфюмерия, аксессуары и так далее — все четко распределено по этажам».

В Казани, по мнению собеседника газеты, у него конкурентов нет. «Это уникальный продукт. Наш универмаг рассчитан на категорию affordable luxury — так называемая доступная роскошь. Это для тех, кто ценит качество, но не готов отдавать большие деньги за люксовые бренды. Мы работаем в среднем ценовом сегменте», — рассказал он.

Кстати, собственники здания не исключают и строительства второй очереди универмага. «Фуд-корта и кафе или ресторана в данном объекте у нас не будет. Если будет вторая очередь, то разместим их там. У нас есть задний двор, куда можно пристроить здание. Пока мы думаем над этим проектом», — рассказал Петросян «БИЗНЕС Online».

Ильсур Метшин и Константин Петросян
В октябре 2012 года Константин Петросян представил проект реконструкции «Детского мира» мэру Казани Ильсуру Метшину. Внешний фасад здания собственники пообещали завершить к Универсиаде

ВСЕ ТЕ ЖЕ ЛЮДИ

Как выяснил «БИЗНЕС Online», у истоков Podium market стоит команда обанкротившегося (процедура конкурсного производства продолжается) московского ОАО «Подиум», который работал в сегменте luxury. Ранее эта компания участвовала в долгой эпопее, связанной со сделкой по купле-продаже здания казанского «Детского мира».

Цепочка собственников компании выглядит довольно замысловато. Согласно базе данных СПАРК, Podium market в столице РТ открыт компанией ООО «Подиум маркет» (уставный капитал на 6 июня 2013 — 15 млн. рублей), учредителями которой являются компания «Кинде Истэблишмент Лтд» (Британские Виргинские острова) и Сергей Тригубец (он же гендиректор ООО «Подиум маркет»). В свою очередь, «Подиум маркет» является учредителем ООО «СУМ». В последнем 10% принадлежит ООО «Подиум», где в учредителях первоначально были Эдуард Киценко и Игорь Краюшкин, а сейчас ЗАО «Подиум». На март 2014 года ЗАО «Подиум» контролируют Киценко и Краюшкин.

Напомним, что само здание универмага министерства торговли ТАССР, которое позднее было переименовано в «Детский мир», было открыто 2 апреля 1963 года. Это типовой для советских городов проект работал до начала нулевых. В 2006 году здание было продано, а многочисленные арендаторы выселены. Собственником здания стало московское ОАО «Подиум». Правда, все эти годы новый хозяин не проявлял никакой активности, здание пустовало. Причину, почему не происходила реконцепция «Детского мира», знает один из казанских предпринимателей, знакомый с владельцами luxury-оператора. «Собственнику здания в свое время один из руководителей республики предложил сместить здание на 10 метров от дороги или снести и построить новое. Собственники же не дураки, чтобы, купив здание за 10 миллионов рублей, идти на такой шаг. Поэтому этот проект и заморозился», — рассказал он «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности.

Аккаунт некоего Константина Петросяна, который указан как коммерческий директор «Подиум Маркета»
Аккаунт некоего Константина Петросяна, который указан как коммерческий директор «Подиум Маркета»

В 2010 году стало известно, что ОАО «Подиум» пытается продать актив. Тогда компания оценивала недвижимость в 700 млн. рублей. Но покупателей в городе, который только что пережил кризисный обвал на рынке коммерческой недвижимости, не нашлось. Затишье прервалось лишь весной 2012 года, когда федеральные СМИ сообщили, что собственник «Детского мира» объявил себя банкротом. Иск о собственном банкротстве подало ОАО «Подиум». По данным СПАРК, активы компании контролировали два предпринимателя: Краюшкин и Киценко — основатели ретейл-группы «Подиум».

Новый хозяин у «Детского мира» появился осенью 2012 года, им стала московская компания Landor Investments. Коммерческий директор этой компании Петросян сообщил тогда нам, что общая сумма покупки и дальнейшего ремонта здания обойдется компании в $30 миллионов. По его словам, компания Landor Investments была создана в 2009 году и занимается торговыми объектами в Москве, Самаре, Ростове и Перми, в том числе управлением объектов. Еще тогда предполагалось, что «Детский мир» станет универмагом в привычном для Европы понимании, например, как Harrods в Лондоне.

Внешний фасад здания собственники пообещали завершить к июлю 2013 года, но завершение работ по зданию и открытие магазина первого якорного арендатора состоялось лишь в начале марта этого года.

ПОРУЧИЛСЯ ЗА ПРЕДЫДУЩЕГО ХОЗЯИНА

Фактически два этажа ТЦ «Детский мир» заняла компания, которая связана с предыдущим собственником здания. Однако Петросян, представляющий Landor Investments, заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что «Подиум маркет» никакого отношения к нынешнему собственнику в лице ООО «Ландор» не имеет, а является лишь арендатором. Но при этом в сети Linked нам удалось обнаружить аккаунт некоего Константина Петросяна, который указан как коммерческий директор «Подиум Маркета». Кроме того, один из участников рынка недвижимости подтвердил «БИЗНЕС Online» наличие связи между нынешним собственником казанского «Детского мира» и оператором «Подиум маркета».

Согласно данным СПАРК, ООО «Ландор» владеет кипрская «Костелиони Трейдинг Лимитед» — на 99,9%, а остальная символическая часть принадлежит Игорю Марочкину. Как выяснил «БИЗНЕС Online», ООО «Ландор» выступает ответчиком по семи искам. По двум из них требуется взыскать заложенное имущество, а по остальным взыскивается около 1,3 млрд. рублей. Третьим лицом по всем делам проходит ОАО «Подиум». Все они были поданы в один день — 13 февраля этого года, истцом по ним выступает российская «дочка» французской банковской группы Societe Generale — Росбанк.

В Росбанке не стали комментировать конфликт. Арбитражный управляющий ОАО «Подиум» Андрей Лукьянов заявил «БИЗНЕС Online», что две недели назад вступил в должность и разбирается в делах, поэтому сможет что-либо сказать только после майских праздников. Запрос в «Подиум маркет» остался без ответа, представитель «Ландор» Петросян признал, что судебные процессы идут, но оставил их без комментариев. «Это наша внутренняя история», — сказал он. В пресс-службе московского арбитража также не стали раскрывать фабулу дела.

Прояснить картину удалось благодаря тексту судебного решения, который был опубликован на сайте Арбитражного суда Москвы. Оказалось, что ООО «Ландор» выступало сопоручителем по кредитному договору ОАО «Подиум» от 9 января 2007 года. Росбанк, как выяснилось, взыскивал с ООО «Ландор» 349,6 млн. рублей. В этом же документе говорится, что договор поручительства «Ландор» заключило в декабре 2011 года и «отвечает за возврат кредита, процентов, включая повышенные, после наступления срока возврата кредита, рассчитанных по ставке 11 процентов годовых».

СКАНДАЛЫ И РАЗВОД УЧРЕДИТЕЛЕЙ

Отметим, что судебные процессы с участием Росбанка и структур «Подиума» происходят не впервые. В этом же году были назначены основные слушания по иску Росбанка к ООО «Модельный дом» и ЗАО «Цитрон» о взыскании 1,3 млрд. рублей, выступавшими поручителями по кредиту в $33 млн., который в 2010 году был выдан ОАО «Подиум». Кредит в полном объеме возвращен не был, поэтому банк обратился в суд с иском к поручителям.

Эти судебные разбирательства являются продолжением громкого федерального скандала, в центре которого оказался экс-председатель правления Росбанка Владимир Голубков. Его поначалу подозревали в вымогательстве взятки у московского бизнесмена Андрея Ковалева за положительное решение по продлению срока погашения кредита и уменьшению процентной ставки. 15 мая 2013 года Голубкова задержали в здании Росбанка в Москве вместе с его подчиненной, старшим вице-президентом Тамарой Поляницыной.

В первые же дни работы Podium пытался привлечь покупателей скидками на новые коллекции

В самый разгар скандала, как писали «Известия», в МВД обратился упомянутый выше столичный бизнесмен Краюшкин — бывший совладелец известной в Москве той самой сети магазинов премиальной одежды и обуви «Подиум». Он утверждал в СМИ, что Голубков вступил в сговор с его деловым партнером и обанкротил компанию, оставив его самого как поручителя по кредитам с многомиллионными долгами. По словам Краюшкина, компания «Подиум» начала работать с Росбанком в 1999 году. «Тогда я был совладельцем компании «Подиум», вторым участником был мой партнер Эдуард Киценко. До прихода Голубкова работа велась конструктивно. Мы за это время получили большой кредитный портфель, очень успешно работали на ретейловом рынке. К 2008 году наш кредитный портфель достиг 128 миллионов долларов. И банк, конечно, был не внакладе, а зарабатывал ежегодно 12 - 13 миллионов долларов только на одних процентах. Это была чистая прибыль, которую они получали от нас, — рассказал предприниматель. — В залоге у банка находилась наша недвижимость. Банковские специалисты оценили ее примерно в 150 миллионов долларов, то есть стоимость залога превышала сумму кредита. Банк ничем не рисковал». Но со сменой руководства компании впервые отказали в выдаче кредита на приобретение новой коллекции одежды. Тогда же Киценко, который вел все деловые переговоры с Голубковым, поднял вопрос о том, что главу Росбанка необходимо «простимулировать», чтобы возобновить кредитную линию, утверждает Краюшкин.

В 2010 году Краюшкин отошел от дел по состоянию здоровья, а его партнер предложил ему продать его долю в компании в обмен на освобождение от обязательств по кредитам. Бизнесмен согласился на это предложение, однако, как он считает, его обманули: как только он продал в 2011 году свою долю партнеру, а сам по-прежнему остался поручителем, компания перестала выплачивать кредиты Росбанку, а активы фирмы стали выводиться в неизвестном направлении. «Уже в сентябре мой партнер Эдуард Киценко в один день переоформил на совершенно другие юридические лица все кассы группы компаний «Подиум». То есть денежный поток, который шел в Росбанк и должен был обеспечивать погашение кредита, резко прекратился. Вся эта ситуация длилась полгода: с сентября 2011 года по май 2012 года. «Подиум» работает, но никому не платит за обслуживание кредита. То есть за полгода Росбанк недополучил около 6 миллионов долларов, но совершенно не обращал на это внимания. А в мае 2012 года «Подиум» внезапно подает на банкротство. Я так подозреваю, что «Подиум» выводил активы из компании, чтобы подготовить к банкротству, и выводились они на новую компанию, которая называется «Подиум-маркет». Это новая компания в Москве, которая принадлежит Киценко», — заявлял предприниматель в своем интервью.

«ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ДОХОД ДОЛЖЕН БЫТЬ 4 - 5 ТЫСЯЧ ЕВРО»

Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам прокомментировать актуальность формата универмага для Казани и оценить марку Podium market. По мнению аналитиков Knight Frank, универмаг Podium market — относительно новый формат для российского рынка: оператор арендует большие помещения, может располагаться на нескольких этажах, реализует женскую и мужскую одежду различных брендов: «Основными конкурентами можно считать давно присутствующую в России сеть «Стокманн» (в отличие от Podium market, концепция «Стокманн» подразумевает не только секции женской и мужской одежды, но и продажу парфюмерии, детских товаров, товаров для дома), британскую сеть универмагов Debenhams, федеральные российские компании Lady&Gentleman City (более высокий ценовой сегмент) и «Снежную королеву» (большой отдел верхней одежды)».

Елена Стрюкова — старший консультант Cushman&Wakefield:

Универмаг (department store) — торговый формат, представляющий собой единое открытое пространство, где ретейлером выступает один оператор. Можно выделить следующие отличительные особенности «классических» универмагов: расположение в центральной части города; большое количество торговых уровней — 3 - 5; торговля различными брендами в общем пространстве, без деления на отдельные торговые помещения; общие кассовые зоны; отсутствие перегородок между отделами, свободная циркуляция посетителей; распределение товарных групп по этажам по тематическому принципу. На первом минус этаже, как правило, располагается продуктовый супермаркет; на первом этаже — парфюмерия, косметика и аксессуары; на втором и третьем этажах — женская одежда и обувь, затем товары для мужчин; верхние этажи занимают детские товары, товары для дома, бытовая техника, продуктовый базар, кафе и рестораны и прочее. Торговлю осуществляет один оператор; единый стиль оформления всех торговых залов.

Среди наиболее известных проектов универмагов английские сети Selfridges, Marks&Spencer и Debenhams, французские — Printemps и Galerie Lafayette, корейская Lotte, немецкая Karstadt и другие.

Разброс цен в Podium довольно большой. Пальто можно приобрести за 5 - 7 тыс. рублей, блузки — 4 - 5 тыс., сумки — 5 - 10 тыс. рублей и т.д.

В России данный формат ретейла представлен лишь несколькими операторами, концепции «классических» универмагов развиваются медленными темпами и только в крупнейших городах страны (Москва, Санкт-Петербург). Сейчас на рынке в данном формате работают такие ретейлеры, как Stockmann, ЦУМ, ХЦ, Debenhams и Podium market. В отсутствие развития проектов «классических» универмагов на рынке стали появляться проекты с концепцией «арендного» универмага, который отличается от «классического» наличием нескольких арендаторов вместо единого оператора; значительно большим вовлечением владельца здания в управление и функционирование проекта; дополнительными затратами владельца на отделку помещений не только общих зон, но и зон размещения торговых операторов. В Москве концепция «арендного» универмага реализована в ТЦ «Цветной» и ТЦ «Лотте Плаза». Так вот здание бывшего «Детского мира» на улице Пушкина реализует концепцию «арендного» универмага. Формат для Казани новый, но мне хотелось бы верить, что он приобретет популярность. Ведь у покупателей есть возможность знакомиться с новыми марками на одной торговой площадке. Тут многое зависит от оператора. Время покажет, насколько будет успешен Podium market. Насколько мне известно, у PM три магазина в Москве и в регионах — первый магазин в Казани. Я посетила магазин. Товары представлены разные: большая часть товаров в сегменте «средний», но есть и вполне доступные бренды.

Леонид Рахимов — генеральный директор ООО «Бэби парк»:

— Собственники здания «Детского мира» пытаются сделать что-то между универмагом и торговым центром. Надо, чтобы Podium market привлек покупателей, достаточных для того, чтобы хотя бы платить за аренду. Для оплаты коммерческой ставки нужен определенный объем продаж, рентабельность, а формату department store в Казани пока приходится очень сложно.

Самые известные department store — это ЦУМ и «Холдинг центр» в Москве, который специализируется на немецкой одежде. Развитие формата универмагов в Казани будет зависеть от людей. Конечно, если в Германии есть, то и в Казани будет, но надо иметь зарплату в 4 - 5 тысяч евро в месяц.

«АУДИТОРИЯ PODIUM MARKET НА МЕТРО НЕ ЕЗДИТ»

Ольга Земцова — заместитель директора отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle:

— Podium market — это сетевой известный игрок, который развивает ряд брендов, в том числе Podium, Podium market, Podium sport. Все магазины в Москве, в Казани первый региональный магазин.

Универмаги как формат хорошо работают в Москве, являясь якорными операторами в составе торговых центров, являясь дополнительной точкой привлечения посетителей, есть примеры отдельно стоящих универмагов. Также есть примеры универмагов в Санкт-Петербурге. «Стокманн» в Москве и Санкт-Петербурге, Debenhams в Москве, ЦУМ, «Цветной» в Москве — очень сравнимый с Podium market. Отличие российских магазинов прежде всего в размере — у нас универмаги занимают гораздо меньшие площади, тогда как в Европе универмаги являются полноценными якорными операторами и занимают от 10 тысяч квадратных метров. В настоящее время несколько международных игроков планируют выход на российский рынок, прежде всего московский, и рассматривают площадки от 15 тысяч квадратных метров.

Podium market работает в формате средний плюс. Выбранная локация в Казани отличная — центр города, отличные подъезды. Я вижу несколько условий успеха Podium market в Казани: нахождение и удержание своего потребителя — это не широкие массы, а специфический клиент, настроенный на модный, современный и недешевый шопинг. Важно учесть региональные особенности. Также важным критерием является паркинг — нормальная его емкость и удобный заезд, так как аудитория Podium market чаще всего на метро не передвигается. «Золотое яблоко» и общепит будут отлично работать в данной локации.

Ильяс Ганиев — генеральный директор ОАО «Гипермаркет Кольцо»:

— Универмаги, как правило, построены по принципу free flow (от англ. — свободное движениеприм. ред.) без разделения перегородками. Охранные системы стоят только на входе и на выходе с этажа, при этом зонирование женской, мужской и детской одежды происходит поэтажно. На каждом этаже представлены различные марки, а расчетная зона — в одном месте. Принципиальное отличие от торгового центра: в универмаге нет общественных зон, все пространство торговое. Сам по себе такой формат очень интересен и популярен на Западе, но в России несильно развит. Собрать под одной крышей большое количество разных арендаторов и организовать работу как универмаг очень сложно. А единых операторов, которые потянут целый универмаг, в России нет. Как правило, во всех существующих универмагах в России собственник здания самостоятельно ведет работу.