«ЭТО БЫЛА НЕ БИТВА МЕЖДУ РУССКИМИ И ТАТАРАМИ, А БИТВА ЗА ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ»

В городе Болгар 8 мая пройдет военно-историческая реконструкция Куликовской битвы, организатором которой выступает Татарстанская митрополия. Сражение между русским войском во главе с московским князем Дмитрием Донским и армией Золотой Орды под предводительством Мамая состоялось 8 сентября 1380 года на территории Куликова поля — исторической местности между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча, в настоящее время относящейся к Тульской области. Как сообщил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь Казанской митрополии Александр Павлов, праздник проводится в рамках всероссийских торжеств по случаю 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского. Это инициатива самого прихода, хотя, безусловно, епархия поддерживает ее, отметил Павлов.

Ожидается, что на историческую реконструкцию в Болгар приедут представители православных молодежных организаций, приходские активисты, воспитанники воскресных школ из Казани, Зеленодольска, Лениногорска, Алексеевска, Оренбурга, Санчурска и других городов. Как говорят организаторы, они приготовили 50 костюмов той эпохи.

Однако не успев начаться, мероприятие вызвало множество споров в соцсетях: в различных группах, где также размещено приглашение, оно вызвало бурю эмоций. Одни пользователи называют реконструкцию «провокацией», другие отмечают, что в битве отразилось противостояние между русскими и татарами и проводить реконструкцию рядом с намоленным для всех мусульман местом, древним городом Болгар, неуместно.

«СПОРЫ РАЗДУВАЮТ ТЕ, КОМУ ВЫГОДНЫ РАЗНОГЛАСИЯ!»

Руководитель молодежного отдела Свято-Авраамиевской церкви города Болгар Михаил Баландин считает, что постановка битвы призвана внести вклад в «нравственное возрождение», в «воспитание молодежи в духе патриотизма». По его словам, победа в Куликовской битве стала важнейшим шагом на пути становления русской государственности.

«Идея провести эту реконструкцию принадлежит сразу нескольким организациям: местная церковь, администрация, казачество, ряд молодежных организаций, — объяснил Баландин газете «БИЗНЕС Online». — Цель — донести историческую правду об этой битве. Мало кто знает, что русские и болгары бились на одной стороне против узурпатора власти Мамая. Обычно эту битву представляют как противостояние русских и татар — это не соответствует исторической правде. Конечно, в Болгаре эту реконструкцию проводить уместно, учитывая, что Мамай был на тот момент язычником, а болгары уже тогда были мусульманами. Пока люди бегают от правды, боятся поднимать такие вопросы, будут возникать белые пятна, недопонимание. Споры раздувают те, кому выгодны разногласия».

Как указано на сайте татарстанской митрополии, анонсирующей мероприятие, помимо самой битвы в этот день будет инсценирован момент благословения преподобным Сергием Радонежским войска Дмитрия Донского, эпизод вручения князю иконы Божией Матери донскими казаками. Воины будут сражаться на мечах и в доспехах, а поединок Пересвета и Челубея, призванный стать кульминацией сражения, будет проходить на конях. Организаторы сообщают, что на поле брани будут также представители болгарских воинов в доспехах и со знаменем, по их словам, в войске Дмитрия Донского были и русские, и предки современных волжских татар.

«Они плечом к плечу сражались вместе против общего врага, — приводятся в сообщении слова Максима Волкова — одного из организаторов и идейных вдохновителей реконструкции. — Это была не битва русских с татарами, а битва за правду, за легитимность власти. Мамай не являлся наследственным ханом, так что наш благоверный князь выступил как защитник законной власти. К участникам реконструкции есть некоторые требования к одежде, чтобы не выглядеть современным в историческом виде. Костюмы у нас будут — русские дружинники будут в доспехах со щитом и мечом. Будут костюмы монголо-татарских воинов и генуэзских наемников».

«ВАЖНО ПОМНИТЬ ИСТОРИЮ, КАКОЙ БЫ ПРОТИВОРЕЧИВОЙ ОНА НИ БЫЛА»

Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ:

— Болгар — священное место не только для мусульман, приватизировать его нельзя. Болгар как место проведения реконструкции битвы меня не смущает. Это же театрализованное мероприятие как бы в противовес Тульской версии, почему нет? Пусть будет. А что касается Куликовской битвы, то есть вопросы к трактовке. Популярная версия в учебниках не соответствует тому, что на сегодняшний день известно науке. В научных кругах особых расхождений нет. Всем понятно, что это был один из эпизодов, но далеко не решающий. Конечно, после Куликовской битвы Золотая Орда не распадалась. Например, Ключевский в своих знаменитых лекциях, это пять томов, просто опускает это событие как незначительное. Грубо говоря, это были внутренние политические разборки. Основной мотив был связан с тем, что нужен был московский рынок для Мамая и тех, кто его поддерживал, генуэзцев. Участвовали с одной стороны русские во главе с Дмитрием Донским, татары, конница. В те времена конница у всех народов всегда была татарская. Там нет вариантов. Или были рыцари тевтонские. Хоть у поляков, хоть у литовцев, хоть у русских. На стороне Донского также союзниками были литовцы, но не так много. У Мамая основным союзником были литовцы, русские с западных окраин, татары, генуэзцы.

В принципе, можно реконструировать разные битвы, почему нет? Единственное, надо достоверно показать. Есть момент и такой — Куликово поле не нашли до сих пор. Некоторые на этом основании говорят, что ее вообще не было, что это легенда. Но это событие упоминается в русских летописях. Скорее всего, оно было, но где — определить не могут. Но в Тульской области точно битва не проходила, потому что на том поле никакого сражения не было. Археологи искали, но ничего не нашли.

Рустам Батров — первый заместитель муфтия ДУМ РТ:

— Надо к подобного рода реконструкциям относиться как к нашей исторической памяти. Надо принимать историю такой, какой она была. В этом смысле мы из истории всегда можем извлечь много смыслов, которые помогут нам построить межконфессиональный мир и согласие сейчас и в будущем. Поэтому очень важно помнить историю, знать, какой бы противоречивой она ни была сегодня. Я думаю, что Болгар — это то место, которое объединяет людей, прежде всего татар, разных взглядов. Там, наверное, должны присутствовать разные мотивы — и религиозные, и национальные. Это одно из тех мест, которые объединяют татарский народ. Поэтому лучше, если там будет больше содержательного наполнения. Например, музей хлеба для меня интересен, но не так значим, потому что я и без него туда ездил и буду ездить. Но для кого-то, например, для детей, такого рода наполнение будет привлекать туда, а через него они будут наполняться тем духовным смыслом, который транслирует Болгар. Поэтому я лично приветствую, что сейчас находят разные способы, как сделать Болгар интереснее, чтобы туда приезжало больше людей, которые бы там обогащались и увозили с собой частичку истории, духовности, которая там заложена.

Геннадий Сальников — председатель попечительского совета Страстного монастыря, президент РОО «Бородино-2012»:

— К истории мы должны относиться благоговейно. Но то, что русские имеют какие-то претензии к тем людям, с которыми происходила битва, сегодня не соответствует действительности. Мы настолько миролюбивые, настолько интернационалисты и настолько уважаем историю, что даже последние события на той же Украине, в Крыму показали, что мы миролюбивые люди. Поэтому если делаем реконструкцию, то это просто история, никакого возбуждения не будет.

Валентин Лебедев — председатель союза православных граждан:

— В России 700-летие Сергия Радонежского уже сейчас начинают отмечать в церкви молитвами, конференциями, культурными встречами и концертами. Будут отмечать весь год это важнейшее событие, потому что преподобный Сергий недаром называется игуменом земли русской, ибо он начальник культуры второго пласта, то есть московско-петербургской.

Но какие-то неумные акции могут устроить. Например, та, о которой вы говорите. Отмечать юбилей Куликовской битвы, на которую благословил преподобный Сергий, в Татарстане, может быть, действительно не очень уместно. Однако сделаю одно историческое замечание. Сами нынешние татары утверждают, что они отчасти болгары, сейчас это уже общепринятое положение. Татаро-монголы — это другое историческое образование, может, даже не до конца изученное. Поэтому, конечно, это мероприятие носит, как сейчас говорят, не очень политкорректный характер, но не патовый, потому что нынешние татары, живущие в России с VI - VII века, со времен Булгарии, к татаро-монголам, покорившим русских и другие волжские народы в XII веке, прямого отношения не имеют, а имеют отношение только к территории. Поэтому нельзя сказать, что Куликовская битва была против мусульман, которыми эти народы стали примерно в это время все-таки, а не в VI веке. Впрочем, мы сейчас не выясняем корни историчности ислама на территории России. Возможно, они древние, но дело не в этом.

Но Куликовская битва антиисламского характера все же не носила. Преподобный Сергий благословил войска воевать все-таки не с мусульманами, а за свободу Отечества, как сейчас говорят. Но мне кажется, что устраивать юбилей Сергия можно во всех местах, даже в Казани, поскольку это вместе с мусульманским и древний православный град. Юбилей и мероприятия, касающиеся Куликовской битвы, можно во многих местах проводить. Но, наверное, не во всех. Однако я думаю, что настоящего конфликта, противостояния между русскими и татарами, тем более есть православные татары, крещеные, в нашем Отечестве нет, как и нет межрелигиозных конфликтов в настоящий момент. А те, которые у нас были со времени распада СССР, носили этнический, и этносепаратистский, а не религиозный характер, но сейчас они утихли. И взоры наши обращены на Украину и Малороссию, на то, что там происходит с миром и единением.