История с тем, как комиссия по присуждению госпремии им. Тукая в последний момент решила отказать в престижной награде главному дирижеру ГСО РТ Александру Сладковскому, до сих пор у всех на слуху. Сам маэстро довольно резко высказался по этому поводу в своем блоге на сайте оркестра. Мы же сегодня даем слово музыковеду Юлдуз Исанбет (дочери классика татарской литературы Наки Исанбета), статья которой по сложившемуся мнению оказала на решение комиссии решающее воздействие... Что стало причиной ее написания?
Юлдуз Исанбет: «Я не предполагала такого широкого для меня резонанса» |
«Я ОСКОРБИЛАСЬ ЗА ТУКАЯ»
— Юлдуз Накиевна, в апреле вы стали главной возмутительницей спокойствия в музыкальном мире республики. Я имею в виду вашу оценку антологии татарской музыки. Как вообще родилась идея написать статью об этом проекте?
— Вначале я хочу поблагодарить за широкое обсуждение моего выступления в период, предшествовавший обсуждению кандидатуры Александра Сладковского в комитете по тукаевским премиям в связи с возможным присуждением ему этой премии. Я не предполагала такого широкого для меня резонанса. Благодарю лично Талгата Бареева (изветсный татарский публицист, советник главы исполкома ВКТ — прим. ред.) и всех участников дискуссии, проявивших ко мне доброжелательное отношение. Порадовали меня и анонимные недруги (некоторых я узнала по стилю), изощрявшиеся в топорных оскорблениях, не сумевшие тем не менее опровергнуть ни одного из приведенных мною фактов. Надеюсь, еще раз все прочитать и сделать для себя правильные выводы. Писать об этом проекте и погружаться в эту скандальную тему никакого желания у меня не было. Я и не писала. Но когда вопрос перестал касаться только больших денег и обернулся претензиями еще и на большой почет, я выступила против глумления над памятью Тукая. Он вдоволь настрадался еще при своей короткой жизни. Кто только не примазался к его имени в последние десятилетия и не использовал его в своих карьерных целях! Я воспринимаю это не только как посягательство на опошление последних святынь татарского народа, но и как личное оскорбление. Сам Тукай как поэт современному татарскому обществу нужен мало. Новых работ о нем в последние периоды не создавалось. Пустоту в какой-то мере заполнила только замечательная книга немецкого ученого Михаэля Фридериха, написавшего ее по личной инициативе. У нас до сих пор не издан даже хотя бы полный библиографический справочник «Габдулла Тукай». Но как только подходит время присуждения тукаевских премий, тут появляются семеро с большими ложками и плошками.
— Можно понять ваши эмоции, но хотелось бы говорить о конкретных вещах, в данном случае — об антологии. То, что записано ГСО РТ, на ваш взгляд, это антология?
— Нет. По параметрам отбора произведений для данного аудиоиздания — это не антология. Но это мелочь по сравнению с откровенным гранд-обманом издателей, рекламирующих свое трехдисковое изделие под названием «Антология музыки композиторов Республики Татарстан», не ограничивая антологию ни временными (историческими), ни видовыми и жанровыми рамками. Антология с таким названием должна была бы охватывать всю музыку татарских и русских композиторов республики от простой народной песни до оперы и балета. Здесь же представлены только программные симфонические произведения, притом не только композиторов РТ.
«У МЕНЯ ЕСТЬ ПРЕТЕНЗИИ И К ИСПОЛНЕНИЮ»
— А вы вообще знакомы с Александром Витальевичем, общались с ним когда-то?
— Нет.
— И у вас есть претензии к исполнению?
— Претензии есть и очень серьезные.
— А какого характера?
— Мне кажется, что один из главных недостатков Сладковского-дирижера заключается в очень малом присутствии в его исполнении творческого начала. Дирижерские трактовки Сладковского несамостоятельны. Похоже, что он исходит не из партитуры, по-своему прочитывая ее, а из записей разных дирижеров, прослушиванию которых, как признается сам дирижер, посвящает все свободное время. В результате рождается теоретически как бы точное, но бездушное исполнение. В том, что я слышала в его исполнении, нет ни изюминки, ни вдохновения. Главенствуют напор, давление и сила. Видимо, этим объясняются преобладание в репертуаре Сладковского классики, давно известных и многократно записанных произведений. У него настороженное отношение к новой музыке, звукозаписи которой отсутствуют. У дирижера нет к такой музыке собственного отношения. Можно вспомнить, как на 100-летии Жиганова Сладковский прогнал симфонию «Сабантуй» в бешеном темпе и в результате так устал от этой скачки сам, что был вынужден отменить вечерний концерт. В антологии симфония исполнена уже ближе к авторскому темпу, но все равно минуты на четыре быстрее, чем в эталонной записи Натана Рахлина, согласованной с композитором. При таком складе дарования лучше бы дирижеру музыку композиторов Татарстана и особенно татарскую не исполнять. Ведь при необходимости можно на отдельные исполнения произведений татарских композиторов приглашать других, чутких и эмоционально одаренных дирижеров-гастролеров.
— Ваша оценка довольна резка... А вам вообще приходится бывать на концертах ГСО?
— При Рахлине я ходила почти на все, в том числе на репетиции. При Сладковском была считанное число раз. Мне это неинтересно. Сладковский отвадил не только меня. Насколько я понимаю, ни профессионалы (в том числе студенты), ни настоящие меломаны на его концерты не ходят или бывают по необходимости, особенно на выступлениях приезжих солистов. Концерты сейчас посещаются очень странной публикой.
— Что вы имеете в виду?
— Часто зал заполняется случайной публикой, располагающейся на непроданных местах. Я не считаю, что это плохо, но для таких слушателей, неподготовленных к восприятию серьезных произведений, должна подбираться более доступная для них программа. Сейчас же сосуществование разных по уровню музыкального развития людей в одном зале ведет к определенной деградации более продвинутых слушателей. Казань опустилась до того, что во время концерта слушателей публично просят не аплодировать между частями одного произведения, а концертмейстер оркестра, размахивая смычком как дирижерской палочкой и повернувшись лицом к залу, управляет финальными аплодисментами, подначивая публику, как Алла Пугачева. Такой «дикости» в Казани не было даже на симфонических концертах послевоенного времени. Просвещенные слушатели начинают воспринимать Казань как музыкальное захолустье.
«У МАНСУРОВА БЫЛИ ДРУГИЕ УСЛОВИЯ»
— Конечно, Фуат Мансуров был прекрасным дирижером, но его возраст, нездоровье и жизнь в Москве — все это работало не на оркестр. И когда появился дирижер, который хотя бы каждый день репетирует, увеличилось в разы количество концертов, согласитесь, это неплохо. Все-таки Сладковский, будем объективны, внес свою лепту, взбудоражил и город, и оркестр. С его приездом в Казань у нас появилось несколько новых фестивалей, к нам стали приезжать интересные солисты. Это же неплохо?
— Все, что я когда-либо говорила о Сладковском-музыканте, я впервые произнесла сегодня вот в этом интервью. До встречи с вами никогда и нигде о Сладковском как дирижере я еще не высказывалась. Зачем же призывать меня быть объективной и признать увеличение в разы количества концертов или появление нескольких фестивалей? Разве я когда-нибудь отрицала эти факты? Поэтому скажу несколько слов только об упомянутом вами Фуате Мансурове.
Сладковский в своих интервью неоднократно пытался возвысить себя за счет унижения Мансурова. Но Мансуров — это гениальный дирижер и скромный человек, а Сладковский — просто ремесленник высокого уровня. Он был бы незаменимым вторым дирижером в оркестрах, руководимых музыкантами типа Рахлина. Сравнивать результаты работы Мансурова и Сладковского можно было бы, только если бы они работали в равных условиях. Для Сладковского и его друзей Казань стала золотым дном. Мансурову же столько не платили. Более того, в период, когда оркестр находился в ведении филармонии, Мансуров вообще не имел зарплаты. Он получал только какой-то мизер поконцертно, а в Казань и обратно в Москву ездил за свой счет, таская на себе оркестровые партии. Жилья в Казани он не имел и останавливался в филармонической квартире для гастролеров и только в конце жизни получил ее в собственность. Мне известно, по крайней мере, о двух обращениях Мансурова к Шаймиеву с просьбой о выделении средств на покупку инструментов и повышении зарплаты артистам оркестра хотя бы до уровня более обеспеченных периферийных оркестров. При Мансурове денег в республике на это не нашлось (справедливости ради необходимо отметить помощь лично Мансурову, оказанную Шаймиевым при тяжелых житейских ситуациях). К тому же к нему очень плохо относился тогда министр культуры, донимая какой-то мелочевкой. Мансуров не мог при таких условиях подолгу задерживаться в Казани для репетиций с оркестром. Он приезжал сюда исключительно из энтузиазма и работал соответственно условиям. Какие требования можно предъявлять к нему сейчас, после его смерти, и как работал бы здесь Сладковский при равных с Мансуровым условиях? Может быть, поэкспериментировать?
— Тогда нужно сказать, что с тех пор нет не только уважаемого маэстро Мансурова, но и в республике другие президент и министр культуры, которые переосмыслили свое отношение к симфоническому оркестру, что, безусловно, можно только приветствовать.... Это правда, что свою статью о записи антологии вы разослали членам жюри, решающим судьбу Тукаевской премии?
— Да. Мою статью СМИ отвергли не читая, и только «Казанские истории» напечатали ее, хотя и с сокращениями. Я им безмерно благодарна. Как и положено в таких случаях, мне пришлось отправить свой материал в министерство культуры, курирующее работу комитета по премиям. Но до заседания комитета оставалось один-два дня, и я не надеялась, что минкульт успеет познакомить с материалом членов комитета, работающих вне зданий министерства и аппарата президента РТ. Поэтому я дополнительно отправила материал на рабочие адреса представителей творческих профессий. Почему это так удивило Сладковского, не понимаю.
— А до Сладковского татарская музыка записывалась?
— Конечно. В Советском Союзе все некрупные произведения татарских композиторов в обязательном порядке записывались студией татарского радио. Систематически приезжали в Казань специалисты всесоюзного радио и фирмы «Мелодия», некоторые записи производились в Москве. Записывались также симфонические концерты и оперные спектакли. Фирма «Мелодия» выпускала и пластинки. В современной России все это прекратилось. 9 из 14 номеров у Сладковского не раз записывались и задолго до него. Среди них образцовые записи Рахлина («Марш Советской Армии» Сайдашева, симфония «Сабантуй» Жиганова) и Мансурова (отрывки из балета «Шурале» Яруллина с оркестром Большого театра, рапсодия Еникеева).
— Как я поняла, у вас большие претензии к сопроводительной, текстовой части. В чем они заключаются?
— Эта обязательная в изданиях такого рода часть должна была бы по традиции содержать справку о музыке композиторов РТ в целом, что не сделано, и краткие справки о композиторах и произведениях, включенных в записи. Текст кроме справки о случайно оказавшемся в издании Чайковском сделан крайне небрежно, сводится к общим словам. Указали хотя бы годы жизни композиторов и их принадлежность к определенной эпохе. Так все и висит в безвоздушном пространстве. Несколько попыток конкретизации материала обернулись конфузом. Масса фактических ошибок. Для кого и чего все это предназначено и кому оно нужно, остается только гадать.
«НИКАКИХ ТЕНДЕНЦИЙ У НАС В МУЗЫКЕ СЕЙЧАС НЕТ»
— Давайте посмотрим на ситуацию шире. Как вы полагаете, какие тенденции сейчас преобладают в татарстанской музыке?
— Никаких определенных тенденций нет, все дело случая. Никакой осознанной политики в области культуры я не вижу. Жизнь исполнительских коллективов в основном сводится к фестивалям, круглогодичному празднику. При этом сейчас фестивалями начали называть все что угодно. У нас фестиваль может начаться в ноябре, а завершиться в январе. Или в мае. А так не бывает — по одному концерту или спектаклю в месяц. Это уже не фестиваль. Но я понимаю, что такие названия, как «фестиваль» нужны руководителям коллективов для получения каких-то грантов. Вся страна сейчас живет так. Как вся страна катится вниз в области культуры, так и Татарстан катится вместе с ней.
— Какие-то новые имена в музыке у вас есть на слуху?
«Записывались также симфонические концерты и оперные спектакли» |
— Нет. Я не вижу смены людям, которые начали карьеру еще в советские времена. Одно-два имени погоды не делают.
— Как бы вы вообще охарактеризовали музыкальную жизнь Казани?
— Я давно потеряла все критерии и перестала понимать, где в Казани музыкальная жизнь начинается и где она заканчивается. Например, есть ли такая жизнь в театре оперы и балета и кому она нужна? Сейчас это услада частично для пенсионеров, а в целом для бездельниц, которые могут в зрительном зале продемонстрировать новый наряд, а потом ахать, рассказывая про спектакль, ничего в нем не понимая. Если бы я сидела в правительстве или там, где решается судьба моего предложения, я бы разрешила Рауфалю Мухаметзянову приватизировать оперный театр, а вместо него открыла бы татарский музыкальный театр. Разве не должен целый (притом цивилизованный) народ иметь хотя бы один музыкальный театр?
— Кого из музыкальных деятелей прошлых лет вы чаще всего вспоминаете?
— Назиба Жиганова. При его жизни и в союзе композиторов, и в казанской консерватории Назибом Гаязовичем постоянно возмущались. Его критиковали за диктатуру, упрямство, самодурство, за препоны на дороге различным татарским композиторам, за влияние на политику филармонии, радио и телевидения, оперного театра и так далее. Наши композиторы считали, что если бы ни Жиганов, они бы достигли небывалых творческих высот. Я тоже была в числе осуждающих его. Но после того, как он ушел в мир иной, моя точка зрения на Жиганова изменилась. С должности председателя союза композиторов ТАССР Жиганова сняли в 1977 году. И вдруг оказалось, что когда композиторов зажимали, они «назло» Жиганову писали хорошую музыку. А когда они освободились от Жиганова, то и писать им расхотелось. Я не говорю, что Жиганов во всем был прав, но он делал и сделал много. И не только для татарской музыки, но и для развития всей музыкальной культуры республики. Он был музыкант, а не делец. Он где-то поддавался эмоциям, но шел наперекор всем и добивался своего, потому что имел характер.
— Сейчас вы приняли позицию Жиганова?
— Я не могу сказать, что принимаю ее. Но понимаю, это точно. В конечном итоге он боролся за высокий профессиональный уровень нашей музыки, а не за что-то личное.
— Что вы можете сказать о нашей музыкальной критике?
— У нас ее практически нет, нет музыковедов, выступающих по важным вопросам, как это было, например, во времена Жиганова, занимавшегося этим вопросом специально. Виноваты ли в этом СМИ или сами музыковеды, я судить не берусь. Ведь даже если появляется интересная статья, попасть ей на страницы газет и журналов невероятно трудно. Музыковеды из жизни общества куда-то испарились. В свое время я, например, возмущалась многими выступлениями Георгия Кантора, его работой в лектории или вступительными словами перед симфоническими концертами, а теперь я думаю, это был такой уровень, до которого в ближайшее время вряд ли кто у нас поднимется.
— Как вы полагаете, как можно поднять зрительскую культуру?
— Только хорошей музыкой. Хорошими исполнителями и репертуаром, больше ничем.
— Какую музыку вы сейчас слушаете и где?
— Слушание музыки для меня не досуг, а профессиональная обязанность. Но за свои почти 80 лет я уже достаточно наслушалась и особой потребности слушать заново знакомое не имею. Мне бы успевать выполнять неотложную работу. Поэтому могу только посмотреть что-то чрезвычайно интересное на канале «Культура», а на досуге, который бывает редко, я читаю художественную литературу.
Читайте также:
Александр Сладковский и «задуривание наивных татар»: реальное и мнимое
Тукаевская премия: «Татары и евреи» Фатиха Сибагатуллина выбыли из марафона?
Справка
Юлдуз Исанбет родилась в Казани в 1936 году. Окончила как музыковед казанскую государственную консерваторию. Преподавала много лет в консерватории, работала в Институте татарской энциклопедии, сейчас работает в Государственном центре традиционной культуры. Автор многих публикаций о татарстанской музыке. Дочь классика татарской литературы Наки Исанбета.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.