Казань становится федеральным спортивным центром России. Наследие Универсиады, то есть спортивные объекты, построенные к стартам 2013 года, все более активно используется в подготовке различных сборных. Очередными посетителями Казани стали представители гребного спорта. 60 лучших гребцов страны и 27 тренеров и специалистов, обеспечивающих тренировочный процесс, проведут в структурном объекте Поволжской академии спорта сборы в течение мая. С одним из наставников, многократным чемпионом мира Валерием Доценко побеседовал спортивный корреспондент «БИЗНЕС Online».
Валерий Досенко: «Все должно делаться для спортсменов, для того, чтобы они могли максимально раскрыться» |
«УНИВЕРСИАДА В КАЗАНИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕВЗОШЛА ОЛИМПИАДУ-2012»
Молодежный состав сборной по академической гребле задержится в Казани до 6 июня. В составе «молодежки» будет тренироваться и студент Поволжской академии спорта и туризма Антон Куранов. Что касается национальной сборной, то по завершении подготовки основной состав сразу отправится на чемпионат Европы в Белград (Сербия). В качестве старшего тренера команды парного весла в Казань приехал четырехкратный чемпион мира по академической гребле Валерий Досенко, с которым пообщался корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online».
— Я здесь во второй раз, впервые побывал в прошлом году на стартах Универсиады, — пояснил Досенко. — Тогда я был в Казани в качестве главного тренера сборной Украины. Выступили мы довольно удачно, заняв второе место в общекомандном зачете. Но противостоять в Казани сборной хозяев было практически невозможно, настолько сильный состав стартовал в студенческой сборной России.
Естественно, что тогда не было времени на то, чтобы рассматривать местные красоты, все-таки цель приезда была в ином. Но воспоминания о том изумительном приеме, прекрасной организации, слаженной работе волонтеров — все это осталось. Естественно, поразил центр гребли, вся имеющаяся здесь инфраструктура.
Я был участником двух олимпиад в составе двух сборных. В Сеуле стартовал в составе сборной СССР, в Барселоне защищал цвета сборной СНГ, мог сравнивать свои нынешние впечатления с теми воспоминаниями. Кроме этого, слышал высказывания от тех, кто стартовал на Олимпиаде в Лондоне и говорил, что Казань по организации была выше Олимпиады 2012 года.
— И как случился ваш переход в сборную России?
— В руководство федерации гребного спорта России пришли люди, с которыми я сталкивался еще во времена спортивной карьеры. Мы присматривались друг к другу, имею в виду того же Вениамина Бута, с которым мы были в составе сборной с 1984 по 1992 год. Сейчас он стал президентом федерации гребного спорта России. Федерация искала тренера на парную группу. Но не хочу, чтобы у людей создалось впечатление, что меня пригласили по старой памяти, по знакомству. Работая в составе сборной Украины, мы достигли определенных успехов. Мои воспитанники становились чемпионами мира 2011 года, в прошлом году они финишировали на «мире» четвертыми.
У нас состоялся разговор с президентом федерации, с главным тренером сборной Сергеем Верлиным. Они обрисовали перспективы, об имеющейся для работы инфраструктуре долго рассказывать не пришлось, воспоминания о Казани были свежи в памяти. На Украине такого не было. Я имею в виду и условия работы, и управленческую команду, столь сплоченную и прекрасно понимающую перспективы развития нашего вида спорта в стране. В целом команда работает на одну цель, научная группа, врачи, массажисты. Философия выстроена следующим образом, что все должно делаться для спортсменов, для того, чтобы они могли максимально раскрыться.
Все это помогло усилить работу и основной, и молодежной сборной. И оценить плоды нашей работы мы сможем очень скоро, вначале на чемпионате Европы, а потом и на мировом первенстве.
«ПОДГОТОВИЛ КОНКУРЕНТОВ НА СВОЮ ГОЛОВУ»
— Тот же Верлин — главный тренер сборной, в бытность свою спортсменом занимался другим видом гребли — на байдарках и каноэ. Это нормальная практика, когда тренирует специалист из немного другой области?
— В отношении Верлина хочу заметить, что это очень талантливый организатор, хороший руководитель. При этом мы в процессе своей работы не ограничены какими-то рамками, имеем возможность экспериментировать, лишь бы это давало свой результат. Наша комплексно-научная группа взаимодействует с сотрудниками Поволжской академии спорта. Спортсмены проходят обследование в стенах академии.
— Конкретизируйте, пожалуйста, кого из учеников, известных в мире гребли, вы воспитали.
— Если говорить о фамилиях, то Иван Довгодько, Александр Надтока. Сейчас они станут нашими основными конкурентами на европейском чемпионате.
— Получается, что вырастили на свою голову.
— (Смеется). Получается, что так. Иван Футрик, Дима Михай, Юра Иванов, Артем Морозов — все они входят в сборную Украины и являются серьезными конкурентами россиян.
— Если говорить уже о членах сборной России, то многолетним лидером четверки является олимпийский чемпион 2004 года Сергей Федоровцев.
— Да он, так же в состав четверки входят Владислав Рябцев, Вячеслав Михайлевский, Денис Клешнев. В этом составе они отобрались на чемпионат Европы, в целом состав этой четверки немного поменялся по сравнению с предыдущими крупными международными соревнованиями, в частности, с Олимпиадой. После чемпионата Европы наши гребцы снова сядут в одиночки и будут отбираться на участие в чемпионате мира. У нас практикуется система отбора через одиночки.
— В каком экипаже гребец, казанский спортсмен Артем Косов?
— В восьмерке, в группе английского специалиста Майкла Спраклина. Это тренер, первая величина в мире гребли, воспитавший 11 олимпийских чемпионов. Мы рассчитываем и на хорошие результаты в новом составе восьмерки, которая сейчас находится на хорошем ходу. Впрочем, так можно говорить о каждом составе наших сборников, тренирующихся в Казани, которая обеспечила все условия для работы.
— Кроме одного. До сих пор (разговор состоялся 8 мая — прим. ред.) достойные условия не может обеспечить небесная канцелярия.
— Мы, гребцы, народ неприхотливый. Могу сказать по своему опыту работы в Китае, подчас мы выходили на тренировки в куда более сложных условиях (смеется). На «югах» тоже дует, в том же Ростове-на-Дону. Идеальной погоды нет нигде.
Что касается Казани, то года через три-четыре здесь должны появиться спортсмены, которые уже в массовом порядке будут привлекаться в состав сборной. При таких-то условиях. Уже со следующего года я планирую начать работу с местным воспитанником Азизовым.
Следующий шаг — работать с теми, кого готовит Поволжская академия спорта. В гребле как и во многих видах спорта есть проблема с тренерскими кадрами. Для начинающего специалиста должен быть определенный «социальный пакет», достойная зарплата, перспектива роста, чтобы он начал давать результат. Надо понимать, что в гребле на уровне детского спорта очень сложно работать в плане селекции. Всех мало-мальски рослых детей, во всяком случае, так было на Украине, уже приглядели с раннего возраста специалисты из игровых видов спорта.
«КЕМБРИДЖ И ОКСФОРД: УЧАТСЯ КАК СТУДЕНТЫ, ТРЕНИРУЮТСЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЫ»
— Когда вы выступали в единой сборной СССР, на Украине что-то знали о гребцах из Татарстана. Ведь они в то время входили в состав сборной РСФСР?
— Я знаю, что из Казани Шамиль Агеев — бывший президент федерации гребли, Андрей Сорокин, который сейчас работает здесь тренером. Кто еще из татар был? Лидия Аверьянова, Инга Шамрай, тренер Сергей Ульянов. Я их хорошо знал по соревнованиям на ЦС «Динамо», когда они представляли «Динамо» Казань, а я выступал за «Динамо» Херсон.
Правда, долго выступать нам не давали. В советские времена была такая конкуренция, что если ты в свои 24 года не достиг звания чемпиона мира, то тебя исключали из состава сборной. Это сейчас и наука доказала, и мировая практика продемонстрировала, что гребля — спорт зрелых людей. Если ты достиг какого-то серьезного уровня, целеустремлен, работоспособен, то можешь удерживаться на высоком уровне лет до 38.
— Вернемся к тем, кто еще только делает свои первые шаги в спорте. Академическая гребля интересна тем, что одними из самых заметных стартов в календаре является заезд английских университетов Оксфорда и Кембриджа, по сути, студенческих команд.
— Ну, со временем там только оболочка осталась студенческой. Сейчас гребцы из этих команд, являясь студентами названных вузов, работают под руководством профессиональных тренеров не менее трех-четырех раз в неделю. Сейчас команду каждого из этих вузов можно называть полупрофессиональной командой. Если говорить о перспективах, к примеру, команды Поволжской академии, то здесь можно вырастить восьмерку, которая способна будет побежать на стартах студенческих чемпионатов мира.
— И последний вопрос. На Олимпиаде в Сочи хозяева ввели в программу стартов несколько новых дисциплин. Те же командные старты фигуристов, эстафета в санном спорте. В гребле, я мог наблюдать на одной из президентских регат в Казани в 2012 году, тоже есть своя эстафета. И она со стороны смотрится весьма захватывающе, когда ситуация меняется с каждым новым заездом одиночек, двоек, четверок и восьмерок. Нет ли желания у международной федерации гребли ввести такую эстафету в программу чемпионатов мира?
— Нет. Подобный старт, может быть, интересен как элемент шоу, но что касается чемпионатов по гребле, то на них идет определенный отбор участников. Нет гегемонии каких-то из стран, которые могли бы привозить целые команды и формировать из них участников подобных эстафет. В одиночке лидируют представители одной страны, в двойке другие, чехи, хорваты, немцы, новозеландцы, американцы, китайцы. Так что такие старты на крупных международных стартах можно делать не более чем демонстрационными.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.