ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГЛАВНОЕ — ПОЛНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ
15 - 17 мая в Казани прошла международная научно-практическая конференция «Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». Крупный форум с участием представителей из 13 стран мира состоялся в Университете управления «ТИСБИ», который более 17 лет ведет профессиональную подготовку инвалидов всех категорий.
«ЭТО НЕ ПРОСТО КАТЕГОРИЯ ЛЮДЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ…»
15 - 17 мая в ТИСБИ прошла международная научно-практическая конференция «Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». На нее съехались 350 специалистов из 30 городов России и зарубежья (Армения, Бангладеш, Болгария, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Великобритания, Гамбия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Филиппины). Среди прочих в форуме участвовали представители комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, министерства иностранных дел РФ, института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
Президент РТ Рустам Минниханов в приветственном слове, которое было зачитано на открытии, отметил, что конференция посвящена одному из самых актуальных и острых вопросов — обучению и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Почетным гостем форума стал депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя комитета по образованию, первый вице-президент Параолимпийского комитета РФ Олег Смолин. «Более 20 лет работая в российском парламенте, я пытаюсь донести до наших властей одну принципиальную мысль: люди с инвалидностью, тем более те, кто получил образование, — это не просто категория людей, нуждающихся в социальной поддержке, это часть человеческого потенциала нашей страны, — заявил он. — Достаточно вспомнить невероятный успех параолимпийской сборной нашей страны на Всемирных Олимпийских играх в Сочи».
Смолин обозначил основную проблему — сочетание инклюзивного образования с образованием коррекционным: «Сегодня большинство коррекционных заведений расформировывается, и такие дети помещаются в обычные школы и детские сады, но при этом для них забывают создать специальные условия. На мой взгляд, роль коррекционных школ и детских садов состоит в том, что они должны превращаться в специальные ресурсные центры. Учителям и воспитателям таких заведений необходимо пройти специальное обучение».
РЕАЛЬНОЕ БЛАГО — ПОЛНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ
Ответственный секретарь комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе подчеркнул, что сегодня главное — найти ответ на вопрос, как обеспечить полноценное участие людей с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах жизни общества, улучшить качество их жизни и образования.
Опыт российских университетов в области профессионального образования инвалидов уникален и должен приоритетно использоваться для развития международных гуманитарных стандартов. Об этом заявила генеральный секретарь Российского союза ректоров, член комиссии при президенте России по делам инвалидов Ольга Каширина. Она указала, что «вузовские инициативы получают поддержку комиссии при президенте России по делам инвалидов, которая содействует интеграции механизмов поддержки инвалидов в единую мощную систему».
В первой части пленарного заседания также выступили помощник президента РТ по социальным вопросам Татьяна Ларионова, заместитель председателя Госсовета РТ Римма Ратникова, министр по делам молодежи и спорту РТ Рафис Бурганов, заместитель главы муниципального образования Казани Людмила Андреева, первый заместитель министра образования и науки РТ Данил Мустафин.
Во второй день конференции прошло 14 мастер-классов и 5 секционных заседаний, где инклюзивное образование рассматривалось не только с теоретической точки зрения, но и на практических примерах.
«Благодаря тому, что я прошла обучение в обычной школе, я смогла интегрироваться в общество и сейчас веду самый активный образ жизни», — поделилась своим опытом руководитель движения людей с инвалидностью и защитник прав человека в Болгарии Капка Панайотова, которая 55 лет назад из-за перенесенного полиомиелита стала инвалидом. Она говорила о том, что нельзя людей с ОВЗ, по сути, изолировать при помощи особых условий, якобы для их же блага: реальное благо для них — полное включение в общественную жизнь.
Майкл Рассел с факультета медицинской и социальной помощи колледжа социальных наук Университета Линкольна сделал акцент на том, что «понятие инвалидности зависит от среды и культуры общества, это всего лишь фактор разнообразия между людьми».
РАСКРЫТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВСЕХ СТУДЕНТОВ
В рамках конференции прошло выездное заседание совета ректоров вузов РТ (председательствовал ректор КФУ Ильшат Гафуров). На встрече обсудили ряд вопросов по изменениям в образовательной политике, законодательстве, по особенностям обучения инвалидов.
А практической реализацией идеи инклюзии стал гала-концерт I республиканского фестиваля студентов с ограниченными возможностями здоровья. Университет управления «ТИСБИ», который возглавляет республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ОВЗ, объединил на своей площадке более 30 студентов-инвалидов различных нозологий. Ребята из КГУКИ, КФУ, КНИТУ-КАИ, КНИТУ-КХТИ, КГМУ и ТИСБИ представили номера в таких жанрах, как вокал, жестовое пение, авторская песня, хореография, фотография. Выступления оценивало жюри под председательством заслуженного деятеля искусств РТ Александра Тихомирова. По итогам лауреатов фестиваля наградили дипломами и подарками от спонсоров — ОАО «Мелита» и ОАО «АК БАРС» БАНК.
«Мы надеемся, что подобный фестиваль позволит раскрыть творческий потенциал студентов с ОВЗ, будет способствовать их социальной адаптации, включению в культурную и общественную жизнь республики, — отметила ректор университета управления «ТИСБИ» Нэлла Прусс. — Мы намеренно в гала-концерте совместили лучшие выступления студентов-инвалидов и их сверстников, чтобы ребята могли подружиться друг с другом, объединиться».
На правах рекламы