В КИТАЕ РУСТАМ МИННИХАНОВ ПОЕДЕТ НА ЗАВОД HAIER, КОТОРЫЙ С ОТКРЫТИЕМ ПРОМПЛОЩАДКИ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ ПЛАНИРУЕТ СОСТАВИТЬ КОНКУРЕНЦИЮ ПОЗИСУ

Сегодня в Китай в составе большой российской делегации во главе с Владимиром Путиным отправился президент Татарстана Рустам Минниханов. В планах обсуждения — сделки по газу, по открытию новых производств, в частности, крупный проект предполагается реализовать в авиационной сфере. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что более плотное сотрудничество с КНР для России неизбежно в нынешних условиях, когда ее отношения с Западом резко охлаждаются.

ОТ ГАЗА ДО ВЕРТОЛЕТОВ

Завтра начинается двухдневный официальный визит президента России Владимира Путина в Китай. В Поднебесную сегодня улетел и президент Татарстана Рустам Минниханов, сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы казанского Кремля Андрей Кузьмин.

Известно, что в состав российской делегации вошли вице-премьеры Аркадий Дворкович и Дмитрий Рогозин, глава МИД РФ Сергей Лавров, глава минэнерго Александр Новак, министр регионального развития Игорь Слюняев, глава минсельхоза Николай Федоров, глава минвостокразвития Александр Галушко, министр по развитию Крыма Олег Савельев, а также представители бизнеса, среди которых будут глава «Газпрома» Алексей Миллер, глава «Роснефти» Игорь Сечин, генеральный директор UC Rusal Олег Дерипаска. Иными словами, с Путиным в КНР поехали практически все ключевые лица, определяющие политическую и экономическую повестку дня, — своего рода политбюро.

По словам помощника российского президента Юрия Ушакова, к подписанию готовится «фантастический пакет документов». Ожидается, что в рамках визита будут подписаны 30 соглашений из 43. «Пакет, который сейчас у нас на руках, наверное, рекордный, но что из него выйдет, трудно сказать. Наверное, около 30 можно будет подписать», — цитирует РИА «Новости» Ушакова. Сам же Путин в интервью китайским СМИ охарактеризовал цель визита более широко: «Расширение связей с КНР — нашим надежным другом — безусловный внешнеполитический приоритет России». Тем более что, по мнению главы государства, российско-китайское сотрудничество в настоящее время выходит на «новый этап всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия».

В ходе визита Путин встретится с председателем КНР Си Цзиньпином, с которым обсудит наиболее важные и актуальные вопросы взаимодействия двух государств на международной арене. «Имеется в виду, что по итогам переговоров будет принято совместное заявление о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия», — уточнил Ушаков.

«Уверен, что предстоящие переговоры придадут мощный импульс дальнейшему укреплению двустороннего сотрудничества во всех сферах, углублению координации на международной арене», — заявил Путин в опубликованном сегодня интервью китайским СМИ.

Помимо этого, «фантастический пакет документов» будет включать соглашения по военно-авиационному сотрудничеству. Глава государства рассказал китайским СМИ, что уже достигнута договоренность по совместной разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в российской делегации, этот проект должен стать достойным конкурентом завоевавшим рынок гражданской авиации Airbus и Boeing. В планах — строительство совместного предприятия. Россия уже изъявила желание закупать самолеты для своих нужд.

Вторым пунктом соглашения станет разработка тяжелого вертолета для нужд китайских военных и гражданских структур. Первоначально предлагался к закупке вертолет Ми-26, однако он не устроил китайскую сторону, поэтому было решено заняться совместной разработкой и производством супертяжелого вертолета. «Судя по тому, что они запрашивают, это примерно в два раза больше, чем грузоподъемность существующего у нас Ми-26... Если китайская сторона запрашивает технические характеристики, настолько отличающиеся от Ми-26, то, видимо, это должен быть не Ми-26, а речь должна идти о создании сверхтяжелого вертолета», — заявлял Рогозин еще в августе прошлого года.

«Уверен, что нашим компаниям по силам производить и поставлять на мировые рынки конкурентоспособную продукцию», — заявил Путин.

Кроме того, в ходе визита, признался глава государства, будет обсуждаться вопрос об экспорте российского газа в Китай. «В высокой степени готовности находятся договоренности об экспорте в Китай российского природного газа. Их реализация будет означать для России диверсификацию трубопроводных маршрутов поставок газа, а нашим китайским партнерам позволит снизить остроту проблем энергодефицита и экологической безопасности за счет использования «чистого» топлива», — рассказал Путин.

Для этой цели летит в КНР и глава «Газпрома» Миллер. Накануне он заявил в программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым», что будет подписан контракт на поставки 38 млрд. кубометров газа ежегодно в течение 30 лет. «Мы этот контракт подпишем на условиях, которые являются экономически приемлемыми для российской стороны», — сказал он. Миллер отметил, что контракт готов, а стороны находятся на финишной прямой переговоров. «И есть только один вопрос — это стартовая, базовая цена в формуле цены, которая уже, и это очень примечательно, с нашими китайскими партнерами полностью согласована. Поэтому осталось совсем немного — поставить всего-навсего одну цифру», — подчеркнул он. Между тем, как пишут «Известия» со ссылкой на источник в «Газпроме», итоговая цена на топливо уже определена и будет «примерно на уровне среднеевропейской» — около $350 - 380 за 1 тыс. куб. метров.

Кстати, сегодня стало известно, что вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин подписал в Пекине соглашение о сотрудничестве в области строительства метрополитена между ОАО «Мосинжпроект», China Railway Construction Corporation Limited и China International Fund Limited. Речь идет о разработке нового направления московского метро, в котором примут участие китайцы.

Во время визита Рустама Минниханова в Китай в апреле этого года состоялась презентация торгово-экономического и инвестиционного потенциала Татарстана
Во время визита Рустама Минниханова в Китай в апреле этого года состоялась презентация торгово-экономического и инвестиционного потенциала Татарстана

В рамках визита запланировано участие Путина в саммите совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Идея форума, который бы объединял государства азиатского континента, была предложена президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в 1992 году, однако впервые встреча состоялась лишь в десятилетие спустя. В состав СВМДА входят 24 государства, статус наблюдателя имеют 9 стран и четыре международные организации. Встречи глав государств и правительств стран-участниц СВМДА проводятся раз в четыре года. «СВМДА — хорошо зарекомендовавший себя механизм сотрудничества. В его рамках успешно ведется работа в таких важных для региона сферах, как безопасность, новые вызовы и угрозы, экономика, экология, гуманитарная тематика», — отметил Путин. По итогам саммита будет принята декларация, в которой будут отражены согласованные позиции по проблемам обеспечения региональной и глобальной безопасности, устойчивого развития.

«Россия все-таки является евразийской страной, две трети ее территории находятся в Азии, в связи с этим безопасность и развитие Азии чрезвычайно актуальны для России. Активное участие России в безопасности в Азии, по моему мнению, очень значимо и необходимо. Без участия России будет трудно полноценно решить вопросы безопасности в Азии. Ее активное участие способствует балансу сил и содействует осуществлению мира и стабильности в регионе», — заявил в интервью агентству «Синьхуа» бывший посол КНР в РФ Лю Гучан.

Подписание соглашения об открытии на площадке Камского индустриального парка «Мастер» производства китайской компании «Хайер Рус»
Подписание соглашения об открытии на площадке Камского индустриального парка «Мастер» производства китайской компании «Хайер Рус»

НА ПОДГОТОВЛЕННУЮ ПОЧВУ

Минниханов, надо полагать, едет в Китай тоже с определенными задачами. Как мы уже писали, в апрельский визит многочисленная делегация от Татарстана, в которую входили не только министры, но и главы ключевых татарстанских предприятий, рекламировала китайским коллегам инвестиционный и экономический потенциал республики, пытаясь выявить точки соприкосновения с КНР. Тогда сам Минниханов заявил, что интерес китайского и российского бизнеса взаимный, а продвижение продукции на рынки внешних партнеров видится президенту Татарстана двусторонним.

В качестве наиболее актуальных отраслей сотрудничества он выделил банковское дело, строительство, производство сжиженного природного газа. Министр промышленности РТ Равиль Зарипов, в свою очередь, заявил, что Татарстан заинтересован в поставках из Китая двигателей, мостов и коробок передач для тяжелых грузовых автомобилей «КАМАЗ». Также республика заинтересована в дальнейшем развитии авиа- и вертолетостроения, поскольку уже поставила в КНР 180 вертолетов средней грузоподъемности. Кроме того, делегация Татарстана призвала китайскую сторону вкладываться и в строительство высокоскоростной магистрали «Москва — Казань». Уже после возвращения на родину руководитель АИРа Линар Якупов высказал уверенность, что когда будут рассматриваться технические решения для ВСМ, китайские компании смогут сделать достойное предложение.

В последнее время активное развитие татарстано-китайских отношений уже успело стать скандальным в республике — продвижение китайцев в Набережные Челны стало восприниматься местным бизнесом как угрожающее. Так, в середине марта стало известно, что в автограде в скором времени откроется торгово-ярмарочный комплекс «Шелковый путь». Известие об этом челнинские власти восприняли неправильно, ожидая наплыва китайских мигрантов со своей некачественной продукцией. В итоге оказалось, что проект будет развиваться в тренде развития российско-китайских отношений.

Неделей ранее было объявлено о том, что китайский производитель Haier собирается выпускать на площадке Камского индустриального парка «Мастер» по тысяче холодильников в день, инвестировав в производство $50 миллионов. Эта новость не на шутку напугала зеленодольский завод ПОЗиС, объем производства которого сопоставим с заявленным количеством китайской компании. «АИР, видимо, занимает позицию — лишь бы получить первоначальные инвестиции, создавая льготы зарубежным компаниям. Фактически это мнимое привлечение инвестиций», — так отозвался о решении АИРа гендиректор ПОЗиСа Радик Хасанов.

Видимо, теперь зеленодольскому заводу придется еще больше волноваться, так как после Шанхая Минниханов направится прямиком в Циндао, где запланирована не только встреча с руководством провинции, но и посещение завода Haier, как удалось выяснить корреспонденту «БИЗНЕС Online».

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО — НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ. ОСТАЛОСЬ ПОДТЯНУТЬ ЭКОНОМИКУ

Цели и возможные результаты поездки «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Андрей Островский — замдиректора Института Дальнего Востока РАН, китаевед, доктор экономических наук:

— В области военно-политического сотрудничества с Китаем мы уже достигли наилучшего периода. Однако у нас есть проблемы в торгово-экономических отношениях. Например, возьмем объем внешней торговли: 89 миллиардов долларов — объем российско-китайской торговли, более 500 миллиардов — объем китайско-американской торговли. Это потому, что у нас слабо инвестиционное сотрудничество. Так что у нас проблема в экономическом сотрудничестве, которое развивается крайне медленно, вяло. У нас даже намечены планы на 2015 год — объем внешней торговли должен достичь 100 миллиардов долларов. Если в ближайшие два года темпы прироста будут такими, как в 2013 году, то мы на этот показатель не выйдем, потому что в 2012 году объем внешней торговли был 88 миллиардов долларов, а в 2013-м — всего 89 миллиардов. Так что считайте, сколько лет потребуется, чтобы выйти только на показатель 2015 года. А в 2020 году вообще запланирован объем в 200 миллиардов долларов. А если брать китайский объем, то мы для него — только чуть более двух процентов объема внешней торговли. Мы для Китая где-то 8 - 9-й партнер по списку. Нам надо развивать торгово-экономические связи с Китаем не ради развития, а чтобы поддерживать наши дальневосточные сибирские регионы, которые в экономическом развитии отстают от европейской части. Основной наш внешнеэкономический партнер — это как раз Китай, который занимает второе место по ВВП и первое по объемам внешней торговли. Именно Китай может нам помочь в развитии нашего Дальнего Востока, прежде всего. Я уже не говорю, что есть много аспектов, где мы могли бы сотрудничать с Китаем, прежде всего в сфере энергоресурсов, машиностроения, поставки потребительных товаров, даже научно-техническое сотрудничество. Есть много аспектов, но это пока слабо работает.

Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ:

— Китай — огромный рынок. Понятно, что мы там не так уж много продаем, но тем не менее. Нефтехимия... Потом сегодня Китай и технологически продвигается. Взять хотя бы академгородок, который посетил в Гонконге Рустам Минниханов. И таких инновационных центров типа Сколково в Китае уже больше 150. Китай очень быстро движется во всех направлениях. И, конечно, какие-то финансовые вопросы во время этой поездки будут обсуждаться, я думаю. Нам сейчас об этом надо серьезно думать. Для нас интерес представляет и Синцзян, поскольку до этого района предполагается строительство транспортного коридора «Европа — Западный Китай». А для нас с этим коридором открываются ворота в мощный азиатский рынок.

Если же говорить о кооперации в авиа- и вертолетостроении, то в этом для Татарстана я вижу большие перспективы. Вертолетный завод в Казани хорошо работает, он загружен, заказов более чем достаточно. Поэтому его можно назвать некой площадкой для продолжения такого сотрудничества. А вот широкофюзеляжные самолеты сегодня одной стране очень трудно производить самостоятельно. Даже Airbus на своем примере показывает, что ни Германия, ни Британия, ни Франция в одиночку не могут его произвести. Сегодня даже Boeing многие детали делает в Японии, в других странах. Гражданский самолет — слишком сложная продукция, чтобы одна страна могла ее вытянуть. Поэтому было бы хорошо, если бы мы смогли такой проект делать в кооперации. Просто на КАПО за последние годы некоторые традиции производства потерялись. Переквалификацией рабочих не занимались, старики на пенсии, молодежь не училась. Но ничего, тем не менее у нас база хорошая. По крайней мере, одна из лучших в России.

Бронислав Виногродский — китаевед, переводчик, политический и общественный деятель:

— Перспективы сотрудничества, с одной стороны, они вроде и хорошие, а с другой — неизбежные. С моей точки зрения, просто поменялась ось отношений в мире. Так что теперь России в другую сторону просто и некуда, в сторону Азии ее взаимодействие качнуло. Вопрос заключается в том, насколько оно будет осознанное и тщательное, потому что во многих случаях есть тенденция к быстрым выводам и непродуманным решениям. Китай — очень интересный партнер и, несомненно, суперперспективный. Смена парадигмы, ориентации отношений с Запада на Восток интересна, но ее нельзя делать в предыдущей модели, как это было до того. Требуется очень серьезная внимательность, продуманность, дальновидность, то есть это должно быть действие в будущее, а не из прошлого. Перспективы огромные, вопрос в том, как их реализовать.

Антон Сайфутдинов — генеральный директор УК «Шелковый путь»:

— Этот визит показывает, что Китай становится нашим стратегическим партнером на ближайшие 10 - 15 лет. Это доказательство того, что наше сотрудничество от деклараций переходит в практическую плоскость. Более того, скажу, что одна из китайских инжиниринговых компаний планирует в ближайшее время еще и мост через Керченский пролив построить. И то, что мы переходим к такому сотрудничеству, более военному что ли, говорит о том, что Россия в своей независимой внешней политике без союзников не останется. В последнее время наши авиапредприятия по сути дела добивали либерально настроенные чиновники. И контрактов на производство самолетов у них не было, и авиалайнеры закупались за рубежом. А сейчас не будет никаких поводов для отговорок, что, мол, нет контрактов, нет рынка сбыта... Эти контракты очень быстро подготовят. Это же военно-промышленный комплекс, и я думаю, что если «боевую готовность» объявят, то и ресурсы найдутся, и специалисты подтянутся. Все будет как положено.

Рамиль Хайрутдинов — директор института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:

— Вне зависимости от того, есть санкции или нет санкций, Китай является нашим стратегическим партнером при любых обстоятельствах. Я имею в виду и Россию, и Республику Татарстан в том числе. Потому что есть целые направления производства, связанные с тонкими и высокими технологиями, есть сырьевые проекты, которые необходимо реализовывать вне зависимости от того, ориентируемся мы на какие-то внешнеполитические факторы или нет. Для нас очень важны экономические возможности, которые предоставляет такое международное сотрудничество. Поэтому поездка Путина и Минниханова лишний раз свидетельствует о том, что в российских проектах Татарстан задействован максимально, поэтому, как я понимаю, будут заключены соглашения, которые так или иначе связаны с теми высокими технологиями, которые существуют в республике и успешно развиваются. Я знаю из опыта международной деятельности наших ведомств, что программы таких визитов разрабатываются загодя, и представляют собой программы на многие годы вперед. И такие программы не могут быть увязаны с какими-то сиюминутными вопросами, даже если речь идет о санкциях, объявленных нашей стране. Поэтому я не думаю, что санкции как-то повлияют на нашу ориентацию на Азию и Восток.

Говоря же о совместных проектах авиа- и вертолетостроения, я бы сказал, что Татарстан не просто готов в них участвовать, но он еще и является одним из их инициаторов. Потому что республике необходимо в кооперации с другими субъектами и корпорациями выходить на широкую международную арену. И в этом отношении Китай с его относительно дешевой рабочей силой и высокими технологиями позволяет организовать такие проекты и программы. Речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве по производству техники различного назначения.

Людмила Романова — глава представительства концерна Haier в России:

— Впервые за многие годы Китай предоставляет возможности для выхода российских товаров на свой рынок. К примеру, в ближайшие дни в Китае в городе Сиань откроется выставка. Чуть более месяца назад в Россию приезжали представители этого города вместе с представителями китайской торгово-промышленной палаты. Они отбирали товары российского производства для демонстрации на этой выставке. Более того, они приехали с деньгами, чтобы купить эти товары и самостоятельно их там продемонстрировать, впервые предоставляли возможность российским предпринимателям бесплатного участия в этой выставке, чтобы наши российские производители имели возможность находить себе новых партнеров на китайском рынке. Причем они говорили, что «мы понимаем, что если это будет делать как раньше торгово-промышленная палата России, то на выставке будут чайники, матрешки и самовары. Мы знаем, что у вас это все есть, но нас интересуют другие товары, вплоть до халяльной продукции, которая выпускается в Татарстане». Поэтому я считаю, что это очень хороший шанс. Наши страны — соседи, они просто обязаны быть партнерами по очень большому спектру проектов.

Возможно, другие компании на местном уровне испытывают проблемы с квотами на иностранную рабочую силу, но у нашей компании и таких проблем никогда не было. На производство, которое мы организуем на площадях КИП «Мастер» в Набережных Челнах, мы не планируем привозить рабочих из Китая. Из Китая в Набережных Челнах будет работать небольшой коллектив в количестве 10 - 12 человек. Это специалисты по модельному ряду, по технологическому процессу, работники финансового департамента. Все остальные вакансии — это российские кадры, вплоть до гендиректора завода.