Тимур Нагуманов
Тимур Нагуманов: «Нужен мягкий подход ко всем и жесткий подход к тем, кто не выполняет требования»

«ЭТО ИМИТАЦИЯ РАБОТЫ, А ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ НЕСУТ УБЫТКИ!»

В прошлом году 62% всех проверок, проведенных чиновниками различного уровня среди предпринимателей, оказались внеплановыми: 73 тыс. из 117 тыс. проверок, проведенных в Татарстане в рамках 294 ФЗ («О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») и КоАП РТ и РФ. Причем эти проверки пришлись на 14 тыс. юридических лиц, то есть каждый из предпринимателей проверялся в среднем по 8 раз в год. Такие данные сегодня на совещании в прокуратуре РТ привел бизнес-омбудсмен республики Тимур Нагуманов.

Совещание, на котором представители контролирующих органов встретились с прокурорами из райцентров, прошло по личной инициативе прокурора РТ Илдуса Нафикова. Как выяснилось, друг другу в глаза они смотрят нечасто, отсюда и головная боль многих предпринимателей, вынужденных принимать у себя регулярно и без всяких предупреждений различных непрошенных гостей...

«Проблемы, когда субъекты предпринимательства подвергаются за год различным контрольно-надзорным мероприятиям по 300 - 350 раз, к сожалению, еще существуют, — констатировал Нагуманов, уточнив «БИЗНЕС Online», что имеет в виду, к примеру, компанию «Эссен продакшн АГ». — Понятно, что эти проверки проводятся органами различного уровня — муниципальными, региональными и федеральными, но факт остается фактом. Существуют хозяйствующие субъекты, ежедневная работа которых тормозится, эффективность снижается, потому что большие силы уходят на сопровождение всех этих проверок.

Причем эффективность проверок, по словам Нагуманова, оставляет желать лучшего. По данным комитета по социальному и экономическому мониторингу, более 95% предписаний и штрафов в дальнейшем отменяются судом из-за необоснованности.

Илдус Нафиков (справа) попросил усилить надзор в сфере соблюдения прав предпринимателей

Если разбирать статистику, становится ясно, что прокурорский надзор в части проверок бизнеса был запущен, и потому контролирующие органы иногда допускают откровенный произвол. Из 17 тыс. внеплановых проверок с органами прокуратуры были согласованы лишь 482 (!), что менее 1% от всех внеплановых мероприятий. С муниципальными органами не было согласовано вообще ни одной проверки. С республиканскими органами власти было согласовано лишь 39 внеплановых проверок. Хотя федеральный закон предписывает согласовывать большую часть этих внеплановых мероприятий.

«Это согласование стало скорее исключением, чем правилом, — заявил Нагуманов. — На мой прямой вопрос: «Почему вы не согласовываете проверки с прокуратурой, как этого требует закон?» — в неформальной беседе сотрудники надзорных органов отвечают: «Мы знаем, что нам эти проверки не согласуют». То есть они заранее знают, что мероприятие не имеет достаточных оснований, но идут проверять предприятия. На мой взгляд, это имитация работы, а итог простой — предприниматели несут прямые и косвенные убытки от давления со стороны проверяющих органов».

МЯГКИЙ ПОДХОД КО ВСЕМ И ЖЕСТКИЙ ПОДХОД К ТЕМ,
КТО НЕ ВЫПОЛНЯЕТ ТРЕБОВАНИЯ

По информации госкомитета по статистике, региональный бюджет в прошлом году предоставил республиканским органам контроля на проведение проверок 634 млн. рублей. А по результатам этих проверок общая сумма взысканных административных штрафов составляет 20 млн. рублей — это 5% от вложенных средств. Нагуманов считает, что настала пора повышать значимость прокуратуры при проведении проверок. Правда, прокурор РТ все же уточнил: не стоит упирать на то, сколько бюджет тратит на проверки и собирает с предпринимателей обратно в казну в виде штрафов — взыскание штрафов не должно стать самоцелью.

«Контролирующие органы в первую очередь должны приходить на объект и давать рекомендации, — сказал Нафиков. — Штрафы нужны в тех случаях, когда предприниматели не прислушались к вашим рекомендациям, не устранили нарушения. Тогда действуйте жестко, чтобы таких трагедий, как «Булгария», не было. Здесь уже вплоть до уголовного дела может дойти... То есть нужен мягкий подход ко всем и жесткий подход к тем, кто не выполняет требования».

После совещания Нагуманов пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что контролирующие органы чаще всего неправильно трактуют федеральный закон и КоАП, и сказал, что намерен вместе с прокуратурой расставить все точки над i в этом вопросе. Нафиков попросил усилить надзор в сфере соблюдения прав предпринимателей и потребовал, чтобы руководители районных подразделений, вернувшись на места, встретились с местными контролирующими органами, объяснив, как поставить работу с предпринимателем на рельсы закона.

КАК ПРОКУРАТУРА ПРОВЕРКИ «ФИЛЬТРУЕТ»

Тем временем заместитель прокурора Татарстана Артем Николаев сообщил о том, что в конце прошлого года прокуратура завершила формирование сводного плана на 2014 год. В процессе его формирования были рассмотрены предложения контролирующих органов о включении в него более 17 тыс. проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. После их оценки законности и обоснованности прокуратурой республики утверждено лишь 14,6 тыс. проверок. В результате из 67 планов было отклонено более 3 тыс. проверочных мероприятий, что составило 17,3% от их общего количества. К примеру, из плана главного управления ветеринарии исключена каждая третья проверка (в половине случаев не прошло три года со дня последней плановой проверки). Из плана Гостехнадора — каждая четвертая проверка. Из плана управления ГИБДД — каждая пятая проверка.

— Проведенный анализ свидетельствует об устойчивой тенденции к снижению числа обращений контролирующих органов к прокурору за согласованием проведения таких проверок, — признал Николаев. — В 2013 году рассмотрено 482 заявления, тогда как в 2012 году — 724, по 60 процентам заявлений нами отказано в проведении внеплановых проверок.

Артем Николаев
Артем Николаев: «Нужно практиковать проведение совместных проверок самих контролирующих органов»

Распространение получила практика привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.6.1 КоАП РФ. В прошлом году по инициативе прокуроров к административной ответственности привлечены 22 должностных лица, в этом году — уже 10. Основаниями для привлечения к административной ответственности, по данным Николаева, явились проведение проверок без распоряжения, неполучение соответствующего согласия у прокурора, проведение плановых проверок с нарушением сроков.

— Так, в феврале главным специалистом-экспертом азнакаевского отдела управления Росреестра при отсутствии оснований проведена незаконная проверка в отношении ООО «СК Капремстрой» путем проведения осмотра территории указанного предприятия в рамках КоАП РФ. По постановлению азнакаевского городского прокурора ревизор привлечен к административной ответственности, — сообщил заместитель прокурора.

Вместе с тем, как показывает практика, контролирующие органы пытаются избежать процедуры согласования путем незаконного применения норм законодательства об административных правонарушениях. Некоторые органы контроля злоупотребляют правом на проведение административных расследований. Поэтому основной упор прокурорами в этом году акцентирован на административной деятельности органов контроля.

В первом квартале этого года органами контроля к административной ответственности привлечено почти 4 тыс. хозяйствующих субъектов и их должностных лиц. Изучение административных материалов свидетельствует о сложившейся карательной практике в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, несмотря на то что в стране курс взят на сокращение административного гнета в отношении предпринимателей. Такую практику нельзя признать отвечающей как принципам административного законодательства, так и идеологии федерального закона №294 «не кошмарить» предпринимателя.

Николаев сегодня сообщил о том, что правительство России планирует с 1 июля следующего года наделить органы прокуратуры функцией по ведению и формированию единого реестра плановых и внеплановых проверок предпринимателей. С этой целью минэкономразвитием подготовлен соответствующий проект постановления. В соответствии с документом каждой проверке в едином реестре должен быть присвоен уникальный учетный номер, а для каждой записи указывается дата ее внесения. Проведение проверок без включения сведений о них в единый реестр проверок, а также до присвоения проверке учетного номера не допускается.

— Чтобы и наш вклад помог увеличению доли малого и среднего бизнеса в республике, созданию новых рабочих мест, поступлению в бюджет дополнительных средств, необходимо совместно с уполномоченным при президенте республики по защите прав предпринимателей проводить постоянный мониторинг и анализ внеплановых проверочных мероприятий органов государственного и муниципального контроля. Нужно практиковать проведение совместных проверок самих контролирующих органов, — сказал Николаев напоследок.

«Профильному управлению прокуратуры, управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, всем прокурорам городов и районов на местах поручен постоянный и эффективный надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности. Надзор в этой сфере будет ужесточен и усилен», — объяснил «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев по итогам совещания.

«ЕСЛИ УЖ ОНИ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ, ТО ШТРАФА ТОЧНО НЕ ИЗБЕЖАТЬ...»

Предприниматели Татарстана рассказали «БИЗНЕС Online» о проблемах, с которыми сталкиваются при проверках бизнеса.

Айдар Булатов — руководитель Bulatov Group:

— Сразу нужно отметить, что в рамках деятельности ресторанов помимо прокуратуры нас проверяют более десятка различных надзорных органов. Если говорить в целом, то вся их работа все-таки оставляет желать лучшего. Точки общепита в любой момент могут быть подвержены любым видам проверок, которых с каждым годом становится все больше и больше. Так как мы на первой линии, то и отношение к нам советующее — повышенное внимание со стороны проверяющих органов. Что касается изменения ситуации в этой сфере за последние пять лет, то, безусловно, стало значительно легче. То есть изменения федерального и регионального законодательства в его исполнении положительно сказываются на череде проверок — о многих проверках нас, действительно, стали уведомлять. Поэтому я могу констатировать положительный сдвиг в этой системе.

Что касается внеплановых проверок, они есть, но их уже не так много, часто нас проверяет РАО. Хотелось бы еще отметить, что наше законодательство меняется достаточно часто, и не всегда бизнесмены успевают за ним. К сожалению, в качестве последствий — огромные штрафы, которые выписывают как раз те самые контролирующие органы. Существует практика оспаривания решений надзорных органов в суде, мы сами нередко к ней прибегаем. Не так давно мы судились с налоговыми органами, но я считаю, что это нормальная практика, главное — не бояться и уметь отстаивать свои права.

Расул Садриев — генеральный директор сети магазинов «ХороShow»:

— Вопрос, который сегодня поднял Тимур Дмитриевич, имеет весьма актуальный характер. Наш бизнес носит ярко сезонный выраженный характер, поэтому с наступлением зимы к нам приходит целая орда надзорных органов, как плановых, так и внеплановых. И далеко не все проверяющие соблюдают элементарные правила даже со стороны прокурорских органов. Знаете, в декабре к нам могут с проверками приходить хоть каждый день, естественно, ни о каком уведомлении не может быть и речи. Нередко к нам заглядывают административно-техническая инспекция — могут приезжать к нам зимой хоть каждый день, МЧС частят.

Что касается оспаривания, то бизнес никогда с прокуратурой спорить не будет — себе дороже выйдет. Мне абсолютно не нужны эти бессмысленные хождения по судам, для меня гораздо проще головой кивнуть и просто забыть. Если говорить о жалобах на конкретные службы, то мне не совсем понятна работа ОГПН Советского района, которые просто закрывают глаза на отсутствие техники безопасности в пиротехнических магазинах этого района.

Ленар Салахутдинов — директор клиники «МЕДЕЛ»:

— Раньше вопрос внеплановых проверок стоял очень остро. Бывали случаи, когда надзорные органы приходили к нам, как они говорили, просто «по пути», не имея каких-то конкретных объяснений. Сейчас, как правило, к нам чаще всего приходят Роспотребнадзор и налоговые органы. Примечательно, что проверяющие органы даже не скрывают, что если уж они вышли с проверкой, то просто обязаны хоть какой-то штраф выписать. А должно быть все наоборот — надзорные органы должны содействовать бизнесу, а не душить его. У предпринимателей и так очень много препятствий в условиях нынешней экономики, и надзорный орган должен только стимулировать успешное развитие бизнеса. Ведь именно от наших налогов они получают оплату своего труда.

Сами мы сталкивались со сложностями с антимонопольным комитетом, я думаю, мы единственный регион в РФ, где ФАС работает очень жестко, они же просто гнобят бизнес. Сейчас при проверяющих органах создают общественные советы, но многие из них имеют лишь формальный характер. Поэтому, чтобы контакт между проверяющими и проверяемыми был все-таки налажен, я вижу необходимость в создании неких координационных советов, в которых есть представители бизнеса.

Сергей Акульчев — председатель правления ГК «Акульчев»:

— Раньше вообще очень часто приходилось сталкиваться с внеплановыми проверками надзорных органов, в последние годы — гораздо реже. Но как минимум пару раз в год все равно приходят. Причем, как я считаю, практически все проверки не были обоснованными. Больше всего к себе внимание мы испытываем со стороны прокуратуры и трудовой инспекции. Плановые проверки у нас проводят как положено, всегда своевременно о них предупреждают. Но результаты их проверок оспаривать в суде приходится довольно часто. Практически всегда решения выносились в нашу пользу, то есть замечания надзорных органов были несправедливыми.

Как улучшить работу надзорных органов, сказать коротко очень сложно. На данный момент самое лучшее — это перенять опыт работы аналогичных структур других стран. Причем надо брать страны передовые, где хорошо развивается бизнес, — Сингапур, Новая Зеландия и так далее. Информацию об этом можно почерпнуть из интернета. В качестве положительного примера могу привести Австрию. Там когда ты сдал в налоговую инспекцию декларацию, а потом в ней обнаружилась ошибка, то инспектор сам с вами связывается и предлагает: давайте я эту неточность исправлю. То есть они работают не в том направлении, чтобы содрать с людей больше денег, а сами берут на себя обязанность исправления, чтобы не загружать бизнес такими мелочами. То есть они выступают по большому счету не как надзорные органы, а, скорее, как помощники бизнесу.

Денис Нитенко — совладелец клубов «Батыр», Opera, BubbleGum:

— В первую очередь на ум приходят внеплановые проверки, которые проходили по всем заведениям массового скопления людей после пожара в пермской «Хромой лошади». Я считаю, это были вполне оправданные внеплановые проверки со стороны пожарной инспекции. У нас с этим все в порядке, поэтому без последствий. Были и еще какие-то проверки, но это случается довольно редко. Плановые проходят раз в три года, по законодательству. О них предупреждают заранее, кроме того, даты проверок можно посмотреть в интернете, что мы регулярно и делаем.

В силу специфики бизнеса — у нас ведь и гостиница, и деловой центр, и развлекательные заведения, все это связано с большим скоплением людей — в основном мы принимаем у себя проверяющих МЧС. Также к нам внимателен Роспотребнадзор, потому что мы занимаемся общепитом. Мы не видим в проверках какой-то проблемы и гнета на бизнес не ощущаем. Это была большая проблема в начале нулевых, но сейчас механизм законодательно отрегулирован. В суде нам доводилось пересечься только с антимонопольной службой по поводу некоторых нюансов нашей рекламы, других споров не было.

Тем не менее надзорных органов у нас по сравнению с Европой многовато. Стоило бы уменьшить количество административно-контрольных функций и сократить число ведомств. Это позволило бы и сэкономить бюджет, и уменьшить количество госслужащих, что необходимо. С проверками особых проблем нет, но в целом у нас очень сильно зарегулированы некоторые сферы бизнеса — строительная, например, или тот же общепит. Технические нормы избыточно жесткие, что напрямую сказывается на конкурентной способности нашей экономики. Поэтому стоит пересмотреть все регламенты и нормы в сторону их смягчения, в первую очередь строительные, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, сократить издержки на соблюдение никому не нужных регламентов и проще проходить проверки.