ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПУТИНА

Вчера на петербургском экономическом форуме прошли панельные сессии, круглые столы, теледебаты. Ряд дискуссий затронул больную для российской экономики тему — интереса иностранного бизнеса к работе в нашей стране. Так, например, в рамках саммита лидеров глобального бизнеса представители иностранных деловых ассоциаций обсудили вызовы и приоритеты сотрудничества с Россией. Модератором заседания выступил председатель правления ассоциации европейского бизнеса в России Райнер Хартманн. Он отметил, что после обсуждений готовятся конкретные предложения для президента РФ Владимира Путина.

По словам председателя совета директоров Российско-британской торговой палаты и независимого директора АФК «Система» Роджера Маннингса, принципиально важный момент для ведения бизнеса в России — понимание мотивации друг друга. Он также рассказал, что может сделать Россию привлекательной для зарубежного бизнеса: сокращение административных барьеров и уход государства от чрезмерного регулирования, ориентация на передовую практику, расширение участия бизнеса в разного рода экспертных советах. Также это установление общих правил игры, получение качественной бизнес-инфраструктуры, развитие банковского сектора и расширение возможностей финансирования инвестиционных проектов на привлекательных условиях, совершенствование конкурентоспособности налоговой системы.

ОЛИМПИАДА — ОБУЗА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

«В России есть колоссальные возможности для инвестирования, но, например, канадские компании знают об административных барьерах, — сообщил председатель национального совета директоров Канадской деловой ассоциации в России и Евразии Лу Наумовский. — Мы в добывающей промышленности много понимаем об этих барьерах, о чрезмерном госрегулировании. Последние три-четыре года прогресс есть, но темпы перемен должны быть ускорены. Причем не нужны большие правительственные субсидии, ведь большинство горнодобывающих компаний самодостаточны».

«Что надо сделать для стимулирования инвестиций в Россию? — задал вопрос председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс и сам же ответил. — Нужен комфортный климат. Российское правительство сделало немало в последние годы, и кажется, что общие рамки ведения бизнеса в последние годы улучшились». Говоря о проблемах ведения немецкого бизнеса в нашей стране, Хармс отметил недостатки в обеспечении энергией, забюрократизированность, недостатки в области таможни.

Президент индийского бизнес-альянса в России Сэмми Котвани коснулся темы, которая активно обсуждается как в России, так и в Татарстане: «Мы работаем с малыми и средними предприятиями, и доля их в России незначительна из-за препятствий, задержек и отказов в реализации многих инициатив. Малые и средние компании не должны облагаться таким же налогом, как и крупные, должны получать налоговые каникулы. Надо разработать систему лоббирования малых и средних предприятий».

Маннингс отметил, что Россия вкладывается в развитие инфраструктуры, но бывали случаи, когда эта работа становилась обузой для экономики, например Олимпиада в Сочи.

«...ДЛЯ БОЛЕЕ СПРАВЕДЛИВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БОГАТСТВА»

«В прошлом году начался спад в российской экономике, но зарубежные бизнесмены остаются лояльными к России в долгосрочном плане, — отметил президент и главный исполнительный директор американо-российского делового совета Дэниел Рассел. — Россия по-прежнему обладает огромными ресурсами, человеческим капиталом, есть потенциал с точки зрения товарной цепочки. Не следует терять из вида успехи за последние годы — присоединение России к ВТО, например, восстановление торговых отношений с США, повышение рейтинга Всемирного банка для России». По мнению Рассела, с точки зрения инвестиций заслуживают внимания российские регионы: «Татарстан, например: передовая практика там отмечается. Надо смотреть шире. Есть и в России примеры передовой практики». Кроме того, он указал на необходимость более активной работы делового сообщества с фондом прямых иностранных инвестиций, агентством стратегических инициатив: «Они генерируют инновации. Сланцевый газ, нефть — в этих сферах работают крупные компании в США. Но технологии, которые применяются в крупных компаниях, делаются небольшими компаниями».

По мнению президента конфедерации предпринимателей и промышленников Турции Ризанура Мерала, России предстоит серьезно поработать в области МСБ — ради создания рабочих мест, замены импорта и более справедливого распределения богатства. Кроме того, необходимо упрощение таможенных процедур.

«ЕСЛИ ХОТИТЕ ИНВЕСТИРОВАТЬ В РОССИЮ, НЕ ЧИТАЙТЕ ГАЗЕТ!»

Тема теледебатов, которые вел Питер Лавелль с Russia Today, была сформулирована как «Информационные войны: кто крайний?».

«Американо-английская элита пытается монополизировать информационный мир», — рассказал корреспондент Asia Times Пепе Эскобар. «Когда мы говорим об идеологии, я беспокоюсь: наши лидеры считают, что мы достигли более высокого уровня политической структуры, цивилизации, поэтому так ведут себя», — сказал директор по коммуникациям Nord Stream Ульрих Лиссек.

Модератор поинтересовался, как ведут себя западные журналисты в условиях информационной атаки зарубежных СМИ на Россию. «Я делаю то, что мы должны делать, — занимаюсь традиционной журналистикой, — ответил главный редактор Business News Europe Бен Арис. — Мы стараемся быть объективными. Необъективность бывает из-за того, что берутся факты, а потом из них выносится негатив. Например, принц Чарльз на этой неделе упомянул Путина и Гитлера в одном предложении. И это оказалось на первых полосах. Одна из версий в Англии: Россия — это империя зла. Но наши читатели — это инвесторы, они покупают акции российских компаний, и они видят, что это совсем не так. Недавно на одной инвестиционной конференции я услышал хорошую фразу: «Если хотите инвестировать в Россию, не читайте газет».

С Арисом согласился специалист по вопросам международного правда Александр Меркурис: «То, что рассказывается в СМИ, сказывается и на бизнесе. Люди пугаются того, чего на самом деле не существует. Мы скатываемся к конфронтации».

Спикеры обратили внимание на то, что даже в гигантах зарубежных СМИ публикуется «странная» информация. Эскобар привел в пример New York Times и Wall Street Journal, которые писали в эту среду, что газовая сделка между Россией и Китаем не состоится. Однако сделка была совершена. «Есть одна точка зрения, которая навязывается всем, Позиция западных СМИ становится монолитной, — констатировал Меркурис. — Западные СМИ находятся под крупными корпорациями, и именно они контролируют информационную среду».

44.jpg

«НИ ОДНА СТРАНА В МИРЕ НИ У КОГО НЕ ВЫЗЫВАЕТ ТАКИХ ЭМОЦИЙ, КАК РОССИЯ»

Говоря об информационных войнах, эксперты указали на проблему западной журналистики как профессии. «Наша индустрия в кризисе, — заявил Арис. — Растет значение соцсетей. Когда мой отец работал в журналистике, газеты были богатыми, нанимали профессионалов. Сейчас недостаточно денег, вся модель работы корреспондента нарушена. В России есть все зарубежные бюро, но только горстка корреспондентов работают. Остальные работают как фрилансеры. И еще появилась новая профессия — фрилансер-иностранный корреспондент». Также, по словам Ариса, складывается абсурдная ситуация: если политик что-то сказал, условно говоря, три раза подряд, это считается правдой, и СМИ подхватывают его слова.

Советник по российско-европейскому сотрудничеству в сфере энергетических и инфраструктурных проектов Sass Consulting Себастьян Сасс причиной информационных войн назвал отсутствие любого диалога. Значительную роль играют и так называемые «диванные эксперты»: «Снижение качества информации происходит из-за снижения уровня потребителей. Люди, которые не могут на карте показать страну, становятся вдруг профессионалами».

«Если посмотреть на ситуацию с Украиной, то все обрушились на Россию! — воскликнул директор исследовательских программ Института демократии и сотрудничества (Франция) Джон Локленд. — Все, похоже, потеряли рассудок. Ни одна страна в мире ни у кого не вызывает таких эмоций, как Россия. Она пошла не путем политического посмодернизма, постнравственности и других слов с приставкой пост-, как Запад. Россия идет другим путем. Это гордая страна с сильным президентом и консервативными ценностями. И Запад это бесит, так как это противоречит его идеям». По словам Локленда, какую бы точку зрения ни навязывали западные СМИ, победят факты. Правда, это может быть очень долгий процесс. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, как долго еще может продлиться информационная атака на Россию, Локленд ответил: «20 лет. И Россия вряд ли как-то может повлиять на этот процесс».