ХАЛЯЛЬ-ПРОМОУШН

Ярмарку организовало министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ, комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман РТ, агропромышленный парк и национальная ассоциация индустрии «Халяль» (НАСИХ). Мероприятия, связанные с халялем, проходили в Казани и раньше — к примеру, выставка-ярмарка Kazanhalal на «Казанской ярмарке».

Очевидно, таким образом агропромпарк (в него, напомним, вложено 2,4 млрд. рублей) пытается себя популяризировать — как известно, с его продвижением есть серьезные трудности, на слабую популярность неоднократно обращал внимание лично президент Татарстана Рустам Минниханов.

Даже те фермеры, кто получил здесь при открытии места, были вынуждены позже съехать, потому что торговля шла не том в темпе, что необходим для рентабельности. «Надо с татарскими предпринимателями из регионов России сотрудничать, особенно с поставщиками халяльной продукции. Изначально был разговор, что для них будет отдельный сектор халяльной продукции, но агропромпарк на это не пошел. Особо контакта не получилось», — говорил на третьем всероссийском сходе предпринимателей татарских сел председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров. И вот лед, похоже, тронулся...

Сегодня с утра в агропромпарке шла торговля. И надо заметить, что там хватало посетителей, некоторые даже назойливо пытались протиснуться сквозь толпу официальных лиц. В «Халяле» приняли участие более 40 производителей, включая компании и частных предпринимателей и это не считая продавцов другой продукции: книг, одежды, музыкальных инструментов. Многие предлагали попробовать свою продукцию, так что, пройдя по рядам, можно было набрать себе на пару бутербродов. Здесь можно было купить продукцию таких компаний, как «Пестречинка», «Акашево», «Ярателле». Помимо мяса предлагали яйца, эчпочмаки с бэлишами, шоколад, косметику, рыбу, а также, как уже бывает на любой ярмарке, баяны с кураями. У каждого производителя — сертификат качества от комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ. Весь процесс работы у них в цехах контролируют мусульмане-контролеры комитета или сотрудники, получившие аккредитацию от комитета. Цены при этом выше, чем на обычное мясо. Так что упор делают не на стоимость, а на качество. Впрочем, само «халяль», кажется, становится волшебным — аналогом «американского» или «фирменного» в прошлом. Сеть «Бахетле», активно развернувшая торговлю на ярмарке, открыла в этом году первый супермаркет «Бахетле-Халяль». То есть пока что пища, приготовленная по исламским канонам, не является массовым продуктом. Но как минимум трендовым она стала.

В ПЛАНАХ — САБАНТУЙ

— Агропромпарк — самое оптимальное место для ярмарки, — объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» председатель общего собрания НАСИХ, директор ООО «Балтасинский мясопродукт» Ильназ Якупов. — Теперь покупатели будут знать, где можно купить халяльную продукцию. Эта индустрия растет сейчас очень динамично. Всем надо срочно включаться в работу по ее продвижению. К тому же Татарстан — один из лидирующих регионов по халялю. Оно интересно представителям любых конфессий. Ведь это экологически чистый продукт. Неважно, какой ты нации, все хотят кушать качественно. У нас всего около 30 участников ассоциации, но мы только начинаем (следует заметить, что НАСИХ открылась в 2011 годуприм. авт.) Ярмарка — одни из идей ассоциации. Планируется, к примеру, двухдневная ярмарка, уже на районе, вроде халяль-Сабантуя.

— Халяльная пища касается всех, она не только для мусульман, — согласился с ним в беседе с нашей газетой Камиль хазрат Самигуллин, председатель Духовного управления мусульман РТ. — Она чистая и здоровая. И мы планируем проводить эту ярмарку четыре раза в год. Чтобы принести людям пользу. Татарстан богат на уникальные идеи. И мне кажется, подобное мероприятие весьма уникально.

— Когда говоришь о Татарстане, его принимают как мусульманскую республику, — отметила в своем поздравлении на открытии ярмарки Наиля Зиганшина, председатель общественной организации «Союз мусульманок Татарстана». — Но когда мы ездим в другие страны, скажем, в Турцию, то везде находим халяльную пищу. И мы можем ее есть без опаски, без риска для здоровья. Хотелось бы, чтобы такое можно было делать и в Татарстане. Это наша мечта.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО СЫРУ

Министр сельского хозяйства Марат Ахметов, однако, сделал в выступлении упор на религию.

— В республике все больше людей, которые хотят питаться халяльно, тех, кто читает себя мусульманами. Благодаря халялю усиливаются наша вера, надежды на будущее, взаимоуважение, милосердность, — отметил он.

На ярмарке Ахметов совершил обзорную экскурсию, попробовав поиграть на баяне и уделив время, в частности, витрине «Челны-Мясо», где попробовал колбасу. Тут его настигла бабушка из Балтасинского района, которая поинтересовалась у чиновника, где здесь можно купить халяльный сыр. В итоге получила обширную консультацию от бизнесменов и духовенства на тему изготовления этого товара.

Об этом эпизоде вспомнил в интервью Валерий Гогин — генеральный директор ЗАО «Центр экспертизы и аккредитации». Он отвечает за халяльную сертификацию со стороны государства в смычке с ДУМ. На ярмарке он попросил Ахметова посодействовать в создании совета по халялю, по сути, предложив объединить церковь с государством.

— Ей начали объяснять, что при производстве сыра используется сычужный фермент. И в Коране не прописано, что такое сычуг. Проблема есть? Надо объяснять. Или вот процесс брожения кваса — это халяль? А дрожжевое тесто? Казалось бы, в Коране все просто — разрешено то, что не запрещено. А сегодня все ушло вперед, в производстве используется много ингредиентов. Все это надо обосновывать, чтобы на совете исламисты давали заключение по таким вопросам. Существующие организации таких функций не выполняют. И религия у нас отделена от руководства. А каждый ученый дает свое толкование по каждому вопросу. Но подобное решение не будет иметь силу без визирования государства.

Отметим, что вчера на международной ярмарке продуктов питания и товаров халяль в Цинхай Синине Китай выразил желание стать крупнейшим экспортером халяльного мяса в мире. Очевидно, это еще один возможный пункт взаимоотношений Китая с Татарстаном.

Отметим, что это не единственная халяль-ярмарка в Казани. В сентябре пройдет международная выставка Euro-Asia Expo-2014, в рамках которой состоится выставка-ярмарка Kazanhalal-2014 — уже пятая по счету. Организует ее компания Euro-Asia Expo при поддержке агентства инвестиционного развития РТ, Торгово-промышленной палаты РТ, фонда развития исламского бизнеса и финансов. Партнерами являются НАСИХ, комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ и Российский исламский университет.

— Мы решили не проводить ярмарку в рамках KazanSummit (VI международного экономического саммита России и стран-членов организации исламского сотрудничества), который сам становится весьма многокомпонетным мероприятием — ожидается стратегичекий форум, урбан-форум и так далее, — сообщил газете руководитель агентства инвестиционного развития РТ Линар Якупов. — С этого года мы решили перенести Euro-Asia Expo и Kazanhalal на осень. Ярмарка «Халяль» — это совсем другая вещь. Это квартальная ярмарка. Там работают только татарстанские предприятия. И это правильно, потому что их надо поддержаивать, давать площадку, чтобы они могли показать свою продукцию и дальше работать на площадке агропромпарка. С одной стороны, это популяризация площадки и возможность производителям реализовать товар, начать там работать. А в Kazanhalal участвует десятки стран, это интеграция халяльной индсутрии не только Татарстана, но и регионов Россси.

ЭТО ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАРЯДУ С НЕФТЕПЕРЕРАБОТКОЙ

Эксперты «БИЗНЕС Online» отметили, что рынок халяль находится сейчас на подъеме. Но это не значит, что в развитии сельского хозяйства нужно делать упор на него.

Нияз Латыпов — фермер:

— Мне не кажется, что халяль — это некая палочка-выручалочка, которая поможет развитию фермерского хозяйства. Это и не самый большой сектор производства. С технологической точки зрения в нем нет ничего сложного. Просто организуются отдельные линии, где работа проходит при участии духовенства. Надо, конечно, отметить, что это полезно. Но прорывом может стать другая тема — реорганизация методики поставок сельхозпродукции. На пути от поля до прилавка есть несколько ступеней-посредников. Если это овощи — одно-две ступени, если молоко — еще больше. Каждый посредник накручивает маржу. И мы наблюдаем ситуацию, что картошка стоит 8 рублей в поле, в магазине — 30. Молоко — 16 рублей в поле, в магазине — 50. Естественно, в этих условиях основная маржа достается именно этой цепочке, а не производителям. А если систему сократить, то большая доля прибыли достанется производителю. Агропромпарк и задумывался для сокращения цепочки. Но сейчас несколько иные времена. Это раньше единственным вариантом был поход в магазин. А сейчас даже создание такого большого перевалочного центра не делает погоды. Это хороший шаг, но ситуацию он не переломит. Меняются принципы продаж. Большое количество сетевиков сокращаются, открывая оnline-магазины с доставкой на дом. И такой принцип рано или поздно перекочует в сферу сельхозпродукции. То есть будет центр с производственными мощностями, когда продукцию будут закупать, хранить, обрабатывать и доставлять потребителю. И человек, сидя дома, оценит продукцию, сделает даже виртуальную экскурсию на ферму, осуществит заказ — и ему все привезут. Это удобнее для потребителя, это снижает расходы. Кроме того, напомню, что в советские времена 40 процентов урожая терялось на овощебазах. А если мы сможем создать пункты хранения, то и эта проблема исчезнет.

Рашид Низамеев — руководитель финансового дома «Амаль»:

— Мы видим по ситуации в магазинах, что потребителями халяля являются не только религиозные люди, но и не практикующие ислам, и представители других конфессий. И марка «Халяль» для них — это знак качества. Мне кажется, халяль даже больше покупают не религиозные люди, потому что таких очень мало.

Если мы посмотрим на ситуацию 10 лет назад, я помню, что халяльную продукцию было невозможно приобрести. Теперь она везде есть. И если бы ее никто не покупал, она бы там не лежала.

Хочу заметить, что агентство инвестиционного развития РТ включило халяль в приоритетные направления для инвестирования. Наряду, скажем, с нефтепереработкой. Понятно, что такая продукция дороже, это ручной процесс, менее автоматизированный. Есть мнение, что халяль начинается с откорма животного. Потому что в том же курином производстве чего только не напихивают курицам. Но человек, покупающий халяльную продукцию, получает не просто товар с маркировкой «Халяль», а продукт, приносящий реальную пользу.

Мурат Сиразин — фермер:

— Хотя и я не поклонник халяля, но признаю, что такая продукция лучше обычной магазинной. Потому что каноны религии при производстве исполняются. И эти каноны не противоречат татарским традициям, заложенным до принятия ислама. Хотя мне кажется, то, что в этом работает ДУМ, неправильно. Это должно идти снизу, когда обычный человек независимо от религии — иудей, православный — делает все по принципам, заложенным в Коране, и сам процесс контролирует. Иначе это превращается в бизнес, наживу, когда под видом халяля будет продаваться черт знает что.