КПП технополиса «Химград»
КПП технополиса «Химград»

ПРОПУСТИТЕ НАС К НАШИМ ЗДАНИЯМ!

9 июня 2014 года Арбитражный суд РТ продолжит рассмотрение иска одного из резидентов казанского технополиса «Химград» — казанского ООО «Татарское специальное научно-реставрационное управление» (ТСНРУ — одно из немногих предприятий, кто в Казани специализируется на реставрации исторических памятников) к структурам того же технополиса — ООО «Химград».

Реставрационное управление требует, «чтобы для автотранспорта ООО «ТСНРУ», а также для иных лиц и иного автотранспорта, указанных представителями компании, был предоставлен беспрепятственный и безвозмездный доступ на территорию технополиса «Химград» через контрольно-пропускные пункты».

Как рассказал на суде представитель ТСНРУ Михаил Карпов, компания является собственниками пяти зданий, находящихся на территории технополиса общей площадью 6 тыс. кв. метров. При этом территория «Химграда» полностью огорожена, и попасть на территорию можно только через КПП. По словам Карпова, управляющая компания установила свою службу охраны, которая не пропускает транспорт компании и ее арендаторов без оплаты. «Оплатить требуют проезд каждого автотранспорта», — говорит истец.

100 ТЫС. В МЕСЯЦ ЗА ПРОЕЗД АВТОТРАНСПОРТА

Чтобы выйти из этой ситуации, как рассказали в ТСНРУ, договоры на пропускной режим с «Химградом» подписала «дружественная структура» — ОАО «ТСНРУ». «Периодически мы вынуждены прибегать к их услугам по проезду автотранспорта. Но, согласно условиям договора, навязанными «Химградом», плата взимается за каждый автомобиль. По итогам каждого месяца набегает сумма порядка 60 - 80 тысяч рублей, а в отдельные периоды — до 100 тысяч рублей), что накладно для наших партнеров и неприемлемо для нас», — возмущаются в ТСНРУ.

Внутри территории технополиса
На территории технополиса

По мнению истцов, деньги собираются за сам факт проезда через КПП, «которыми они завладели». И собираются со всех резидентов технополиса «Химград», которые вынуждены соглашаться с этими условиями, лишь бы им дали там работать.

На суде представитель ООО «ТСНРУ» Карпов отметил, что они не просят отменять пропускной режим, но требуют, чтобы их пускали на территорию бесплатно. «Мы согласны предоставить данные, но не платить».

На замечание судьи о том, что это охраняемая территория, Карпов заявил, что ответчики не оказывают услуг по охране. По его словам, все внимание охраны обращается только на номера автомашин, а у водителя и пассажиров документы не проверяются. Таким образом, выступающий сделал вывод, что оказываются не услуги по охране, а всего-навсего берется плата за проезд.

ЕСТЬ ЕЩЕ НЕДОВОЛЬНЫЕ

В ответе, пришедшем в «БИЗНЕС Online» от ООО «ТСНРУ», также отмечается, что любой человек может «без проблем пройти без личного досмотра и проверки документов, хотя при этом представители ответчика ссылаются на закрытость объекта. Однако транспорт не пропускается, использовать же промышленные объекты, а у нас пять производственных зданий на территории «Химграда», невозможно».

Как рассказали в компании, директор предприятия подал даже заявление в правоохранительные органы, чтобы возбудить уголовное дело по ст. 330 УК РФ, но был получен отказ.

Внутри техноплиса
Внутри технополиса

Отметим, что с предложением об отмене пропускного режима также выступает еще один резидент «Химград» — ООО «ПТФ «Синтез». В базе арбитражного суда РТ зарегистрирован иск от данной компании, которая хочет «устранить препятствия в доступе к недвижимому имуществу путем отмены пропускного режима».

ЗДАНИЕ КПП И ТРИ ОХРАННИКА ЕСТЬ, НО ПРОНИКНУТЬ УДАЛОСЬ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» решил проверить бдительность охраны и стойкость пропускного режима на территории «Химграда». В будний день в 9 утра к КПП направлялся поток работающих на предприятии. Заметим, что проезд для транспорта был перегорожен еще метров за 100 до КПП, машины образовали там несколько стихийную парковку. Грузовых машин вообще не было видно, видимо, они проезжают через другие КПП.

Само КПП представляет собой шлагбаум, через который заезжает транспорт, и белое двухэтажное здание, в которое как раз и направился весь утренний поток «химградовцев». Всего на посту было три охранника. Корреспондент также зашел в данное здание и увидел, что пропуск осуществляется через турникеты, которые разблокируются с помощью электронных пропусков. Без такового пройти через турникет невозможно. Впрочем, это не означает, что пешеходу вход на территорию технополиса невозможен. Воспользовавшись тем, что внешняя охрана расположилась достаточно далеко от автомобильного шлагбаума, да еще и спиной к нему, корреспондент «БИЗНЕС Online» безпрепятственно проник на территорию «Химграда». Хотя это оказалось не так легко, как представлялось после заявлений ТСНРУ.

d0235cIMG_5452-Фото-пропускного-режима-�СПОЛЬЗОВАТЬ-ВМЕССТО-
Пропускная система «Химграда»

Свободно побродив минут 10 по территории корреспондент направился обратно к КПП. На обратном пути охранник остановил непрошеного гостя, заметив, что выход надо осуществлять через здание, а не шлагбаум. При этом выяснилось, что турникет в обратном направлении выпускает всех подряд. Таким образом, появление журналиста на территории так и осталось незамеченным.

ЗАЩИТА ОТ ТЕРРОРА

Представитель ООО «Химград» Ксения Малязина заявила, что общая территория технополиса составляет более 130 гектаров, на нем ведут работу более 230 резидентов. На территории располагаются предприятия химической и нефтехимической отрасли, а также ряд опасных производственных объектов. Например, завод компании «Данафлекс».

По словам юриста, пропускной режим направлен на соблюдение антитеррористической безопасности «в соответствии с заседаниями антитеррористической комиссии в РТ по антитеррористической защищенности химически опасных объектов и производств на территории РТ».

Малязина продолжила, что для проезда на территорию необходимо заключить договор. Сам механизм пропуска: на КПП установлена автоматическая система, которая считывает номера автомобилей. После распознания номера, система открывает шлагбаум.

Она также обратила внимание, что здания приобретались истцом в период с 2010 по 2012 годы и поинтересовалась: «Приобретая здания у прошлого собственника вы не знали о КПП?» В «Химграде» нашему изданию пояснили, что все дороги (в том числе и те, которые ведут к зданиям ТСНРУ), принадлежат технополису «Химград» на праве собственности в соответствии с распоряжением министерства земельных и имущественных отношений РТ.

На вопрос корреспондента об условиях прохода для пешеходов в пресс-службе «Химграда» пояснили, что территория закрытая и пешеходам также необходимо получение пропуска.

ПРОПУСКНОЙ РЕЖИМ С СОВЕТСКИХ ВРЕМЕН

Алексей Грушин — управляющий технополиса «Химград», генеральный директор ОАО «УК «Идея Капитал», говорит, что пропускной режим существовал на площадке задолго до образования технополиса, еще со времен КПО «Тасма». Эти правила сохранялись и после приватизации КПО «Тасма», и после реорганизации ОАО «Холдинговая компания «Тасма», и после создания технополиса «Химград».

Грушин обращает внимание, что вопрос о снятии пропускного режима неоднократно обсуждался с 1994 года. Действие пропускного режима на территории «Химграда» призвано обезопасить в первую очередь жизни людей, находящихся на данной территории, и жителей прилегающих районов города. По аналогичной схеме функционируют такие предприятия, как «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», ТАНЕКО и прочие, и необходимость пропускного режима ни у кого не вызывает сомнений.

По данным, предоставленным управляющим технополисом, на сегодняшний день действует более 380 договоров об услугах пропускного режима, обслуживающих порядка 5 тыс. людей и более 2,5 тыс. легковых машин ежедневно (не учитывая разовые пропуски). Отсюда следует вывод, что подавляющее большинство резидентов поддерживает действие пропускного режима. Доходы от услуг пропускного режима поступают в фонд некоммерческого партнерства «Предприниматели технополиса «Химград», в которое входит большинство резидентов площадки. Эти средства направляются на благоустройство и содержание территории, уборку и освещение дорог общего пользования, вывоз мусора и снега, восстановление дорог и тротуаров, озеленение площадки и прочее.

Алексей Грушин, управляющий технополиса «Химград»
Алексей Грушин — управляющий технополиса «Химград»

Также пресс-служба «Химграда» предоставила в редакцию выдержку из рассматриваемого договора, из которой следует, что оказание услуг пропускного режима по штатной численности составляет 130 рублей с одного человека в месяц, постоянный пропуск на один грузовой автомобиль составляет 400 рублей в месяц, за легковой — 200 рублей.

ДАВНИЕ СЧЕТЫ

Напомним, что ТСНРУ не впервые конфликтует с руководством «Химграда». Весной 2010 года оно оказалось среди участников громкого скандала, когда 7 компаний-резидентов технополиса «Химград» обратились в Общественную палату РТ с просьбой разобраться с действиями управляющей организацией — ОАО «УК «Идея Капитал». Тогда наибольшее возмущение у них вызывали завышенные тарифы на энергоресурсы и неквалифицированное, по их мнению, обслуживание инфраструктуры технополиса.

Так, руководители 7 компаний («МЛ и ТП», «Монолит», МФ «Березка», «ХимЭкоТех», ИТЦ «Климатроник», ПТФ «Комфорт», «ТатСНРУ») 11 марта 2010 года организовали собрание, на котором обсудили положение в «Химграде». Главная претензия резидентов, прописанная в протоколе, — высокие на тот момент тарифы на тепло, воду и электричество. Тогда в ситуацию вмешался президент Рустам Минниханов. Что интересно, одним из участников был Павел Егорушкин, директор «МЛ и ТП», а также член совета директоров ОАО «ТСНРУ». И вот противостояние получило вновь неожиданное продолжение, уже спустя четыре года.

СЕРВИТУТ ВМЕСТО ДОГОВОРОВ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» спросил у экспертов в области юриспруденции о тонкостях данного конфликта.

Диана Брейфогель — юрист коллегии адвокатов SERGIS:

— Споры об устранении препятствий в пользовании принадлежащими на праве собственности объектами в условиях существования пропускного режима на территории достаточно распространены в судебной практике.

При этом истцу в подобных случаях необходимо доказать факт принадлежности ему объектов недвижимости, к которым необходимо обеспечить доступ, а также факт чинения препятствий противоправными действиями ответчика.

Кроме того, суды проверяют законность установления пропускного режима. При этом закон предусматривает, что организация, которая эксплуатирует опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на такой объект посторонних лиц. Это связано в том числе с необходимостью соблюдения мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), промышленной безопасности на объекте. Соответственно, установление такой организацией пропускного режима является законным. Однако если истцом будут представлены доказательства наличия надлежащим образом оформленных пропусков и не допуска ответчиком на территорию сотрудников или клиентов истца, их автотранспорта, требования истца будут являться законными.

Так как есть данные, что дороги принадлежат ответчику, то данный спор можно урегулировать с помощью сервитута. При этом при установлении сервитута необходимо будет определить точные условия, на которых будет осуществляться пользование чужим земельным участком, а также установить соразмерную плату за сервитут, если этого потребует собственник обремененного участка. Условия установления сервитута могут быть определены путем подписания соглашения о сервитуте или в судебном порядке, если не будет достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.

Рамис Музипов — руководитель практики юридического агентства «Юнэкс»:

— По общему правилу, если владелец земельного участка чинит препятствия в пользовании объектами недвижимости, принадлежащим другим лицам, собственник недвижимости вправе требовать устранения всяких нарушений его права (ст. 304 ГК РФ). Собственник недвижимого имущества определенно имеет право, в силу закона, на беспрепятственный допуск к своему имуществу.

Вместе с тем, объекты химической и нефтехимической отрасли являются объектами топливно-энергетического комплекса, к территориям на которых они расположены устанавливаются специальные (повышенные) требования по обеспечению безопасности. Установление КПП направлено на обеспечение сохранности объектов топливно-энергетического комплекса, что не противоречит действующему законодательству.

Однако технополис не вправе устанавливать платные услуги по договорам об услугах пропускного режима с собственниками зданий. Сотрудники организации, в собственности которой находятся здания, должны быть обеспечены свободным проходом, а также свободным проездом автотранспорта к нежилым помещениям, являющимся собственностью организации.

С другой стороны, собственник частной дороги вправе устанавливать плату за пользование указанной дорогой. Если отсутствует иной доступ к объектам недвижимости, кроме как через частную автомобильную дорогу, вполне уместно требовать установления частного сервитута. И собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.