КОНЦЕРТ ВСЕ-ТАКИ СОСТОЯЛСЯ

Конец весны в столице Татарстана ознаменовался двумя настоящими и большими праздниками для любителей классического искусства. Вслед за знаменитым ветераном оперной сцены Пласидо Доминго, устроившим великолепное представление на 8-тысячной «Татнефть-Арене», в Казань пожаловала сама Анна Нетребко, пожалуй, одна из самых знаменитых в мире наших соотечественниц. 42-летняя уроженка Краснодара, обладательница российского и австрийского паспортов, роскошных апартаментов в Нью-Йорке с видом на Центральный парк и реку Гудзон, а также звания «Герой труда Кубани», — едва ли не главное оперное сопрано нулевых. Конечно, появление ее с сольным концертом в российской провинции можно было счесть инициативой импресарио певицы, которые решили, что пик сумасшедшей популярности на Западе Нетребко уже прошел, поэтому есть смысл обратить внимание на Родину звезды, где тоже есть люди, готовые платить за выступления примы достойные гонорары. Однако, даже глядя на график гастролей великолепной Анны на ее официальном сайте понимаешь, что это не так. Певица по-прежнему сверхвостребована публикой, а в ее расписании все сплошь спектакли на подмостках Меtropoliten Opera, Венской оперы (Анна и живет в Вене, имея двойное гражданство). Так что столица Татарстана вытянула счастливый билет.

Билеты на казанский концерт оперной певицы, доказавшей, что человек из мира классического искусства может быть популярнее иной голливудской звезды, разлетелись вмиг — явление нормальное для Нетребко. К примеру, на спектакли ее дуэта с Дмитрием Хворостовским в Венской опере в «Евгении Онегине» весной 2013-го зрители покупали билеты за год (!) до представления, а накануне долгожданной премьеры выстаивали многочасовые очереди, чтобы приобрести заветные квиточки на стоячие (!) места. В столице Татарстана таких страстей не ожидалось, все-таки за возможность попасть на концерт нужно было выложить немалые деньги, что автоматически превращало выступление выдающейся певицы в некоторое подобие светского раута, но это совершенно естественно, учитывая, что нет в природе такой деловой и политической элиты, которую не могла бы покорить русская оперная звезда.

О концерте певицы стало известно почти два месяца назад, выступление было назначено на 12 мая. И хотя наши эксперты сомневались, что билеты будут раскуплены, их цена доходила до 12 тыс. рублей, они разошлись в первый же день продаж за четыре часа. Но назначенный концерт был перенесен из-за болезни певицы на 30 мая. До последнего в театре не знали точно, прилетит Анна из Вены или нет, ведь венские врачи настоятельно советовали ей воздержаться от поездок. Но Анна прилетела 28 мая вечером, 29 мая уже в полную силу репетировала с оркестром, а вчера за час до концерта устроила еще и небольшую репетицию с хором.

Вчера еще более чем за час до начала площадь Свободы была буквально забита автомобилями, нарядная публика фланировала в фойе, где струнный квартет Захара Штейнберга настраивал зрителей на несерьезный лад. И, кстати, делал это напрасно — Нетребко предложила казанцам серьезную программу без намека на что-то легкое.

И та часть зрителей, что помнит Анну в дуэте с Филиппом Киркоровым (Нетребко может позволить себе иногда жанр «кроссовер»), конечно же, была разочарована. Хит «Голос» так и не прозвучал. В почете были Верди, Пуччини и отчасти Чилеа. Серьезный репертуар для серьезной публики.

А публика действительно была серьезной — 400 билетов были куплены татарстанскими банками. Естественно, что главный татарстанский банкир Евгений Богачев с супругой, сидевший в 6-м VIP-ряду никого не удивил. А вот юный меломан в президентской ложе стал отчасти сенсацией. Это был сын президента РТ.

И ТРАДИЦИОННЫЕ ПЯТЬ МИНУТ

Тот, кто знал, что Анна решила прорепетировать с хором, прогнозировал получасовое опоздание начала действа. Но концерт начался в 18:05, то есть всего лишь с пятиминутной задержкой (что считается в театре допустимым), ее так и называют — «театральные пять минут».

На сцену, оформлением которой стали задник и кулисы из идущей в Казани «Тоски», вышел оркестр, первым шел топовый казанский виолончелист Андрей Каминский, появился дирижер Марко Боэми столь любимый казанцами, он был одет совсем непафосно — черные брюки и простая черная рубашка. Марко давно сотрудничает с казанской оперой и одно время был даже «главным приглашенным дирижером». Меломаны любят его за южный темперамент и экспрессию, весьма раскованное поведение на сцене, которое не мешает маэстро быть точным интерпретатором итальянских композиторов. Марко взмахнул рукой, и многие из сидящих в зале испытали дежавю. В зал ворвалась увертюра из «Силы судьбы» Джузеппе Верди. Точь-в-точь как в начале концерта Доминго в «Татнефть-Арене» несколько дней назад! Впрочем, это не принесло разочарования: меломанам даже было интересно, как трактуют эту музыку два оркестра и два разных дирижера.

Отзвучали аплодисменты, и дирижер вывел на сцену героиню вечера — Анну Нетребко. Примадонна выбрала для первого отделения золотистое платье в пол, с разрезом до бедра и оголенным плечом, туфли на высокой шпильке. Роскошная копна волос переливалась каштановым отливом. Зал отреагировал овацией.

ПРОСТО АННА

Нетребко, давно уже поющая на лучших сценах мира, хотя часть западных музыкальных критиков находит у нее «проблемы в выучке», тем не менее без натяжки является одной из самых ярких «звезд» на оперном небосклоне. Кто сейчас помнит про то, что студентка консерватории подрабатывала в Мариинском театре — мыла полы.

Но победа на конкурсе им. Глинки, где в жюри председательствовала властная и неподкупная Ирина Архипова, открыла ей дорогу. Девушку решил прослушать сам Валерий Гергиев и тут же, еще студенткой, взял ее в труппу Мариинского театра. История Золушки с мажорным финалом — с аплодисментами, ангажементом и цветами!

Слава Нетребко так велика, что как-то на фасаде Metropoliten Opera, где была реклама очередной премьеры, было написано просто «Анна» — без фамилии. Все понимали, что речь идет о Нетребко. В 2007 году она стала первой среди музыкантов из мира классической музыки, кто был выбран в Time 100 — список самых влиятельных людей мира по мнению журнала Time. Первый студийный альбом Opera Arias стал одним из самых продаваемых в академической музыке в 2003 году. Нетребко — лидер Топ-10 всемирно известных российских деятелей искусства, составленного журналом Forbes за 2011 год. Именно она исполнила гимн Олимпиады в Сочи на церемонии открытия.

А для знакомства с казанской публикой (хотя, если быть точными, Анна однажды уже выступала в Казани, исполняла партию Джильды в «Риголетто» лет 10 назад, тогда ей надо было обкатать роль) Нетребко выбрала арию Леоноры из вердиевского «Трубадура», нельзя сказать, что очень сложную в вокальном плане, но уж точно непростую. Голос певицы, какой-то «теплый» и сильный одновременно, заполняет зал. Публика аплодирует от души.

В одном из интервью Анна как-то сказала, что если соотнести ее с героинями пушкинского романа в стихах, то она не Татьяна, а Ольга, хотя и поет партию Татьяны. Да, во время концерта, когда нет ни спасительных декораций, ни костюмов, видно, что она «весела и шаловлива». И вдруг — ария леди Макбет. Неожиданная ария из оперы Верди, зловещая, недобрая.

В первый раз российская публика услышала ее в исполнении Нетребко в концерте на церемонии открытия новой сцены Мариинского театра год назад. Тогда музыкальные критики заговорили о новой актерской и вокальной грани певицы. Оказывается, она может быть и такой — беспощадной в достижении поставленной цели. С железными нотками в голосе. Идет ей это или не идет — дело другое, но партия у Анны сделана хорошо.

...Ария заканчивается, вот отзвучала последняя фраза, Анна склоняется в поклоне, поднимает голову — и перед нами вновь привычная Нетребко — с открытой улыбкой, которая обезоруживает публику.

Финал первого отделения — дуэт Дездемоны и Отелло из вердиеского «Отелло». На сцене приглушен свет, из левой кулисы выходит партнер Анны на этот вечер — солист Мариинского театра Ахмет Агади. Они часто поют вместе в Мариинском театре — в «Богеме» и «Травиате». Звучит соло виолончели — Каминский играет как-то особенно проникновенно, постепенно вступает вся струнная группа. И перед нами — любящий и любимый ребенок, ребячливая Дездемона. Агади с его лиричным тенором — признанный мастер любовных дуэтов, и на этот раз отношения между героями выстроены.

Дуэт завершен, Анна подбегает к Каминскому и благодарит его за прочувствованное соло, Агади и Марко берут ее за руки, все трое кланяются аплодирующему залу и заразительно смеются. В это время кто-то из зрителей дарит Анне букет бордовых роз. И она, буквально засыпаемая цветами на своих спектаклях и концертах, так искренне радуется этому жесту благодарности, она так счастлива, что видя это зал начинает аплодировать еще громче.

БОГАЧЕВ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

Антракт длится чуть более получаса, публика живо обсуждает концерт Анны, называя его «событием». Во втором отделении Анна появилась в серебристом платье в пол с пышной юбкой. На шее было колье, судя по деликатному блеску камней, это были не стразы. Отнюдь.

В антракте можно было получше разглядеть тех, кто пришел на главный концерт Казани в последний рабочий день весны. Если неделю назад испанский идальго Доминго собрал едва ли не всю политическую элиту республики, то Нетребко «сделала ставку» на деловую, которую возглавлял глава Нацбанка РТ Богачев, который даже предпочел культуру большому спорту, поскольку в это же самое время его УНИКС бился в «Баскет-холле» с ЦСКА. Электронное табло в зале, где во время спектаклей транслируются субтитры, еще перед началом представления гласило, что спонсором концерта является «банковская система Республики Татарстан», так что топ-менеджеров из этой сферы было великое множество: Ильдар Никифоров (ИнтехБанк), Венера Иванова (Автоградбанк), Евгения Даутова (СпуртБанк) и др. Когорту людей, соединяющих мир бизнеса и профессионального спорта помимо Богачева представляли бывший и нынешний президенты футбольного «Рубина» Дмитрий Самаренкин и Валерий Сорокин. Генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов в перерыве напевал что-то, напоминающее стретту Манрико, которую в первом отделении исполнил Агади, а вот глава пресс-службы президента РТ Андрей Кузьмин, от души хлопавший артистам, все-таки ушел после очередного биса, так что пропустил повторное исполнение застольной песни из «Травиаты». Были замечены в зале генеральный директор вертолетного завода Вадим Лигай, глава «Таттелекома» Лутфулла Шафигуллин, заместитель главы исполкома Казани Рустам Нигматуллин и владелец «Вечерней Казани» Хазбулат Шамсутдинов. Перечень узнаваемых лиц можно было продолжать и продолжать. Хотя в фойе корреспондент «БИЗНЕС Online» встретил и, например, знакомую студентку консерватории, которая с подругой попала на Нетребко... уговорив пропустить их охранника театра.

ОДРИ ХЕПБЕРН ПОЮЩАЯ

Первая ария второго отделения в исполнении Нетребко — сложная и противоречивая, изменчивая и непостоянная Манон Леско. Женственнейшее создание, характер которого неуловим, как отблески солнца в воде. Одним только голосом, сколь верным интонирование бы ни было, характер Манон не передать. Нетребко от природы на редкость женственная и до сих пор сумела сохранить в себе какое-то детское ликование и открытость. Все это пришлось очень кстати для образа Манон.

Во время всего концерта улыбка не сходила с уст певицы, глаза сияли. Недаром на западе ее часто сравнивают с другой женщиной-ребенком — Одри Хепберн. Про Анну там так и говорят: «Одри Хепберн с голосом».

Программа концерта так была выстроена, что показать себя могли не только Анна, но и ее партнер Агади, и хор театра, чьи выступления сопровождали крики «Браво!», и оркестр. Кстати, когда оркестранты исполнили «Танец часов» из оперы «Джоконда» Понкьелли, где маэстро Боэми дал разгуляться своему темпераменту, зал устроил овацию. И было за что — произведение было отделано до крошечных музыкальных фраз.

«ТАК ПЕЛ ЕЕ ГОЛОС, ЛЕТЯЩИЙ В КУПОЛ...»

Трудно спорить со специалистами по поводу «выучки» Нетребко, возможно, тут все-таки дело вкуса. Но голос ее — летящий, с легкими верхами, помноженный на харизму и находящуюся сейчас в дефиците естественность на сцене, берет в плен, что на себе вчера почувствовали казанские меломаны.

Ария Мадлен из «Андре Шенье» Джордано — опять артистично солирует Каминский — исполнена изящно. Адриана Лекуврер из одноименной оперы Чилеа поражает филигранной отделкой. Второе отделение венчает дуэт Манон Леско и кавалера де Грие.

Манон мечется, де Грие (Агади), выходя летящим шагом, сразу же попадает в этот вихрь страсти. Манон бросается на колени, молит его — Анна Нетребко работает так точно, что могла бы претендовать на участие в драматической постановке. Она бросается на шею партнеру и все завершается страстным поцелуем. Публика несет охапки роз, кто-то ставит на край сцены корзинку с цветами. Анна, взяв в руки букет желто-красных роз, обращается к публике:

— Я не хочу нарушать ход концерта и хочу спеть вам очень красивую музыку — арию Русалки из оперы Антонина Дворжака.

И поет как-то радостно-мечтательно, чуть покачиваясь в такт музыке. А дальше начинаются «бисы» — важная часть любого концерта, когда артист должен потомить публику, сделать вид, что все, он уходит, и вовремя вернуться.

— Хочу поблагодарить моего замечательного партнера Ахмета Агади, который помог мне исполнить такую сложную программу, — говорит Анна, и на сцену выходит ее партнер. Ария принца Калафа из второго акта оперы Пуччини «Турандот» — коронный номер Агади. Трагизм ситуации, размышления героя перед решающей встречей с принцессой Турандот. Татарский принц здесь на распутье, завтра будет или пан, или пропал. Агади, естественно, в партии Калафа весьма хорош.

А финал концерта можно было спрогнозировать, и когда Анна Нетребко и Ахмет Агади в очередной раз вышли на сцену и зазвучали первые такты дуэта, зал начал аплодировать — конечно, это был Верди, конечно, это был бессмертный оперный шлягер, которым так любят завершать программы — «Застольная» из «Травиаты».

Певцы вальсировали, и были в этом дуэте и радость от нечаянной встречи, и кокетство, и зарождающееся чувство. Когда дуэт завершился, зрительный зал так истово аплодировал, что номер пришлось повторить. И Анна, расхулиганившись, выхватила из корзины с цветами вишневый пион, бросила его в зал. Правда, достался цветок от примадонны весьма маргинального вида музыкальному критику из Санкт-Петербурга.

А затем на сцену вышел торжественный заместтель директора оперного театра Юрий Ларионов с букетом от театра для Анны, вынесли букеты и для дирижера, и для Агади.

— Евгения Борисовича Богачева надо благодарить за этот чудесный вечер, — рассуждали зрители, покидая зал. Действительно, без поддержки банковского сообщества концерт в Казани вряд ли бы состоялся.

Известно, что гонорары Нетребко начинаются с $50 тысяч. Как сообщил осведомленный источник, за концерт в Казани будет получена сумма, которая окажется больше почти в три раза. Ее певица жертвует на благотворительность. Анна давно уже является меценаткой, но она не поддерживает абстрактные проекты, ее благотворительность всегда целевая — конкретным людям, конкретной клинике или детскому дому. Мать очаровательного малыша Тьяго, она чаще всего жертвует крупные суммы именно детям.