Сегодня в оперном театре дан старт амбициозному проекту — начинаются репетиции Мессы си минор Иоганна Себастьяна Баха, которую для казанского оперного театра поставит танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев. Местной публике он известен как постановщик по балету «Анюта», главную партию в котором исполняла его жена, гениальная балерина Екатерина Максимова. Почему для воплощения своей мечты Владимир Васильев выбрал именно столицу Татарстана и что он хочет сказать граду и миру новым балетом, узнавала участвовавшая в первом рабочем совещании по проекту корреспондент «БИЗНЕС Online».
Владимир Васильев и Рауфаль Мухаметзянов |
«ВСЕ СТРОИТСЯ НА ЦИФРАХ И НОТАХ»
Сегодняшнее утро в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. Джалиля Владимир Васильев начал с подробного изучения сцены и ее технических возможностей. Всем увиденным остался доволен. Затем в кабинете директора театра Рауфаля Мухаметзянова поделился подробностями замысла с участниками проекта.
«Эта Месса Баха — философское произведение, оно актуально на все времена. Свет, тьма, любовь, благодарность — вот его темы. Сценографию и костюмы будет делать художница Светлана Богатырь, живущая во Франции. Все оформление будет строиться на цифрах и нотах. Публика увидит модель мироздания, сотканную из людей и заполненную звуками», — рассказывает Васильев.
По его замыслу, первым на сцене появится хор, на него с высоты начнут падать нотные листы, и хористы, подбирая их, таким образом, оправдают присутствие нотных текстов в руках. Хор будет внушительным — 73 человека. По замыслу Васильева, и хор, и оркестр, который тоже разместиться не в яме, а на сцене, и кордебалет — это народы, населяющие нашу планету.
По идее Васильева, главное действующее лицо — это дирижер, он управляет всем действием на сцене, рассаживая солистов, поворачиваясь лицом то к хору, то к оркестру. Музыкальным руководителем постановки назначен главный дирижер театра Ренат Салаватов. Оркестрантов на сцене будет 60. «Я буду танцевать?» — шутит Салаватов. Васильев воспринимает шутку и успокаивает: «Будете, но попозже».
«БУДУ РЕПЕТИРОВАТЬ, КАК В КИНО»
Васильев приехал пока на две недели. Репетиции выстроены плотно — большой блок утром и вечером. «Буду репетировать, как в кино, возможно, сначала возьму финал балета, а потом вернусь к началу», — поясняет он. Потом репетиции прервутся и возобновятся уже в сентябре. О том, будет ли у Васильева ассистент, речь пока не идет.
Уровень балетной труппы Васильева устраивает, уже сейчас решено, что главную женскую партию исполнит казанская балерина Кристина Андреева. Ее партнерами также станут казанские танцоры, кто это будет, пока не известно. Впрочем, один из исполнителей приедет в Казань из Израиля. Кроме этого, Васильев просит найти ему несколько самых маленьких учеников балетного училища — в спектакле должны быть задействованы дети. Всего в спектакле будет занято 75 артистов кордебалета и солистов плюс студенты хореографического училища. Все участники спектакля разместятся на площадках разной высоты.
Кроме хора, оркестра и балета в спектакле примут участие и оперные певцы с сольными партиями. Месса си минор (Высокая месса) — месса-кантата, музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической литургии. Отдельные фрагменты, вошедшие в итоговый корпус произведения, были написаны еще в 1733 году, однако Месса в целом была завершена лишь к концу 1738 года. В окончательном виде, никогда не исполнявшемся при жизни Баха, существует с 1749 года. В Казани Месса Баха превратится в балет в двух актах.
Уже сейчас решено, что главную женскую партию исполнит казанская балерина Кристина Андреева |
Одним из лучших дирижеров, трактовавших Мессу, считается немецкий маэстро Карл Рихтер. Исполнение Рихтером музыки было далеко от аутентичного направления, приобретавшего все больше сторонников. Он использовал современные музыкальные инструменты и достаточно большие хор и оркестр. Для его интерпретаций характерна экспрессия, связанная с романтической традицией. Именно после того, как Васильев прослушал Мессу Баха в исполнении оркестра, которым дирижировал, у него родилось желание создать балет на эту музыку.
«От хороших творческих планов всегда получаешь удовлетворение. Есть две составляющих — процесс и результат. Процесс, без сомнения, будет очень интересным. Но результат — мы будем стараться, чтобы он был хорошим», — прокомментировал изданию начало работы над проектом директор театра оперы и балета им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов.
«Я ХОТЕЛ ПОСТАВИТЬ ЭТУ МЕССУ В ВАТИКАНЕ»
После окончания совещания Васильев рассказал «БИЗНЕС Online» о том, почему он вдруг решил ставить Мессу си минор Баха и каким образом для его эксперимента была выбрана Казань.
«Идея поставить балет на Мессу Баха родилась более 30 лет назад. Я послушал, как дирижирует это сочинение Карл Рихтер, и подумал, что можно сделать феноменальный спектакль. Это может стать грандиозным зрелищем именно на площади святого Петра в Ватикане. Была договоренность, но как всегда бывает, когда говоришь с итальянцами, на словах все довольны, все замечательно, но когда дошло до подписания контракта, все замолчали. Это молчание длилось 30 лет. Месса Баха си минор впервые будет поставлена в театре, никто и никогда в мире этого еще не делал. Позволить себе такую роскошь может только театр, в котором есть хорошие хор, кордебалет и оркестр. Есть сценическое пространство, свет и машинерия. Если убрать один из этих компонетов, все провиснет. Когда мы разговорились об этом с директором казанского оперного, он сразу ухватился за эту идею. У меня в будущем году юбилей — 75 лет — на него Большой театр должен был откликнуться, но в Казани его опередили. И я попросил в Большом только сцену. Поэтому 14 и 15 апреля будущего года премьера пройдет в Казани, а 18 апреля, в мой юбилей, спектакль пойдет на сцене Большого театра. Бывают такие задумки, которые вам нужны, но вы боитесь их начала и тянете время. А мне тянуть уже некуда — я обязан спектакль поставить к 18 апреля», — рассказал постановщик.
Месса си минор — это вторая работа Васильева в качестве танцовщика с казанским театром. Его первый балет — «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина — был поставлен в Казани в конце 80-х годов прошлого века. Тогда на премьере в партии Анюты казанская публика могла видеть жену Васильева — гениальную балерину Екатерину Максимову, сам же Васильев вышел в характерной партии Петра Леонтьевича. Позже эти партии в Казани исполняли Ирина Хакимова и Владимир Яковлев.
Бюджет постановки пока не оглашается, но, судя по количеству участников спектакля, гонорару балетмейстера и сценографа, он вряд ли будет меньше самого дорогого на сегодняшний день балета, поставленного в Казани, то есть «Золотой орды» на музыку Резеды Ахияровой. А бюджет «Золотой орды» приблизительно составил 10 млн. рублей.
Справка
Владимир Васильев родился 18 апреля 1940 года в Москве. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, РСФСР им. братьев Васильевых и им. Глинки. За годы карьеры Васильев станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов, создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Артист обладает высочайшей техникой танца, даром пластического перевоплощения и большим актерским мастерством. С 1971 года Васильев выступает в качестве хореографа, поставил ряд балетов на российской и зарубежной сценах, а также телебалеты «Анюта» и «Дом у дороги» на музыку Валерия Гаврилина. Снимался в фильмах-балетах. В 1982 году окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа, преподавал там же хореографию, профессор. В 1995 - 2000 годах Васильев работал художественным руководителем балетной труппы и директором Большого театра.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.