По итогам первых четырех месяцев года в Набережных Челнах, вкатывающихся в депрессию, было продано иномарок больше, чем в каком-либо другом городе России. Поразительная новость об этом ввела горожан в недоумение — ее обсудили даже на партийной конференции «Единой России». Тем временем эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что быстрый старт обусловлен низкой базой, а также открытием в городе новых салонов — в основном китайских брендов — и сменой собственника салонов Opel и Chevrolet. Набережные Челны превратились в центр продаж легкового транспорта для всего Закамья. Да и сами челнинцы перестали ездить за покупками в города покрупнее.
УСПЕХ, В КОТОРЫЙ СЛОЖНО ПОВЕРИТЬ
Загадочный факт резкого роста продаж новых иномарок в Набережных Челнах, на прошлой неделе растиражированный СМИ со ссылкой на журнал «АвтоБизнесРевю», взбудоражил деловую общественность автограда. Журнал для автолюбителей опубликовал любопытную статистику продаж иномарок по итогам 4 месяцев 2014 года, из которой следует, что Набережные Челны показали самую впечатляющую динамику во всей России. По версии ассоциации европейского бизнеса, продажи новых иномарок в автограде выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года аж на 42,4%! Второй за автоградом в этом списке — Сочи, показавший «лишь» 27,1% прироста.
Статус первого города в России по продажам авто стал настолько неожиданным для челнинцев, что бизнес даже засомневался в праве Челнов претендовать на программу моногородов, а мэр Василь Шайхразиев обратил на эти цифры внимание однопартийцев на местной конференции «Единой России». Шайхразиев в своем выступлении чуть перепутал масштаб челнинского успеха, видимо, отказываясь верить в невероятную новость. «Вот сейчас в интернете есть информация, что Набережные Челны в части приобретения машин занимают первое место в Республике Татарстан, — сказал мэр в четверг, не решившись сказать «в России». — За эти месяцы челнинцы купили почти 5600 машин».
Василь Шайхразиев: «Набережные Челны в части приобретения машин занимают первое место в Республике Татарстан. За эти месяцы челнинцы купили почти 5600 машин» |
Фактически, по данным рейтинга, в Челнах за 4 месяца было куплено 5805 иномарок, за аналогичный период 2013 года — 4077. Но оговорки Шайхразиева неудивительны. Действительно непонятно, откуда вдруг возникло благосостояние челнинцев на фоне «кризисного дежавю»? Лишь месяц назад в исполкоме обсуждали, что делать со спадом промышленного производства на 16,2% и, что особенно интересно, с теми же самыми продажами автомобилей, просевшими на 26,5% в первые 2 месяца года! Правда, в апрельском отчете чиновников речь шла о «КАМАЗах», однако при этом отмечалось и снижение на 1% реальной зарплаты в автограде.
ПРОДАЖИ СДЕЛАЛИ НОВЫЕ КИТАЙЦЫ И КОММЕРЧЕСКИЙ СЕГМЕНТ
«БИЗНЕС Online» поинтересовался мнением специалистов о причинах невероятной статистики. В челнинском головном подразделении ТТС объясняют ошеломляющий рост продаж большими процентами от маленькой цифры. В Набережных Челнах многие бренды, особенно китайские, стартовали с нуля — они открылись уже после апреля 2013 года и, таким образом, за сравниваемый период 2013 года имели нулевую статистику.
Челны превратились в центр продаж легкового транспорта для всего Закамья |
К примеру, новый автосалон Volvo продал за 4 месяца этого года 41 автомобиль, таким образом показав рост на 41%. Также по данным ТТС открылись, с учетом легких грузовых и отечественных брендов, BAW, «Богдан», JAC, Haima, Brilliance, Mercedes-Benz Vans, Isuzu, Citroёn, ZAZ, Lifan, Foton, Honda. Собственно ТТС открыл в июне прошлого года новый салон Chevrolet Niva, который, впрочем, в статистике иномарок не отражен. Зато на статистику могло повлиять другое событие — смена собственника автосалонов Chevrolet и Opel. Как раз в конце прошлого года оба бренда перешли от РРТ к «Р-Моторс», за 4 месяца оба эти бренда показали самую впечатляющую динамику в рейтинге: Chevrolet увеличил свои продажи в Челнах на 882,8%, а Opel — на 808,3%! Суммарно оба бренда продали за 4 месяца прошлого года 41 автомобиль, в этом году — 394. Впрочем, и эти показатели не устроили новых владельцев, в конце апреля салоны были проданы компании «Авто 1».
Холдинг ТТС роста по итогам 4 месяцев не показал вообще, а между тем его доля на рынке Челнов составляет 53%. Таким образом, положительную статистику обеспечили автосалоны, составляющие менее половины рынка города, — в основном пришедшие китайцы, Opel и Chevrolet.
«Эффект низкой базы», когда в городе не было дилеров определенных марок, а потом они появились, отмечают в числе возможных факторов роста и в аналитическом агентстве «Автостат». По данным агентства, которые привел газете «БИЗНЕС Online» исполнительный директор агентства Сергей Удалов, рынок новых легковых автомобилей в Набережных Челнах за январь-апрель этого года составил 4593 автомобиля (-12,5% к аналогичному периоду прошлого года). Разность объясняется различием методик — АЕБ посчитал новые иномарки, причем с учетом коммерческого транспорта, «Автостат» — легковушки с учетом российских брендов и без легкого и среднего грузового сегмента. По мнению Удалова, на зафиксированный рост в большей степени оказал влияние класс LCV (легкие коммерческие автомобили).
В челнинском ГИБДД за 4 месяца, по данным АЕБ, на учет было поставлено 5247 легковых автомобилей |
ПО ДАННЫМ ГИБДД, РОСТ ВДВОЕ МЕНЬШЕ
Удалов привел и статистику регистраций новых авто в Челнах за 4 месяца, по данным АЕБ. Из нее следует, что челнинским ГИБДД на учет было поставлено 5247 легковых автомобилей (+21,7% к АППГ). Иначе говоря, челнинцы обеспечили в лучшем случае половину прироста продаж, а на деле и того меньше, поскольку регистрации в ГИБДД, которыми оперирует АЕБ, учитывают и отечественные авто.
Еще одним фактором положительной статистики Удалов называет приписки дилеров, рассчитывающих получить от импортера автомобилей бонусы. «У дилеров доход складывается из двух частей — постоянной и вариативной, — объясняет Удалов. — Первая — это постоянная фиксированная маржа от каждого проданного автомобиля. А дополнительный бонус дилер получает от импортера в случае, если выполняется план продаж автомобилей. Эти бонусы ежеквартальные. И если, допустим, в марте дилер не дотягивает до выполнения квартального плана по продажам, скажем, на 10 машин, он, желая получить бонус, отсылает импортеру отчет, что эти 10 автомобилей уже проданы, а на самом деле они стоят у него на складе и ждут своих покупателей. И в следующем месяце, к примеру, дилер продает 100 автомобилей, а отчитывается, что продал 90. Из-за этого в статистику продаж и вкрадываются некорректные цифры, как правило, в марте, июне, сентябре и декабре».
Кроме того, на точность статистики существенное влияние может оказывать и наличие дилера какой-либо конкретной марки в регионе. «К примеру, в Набережных Челнах дилер Mercedes есть, а в Нижнекамске дилерского центра этой марки нет, — поясняет Удалов. — Жители Нижнекамска, естественно, едут за покупкой этого автомобиля в Набережные Челны. Соответственно, и ставят на учет машину они тоже у себя в Нижнекамске. Поэтому и статистика продаж челнинского дилера Mercedes может быть значительно выше количества регистраций в Челнах новых автомобилей этой марки».
«ТЕПЕРЬ В ЧЕЛНАХ БРЕНДЫ GM ПОКУПАЕТ ВСЯ ЗАКАМСКАЯ ЗОНА»
Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», высказали свои предположения по поводу рекордных показателей, зафиксированных в Челнах.
Тимур Зиганшин — заместитель гендиректора «Барс Авто»:
— По моему мнению, факторами роста иномарок могут быть и причины, названные коллегами, то есть приход китайцев и продажи коммерческого транспорта, но, кроме этого, причиной может быть спад продаж отечественного автопрома в пользу иномарок. Кроме того, я думаю, долю Челнов могли поднять новые владельцы брендов Opel и Chevrolet после того, как РРТ избавилась от них. Если сравнивать Казань и Челны, то в Казани пять дилеров брендов General Motors, в Челнах он один, и тот не работал. Новые владельцы бизнес раскачали. А в Татарстане, кроме Казани и Альметьевска, дилеров GM больше не было. Теперь появились Челны, и вся Закамская зона, вероятно, отправилась за покупками туда. Таким образом, я вижу две основные причины роста продаж — переход брендов GM к новым хозяевам и падение отечественного сегмента.
Сергей Валишев — генеральный директор службы такси «5 девяток»:
— Не думаю, что рост продаж обеспечен благосостоянием населения Челнов. Больше похоже на то, что люди используют крайний вариант — как у нас говорят, когда деваться некуда, люди идут работать в такси. Так же и здесь — когда бизнес совсем не идет, предприниматель продает производство и уходит в обслуживание. Сфера услуг растет, и с начала года услуги пассажирских и транспортных перевозок упали в цене. Цены падают из-за большой конкуренции. Люди берут машины для того, чтобы экономить, потому что если взять производственника, то ему проще сегодня купить новый автомобиль по лизинговой схеме, сэкономить на налогах и на найме специализированных компаний. Кроме того, сейчас вторичный рынок машин совсем встал, б/у не продается никак. Люди берут только новые автомобили. В сфере такси владельцы бизнесов подкупают машины помаленьку, но в основном сейчас привлекаются водители со своими автомобилями.
Дмитрий Калачев — директор сети магазинов «Впрок»:
— Я бы не сказал, что экономическая ситуация в Челнах так уж плоха, у нас таких ощущений нет. Но если Челны стали первыми в России, то, вероятно, это связано с открытием новых автосалонов и покупками машин приезжими из других регионов. И сами челнинцы раньше покупали машины не в своем городе, а в Казани, Ижевске, Уфе, Москве, теперь же могут купить искомые бренды в Челнах. То же касается близлежащих городов, им теперь ближе покупать у нас, чем в Казани. Кроме того, продажи иномарок могли расти из-за опасений, что вырастет курс евро.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.