ПРИМИРЕНИЕ СПУСТЯ ТРИ ГОДА

Ранних гостей стартовавшего накануне шестого по счету форума KazanSummit встречали несколько стендов в холе международного информационного центра, что неподалеку от Деревни Универсиады.

Тут продают финики и восточные сладости в развес. Рядом стоит вечный макет такого же вечного «Смарт Сити». У него суетится куратор проекта Булат Гаянов. По его словам, в этом году строительства на площадке не будет, ведется проектирование сетей, к прокладке которых приступят уже в 2015 году.

В глаза бросался стенд Х5, который рекламировал франчайзинговую программу. Помня о непростых взаимоотношениях с одним из франчайзи «Пятерочки» из Татарстана — холдингом «Ак Барс», предложить приобрести франшизу выглядело, мягко говоря, необычно. Как потом выяснится, это было неким знаком примирения. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» представитель Х5 Николай Цибульский, речь идет об обратном франчайзинге, когда партнеру предлагается отгрузка и поставка товаров. Взамен франчайзи платит 16% от годового оборота. «Речь идет о небольших магазинах. По Поволжью поставлен план на этот год открыть 15 подобных магазинов за год, на следующий — 30», — говорит он. На вопрос, почему они участвуют в саммите, Цибульский заявил, что здесь присутствует руководство Х5. Интрига будет разрешена, когда на сцену вынесут два стола для подписания соглашения между Х5 и Татарстаном о сотрудничестве. Теперь татарстанские производители могут рассчитывать, что будут представлены во всех «Пятерочках». При этом федеральный ретейлер обязуется открыть 70 новых магазинов и логопарк, инвестировав в республике 3 млрд. рублей.

ДЕНЬГИ ИЛИ КИТАЙСКИЕ, ИЛИ ИСЛАМСКИЕ

До начала основного мероприятия гостей KazanSummit по примеру сочинского форума ждал деловой завтрак. Гостей долго рассаживали, и даже когда уже зашел президент Татарстана Рустам Минниханов, некоторые не успели занять свои места. Президенту достался стол по центру. Рядом посадили самых почетных гостей: вице-спикер Совета Федерации РФ Ильяса Умаханова, турецкого министра Мевлюта Чувушоглу, министра экономики ОАЭ Султана бин Саеда аль Мансури, индонезийского конгрессмена Ирман Гусман. За соседними столами можно было увидеть Наиля Маганова — гендиректора «Татнефти», сенатора Вагиза Мингазова и его коллегу, по стечению обстоятельств ставшего накануне героем публикации «БИЗНЕС Online», экс-президента Кабардино-Балкарской республики Арсена Канокова.

Президент вкратце дал социально-экономическую справку по региону, и модератор в лице руководителя агентства инвестиционного развития РТ Линара Якупова перешел к другим гостям. Быстро двигаясь с микрофоном по залу, на беглом английском представляя спикеров и передавая им слово, Якупов успевал следить и за регламентом. Одним словом, почти что Клаус Шваб, но не швейцарец, или Герман Греф, но только не в кроссовках...

Тем временем получившие из рук Якупова микрофон нахваливали радушие татарстанских хозяев (как бы в подтверждение Минниханов пригласил их сразу на субботний лаишевский Сабантуй), говорили о миллионах евро инвестиций и поминали недобрым словом санкции западных стран. О них в этот день практически никто не воспоминал. Лишь известный московский эксперт и журналист Максим Шевченко, также приглашенный на встречу с Миннихановым, в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что все же о западных инвестициях можно забыть. «Тут или китайские деньги, или исламские финансы. Другого пути нет», — кивнул он в сторону большой вывески KazanSummit.

ПЕРВЫЕ ПО МОЛОКУ, ВТОРЫЕ ПО МЯСУ...

Распробовав порции треугольников и перемячей, довольные гости потянулись на стратегический форум. Стюарты рассаживали подтянувшихся в красные кресла. На спинках были прикплены листы бумаги «Премиум», «VIP».

По старой доброй традиции мероприятие началось с чтения Корана. Как-никак саммит рождался как форум исламских финансов, а теперь площадка для общения со странами Организации исламского содружества (ОИС).

Минниханов встал за трибуну и начал речь с произнесения слов «Именем Аллаха Милостивого и Милосердного» (Бисмилла). Он напомнил, что теперь KazanSummit — это место встречи со странами ОИС, а исламский мир является хранителем трудовых, природных и духовных ресурсов.

На этом фоне актуальной стала тема нынешнего саммита — «Продовольственная безопасность». Президент напомнил о миллиарде голодающих и намекнул, что одним из ключей решения является Россия и ее регионы. «Дефицит водно-земельного потенциала, нехватка необходимых ресурсов заставляет вести поиск новых источников продовольствия. На этом фоне сотрудничество с Россией, с ее регионами приобретает особую актуальность», — заявил он.

Далее последовали цифры статистики о татарстанском сельском хозяйстве: 1 млн. человек, живущий в сельской местности, 15 тыс. сельхозформирований и 410 тыс. личных подсобных хозяйств. Эффективность местных аграриев Минниханов показывал на примере того, что РТ, имея менее 2,2% общероссийской пашни, производит 4,2% сельхозпродукции России. «Мы на первом месте в России по производству молока (привет сидевшему в первых рядах Вагизу Мингазову), вторые — по производству картофеля и мяса, 7-е — по сахарной свекле. За последние 5 лет в АПК РТ вложено более 4 миллиардов долларов. Наряду с крупными хозяйствами в Татарстане развиваются и малые формы сельхозпроизводителей. Так, в республике действуют 880 семейных ферм, в том числе 413 высокотехнологичных. В процессе строительства находятся еще 230 ферм, и это тоже не предел», — описывал президент гостям из Ближнего Востока, что за зверь такой татарстанский сельхозпром.

БАРОНЫ ПОДЕЛЯТСЯ АКЦИЯМИ С ДЕНЕЖНЫМИ МЕШКАМИ

Поэтому неслучайно самым востребованным среди журналистов оказался министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов, поставивший рекорд по количеству данных интервью. Его ловили в холле и по несколько раз спрашивали, а зачем людям Востока далось наше сельское хозяйство. И он терпеливо акулам пера, даже тем, которые были не в курсе, кто стоит перед ними, объяснял. Объяснял, что потенциал у сельского хозяйства огромный и при правильном уходе и достаточных инвестициях (последнее как раз и надеялись получить татарстанцы) республика способна прокормить больше 10 млн. человек.

«Экспортируем ли мы? В лучшие времена, когда мы собирали по 5 миллионов тонн зерна, мы немного экспортировали в Иран, Алжир и Турцию. Из другого? Можно назвать опыт небольшого экспорта курятины «Челны-Бройлер», — перечислял Марат Готович и тут же стал объяснять. — Сейчас не идет речь о продаже нашей продукции в страны Ближнего Востока, а речь идет об участии в обработке земли и переработке. Сельское хозяйство теперь сильно нуждается в инвестициях. У нас много неэффективно работающей земли. Полмиллиона гектаров засеваются на условиях аренды. Есть крупные агрохолдинги, которые готовы поделиться пакетами акций, если придет инвестор. У нас нет достаточной переработки и мест хранения. Ладно, сейчас мы собираем 2,5 - 3 миллиона тонн зерна и нам хватает емкостей элеваторов. Будь у нас 5 миллионов тонн зерна, то 1 миллион мы бы не знали куда деть. У нас нет нормального производства говядины».

ТАТАРСТАН ПОЗВАЛИ НА ТРАНСАФРИКАНСКИЙ БАМ

Уже на стратегическом форуме Ильяс Умаханов вспомнит, что Россия — это треть всех черноземных земель мира, которые располагаются в достаточно благоприятном климате. Он призвал инвесторов с Востока активнее участвовать в различных СП.

Министр Турции по делам ЕС Чувушоглу заглянул еще дальше, а именно в 2059 год, когда на земле будут жить уже 10 млрд. человек. «Нам нужно создать новую модель сельского хозяйства, которое позволит прокормить все население земли», — предложил он.

Министр экономики Объединенных Арабских Эмиратов Султан бин Саед аль Мансури выглядел несколько взволнованным. У него было несколько выступлений на разных секциях, и везде он повторял, что потрясен возможностями для инвестиций (что ему такое пообещали татарстанские чиновники). Правда, по его словам, он уже в третий раз на KazanSummit, а громких проектов пока не слышно. Это можно списать на осторожность ближневосточных инвесторов, которые предпочитают вкладывать в менее рисковые рынки. Но все же между строчек выступления можно было прочитать, что если деньги и будут, то их дадут под сельхозпроекты... «Возможно, было бы целесообразно укреплять отношения с Россией именно в сфере АПК», — сказал с трибуны министр.

Последние два выступающих, парламентарий из Индонезии Ирман Гусман и Ахмед аль Хаддад — директор по экономическим связям ОИС, решили попытаться использовать KazanSummit в своих интересах. Так, первый предложил татарстанскому бизнесу поучаствовать в развитии «голубой экономики». Под этим незнакомым для большинства участников термином скрывался приоритетный проект Индонезии, который подразумевает устойчивое развитие биоэкономики на побережье с применением научного знания.

Ахмед аль Хаддад, передавший приветствие от своего шефа, выступил с не менее экстравагантным предложением поучаствовать Татарстану в проекте строительства трансафриканской железной дороги из Дакара (столица Сенегала) в Порт-Судан в Красном море. В этот проект суданцы еще в середине прошлого года пытались затянуть РЖД, компания в итоге так и не дала ответа.