461.jpg
(Фото: prav.tatarstan.ru)

НАМ НУЖНЫ ТЕХНОЛОГИИ

Инвестиционный форум KazanSummit-2014 является частью систематической работы, проводимой правительством Татарстана в целях создания современных производств в нашей республике. Впрочем, исламский формат не является определяющим для республики, это лишь одно из направлений привлечения инвестиций. Тут религиозный фактор стоит на втором плане — инвесторы хотят заработать, республика предоставляет проекты, которые нуждаются в инвестициях. Недавно ведомство Линара Якупова — АИР РТ — запросило информацию о потребностях в инвестировании для наших предприятий и о том, в каких именно проектах. Но мы не дали таких предложений, потому что денежные средства — не самая важная вещь в нашем случае. Техническое отставание нашей страны от Запада и стран Юго-Восточной Азии должно нас всех сильно беспокоить. Сегодня производительность труда на российских предприятиях невысокая. По данным европейских стандартов, выручка на одного человека должна составлять в год не менее 100 тыс. евро. Это около 5 млн. рублей. При этом считается, что предприятие находится на грани неустойчивого состояния. Насколько я знаю, в среднем по РТ годовая выручка на одного работника предприятия составляет меньше 1,5 миллионов. Поэтому, по моему мнеению, Татарстан в первую очередь должен быть заинтересован не сколько в получении денежных средств, сколько в том, чтобы на территории республики были созданы новые высокотехнологичные производства. Экономическая зона «Алабуга» дала толчок развитию технологий и привлечению инвесторов для выпуска новых высококачественных товаров. Если бы мы смогли всю экономику Татарстана подтянуть до такого состояния, как в «Алабуге», было бы прекрасно.

В РОССИИ ЧИНОВНИКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БЫЛО В СССР

Но для этого нужен благоприятный инвестиционный климат. Это та вещь, которая позволяет развиваться бизнесу и не иметь каких-то ограничений. Недавно прочел одну статью, в которой говорится, что Госсовет Татарстана просит Госдуму РФ перестать менять закон о выборах. Законы о выборах меняют так часто, что люди не успевают за изменением правил. Аналогичная ситуация и в бизнесе. Как показывают исследования, в Российской Федерации принимается законов в два раза больше так называемой критической точки... Критическая точка — это то количество нормативных документов, принятие которых не вызывает негативных последствий для общества. В случае превышения такого нормотворчества бизнес не успевают адаптироваться к изменению правил игры. В результате мы получаем не улучшение порядка, а все больший беспорядок. Начинаются нестыковки между отдельными ведомствами, на уровне вертикали власти, противоречие в законодательстве, к вышедшим законам появляются разъяснения, тормозится всякое развитие до выхода разъяснений...

В Англии очень консервативный подход к законам. Там законы не меняются сотнями лет. У нас вроде бы ведется деятельность по реформированию страны, но это продолжается уже 20 с лишним лет, хотелось бы увидеть плоды изменения. Но нет, мы опять меняем законы, причем в противоположную сторону.

Сначала при Борисе Ельцине мы выстраивали рыночную систему, отрицание роли государства в бизнесе. Невидимая рука рынка, согласно Адаму Смиту, должна была все расставить по своим местам. Из этого, естественно, ничего не получилось. Во времена Владимира Путина пошел другой крен — приоритет государства, что вылилось в увеличение количества чиновников и дублирование функций федеральных и региональных структур. В результате у нас в России чиновничий аппарат в два раза больше, чем был во времена Советского Союза. И мы при этом штампуем новые и новые законы.

56946.jpg

СЛОЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОРОЖДАЕТ КОРРУПЦИЮ

Налоговое законодательство очень хорошо проработано в нашей стране, потому что было много судебной практики, что позволило четко определить все процедуры. Но из-за постоянных изменений предприниматели предпочитают не тратить деньги для приведения бизнеса в рамки действующего законодательства и уходят в тень. И если появляется человек из надзорного органа, бизнесмен предпочитает решить вопрос непосредственно с ним. Сложность налогового законодательства способствует появлению коррупции. Особенно это сказывается на малом бизнесе.

Есть страны, где налоговое законодательство было упрощено. К примеру, Казахстан. В результате многие российские компании предпочитают регистрироваться там. После того как начнет действовать Евразийское экономическое сообщество, этот процесс, думаю, усилится.

РЕВИЗОРОВ СТОЛЬКО, ЧТО САЖАТЬ НЕКУДА

Судебная система также влияет на привлекательность инвестиционного климата. По логике она четко должна реагировать по вопросам материального права, решения должны приниматься быстро. Владельцы Аракчинского гипсового завода, коим я тоже являюсь, приняли решение об увеличении уставного капитала за счет нераспределенной прибыли. По закону это решение принимается собственниками на основе бухгалтерского баланса. Мы всю нераспределенную прибыль направили в уставный фонд предприятия и провели государственную регистрацию. Но когда главный бухгалтер попытался осуществить бухгалтерские проводки принятого нами решения, у него это не получилось. Выяснилось, что не хватает несколько сот рублей до требуемой суммы. Поскольку по законодательству бухгалтерский баланс ведется в округленных сумах, а мы уставной капитал должны определять до рубля, то получилось, что физически денег на увеличение уставного капитала не хватило.

460.jpg
Рустам Минниханов на заводе ООО «Аракчинский гипс» (фото: prav.tatarstan.ru)

Казалось бы, вопрос выеденного яйца не стоит. Но для того, чтобы отменить неосуществимое решение собственников, потребовалось 6 судебных заседаний и больше года времени. По этой причине банк России отказал ООО «Аракчинский гипс» в приобретении акций банка «Кара Алтын». Банк недополучил инвестиции в основной капитал. Конечно, такие факторы сдерживают развитие бизнеса. Немногие захотят продолжать свое дело, имея подобную практику за плечами. Я уже не говорю про количество проверяющих... «Кара-Алтын» — банк небольшой, и в данный момент у нас 12 проверяющих из банка России и 3 человека из налоговой инспекции. Мне, честно говоря, даже посадить их некуда всех, здание не предназначено на такое количество ревизоров. У нас у самих штат в головном офисе около 70 человек. Представляете процент проверяющих на количество работников? И причем это происходит перманентно.

200 ТЫС. ЗА ПОСТАНОВКУ МАШИНЫ НА УЧЕТ В ГИБДД

Я могу по своей деятельности привести множество примеров, когда мы попадали под санкции одного глупого закона, нас штрафовали, затем через какое-то время закон отменяли, но деньги, естественно, нам никто не возвращал. Так, по всем сделкам, которые ведет банк, не связанным с его основной деятельностью, руководство должно уведомлять антимонопольный комитет. Мы заключили договор с одной организацией по вопросу постановки регистрации машины в ГИБДД. При этом не совершили ни одной сделки, просто заключили договор. Но нас оштрафовали на 200 тыс. рублей. Сейчас это закон отменили ввиду его бессмысленности. Или другой пример — при увеличении уставного капитала банка свыше 20% мы должны были предварительно согласовывать этот процесс с антимонопольной службой. Но тогда у нас был маленький банк, 3 млн. рублей уставного капитала, как мы могли повлиять на монопольное положение в регионе? Потом этот закон для малых банков отменили, с антимонопольной службой нужно согласовывать теперь, только если уставной капитал больше миллиарда рублей.

К сожалению, отмена неэффективных законов происходит очень медленно. Пока накопится судебная практика, появятся жалобы, власть осознает бессмысленность действующей нормы, пока поправки пройдут через Госдуму...

Ринат Абдуллин