В Татарстане разработана концепция внешнеэкономической деятельности. Необходимость пересмотра подходов к этой теме обострилась в кризис, когда республика особенно остро почувствовала негативную сторону своей зависимости от внешних рынков. Документ сейчас проходит процедуру согласований в министерствах и ведомствах республики. Авторы концепции – аналитики компании ООО "Диалог консалтинг". Председатель совета директоров компании Александр Таркаев рассказал в своем интервью о том, какие задачи ставились при разработке концепции.

— Александр Никитич, что из себя представляет концепция внешнеэкономической деятельности?

— Концепция внешнеэкономической политики Татарстана разрабатывается согласно поручению премьер-министра РТ Рустама Минниханова и распоряжения кабинета министров РТ. Целью разработки концепции является определение и обоснование долгосрочных стратегических направлений, приоритетов в развитии внешнеэкономической деятельности Татарстана на период с 2009 по 2020 год и повышение результативности отраслевого управления и конкурентоспособности республиканской экономики. В результате проведенного конкурса на выполнение научно-исследовательских работ разработчиком концепции была выбрана компания "Диалог консалтинг".

— В чем, по вашему мнению, важность внешнеэкономической деятельности?

— Сегодня существует простая, почти линейная связь между экспортом продукции с высоким уровнем добавленной стоимости высокотехнологичной продукции и уровнем жизни страны, причем это влияние значительно сильнее, чем наличие сырьевых ресурсов. Мы видим, что страны, которые добывают сырье, стремятся уйти в обработку, а те, кто обрабатывает, — в машиностроение, производители — в разработку и проектирование, а те, кто уже умеет разрабатывать и проектировать, — в науку и образование, и, таким образом, выталкивают предыдущий "передел" в страны 2-го, 3-го и 4-го мира. Казалось бы, что производит Америка? Некоторые сказали бы, что ничего, но Америка производит все проекты, все научные исследования, почти все разработки.

— А что препятствует Татарстану повысить конкурентоспособность экспортной продукции?

— В 2008 году торговый оборот Татарстана составил $21,3 миллиарда. Однако если мы уберем из экспорта нефть и нефтепродукты, то у нас останется приблизительно 3,5 миллиарда долларов доходов по внешнеэкономической деятельности. Несмотря на то, что с 1995 года экспорт Татарстана увеличился в 10 раз, структура экспорта не изменилась, как это ни удивительно. Вроде бы мы шли к инновационной экономике, а пришли к еще большей зависимости от нефти. В 2008 году доля нефтепродуктов в экспорте РТ составила более 80 процентов. Еще в 1995 году минпромторг РТ предупреждал, что зависимость от нефтяного экспорта угрожает деиндустриализацией Татарстана. А на недавнем совещании нефтяников уже констатировали, что это привело к деиндустриализации. В 1995 году мы слышали предупреждение, а в 2009 году получили подтверждение.

— А как обстоит с конкурентоспособностью республики на российском рынке?

— Если говорить о межрегиональной торговле, то Татарстан сегодня — это мегаэкспортер высокотехнологичной продукции. Это значит, что внутри России мы потребляем товары низких переделов, а производим товары высоких переделов. Таким образом, наша внутренняя конкурентоспособность достаточно высокая и если сравнивать нас с другими российскими регионами, то Татарстан можно определить как промышленно развитый. Необходимо и дальше наращивать экспортный потенциал Татарстана внутри Российской Федерации. Деньги везде одинаковы — что из Марий Эл, что из США (разве что из Марий Эл их легче привезти).

— Какие методы использовались при анализе конкурентоспособности Татарстана?

— Для того чтобы проанализировать ситуацию с конкурентоспособностью нашей продукции, была использована достаточно стандартная для нас методика Майкла Портера, которая рассматривает различные факторы производства. Мы взяли несколько наших кластеров, как полноценных (топливно-энергетический и нефтехимический), так и не вполне полноценных, я бы сказал, рассыпающихся кластеров, таких как IT-кластер, авиационный и автомобильный, и попытались сопоставить их с аналогичными региональными кластерами внутри страны и за рубежом, чтобы понять, чем мы от них отличаемся и почему проигрываем в конкуренции.

— И в чем основная проблема?

— Одна из главных причин неконкурентоспособности скорее теоретическая: три года назад с легкой руки уже не помню кого сформировалось такое ощущение, что кластер — это предприятие-ядро и его поставщики. С точки зрения теории Портера, кластер — это конкурирующие между собой предприятия одной отрасли и их общие поставщики, причем поставщики, обязательно работающие за пределами кластера. У нас же, как оказалось, конкуренции внутри кластера или нет, или почти нет, как, например, в нефтехимическом комплексе между Казаньоргсинтезом и Нижнекамскнефтехимом.

Во-вторых, спрос на продукцию экспортно-ориентированных отраслей внутри республики очень маленький. Я недавно задал вопрос директору ТАНЕКО: "Вы можете сделать топливо Евро-5?" "Ну, можем, но стране-то ведь не надо", — ответили мне. Получается, что на экспорт делать можем, но внутри страны нет потребителя. А раз нет потребителя внутри страны, значит, нет и стимула к развитию.
В-третьих, выявились резкие отличия Татарстана с развитыми странами по обеспечению малыми предприятиями, инжиниринговыми и консалтинговыми компаниями, научно-исследовательскими центрами, то есть тем питательным бульоном, внутри которого должны вариться наши крупные промышленные предприятия.

Один маленький пример: в нефтехимическом кластере в земле Северный Рейн базируются крупные нефтехимические компании Германии. Так вот, они опираются на 40 тыс. малых предприятий только обрабатывающей промышленности, на 150 научных институтов, на 70 тыс. предприятий в области строительства, монтажа, строительных услуг и т.д. и при этом обеспечивают экспорт в 40 миллиардов евро. Причем местное правительство ежегодно вкладывает в базовые отрасли порядка 50-100 миллионов евро на развитие долгосрочных фундаментальных научных исследований. Предприятия финансируют науку, но их интересуют проекты, которые могут дать отдачу за 3-5 лет, поэтому местные или федеральные власти должны финансировать долгосрочные проекты.

— Какие выводы вы сделали в результате проведения аналитической работы?

— Для того чтобы кардинально изменить нашу конкурентоспособность, необходимо в первую очередь максимально активное участие во внутристрановой конкуренции, завоевание здесь лидирующих позиций. Во-вторых, мы должны прицельно вкладываться не "вообще в экономику", а именно в науку для конкретных промышленных кластеров, которые могут дать отдачу.
У нас в Татарстане считается почетным и модным финансировать спорт. Это, конечно, замечательно, но эти затраты вряд ли приведут к долгосрочному росту экономики республики и благосостояния ее жителей. Я ввел бы специальный налог: каждый, кто вложил 1 рубль в спорт, должен вложить 2 рубля в науку, причем, желательно, в прикладную науку. Заплатил 1 рубль хоккеисту или футболисту — 2 рубля отдай Университету, КАИ или КХТИ. Это, конечно, шутка, но, как говорится, в каждой шутке есть намек.

где Деньги