Строитво Иннополиса
Строительство Иннополиса

IT-ВИЛЛА С ВИДОМ НА МОРЕ

Татарстан активно строит Иннополис, едешь по трассе, видно корпуса будущих домов. Это все правильно. У нас есть IT-лицей, ІТ-университет при Иннополисе, два IT-парка... Но скажите, какие проекты мирового или хотя бы российского масштаба, вышедшие из татарстанской IT-сферы, вы знаете?

Мировая IT-отрасль сегодня высокомаржинальна — мы видим, как мощно выстреливают некоторые компании, за год принося миллиардные прибыли, хотя иногда возможности конкретного проекта бывают и переоценены. В то же время IT-отрасль очень мобильна. В ней очень много дауншифтеров, фрилансеров. Не обязательно находиться конкретно в каком-то месте, чтобы работать или вести бизнес. Я знаю одну московскую компанию, которая устроила свой офис в Камбодже. 12 человек переехали в эту азиатскую страну, сняли огромную виллу у моря за $1 тыс. в месяц и собирают заказы по всему миру.

Тем не менее многие государства устраивают на своей территории специальные IT-парки, чтобы привлечь как можно больше «мозгов» в свою страну. Самое известное местечко — это Кремниевая долина США. Там сконцентрировано огромное количество проектов, большое число программистов, в том числе и выходцев из СССР. Их заманивают великолепными условиями проживания, работы, иными возможностями. Там сгусток потенциальных инвесторов, деньги привлекать под свои идеи там гораздо легче.

Татарстан при всей той инфраструктуре, которая создается сегодня, пока не может похвастаться серьезными стартаперскими проектами. Можно сослаться на то, что у нас эта отрасль только развивается, еще не подросли студенты, которые сегодня учатся в IT-вузе. Но если будущие специалисты не смогут обустроиться на родине, то вчерашние студенты после отличной учебы продолжат уезжать.

ТАТАРСТАНУ НЕЧЕГО ПРЕДЛОЖИТЬ

По разным оценкам, в IT-отрасли в России до 40% молодых людей выучились и уезжают с насиженных мест. Из регионов кадры хорошо высасывает Москва. Тем не менее существуют уголки в нашей стране, где есть очень успешные проекты и компании. К примеру, Ульяновская область. В городе на Волге очень хороший политехнический институт, где кафедра ЭВМ была освоена еще в 60-х годах прошлого столетия. Там в свое время много чего разрабатывалось для ВПК. Один из выпускников «политеха» Руслан Фазлыев создал Ecwid — простой «конструктор», позволяющий любому человеку создать свой интернет-магазин на базе страницы в Facebook, блога или просто любой страницы в интернете. Они являются лидерами в своем сегменте, смогли поглотить даже своего американского конкурента. Находясь в Ульяновске, Руслан смог привлечь капитал в $5 миллионов. То же самое и компания «Креативные технологии», у которой большинство заказов за пределами нашей родины. Эти компании и не думают перебираться со своим капиталом и работниками в Казань, потому что столица Татарстана, несмотря на всю заявленную IT-инфраструктуру, не может предложить ничего такого, за счет чего можно было бы сорваться и сделаться резидентом IT-парка.

КОГДА РАЗБОГАТЕЕТЕ — ПРИХОДИТЕ

Ульяновский холдинг Russian IT group, к которому я имею определенное отношение, с двумя проектами сначала стал резидентом бизнес-инкубатора казанского IT-парка, но потом из-за бесполезности мероприятия покинул его. Первый проект был связан с халяльным интернет-магазином. По сути, это был готовый продукт, в который нужно было «доупаковать» и привлечь инвесторов.

Второй проект — Greenpay, система халяльных платежей. Часть проекта была написана, но нужны были специалисты из разных отраслей. В суть идеи вдаваться не буду, пока этот проект заморожен.

Ни одной встречи с инвесторами, пока мы находились в бизнес-инкубаторе, так и не произошло. Обучение там поставлено великолепно, спорить не буду. Но это же не университет, а инкубатор. Там должны рождаться готовые к рынку компании!

Радик Гафуров (в центре)
Радик Гафуров (в центре)

На последнем совете в бизнес-инкубаторе нам заявили, что готовы поддержать один из проектов Russian IT group, однако только тогда, когда у нас уже появятся первые клиенты. Но для того чтобы его запустить, как раз и нужны самые большие вложения. Для этого мы и обращались за помощью! Не удивительно, что после этого разговора мы решили приостановить работу в IT-парке.

Но время меняется, и мы не ставим точку в работе с казанским IT-парком. Осенью снова хотим зайти в бизнес-инкубатор и попробовать свои возможности. Я думаю, что к тому времени и мы сможем поделиться своим накопленным опытом, как лучше взаимодействовать с бизнесом, и у IT-парка появятся новые наработки в этом направлении.

ИЗ 100 ПРОЕКТОВ МОЖЕТ ВЫСТРЕЛИТЬ 1

По сути, это не вина IT-парка, это проблема системы в целом — когда действует жесткая вертикаль власти и не работают рыночные механизмы. IT-парк — это по большому счету офисный центр. «Барс групп», который там базируется, заточен под государственные заказы. Но это тоже не рыночный механизм, а определенная доля договоренности. Ты конкурируешь с лоббистскими возможностями конкурента, а не по профессиональному признаку, качеству работы и оперативности.

Директор IT-парка Антон Грачев сейчас озадачен тем, как привлечь инвесторов к действительно интересным проектам.

Мне кажется, существует два механизма, как это можно сделать.

Во-первых, необходимо создать крупный инвестиционный фонд IT-парка, который будет вкладывать в стартапы. Как он будет финансироваться, за счет бюджета или крупных татарстанских предприятий, — это другой вопрос. Этот вопрос не к тем, кто пришел со своим проектом или идеей, это больше касается местной власти и предпринимательства. Они должны придумать механизм, как это будет работать.

Например, в Дубае самые интересные проекты, которые прожили несколько месяцев в инкубаторе, выставляются на суд экспертной комиссии. Она решает, насколько стартап может быть жизнеспособен и интересен инвестору. Инвестор за определенную долю от будущей возможной прибыли капитализирует идею, продвигает ее на рынке, и все остаются довольны.

Директор IT-парка Антон Грачев
Директор IT-парка Антон Грачев (фото: itpark-kazan.ru)

Понятно, что в венчурных инвестициях из 100 проектов может выстрелить только 1. Но если это случается, то он может с лихвой окупить неудачно вложенные деньги. Не зря же на этот рынок вышел Уоррен Баффетт, это о чем-то говорит. Или Алишер Усманов. Люди, заработавшие первоначальный капитал на традиционных промышленных бизнесах, начали инвестировать в новую экономику.

ФОНД НА 100 МЛН. В ГОД

Еще один способ — устраивать для стартаперов инвесторские сессии. Это когда приезжает группа инвесторов со своим портфолио, кого они профинансировали. Очень не хотелось бы, чтобы это были крупные московские IT-компании, которые часто идеи просто воруют. Поняв, в чем суть идеи, они не берут ее инициатора в свой штат, а сами ее реализовывают. Для инвесторов же важна рыночная окупаемость продукта, и они видят потенциал, а не просто идею, которую можно приватизировать. Для них проще вложить деньги в стартап, чем потом выкупать проект у крупной IT-компании.

Когда наши продукты проходили конкурсный отбор в Казани, в экспертном совете больше всего было представителей так или иначе связанных с IT-компаниями, нежели с инвесторами.

В Татарстане нет ни одного постоянно работающего IT-фонда. И я не вижу, чтобы наша республика сейчас была привлекательной для этих инвесторов. Такое было раньше, когда в начале жизни бизнес-инкубатора на его базу взяли несколько сильных проектов, и они выстрелили. Их чуть ли не в формате ручного управления продвигали и добились успеха. Проблема в том, что этот процесс должен быть постоянным, а не хаотичным. Ведь человек, у которого есть хорошая IT-идея, не всегда является отличным бизнесменом...

У Грачева есть понимание, как можно поменять ситуацию с инвесторами. Но главное, чтобы эти идеи были подкреплены политической волей и финансовыми возможностями. У Татарстана такие возможности есть.

По моим прикидкам, татарстанскому IT-фонду для поддержки лучших стартапов достаточно 100 млн. рублей в год. Я ярый футбольный болельщик и знаю, что у нас за одного футболиста могут заплатить больше. Не сомневаюсь, что в республике есть много способов, куда можно потратить эти деньги. Но раз уж руководство Татарстана завило о приоритете развития IT-технологий, то и нужно держаться выбранного пути.

Радик Гафуров