КИТАЙЦЫ ПРЕДПРИНИМАЮТ НОВУЮ ПОПЫТКУ СОЗДАТЬ ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЕЙ В ТАТАРСТАНЕ, НА ЭТОТ РАЗ С ПОМОЩЬЮ БЫВШЕГО ТОП-МЕНЕДЖЕРА GENERAL MOTORS

Сегодня «БИЗНЕС Online» стали известны некоторые подробности проекта по сборке китайских внедорожников в Елабуге, о котором говорили в минувший понедельник в Самаре на круглом столе с участием представителей КНР и глав регионов ПФО. Судя по всему, речь идет о модели Changfeng Leopard, собираемой в Поднебесной по лицензии Mitsubishi. Как утверждают наши источники, проект стоимостью $ 45 млн. находится в высокой степени готовности, а его вдохновителю Джону Милонасу удалось заручиться поддержкой своего бизнес-плана государственными структурами во время визита Владимира Путина в Китай. До этого подобному проекту, инициированному китайской компанией Great Wall, не дали ход федеральные структуры.

В ЕЛАБУГЕ НАЧНУТ СОБИРАТЬ КИТАЙСКИЙ MITSUBISHI?

Сегодня газете «БИЗНЕС Online» удалось узнать о некоторых подробностях проекта по сборке китайских джипов в Елабуге, анонсированного в минувший понедельник в Самаре на заседании круглого стола с участием руководителей регионов ПФО и некоторых провинций Китая. На нем вице-губернатор провинции Хунань Ли Хуэй рассказал о том, что китайский производитель внедорожников совместно с татарстанским ООО «Мила-моторс» планирует создать сборочное производство джипов стоимостью $45 млн. и мощностью 12 тыс. в год, сообщают «Ведомости». По словам китайского чиновника, в проект уже вложено $9 миллионов. При выходе на полную мощность предприятие будет собирать до 40 тыс. автомобилей в год. Министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов добавил, что это «джипы типа «УАЗов». Марка автомобиля не уточнялась.

Как рассказали источники «БИЗНЕС Online», хорошо знакомые с проектом, проект находится в высокой степени готовности. Идейным вдохновителем и движителем всего является киприот по рождению и грек по национальности Джон Милонас — известная личность в сфере автопромышленности. Он более 30 лет проработал в компании General Motors, участвовал в постройке и запуске 13 автозаводов GM в мире и 2 из них были построены и запущены им в России.

Связаться с самим Милонасом не удалось, в настоящее время он находится в Китае. Попытки получить комментарий в минпромторге РТ также не увенчались успехом. Тем не менее корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что, скорее всего, за основу китайских джипов, которые планируется собирать в Елабуге, будет взят Mitsubishi Pajero. Есть трехдверный и пятидверный варианты машины, на которые планируется устанавливать бензиновые двигатели объемом 1,6, 1,8 и 2,4 л и турбодизель объемом 2,8 литра. Говорят, что в планах есть производство даже электрической версии внедорожника.

Речь может идти о производстве моделей, которые выпускает китайская компания Hunan Changfeng Motor Co (торговая марка Liebao), основанная в провинции Хунан в 1988 году на базе бывшего оборонного завода. Компания специализируется в производстве внедорожников на базе Mitsubishi — CFA6400 (Pajero Pinin), CJY6470 (Pajero II) и CFA2031B (Pajero III). На российском рынке в середине нулевых машины, собранные на этом заводе по лицензии Mitsubishi, продавались как Changfeng Leopard.

ПРОЕКТ ПРЕДСТАВИЛИ ПУТИНУ?

«БИЗНЕС Online» также удалось выяснить, что во время недавнего визита Владимира Путина в Китай, где подписывались исторические долгосрочные контракты по экспорту в Поднебесную российского газа, Милонас входил в состав делегации, участвовавшей в переговорах, но не с российской стороны. В числе проектов, которые были представлены главам государств, по словам наших источников, был и проект Милонаса по сборке внедорожников в Елабуге. Очевидно, тогда и было принято решение оказать проекту в свете последних политических событий поддержку в режиме наибольшего благоприятствования.

Проект этот с полным правом можно назвать «с бородой». Производство китайских внедорожников под брендом «Мила» должно было стартовать еще в сентябре 2011 года в промзоне «Алабуги» (не входит в черту ОЭЗ «Алабуга»). В конце 2007 года Милонас зарегистрировал в Елабуге ООО «Мила Моторс». Три года назад заявлялось, что компания, начав производство кроссоверов под брендом «Мила», в течение 3 лет выйдет на выпуск 25 тысяч машин в год, а в перспективе нарастит мощности до 40 тысяч. Сейчас планы стали более приземленными, хотя и они, учитывая абсолютную неизвестность бренда и отсутствие дистрибьюторской сети, кажутся чересчур оптимистичными.

Возможно, Милонас, которого знакомые с ним люди характеризуют как очень амбициозного менеджера и высокого профессионала своего дела, заручился поддержкой властей Татарстана. Известно, что в мае 2011 года в Казани Милонас на закрытой для прессы встрече с Миннихановым и тогдашним председателем совета директоров ОАО «АК БАРС» Банка Робертом Мусиным провел презентацию автомобиля «Мила», который предполагалось выпускать на новом автозаводе. Милонас оценивал будущую локализацию более чем на 35% в течение 5 лет, причем некоторые компоненты планировалось локализовать сразу. «Мила Моторс» хотели вывести на российский рынок 4 модели нового бренда за 3 года по ценам $10 - 25 тысяч.

Известно также, что компания Милонаса несколько лет в условиях повышенной секретности вела подготовку реализации проекта по строительству на промплощадке «Алабуга» автозавода по сборке SKD (сборка крупных узлов и агрегатов) легковых автомобилей. Позднее планировалось перейти к сборке СKD (мелкие узлы, агрегаты, рассчитанные на сварку, покраску и мелкую сборку).

КАК МИЛОНАС СТУЧАЛСЯ В ДВЕРИ «АЛАБУГИ»

Вообще, китайский автопром и прежде пытался зайти в «Алабугу», однако безуспешно. В 2008 году федеральные власти не дали санкцию китайской компании Great Wall Automobile Holding на размещение здесь сборочного производства, хотя и руководство республики, и администрация ОЭЗ готовы были пойти навстречу потенциальному резиденту, готовому вложить порядка $100 миллионов.

Как уже было отмечено, Милонас сделал карьеру в General Motors, где проработал около 30 лет с 1976 года. На различных должностях он работал в английском и немецком подразделениях компании, строил и запускал сборочные заводы Opel Astra в Венгрии и Польше, пока в 1999 году не приехал в Россию директором по производству GM в нашей стране и странах СНГ. В России проекты Милонаса выстреливали с переменным успехом.

GM тогда выпускал Chevrolet Blazer и Chevrolet Viva в Елабуге, и Милонас впервые познакомился с городом — здесь он хотел развернуть на СП «ЕлАЗ-GM» и производство Opel Vectra. Проект не задался, и в 2001 году был свернут, в то же время закрылись и обе линии Chevrolet. Однако Милонас уехал в Тольятти и построил завод по выпуску Chevrolet Niva и Chevrolet Viva с АвтоВАЗом. Совместное производство ЗАО «Джи-Эм-АвтоВАЗ» стало первым успешным СП в России. В первый же год им удалось продать 60 тыс. автомобилей, хотя эксперты прогнозировали не более 12 тысяч.

В 2004 году Милонас вышел на пенсию, однако не утратил амбиций и остался весомой фигурой в автопроме. К примеру, Sollers, готовясь к запуску линии Fiat Ducato, обращался к Милонасу за консультациями и воспользовался ими, разместив завод в Елабуге. Став пенсионером, Милонас в тот же год заявил о строительстве в Тольятти еще одного завода на $500 млн. по производству двигателей и трансмиссии Opel. GM и АвтоВАЗ планировали оснастить его оборудованием, перевезенным с обанкротившегося индийского подразделения Daewoo Motors. Однако смена партнера АвтоВАЗа с GM на франузский бренд Renault похоронила и эти планы Милонаса.

«ТАКИЕ ВЕЩИ НА УРОВНЕ ЧАСТНИКА НЕ ДЕЛАЮТСЯ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», оценили перспективы проекта, связанного со сборочным производством китайских внедорожников в Елабуге, с долей пессимизма.

Толга Акынджы — владелец компании TIS (Елабуга):

— Я считаю, что любое вновь создаваемое производство — это хорошо, поскольку появятся новые рабочие места, а поскольку должен быть определенный процент локализации, у поставщиков вырастет объем заказов и так далее. Только здесь вопрос заключается в том, что в настоящее время на российском рынке сложилась достаточно большая конкуренция, и встает вопрос, насколько прибыльным может стать проект. Конечно, тут еще много вопросов: а как будет с сервисным обслуживанием, будет ли создана дилерская сеть? То есть это далеко непростое дело, перед инициаторами проекта стоят очень сложные задачи.

Мне кажется, что сейчас все-таки не очень удобное время выбрано для запуска такого проекта, поскольку на рынке стагнация, продажи автомобилей падают. Посмотрите хотя бы на то, что происходит на АвтоВАЗе. Хотя мы знаем, что для китайцев каждый кризис — это открытие дополнительных возможностей для нового витка развития. Здесь, конечно, большую роль будет играть то, насколько инициаторам проекта будут доступны финансовые ресурсы. Если они заявляют, что инвестиции составят 45 миллионов долларов, то это в принципе серьезная сумма для начальной стадии сборочного производства. Насколько я помню, Sollers потратил на запуск в Елабуге проекта «ФИАТ Дукато» 80 миллионов евро. То есть суммы вполне сопоставимые.

Камиль Галимов
Камиль Галимов

Камиль Галимов — генеральный директор ОАО «ПО ЕлАЗ»:

— Джон Милонас в свое время выкупил у нас несколько земельных участков, помню, долго шло оформление документов. Он строил объекты в частном порядке, а потом организовал там производство. Сначала хотел создать что-то на базе «Таврии», но проект провалился, потом на базе Mitsubishi, сейчас вот договаривается с китайцами. Если он продаст им свои площади, то они, может, и организуют там производство. Китайцы способны работать качественно и в кратчайшие сроки. Я говорю об этом, потому что месяц тому назад был в Китае и тоже посетил провинцию Хунань, правда, меня интересовали не автомобили, а спецтехника.

Мое мнение такое, что этого производства не будет. Такие вещи на уровне какого-то частного гражданина не делаются. 10 автомобилей он еще сможет собрать, но массовое производство не организует.

Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН-Авто»:

— Я отношусь к китайскому автопрому с уважением. Тот уровень и скорость его развития, который мы наблюдаем с 2002 - 2003 года, поражает своим размахом. От машин, которые необходимо было обрабатывать напильником, ребята перешли к достаточно хорошим машинам, на которых можно ездить. К тому же, время меняет стереотипы отношения к китайскому автопрому.

Что касается нового производства, все зависит от того, в каком сегменте они хотят выпускать автомобили. Сегмент легких внедорожников типа Chevrolet NIVA вряд ли будет эффективен, потому что подобные автомобили имеют уже годами сложившийся авторитет и вряд ли там можно конкурировать даже с учетом ценовой категории. Если идти по внедорожникам более легкой категории — Opel Mokka и Nissan Juke — здесь тоже вряд ли кто-то что-то сможет сделать. В этой категории есть непререкаемые хиты.

Сергей Чернов
Сергей Чернов

Не заполнен относительно дешевый модельный ряд в категории среднего класса — это Qashqai и тому подобная техника. То, что сегодня предлагается на рынке Chevrolet, KIA и Hyundai, — достойные и хорошие автомобили, но они в любом случае достаточно дорого стоят для того же татарстанского потребителя. Городской житель еще сможет их приобрести, чего не скажешь о жителях поселков и сельской местности. Думаю, китайцам есть что предложить. Те же Great Wall или Chery — авторитеты на рынке китайских внедорожников. Даже если посмотреть на дороги Москвы, можно увидеть с десяток этих машин на километр МКАДа. А москвичи капризные в отношении автомобилей люди: если они их покупают и ездят на них, значит, автомобиль чего-то стоит. Более того, китайцы сделали большой шаг, когда пошли в сторону люксовой продукции и стали поставлять ее в нашу страну. Я не скажу, что есть большой ажиотаж, но на машину Luxgen приятно посмотреть. Такие авто продаются в Москве достаточно хорошо, потому что цена у них как у средних внедорожников известных фирм.

Я считаю, что если какие-то производители решились построить завод и открыть производство, этому должна предшествовать серьезная работа по маркетингу и анализу возможностей, спросу и так далее. Вероятно, эти люди проанализировали спрос на рынке — не только на татарстанском, но и на российском — и знают, что делают.