«ВОТ ЭТО ЗАВОД, ВОТ ЭТО МОЩНОСТИ!»

Гостями годового собрания ассоциации предприятий масложировой промышленности Таможенного союза, которое прошло накануне на базе ГК «Нэфис», стали представители масложировой промышленности Казахстана и Беларуси Евразийской экономической комиссии. В числе прочих статусных персон мероприятие посетили председатель Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром» Александр Забелло, директор по стратегическому развитию ОАО «Эфко» Владислав Романцев.

Интересно, что традиционно годовое собрание ассоциации проходило в Белоруссии. Однако, как пояснила пресс-секретарь «Нэфис» Анна Лопатина, по решению правления ассоциации, по инициативе депутата Госдумы РФ Фатиха Сибагатуллина в этом году встречу решили провести в Казани. Познавательным бонусом для гостей стало посещение предприятий «Казанский МЭЗ» и «Нэфис-Биопродукт», экскурсию по которым проводил лично Сибагатуллин, а так же председатель совета директоров, депутат Госcовета РТ Дмитрий Самаренкин.

На МЭЗе членам делегации презентовали огромный комплекс по принятию и обработке семечек. «Здесь к нам приходит сырье, здесь мы его храним, здесь мы его перерабатываем в масло, которое затем по трубе идет в цех рафинации. А после очистки этого масла мы подаем его на самый современный, самый крупный в Европе завод по производству соусов, майонезов и кетчупов», — по ходу презентации рассказал Самаренкин.

Судя по лицам гостей, масштабы и технологии смогли произвести на них сильные впечатления, чем они тут же начали делиться между собой, попутно задавая вопросы, касающиеся всех тонкостей процесса: «Вот это завод, вот это мощности!»

Кстати, на территории предприятия специально держат множество соколов, которые охотятся на голубей, прилетающих полакомиться семечками. Для демонстрации процесса охоты даже был приглашен сокольничий с хищной птицей на руке. Однако то ли голуби испугались высокопоставленных гостей, то ли погода была нелетная, но как ни старался птичник Валерий, ястреб в небо не взлетел...

Следующим пунктом стал тот самый крупнейший в Восточной Европе завод по производству майонезов, соусов и кетчупов «Нэфис-Биопродукт».

Без-имени-3.jpg
Дмитрий Самаренкин, Фатих Сибагатуллин

— Смотрите, готовая продукция автоматически отправляется на линию, туда, куда нам надо. Когда у вас у всех на предприятиях погрузчики там ездят, мы легко можем миновать весь этот процесс, — не без гордости рассказывал Самаренкин.

— А кто проектировал этот завод? — послышался вопрос.

— Мы сами его проектировали! — не стал выдавать секретов председатель совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат».

— А сколько таких заводов еще есть в Татарстане или в России? — последовало очередное уточнение.

— Такой — единственный в Европе, — сказал Самаренкин, как о чем-то само собой разумеющемся.

Затем членов делегации повели к конвейеру, изготавливающему майонез и кетчупы. Как рассказал Самаренкин, в одной цистерне 1,2 т майонеза «варятся» за 20 минут. Сейчас на производстве работают 7 линий — четыре майонезных и три кетчупных, а количество производимой продукции в сутки достигает 600 тонн.

«И БЕЗ ПАЛЬМОВОГО МАСЛА ПРОЖИВЕМ, И БЕЗ ЕВРОПЫ, И БЕЗ АМЕРИКИ»

Уже спустя час члены ассоциации собрались в конференц-зале ГК «Нэфис» для обсуждения текущих дел. Для начала Сибагатуллин рассказал об основной деятельности ассоциации за год. Как нетрудно догадаться, основные усилия были направлены на подготовку предложений и разработку нормативно правовых актов для таможенно-тарифного регулирования, сокращение нерационального импорта растительных масел и жиров на их основе. При активном участии ассоциации было принято, например, решение евразийской комиссии на 2012 - 2014 годы, согласно которому ставки ввозных таможенных пошлин на упакованные тропические масла составляют 0,1 евро за килограмм.

Тема пальмового масла стала основной темой дискуссии. Дело в том, что буквально на этой неделе депутат фракции «Единая Россия» Мария Кожевникова выступила с инициативой внести изменения в Единые санитарные требования Таможенного союза и повысить требования к перекисному числу пальмового масла до уровня 0,9. (Сейчас в России допускается показатель 10,0).

Пикантность ситуации придает то, что до сих пор Кожевникова была известна в первую очередь как актриса, снимавшаяся в таких известных сериалах, как «Универ» и «Кремлевские курсанты». В фильме «Сокровища озера Кабан», вышедшем на экраны в 2013 году, она сыграла главную злодейку Дайану Джонс. В 2009 году она снялась в откровенной фотосессии для журнала Playboy, а в 2011 году стала депутатом Госдумы РФ, членом комитета по культуре.

20.jpg

«Кожевникову я очень хорошо знаю, она артистка, вы, наверное, тоже ее все знаете. Но она очень редко появляется в Госдуме. Почему она решает какие-то вопросы, тем более о масле? Вот она, юная и молодая, абсолютно не имеет представления о том, что такое пальмовое масло, и выступает с такой инициативой. Сейчас нам нужно прийти к единому мнению — 0,9 или 10 — разница большая», — поднял вопрос Сибагатуллин.

Он отметил, что не является сторонником пальмового масла, но инициатива достаточно сложна для воплощения. Слова Сибгатуллина подтвердил и Забелло, сказав, что белорусские предприятия технически не готовы к изменению перекисного числа. При этом он напомнил, что Россия вошла в ВТО, и текущая норма перекисного числа абсолютно гармонирует со стандартами Евросоюза.

— Мы ничего не нарушаем даже с точки зрения ВТО и Евросоюза. И когда депутаты Госдумы говорят, что нет законодательной базы, они ошибаются — она есть, разработанная в Евросоюзе, — напомнил Забелло.

— Все! Спасибо большое, мой ответ готов. Они все единогласно проголосовали за вхождение в ВТО, — обрадовался Сибагатуллин.

Однако тут взял слово директор по стратегическому развитию ОАО «Эфко» Владислав Романцев, напомнив, что на сегодняшний день тропические масла используются российскими предприятиями в качестве сырья.

— Наши предприятия на полки это пальмовое масло не ставят. По большей своей части оно является, подчеркну, необходимой сырьевой составляющей, — заявил он, раздразнив тем самым Сибагатуллина.

— Что вы такое говорите?! Каким таким составляющим для сливочного масла является пальмовое масло? Тем более как ты будешь все это регулировать? — перебил его депутат.

— В России сейчас нет критически недопустимого перекисного показателя. Да, есть попытки запретить ввоз сюда сырья. Но никто не говорит о том, чтобы запретить ввоз к нам готовой продукции, в составе которой пальмовое масло, — продолжил представитель «Эфко».

— Тогда мы сделаем очень просто, — не на шутку начал раздражаться Сибагатуллин, — повысим таможенную пошлину на такое масло. Запрета не будет, но цена будет колоссальная.

28.jpg

— Фатих Саубанович, вы немного не так понимаете... — вновь начал Романцев.

— Все я тебя так понимаю, закрыли тему, нас пароход ждет, — резко ответил тот.

— Ну, конечно, давайте запретим все, а потом начнем ввозить жиры из Европы, им же не запрещено пальмовое масло, — напомнил Романцев.

— А что, без пальмового масла невозможно производить продукцию? Я все-таки тебя старше буду, и вспомню 60-е годы, когда о пальмовом масле даже разговоры не вели. Даже духа его не было! И без пальмового масла проживем, и без Европы, и без Америки, — вошел в раж Сибагатуллин.

Тем не менее в качестве решения вопроса оставили то, что Россия не может пойти против ВТО, придумывая свои стандарты, с чем согласились все члены ассоциации. В конце встречи Сибагатуллин заключил, что, несмотря на ситуацию на международной арене, «мы должны жить в дружбе, согласии и тесном сотрудничестве».

— Мы в душе все Советский союз, все мы генетические братья, надеюсь, наш брат Украина очень скоро одумается, — заметил он.