«ЖИРИНОВСКИЙ НАМ ОСОБО НЕ ОБЪЯСНЯЕТ, ТАК НАДО, И ВСЕ!»

Сегодня руководитель челнинского отделения ЛДПР в Татарстане Харис Шарафуллин подтвердил газете «БИЗНЕС Online» намерение Владимира Жириновского возглавить список этой партии на выборах в Госсовет РТ. Ранее председатель контрольно-ревизионной комиссии ТРО ЛДПР Марсель Габдрахманов поделился, что такое решение было принято в Казани 28 июня на партийной конференции татарстанского регионального отделения. Он добавил, что Жириновский может уступить место в республиканском парламенте другому члену этой партии. Таким образом в ЛДПР надеются поднять популярность партии в Татарстане и получить максимально возможное количество мест в Госсовете РТ.

«Сейчас партии стараются поставить во главе списка ярких личностей, как это делает, например, «Единая Россия». В этом ничего страшного нет. В Татарстане, скажу вам честно, а еще более честно вам скажут сотрудники наших силовых структур, за ЛДПР и Жириновского голосуют 12 - 15 процентов избирателей. Это происходит по разным причинам, исходя из того, какая у нас демократия в стране. Есть внутренние нюансы. Раз в региональной партии «ярких» нет, поставили Жириновского. Можно сказать, это произошло от недостатка собственных сильных кадров», — уточнил свою позицию Габдрахманов.

Шарафуллин, который кроме того, что является генеральным директором ООО «ШарХХ», еще известен тем, что на прошлых муниципальных выборах прошел в горсовет автограда именно по списку ЛДПР, категорически не согласен с этим. «У нас в Татарстане, безусловно, есть яркие личности. Но очевидно, логика этого решения продиктована тем, что, таким образом, можно быстрее и проще провести наших людей в парламент Татарстана, потому как появились опасения, что в Госсовет наша партия может не попасть. А с появлением первым номером в региональном списке Владимира Вольфовича шансы прохождения ЛДПР в Госсовет многократно возрастают».

По словам Шарафуллина, факты, когда Жириновский лично возглавлял списки на региональных выборах в других областях и республиках России, «имели и имеют место». И действительно, в материалах исследования «Гражданской платформы», опубликованного недавно «Независимой газетой», говорится о том, что в 2012 - 2013 годах Жириновский лично возглавлял партийные списки в 12 регионах России. К слову, в этом году в единый день голосования, 14 сентября 2014 года, в 30 регионах пройдут выборы губернаторов, а в 14 — региональных парламентов.

KPFU_00036.jpg
Харис Шарафуллин (справа): «Надеюсь, перестанут не замечать проценты, которые будут отданы на выборах избирателями за ЛДПР»

«Вы поймите, он же не просто идет «паровозом», — сказал Шарафуллин. — ЛДПР — это его партия, он единоличный хозяин. Он просто идет туда, куда считает нужным, и нам особо не объясняет, чем вызвано то или иное решение. Сказал, что так надо, и все! Наверное, уж немножко лучше будут считать голоса, надеюсь, перестанут не замечать проценты, которые будут отданы на выборах избирателями за ЛДПР».

«ЗАЧЕМ ТАКИЕ ХИЩНЫЕ СИМВОЛЫ? НАДО БОЛЕЕ МИРНЫЕ»

Надо сказать, что избиратели Татарстана никогда особо не жаловали ЛДПР. Например, на прошлых выборах в Госсовет РТ, состоявшихся в марте 2009 года, татарстанские либерал-демократы выдвинули 14 кандидатов по партийному списку, еще 15 — по одномандатным округам. Однако ни одному из них не удалось попасть в республиканский парламент. Видимо, тут сказался тот факт, что, как подчеркивал первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, в национальных республиках народ всегда прислушивается к призывам руководителей региона о предпочтениях в голосовании, а отношения Бабая и Жириновского не сложились. Причиной тому стали резкие высказывания лидера ЛДПР. Помнится, еще во время президентской кампании 1996 года, приехав в Набережные Челны, он скандально пообщался с представителями ТОЦ, которые, как рассказывают очевидцы, в ответ запустили в Жириновского куриные яйца. Согласно открытым источникам, в 2002 году сын юриста заявил о том что «татар нужно гнать в Монголию, гнить от сифилиса». Правда, позже Жириновский заявлял, что ничего подобного не говорил.

В ноябре 2011 года в преддверии думских выборов координатор татарстанского регионального отделения (ТРО) ЛДПР Сергей Гущин, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, приедет ли лидер партии в ближайшее время в Казань, ответил: «В 2007 году Жириновский приезжал сюда... Но руководящая линия в тот момент была такая, что никто его не встречает у нас в республике. У Шаймиева были свои взгляды на это, может, какие-то обиды были и недопонимание его тезисных высказываний. Из-за этого существует такой момент негласный, как-то пока еще не изъявляет руководство Татарстана желания, чтобы Владимир Вольфович сюда приехал — и его будут встречать... И сказать, что он сюда заедет, такого в графике нет».

Но встреча Жириновского с руководством республики все-таки состоялась, правда, не в Казани, а в Москве. В марте 2013 года в Госдуме РФ на открытие выставки, посвященной Универсиаде, тогда первым пришел Жириновский. В свойственной себе манере он отмечал мелкие недочеты в деталях и даже раскритиковал один из символов республики — белого барса, фигурирующего на экспозиции в изобилии.

«Почему ак барс? Если по-татарски, «ак» оставьте, а вместо «барс» возьмите лошадку: «ак ат» будет. Зачем такие хищные символы? Орел, медведь? Надо более мирные. Это мой совет», — сказал Жириновский.

Он высказался за развитие физической культуры, призвал к здоровому образу жизни.

«Физическая культура — сколько видов: гребля, лодки, керлинг — в каждом дворе, в каждом доме. Школьникам сделать четыре урока в неделю, студентам — три раза в неделю, и на всех работах — пробежки, турпоходы. Курить не надо! Не курить, алкоголь не употреблять, в ЛДПР никто не курит и не пьет. Жениться — пожалуйста, может быть, не один раз. И замуж выходить. Многоженство — пожалуйста, многомужество», — продолжал Жириновский.

37360.jpg
Лидер ЛДПР, отмечая успехи Татарстана, заявил, что чувствует за своей спиной главу республики

Уже на официальной церемонии открытия лидер ЛДПР, отмечая успехи Татарстана, заявил, что чувствует за своей спиной главу республики. Рустам Минниханов, который в этот момент, и правда, стоял позади Жириновского, негромко поправил его: «Президента». Владимир Вольфович согласился: «Да, президента, Татарстан башкармы». После чего заявил, что в Казани будет лучшая Универсиада в мире.

Чуть ранее, в июне 2012 года, Жириновский получил официальное приглашение посетить Татарстан, вернее, Набережные Челны. Депутат Госдумы РФ Альфия Когогина разместила на своем сайте открытое письмо, в котором предложила политику посетить КАМАЗ. Дело в том, что на парламентских слушаниях, посвященных вопросам вступления России в ВТО, Жириновский заявил, что в России не умеют делать машины. В ответ на это первая леди челнинского автогиганта пригласила лидера ЛДПР посетить предприятия российского автопрома, чтобы «на местах убедиться, что отрасль развивается, модернизируется». «Я лично готова провести для вас экскурсию по КАМАЗу. Уверена, после этого вы станете нашим активным союзником», — написала тогда депутат от Набережных Челнов. Однако во второй раз ехать в автоград Жириновский не захотел, видимо, еще не забыл об атаках куриными яйцами.

«ЭТО ПОПЫТКА ВИРТУАЛЬНО ЗАПОЛНИТЬ ПУСТОТУ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отметили, что Жириновский возглавил региональный список вынужденно, но и это не поможет ЛДПР пройти проходной барьер.

Артем Прокофьев — член ЦК КПРФ, депутат Госсовета РТ:

— Никакой работы с гражданами ЛДПР в Татарстане не ведет, территориальное отделение существует только номинально. Мы не видели ни одной проблемы, которую ЛДПР не то чтобы решила, но хотя бы поднимала. Не видно их работы, мы их видим только на выборах. Очевидно, что партии опираться на собственные кадры в республике нет возможности, поэтому и был придуман этот медиаход. Понятно, что появление Жириновского в списке не меняет саму ситуацию в плане того, что работы с гражданами станет больше. Это попытка виртуально заполнить эту пустоту.

Думаю, что ЛДПР не приходится рассчитывать на преодоление проходного барьера. Здесь даже не стоит вопрос яркости лидеров. Отношение к Жириновскому в республике достаточно напряженное. Когда он приезжал в Татарстан со своим агитпоездом, многие граждане высказывали свое отрицательное отношение к нему. Много непродуманных и порой даже разрушительных высказываний Жириновского не позволяют ему надеяться на высокий процент голосов на выборах в Госсовет. Жириновский регулярно выставляет свою кандидатуру на региональных выборах во главе списков. Иногда одновременно в пяти-шести регионах в один день. Какого-то особого прироста голосов его партии это не дает. Это решение принимается, скорее, от безысходности, так как вся партия, по сути, держится на одном человеке, поэтому его и пытаются виртуально клонировать во все списки.

Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ, член фракции «Единая Россия» в Госсовете РТ:

— У ЛДПР нет ярких людей в Татарстане. По сути, это партия одного лидера. Жириновский, видимо, хочет активизировать ЛДПР в регионах, ведь если дальше все будет идти так, как сейчас, то на местном уровне партия просто никуда не пройдет и нигде не заявится. Цель Жириновского — засветиться. А если он в Татарстане засветится, то ему дорога и в другие регионы будет открыта. Я думаю, что количество голосов избирателей у ЛДПР повысится. Хоть Жириновского и не любят в Татарстане, у него здесь все-таки есть свои сторонники, которые, впрочем, особенно об этом не говорят. Трудно сказать, сколько голосов партия теперь наберет. Может, процент, если повезет.

Владимир Беляев — доктор политических наук, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— Жириновский хочет повысить популярность партии в регионах, в частности в нашей республике. У ЛДПР Татарстана нет своей достойной кандидатуры, их не видно, не слышно. У местных властей все еще существует неприязнь к Жириновскому, поэтому шансов у его партии в Татарстане нет никаких. Конечно, список с Жириновским получит больше голосов, чем список без Жириновского, но в итоге это ничего не изменит. Настроение избирателей мало изменится. Тот, кто посмотрит в список и увидит там фамилию лидера, проголосует за него, если он ему симпатичен.

По всем опросам, которые проводились мной в отношении этой партии, электорат у нее носит маскулинный, молодежный характер. У этих людей, как правило, есть средне-специальное образование или нет и его. Среди рабочих рейтинг Жириновского довольно высок. В Казани эта партия популярна меньше, чем в других городах Татарстана. Если бы выборы проводились абсолютно честно, то у ЛДПР было бы 2 - 4 процента. Но поскольку будет как всегда, применен административный ресурс, то они получат меньше 1 процента.

Максим Сайфутдинов — ассистент кафедры политологии Набережночелнинского института КФУ:

— Понятно, что Жириновский использует любой повод, чтобы как-то поддержать свою партию, поднять свое паблисити, узнаваемость. Это часть политической работы. Другое дело, что история его взаимоотношений с Татарстаном очень сложна и скандальна. Думаю, что к ЛДПР с ее националистической риторикой в Татарстане достаточно скептическое отношение. Жириновский играет на национальных настроениях, но Татарстан ведь многонациональный регион, у которого есть свой статус, своя история и свое отношение к толерантности и компромиссам. А Жириновский все-таки более радикальный политик, играющий на миграционном вопросе. Поэтому я думаю, что перспективы у ЛДПР в Татарстане не очень большие. Яркость в кампанию он внесет, конечно, но думаю, что большинство избирателей к нему скептически отнесутся, потому что просто не придут на выборы. Явка будет очень низкой.

Лидеры многих системных партий очень осторожно себя ведут и, как мне кажется, участвуют в выборах лишь в качестве статистов, используя «олимпийский принцип» в угоду партии власти. В России, по исследованиям социологов, около 30 процентов населения ощущают кризис. Результаты выборов в Москве, которые признаны достаточно прозрачными и справедливыми, хотя и нарушения тоже фиксировались, показали, что Навальный смог набрать около 27 процентов. Но в Татарстане уровень демократии несколько иной, поэтому думаю, что у ЛДПР шансов немного. Они не наберут 5 процентов. Думаю, что реально парламент Татарстана будет двухпартийным, возможно, трехпартийным. Может быть, еще кто-то и проскочит. Хотя социсследования — вещь ненадежная, и настроение избирателей динамично меняется. Если другие партии будут выступать в роли статистов, а ЛДПР действительно проведет яркую кампанию, а Жириновский это умеет делать, то у них может появиться шанс прорваться. Но возникает другой вопрос: кто идет вслед за Жириновским? Для кого он расчищает дорогу?