Павел Сигал
Павел Сигал

«ЕЩЕ БОЛЕЕ ЖЕСТКО ВЫСТУПАЛА ПРОКУРАТУРА»

Учредителю центра микрофинансирования, вице-президенту «ОПОРЫ России» Павлу Сигалу вновь продлили арест на три месяца — он будет находиться в изоляторе до глубокой осени — 14 октября. Как стало известно «БИЗНЕС Online», заседание прошло в Тверском районном суде Москвы в пятницу.

Адвокаты вновь настаивали на изменении меры пресечения на домашний арест и залог в 30 млн. рублей, ссылаясь на обострение хронических заболеваний Сигала и наличие у него малолетних детей. Прокурор также поддержал линию защиты. Впрочем, судья вновь остался на стороне следствия — арест продлили.

Адвокат Алексей Кирсанов рассказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что в этот раз судебное заседание несколько отличалось от предыдущих — явился руководитель следственной группы Сивцев (за семь месяцев следователи менялись уже пять раз). «Еще более жестко выступала прокуратура против, и суд задавал следствию вопросы, что они делают и делали на протяжении всего этого времени, и внятного ответа не последовало», — вспоминает Кирсанов. По его словам, за этот период их только лишь познакомили с постановлением о назначении экспертиз. «А это к Павлу Абрамовичу не имеет никакого отношения», — указал адвокат.

Кирсанов рассказал, что следователи и на этом заседании настаивали, что преступления, вменяемые его подзащитному, не связаны с предпринимательской деятельностью. «Это не связано с предпринимательской деятельностью, потому что это связано с бюджетными деньгами — причинно-следственная связь сложная. В этом случае любая компания, которая работает с бюджетными деньгами, не является коммерческой компанией, если следовать их логике», — объяснил он. Также следствие по-прежнему указывало, что Сигал, выйдя на свободу или оказавшись под домашним арестом, будет уничтожать доказательства и оказывать давление на свидетелей. «Абсолютно резонно даже судья возразил: «Вы же назначили все экспертизы». И прокурор говорит: «Вы же основные следственные действия провели, по вашему утверждению. Так на кого он может оказать давление?» И нет, говорят, что все равно может оказать», — описал ход заседания Кирсанов.

Адвокат отметил, что впервые в деле был судья, который если и не пытался действительно разобраться в деле, так хотя бы сделал вид, что разбирается. «Весь ход обсуждения и вопросы, которые задавал судья, и позицию, которую высказывал прокурор, и позиция, которую высказывала защита, и в общем невнятные ответы следователя на вопросы — все это ведет к тому, что изменят меру, но раз — и результат противоположный именно при оглашении», — посетовал Кирсанов.

Алексей Кирсанов
Алексей Кирсанов

«ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

Что касается Сигала, то он в настоящее время по-прежнему находится в больнице «Матросской тишины». «Чувствует себя удовлетворительно, каких-то там критических вещей с ним не происходит. При всем этом о каком-то улучшении состояния здоровья говорить не приходится», — подчеркнул защитник. По его заверениям, адвокаты уже сегодня обжалуют продление ареста и продолжат работать «над материей дела». «Наша основная задача на момент избрания или продления стражи — это абсолютно процессуальные эпизоды, а мы работаем над материей дела. Ровно так же продолжаем получать какие-то документы, свидетельские показания. Наша основная задача — разобраться в деле и осуществить защиту по делу по существу», — добавил он.

Впрочем, Кирсанов недоволен работой следователей. «На наши ходатайства какого-либо внятного ответа мы не получаем. Когда мы приобщаем документы, высказываем позицию, говорим, что вот в этом эпизоде события преступления нет, а следователь говорит: «О'кей, будем разбираться». Проходит месяц, проходит второй — судя по всему, с этим делом никто не разбирается, и ответа нам не говорят. На наш взгляд, это очевидное бездействие следователя», — пожаловался он. Адвокат убежден, что следственную группу по делу Сигала поразила «общесистемная проблема»: они собирают доказательства, подтверждающие их версию, при этом доказательств, опровергающих эту версию, они не видят и видеть не хотят. «Но если ты следователь, твоя задача — объективно разобраться во всех обстоятельствах дела. Правильно? А не протаптывать одну-единственную тропинку до состояния асфальта», — указал Кирсанов.

«Центр микрофинансирования» продолжает работу
Центр микрофинансирования продолжает работу

«ЕСТЬ НЕКАЯ МАШИНА»

Есть у адвоката также объяснение ситуации, почему все-таки следствие так упорно продолжает настаивать на продлении ареста, но при этом по факту бездействует в расследовании: «Есть некая машина. У этой машины есть некая инерция. Для того чтобы сейчас изменить меру пресечения, я говорю о следствии сейчас, кто-то должен взять на себя смелость и ответственность и сказать: «Мы ошиблись». Но этого не происходит. Это трактор, который абсолютно исправно работает». Более того, постоянно меняющиеся раз от раза следователи, видимо, не могут глубоко вникнуть в суть дела, а на суде повторяют ровно то же, о чем говорил их предшественник. «Я с определенной долей уверенности могу сказать, что какого-то глубокого понимания я не увидел. Да и откуда взяться, если они постоянно меняются? Классическая ситуация как у Райкина: я пуговицы пришиваю. К пуговицам претензии есть? Нет. Все», — пояснил Кирсанов.

Тем не менее, по его словам, следователь заявил о желании (и, видимо, готовности) завершить расследование в сентябре. «Как его завершить, когда они только две недели назад назначили компьютерную и судебно-бухгалтерскую экспертизу, я не представляю», — удивляется Кирсанов. Но между тем стража пока продлена до середины осени.

В то же время центр микрофинансирования продолжает работу. «Понятно, что они работают не в том объеме, как раньше, но работают. Они уже работают на инерции сотрудников, которые не хотят терять рабочие места. Зная всю ситуацию изнутри, наверное, рассчитывают на какой-то положительный исход», — сказал адвокат.