Игорь Милованкин
Игорь Милованкин

ФИЛЬМ УЖАСОВ ПЕРЕД СНОМ ПОМОГАЕТ СНЯТЬ СТРЕСС

— Игорь Святославович, вы привезли в Казань очень неоднозначные картины. Например, есть изображение девушки с зашитым ртом, несущей отрезанную голову в чемодане. Одна картина написана кровью. Кроме того, на экране прокручиваются творения самоубийц, а на потолке висит бутафорская петля. Зачем все это?

— Когда начинали первую выставку, мы пытались социально адаптировать людей с диагнозами. У меня медицинское образование, я работал детским психотерапевтом. Хотели показать обществу, что не надо бояться тех, кто на вас не похож. Предлагали именно иной взгляд на мир. На первой выставке пошли посетители: «Я примерно так же рисую. Я сумасшедший?» Я говорил: «Нет, ты не сумасшедший, ты ненормальный (смеется). Неси, посмотрим».

Вообще, если брать шизофрению как заболевание, то это физическое поражение мозга, то есть именно «расплавление» серого вещества. Но зачастую диагнозы, которые ставят наши психиатры, — это диагнозы, которые ставят людям, непохожим на других. Были ситуации, когда на первую выставку приходили психиатры и говорили: «Вы что! Давайте нам срочно этих детей — это же предсуицидальное состояние! Они же все у вас покончат с собой!» Но, в то же время, помню, как пришла Ирина Георгиевна Панченко, уже 86-летняя старушка — очень известный психиатр в Челябинске, куратор музея психиатрии. По нашей выставке она бродила пять часов с перерывами. И произнесла очень интересную фразу: «Знаете, ваша выставка возрождает традиции старой советской клинической психиатрии. Тогда была запрещена церковь, и мы замещали ее. И лечили души». Сейчас же психиатрия превратилась в фармакотерапию. Если ты не нормальный, на таблетку. К тому же Панченко еще с середины прошлого века бережно хранила коллекцию чертей, написанную душевнобольными, часть которой передала нам для показов.

— Не слишком ли это черное искусство? Не навредит ли?

— Психологи вам скажут, что фильм ужасов перед сном помогает снять стресс. Как говорил Марк Бурно в своей книге «Терапия творческим самовыражением»: «Если тебе плохо, если хочешь избавиться от своих черных негативных мыслей, агрессии и так далее, то займись творчеством». Нарисуй, напиши стихотворение, музыку. Заведи дневник. Фотографируй. У меня в Челябинске есть знакомый, который, устав от людей, от их лжи и серости, берет фотоаппарат и идет в промзону. Проходит через все эти заброшенные места, свалки. Он говорит: «Когда я потом выхожу к людям, то опять их люблю. Когда же уходил, то ненавидел».

Здесь то же самое. У того же Бурно: «Если ты не способен что-то производить, то поглощай». Можешь послушать хорошую музыку. Тебе станет лучше. Смотришь фильм ужасов — расслабляешь свою психику. Смотришь боевик и точно так же сбрасываешь с себя агрессию.

Выставка поделена на две части: «черную» и «белую». Черная часть — депрессивная. Это часть борьбы, часть того, что мы непосредственно испытываем. Приходя к нам на выставку, человек открывается. У меня не раз и не в одном городе было, что на выставку приходит подросток, который думает, что это с ним одним такое творится, в его отдельной семье. И видит, что он не одинок. Во-первых, ему самому становится легче пережить данные жизненные ситуации. Во-вторых, я видел, как потом они приводят своих родителей. Подводят их к картине, которую вы считаете страшной, с изображением скованности, замкнутости. Тыкают в нее пальцем и говорят: «Вот что я чувствую на самом деле. Не хочешь слушать меня — смотри, как это на самом деле». И зачастую случается так, что родители вспоминают. Они вспоминают себя подростками и как в чем-то ограничивали их родители. И вспоминали, как они себе в этом возрасте давали обещание так не поступать со своими детьми.

Художник Михаил Аникин показывает рисунки из коллекции психоневрологической больницы
Художник Михаил Аникин показывает рисунки из коллекции психоневрологической больницы

ПОЧЕМУ МНОГО ТЬМЫ И МАЛО СВЕТА?

— В «светлой» стороне тоже видно, что в некоторых картинах «торчат» уши кошмаров.

— Это не страшно. На самом деле там очень много света. Например, на одной картине может показаться, что девочка тычет в куклу иголки. Из куклы течет кровь. Но если присмотреться, видим, что она, наоборот, вынимает иглы. Это видно и по выражению глаз, и по выражению кисти. Или изображение жадного ребенка с яблоком. Но это очень светлая и чистая жадность. Такая, которая бывает только в детстве.

Почему много тьмы и мало света? Дело в том, что когда нам плохо, мы пытаемся от этого избавиться. Например, рисуя картины. Когда нам хорошо, мы этим наслаждаемся. И поэтому светлых работ мало. Это насколько тебя должно переполнять счастье, чтобы хотелось им поделиться! Наша светлая часть — это счастливейшие моменты жизни, с которыми человек решил поделиться. Там первая любовь, надежды — там очень яркие вещи. Вселяют не только надежду, но и уверенность в завтрашнем дне.

— Несмотря на это, в вашей выставке очень много неоднозначного. По вашим же словам получается, что многие картины изображают то, что человек хотел бы из себя выкинуть. Зачем на это смотреть? Получается, что он выкинул, а ты принимаешь?

— Это зеркала, здесь ничего не поглощаешь. Наоборот. Увидев это на рисунке, ты сам от освобождаешься от этого же, сидящего внутри. В зеркале видишь свою истинную сущность. И душу. Это не поглощение, это избавление. Человек, который приходит сюда, избавляется от тех чувств, которые здесь видит. Он их не накапливает. Отсюда люди выходят опустошенными, но честными.

Рисунки самоубийц
Рисунки самоубийц

БЕСЕДЫ О САМОУБИЙСТВАХ

— За последние четыре года три ваших художника покончили с собой. Ваша выставка не может подтолкнуть к суициду? Особенно тех, кто и так стоит на краю?

— Пойдемте, покажу надпись на доске, оставленную одним из казанских зрителей (подводит к маленькой доске, снимает постеры, прикрывающие надпись,авт.). Это было восьмое число, первый день казанской выставки. И одна из посетительниц взяла маркер и написала (читает надпись): «Я сегодня увидела свою жизнь, причины бесконечных несчастий. Наконец-то я это поняла. Спасибо за спасение. Спасибо. Спасибо».

Это терапия. Месяц посещения психотерапевта даст меньше эффекта, чем одно посещение этой выставки. Особенно для людей, которые находятся в этом состоянии. Самое страшное одиночество — это одиночество в толпе. А здесь подростки и взрослые приходят и видят, что они не одиноки, что другие люди тоже испытывают подобные эмоции. А когда ты не одинок, проще справиться с любыми сложностями в этой жизни.

— По каким причинам художники, с которыми вы сотрудничали, совершили суицид? Их не смогло спасти творчество?

— Что касается самоубийств, тут вопрос не в творчестве, не в том, что оно их не спасло. Как раз в двух случаях из трех... да во всех трех случаях — это давление общества. То самое, страшное одиночество в толпе. Когда вокруг тебя толпа и все тебя не понимают, все считают ненормальным, белой вороной и все тебя клюют. А раз все тебя клюют, то, в конце концов, ты не выдерживаешь и срываешься. Когда общество давит, ты сбегаешь. А от жизни или из жизни — это уже твое собственное решение.

Вот Антон, ему было 24 года. 7 лет находился на лечении у психиатра. Каждый новый приступ купировался лекарствами. Каждый новый приступ опускал его самосознание все ниже и ниже. Нормолептики — это страшные лекарства. Дело в том, что у всех людей есть перепады настроения. Но у некоторых перепады очень высокие, зашкаливающие. И нормолептик — лекарство, которое «снимает». На самом деле, это побочный эффект всех противосудорожных лекарств, которые снимают наше психическое возбуждение. В результате после жесткого курса ты выходишь роботом. Который четко знает, что тебе надо сделать: почистить зубы, позавтракать и так далее. Но тебе уже ничего не хочется. У тебя нет радости, нет грусти — ты просто такой биоробот.

Антон был с Украины, мы общались по интернету. Я считаю, что его залечили. Навесили ярлык, доказав ему самому, что у него есть болезнь. И человек стал потихонечку тухнуть. В своей предсмертной записке он так и пишет: «Болезнь забрала у меня все. Самое страшное — это не то, что мне не хочется больше творить. А то, что отсутствует желание желать творить». Ведь овощи не творят.

Витя Ушаков, ему было 26 лет, просто сбежал от жизни. Он запил, и его алкоголизм привел к тому, к чему приводит многих наркоманов и алкоголиков — к самоубийству. И это происходит в тот момент, когда они пытаются «бросить». Любой психотерапевт, нарколог расскажет вам, что испытывает человек, который долгое время пил, а потом пытается завязать. Ведь на самом деле все плохие вещи происходят не тогда, когда он пьет. Это через три дня к нему придет черт и начинает разговаривать. Когда он бросит.

Третья — Полина Светлая, ей было 20 лет.

— У вас как у бывшего врача была цель отвадить их от этого?

— Цель была. Но я же не могу находиться лично с каждым 24 часа. Те, кто приходят к нам сами, с которыми продолжается общение, они вылезают из этого. Как я уже говорил, на выставке есть «темная» часть и «светлая». И там, и там висят картины одних авторов. Выход есть из подобных состояний есть, и мы его показываем. Вот те, кто сбежал, — трое наших. И после этого я вывожу людей на свет — куда на самом деле им надо было прийти.

ПРИХОДИЛИ МАМАШИ И ПРОСИЛИ ТАБЛЕТКИ ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ

— Почему решили уйти из детской психотерапии?

— Когда пришло разочарование. А оно пришло очень быстро. Ты говоришь мамаше, которая приводит к тебе ребенка, например, найдя у него подобные картины: «У вас ребенок в принципе нормальный, надо каким-то образом менять обстановку в семье, менять среду обитания... В рисунке отражена именно эта часть его жизни». Мамаша в первую очередь кричит: «Ах, не дадите таблетку!» И бежит к главврачу. А главврач вызывает к себе и говорит: «Ты в этом месяце премию не получишь. Ты понимаешь, что ты выписал рецептов меньше всех. Понимаешь, что все наши премии зависят от того, сколько рецептов ты выпишешь». В итоге я бросил этот халат, уничтожил мосты, спалив диплом. Чтобы не было возможности вернуться. Конечно, можно с полгодика походить, восстановить. Но это такая морока.

Я считаю, что наша выставка — это самый лучший кабинет психотерапии. Если раньше приводят к тебе ребенка, бросают на стул. И ты пытаешься до него каким-то образом достучаться, а он закрыт. Он взрослым больше не верит. Сейчас подросток проходит по выставке, потом подходит и задает вопросы. Он видит то, что его мучает. Потому что он здесь открывается полностью.

Психотерапия занимается отклонениями от общепринятой нормы. Но нормы меняются. Яркий пример — отношение общества к гомосексуализму. 30 лет назад их в СССР сажали по статье за мужеложство на срок от трех до пяти лет, а в Европе и Америке принудительно лечили. Сейчас их, по крайней мере, уже не сажают и не лечат.

Понятие нормы у общества изменилось. И это происходит постоянно. Поэтому те люди, которых мы сейчас пытаемся вылечить... Через 20 - 30 лет это станет не просто нормой. Детям, которые сейчас выставлены, будут поклоняться, и лет через 20 рисунки, которые висят здесь, они будут стоить 100 - 200 тысяч долларов каждый.

— Посмотрев картины, можно прийти к выводу, что это протест против взросления. Что же вы предлагаете делать, когда детство кончается?

— Не взрослеть. И это значит оставаться честным. Дети не врут. И старики не врут. Они как дети. А взрослые врут. Все начинается с того, что у тебя возникает желание понравиться противоположному полу, даже если для этого надо будет перестать быть собой. А вместо этого нужно искать своих, чтобы тебе не надо было им врать.

У МНОГИХ НАШИХ АВТОРОВ ХОРОШЕЕ БУДУЩЕЕ

— Расскажите о проекте в целом. Сколько у вас картин, как много художников выставляются? Какая часть коллекции привезена в Казань?

— Если брать коллекцию, сегодня порядка 60 авторов. По количеству картин приближаемся к полутора тысячам. В Казани выставлено около 200. Мы привезли картины, нарисованные в возрасте с 12 до 23 - 24 лет. Потому что это самый честный возраст. Потому что потом или ты доказываешь свое право быть другим, или становишься как все.

У многих наших авторов хорошее будущее. Например, это Алена Афонькина, Лиза Зырянова. Им сейчас 21. Также Маша Спешилова — она сейчас работает художником-прорисовщиком в студии «Мельница». Студия очень известная, например, мультфильмами про трех богатырей. Хорошее будущее у Ирины Смирновой. Ваша казанская художница Людмила Пельгасова. Также в Казань приехал один из художников — Михаил Аникин, который отправился с нами, оставив карьеру инженера.

Также хочу отметить Олега Султанова из Башкирии. У него несколько диагнозов: один из них порок легочной артерии. Иначе говоря, ему выйти из дома до соседнего магазина — и он умрет. И у него страх развился в паранойю. Он не выходит из своей комнаты. Хорошая мама, которая заботится о нем, и интернет, который помогает ему общаться. У нас очень много его картин. Более того, он сейчас продолжает усиленно рисовать, потому что, скорее всего, ему осталось только год-два жизни. Сейчас ему 28 или 29 лет. Мне про него рассказали посетители одной из выставок. Пообщался с ним в интернете, посмотрел его работы. Взял билет и поехал в Башкирию. У него большое будущее. К сожалению, не длинное, но большое.

НАСТОЯТЕЛЬ ПИТЕРСКОГО ХРАМА БЛАГОСЛОВИЛ «ШИЗАРТ»

— Кто посетители выставки?

— Основные посетители — это молодежь. Зависит и от того, где выставка проходит. Когда в музеях, то чаще ходят и более старшие возрасты. Среди них и искусствоведы, и художники, бизнесмены солидные. Эти выставки были и более финансово успешными. Но молодежь все равно посещала.

Был яркий случай в Карталах — городе на границе России с Казахстаном. Нас, увидев в Челябинске, пригласил директор краеведческого музея Карталов. И на открытие пришла администрация города. То есть такие матроны совдеповские со строгим взглядом: «Что вы нам тут принесли?» Уходя с выставки они плакали. На следующий день по всем школам, ССУЗам было выдано распоряжение от комитета образования города Карталов старшие классы сводить на выставку. Их просто снимали с уроков. Выручка была очень крупная. Мы при этом сбили цену на билеты. Также познакомились с одной предпринимательницей, с ней съездили в Москву с выставкой. Также провели аукцион среди бизнес-круга карталинцев. Благодаря этому хорошо оформили многие работы.

В Москве на нашу выставку пришел настоятель одного из питерских храмов со своей свитой. С порога, увидев «черные» работы, он оглянулся: «Чертовщина и дьявольщина! Зачем вы детям нашим это показываете?» Я сказал, если вы не боитесь, проходите, поговорим. Он присутствовал около полутора часов, медленно задавая очень грамотные вопросы. На выходе он обернулся и осенил нашу экспозицию крестным знамением и благословил, сказав: «После вас они к нам придут. Вы с их душ коросту снимете».

В Тольятти приходила шпана. «Че это у вас там?» Я их провел по выставке. На следующий день двое из них принесли свои рисунки.

— В Казани у вас тоже случился небольшой конфликт.

— Да, сорвали вывеску. Я знаю, что охранник одной из организаций, находящихся по соседству, по приказу кого-то там, сорвал ее. Хотя вывеска была согласована с председателем ТСЖ дома. Мы ее вновь повесили, взяв уже письменное разрешение товарищества. Что говорить, в Челябинске как-то вообще угрожали поджогом.

— Кто вас пригласил в Казань?

— Казанская художница Людмила Пельгасова, о которой я уже упоминал. Она тоже уже состоявшийся художник. Сейчас в одном из казанских издательств занимается художественной иллюстрацией книг.

Нашла нас год назад в интернете, выложила в группу свои яркие работы. Весной приехала в Челябинск со своими картинами. Там впервые выставили ее в рамках нашей галереи. Далее, когда мы собрались в гастрольный тур, предложила нам Казань, связалась с мастерской братьев Васильевых.

— Куда собираетесь после Казани?

— Недавно были в Магнитогорске, оттуда приехали в Казань. Август — сентябрь мы проводим где-то в районе Краснодарского края, Крыма. Октябрь в Тольятти. В ноябре нас зовут в Нижний Новгород.

— Самое яркое впечатление от Казани?

— Это Кремль. Впечатлил и Дворец земледельцев. Ощущение, что его построили орки. Какая-то декорация для «Властелина колец». Два раза ходил на Арское кладбище. Кстати, в Казани собираемся 25 июля провести день памяти Владимира Высоцкого. Правда, мы здесь еще мало кого знаем. Но, например, на мероприятии в Челябинске, посвященном Юрию Хою из группы «Сектор Газа», мы собрали более тысячи человек.

МНОГИЕ НАШИ АВТОРЫ УЖЕ ДОСТАТОЧНО ИЗВЕСТНЫ И ПОПУЛЯРНЫ

— Успешен «ШизАрт» как бизнес-проект? И насколько вы известны? Можно ли купить картины, как дорого они стоят?

— Выручка абсолютно разная. Если взять Челябинск, то на первой выставке выручка составила порядка 150 тысяч за месяц. А на последней в Челябинске мы не наскребли и 20. Это зависит и от города, и от того, что мы привозим. Одна из самых успешных выставок была в Карталах. Были и в Москве. Выставлялись в музеях. Нас посещали «Дельфин», Лиза Боярская, Николай Валуев. В Татарстане мы в таком андеграундном формате, не знаю, были ли кто из ваших крупных персон.

Самая дорогая картина — это непроданная. За нее хотели три тысячи долларов. Автор не захотел продавать. Так цены колеблются от 15 до 50 тысяч рублей. Самые дешевые акварельные рисунки — от 7,5, можно сказать от 10 тысяч.

Авторы в доле. 50 процентов от продажи постеров, оригиналов уходит авторам. Обязательно. К тому же многие наши авторы уже достаточно известные и популярные художники. И даже их детские рисунки приобретают довольно высокую стоимость. Искусство, пожалуй, единственный метод инвестиций, которое не теряет с годами, а, наоборот, приобретает.

— Кроме «ШизАрта» чем занимались?

— Чем я только не занимался (смеется). Если вкратце, то, например, на срочной службе в армии, пройдя курсы, стал инструктором по разведподготовке и тактике ведения боя. Это было во время первой чеченской кампании. Имею личную благодарность от президента РФ Бориса Ельцина. Во многом после этого я пошел в медицину, чтобы уравновесить. Но этот перекос в психотерапии в сторону таблеток я не перенес. Есть же, например, арт-терапия, есть же много других способов.

После того, как ушел из медицины, мы создали организацию MMG, специализирующуюся на рекламе и формировании общественного мнения. Я там не являлся совладельцем, но идея была моя. Вообще рекламой я занимался даже когда еще был студентом. У меня есть несколько патентов, связанных с рекламой. Участвовал в предвыборной кампании двух депутатов в Нижневартовскую городскую думу. И я бы их не пиарил, если бы не верил в их честность. Но реклама тоже начинает не радовать, потому что есть ложь. Сейчас занимаюсь рекламой только в отдельных проектах. Кроме того, я год проработал в казино крупье. И с 2010 года — это «ШизАрт», что круто изменило мою жизнь.

ТРИ ПРОСТЫХ ПРАВИЛА!

— Создается впечатление, что вся ваша деятельность и ваши суждения направлены на тех, кто выделятся из нормы. А как же нормальные люди, середина? Кто не гении, но и не на краю?

— Нет, нет середины! Все гении. На третьем курсе мне очень повезло. В институте я встретил очень интересного человека — Геннадия Ишимова, кандидата медицинских наук, биохимика. Человек, который был гением. У него более 40 патентов на лекарства. Человек, который после ашинской трагедии (железнодорожная катастрофа в 1989 году в Башкирской АССР, в которой погибли более 500 человекавт.), когда взорвалось два поезда с детьми, за два дня изобрел лекарство, которое спасло 90 процентов детей. Которое до сих пор не превзойдено. Люди раньше с ожогами 2 - 3 степени более 30 процентов тела умирали от токсических изменений. Сейчас благодаря этому лекарству выживают люди даже с 80 процентами ожогов. Он своим студентам говорил: «Вы в курсе, что вы все гении? Просто вам говорят — будь как все. И не выпендривайся». Ты должна пойти на юриста, потому что у меня есть дядя Вася, который потом возьмет в свою контору и ты будешь хорошо зарабатывать. А то, что тебе эта работа не нравится и ты будешь посредственным юристом...

Ишимов учил, что есть три простых правила, которые помогут вам стать гениями. Надо их выполнить. Три простых правила. Первое. Найдите себя, пробуйте все и никому не верьте... Лучше быть хорошим слесарем, чем посредственным начальником. И гениальный слесарь на этом сделает, заработает больше, чем посредственный начальник. Найдите дело, ради которого с удовольствием проживете свою жизнь. Второе. Узнайте все, что знает человечество в этой области. Чтобы не топтаться по чужим стопам, не делать открытий, которые давным-давно сделаны. И третье. Забудьте все, иначе ничего нового не придумаете. Потому что вы только что узнали то, что знают другие люди. Теперь проверьте. Никому не верьте. У него не получилось, может быть, у тебя получится. Сделайте другие предпосылки. Для того, что бы сделать открытие, надо верить в то, что это возможно. Это как Троя — все знали, что она где-то есть, но никто не хотел ее найти. И только человек, который занялся поисками, в конце концов ее обнаружил.