Сначала — небольшое продолжение предыдущего сюжета о чиновниках на велосипедах.   Мэр Лондона Борис Джонсон — заядлый велосипедист. Он и своих сотрудников заставляет на велосипедах с ним ездить. Во время недавнего такого выезда чуть было не случилась беда: здоровенный грузовик, который ехал параллельно с велосипедистами по узкой улице, задел припаркованную у обочины легковушку, да так, что потащил её за собой; грузовик занесло, легковушку развернуло. Мэр и его сотрудники отделались лёгким испугом. Англичане сделали из этого такой вывод: Англия отстала от времени, в Лондоне нет хороших велосипедных дорожек. Позор!

Во многих других столицах Европы велосипедистам созданы все условия, ну, а Лондон плетётся в хвосте цивилизации. Теперь Борис Джонсон, конечно, вплотную займётся строительством велосипедных дорожек, чтобы обеспечить себе и другим социально ответственным гражданам, пекущимся об экологии и своём здоровье, все условия для спокойной езды. О водителе грузовика, кстати, ничего и нигде не было сказано; попытку покушения на мэра ему никто не приписал. А какой вывод сделали бы, случись подобное, у нас?..

А теперь — к безработице и вакансиям.

Есть у нас безработные. Много. И есть вакансии. Тоже много. И "как это часто не совпадает"!   Пройдёмся по вакансиям на одном известном татарстанском сайте. Очень познавательное чтение!

Во-первых, самому сайту требуется менеджер по продажам. Казалось бы, никаких проблем: безработных — тучи; наверняка среди них есть немало продажников, так и бери их на работу. Но нет: сайт ищет менеджера по продажам — то есть человека, способного приносить деньги! Как видно, даже среди знакомых своих сотрудников — а это круг людей, среди которых всегда начинают поиски нужного работника, и круг этот исчисляется как минимум десятками, а бывает, что и сотнями человек, — таких не имеется. Редактор одной известной татарстанской газеты тоже просил меня найти для него начальника отдела продаж; я его просьбу до сих пор не смог выполнить:   замучаешься такого человека искать. Безработных много — профессионалов мало. Профессионалы все при деле, и никто их не отпустит; а непрофессионал и даром не нужен.

Вернёмся к списку и смотрим дальше: требуется загадочный "помощник управляющего по экономическим вопросам".   При ближайшем рассмотрении оказывается, что он имеет премию до 10% с каждого заключённого договора.   Опять, стало быть, нужен всё тот же самый продажник, который будет приносить в компанию деньги. А ещё требуется продавец   сотовых телефонов — и это опять человек, способный кому-то что-то продать. А также менеджер по рекламе, а чтобы было совсем понятно — с пометкой: "продажа рекламных площадей". И таких вакансий много! Требуется даже менеджер по продаже нефтепродуктов — уж такой товар, казалось бы, всегда можно продать; но, как видно, — не всегда. Остальные — это или узкие специалисты (шашлычник, слесарь-ремонтник, мастер бетонного узла…), или вакансии типа "для симпатичной девушки без опыта работы", вроде офис-менеджера, или вообще для кого угодно, вроде расклейщика.

Известный сайт Head Hunter по поиску на запрос "менеджер по продажам"   (причём именно эта вакансия приведена в качестве примера поискового запроса — не надо даже слова набирать, надо просто нажать на ссылку!) выдаёт по Татарстану 204 вакансии! Работай — не хочу…

Количество свободных рабочих мест такого сорта при общей безработице заставляет почесать в затылке и задуматься: а чем же все эти конторы торгуют, раз продать свой товар они не могут? И возникают тут разные подозрения. Хороший товар с руками оторвут; о хорошем товаре "сарафанное радио" так растрезвонит, что никакой другой рекламы и не нужно будет. Вот есть у нас в Казани одно замечательное заведение, где можно вкусно и на удивление дёшево (по нынешним временам) поесть; я никогда и нигде не видел никакой его рекламы, даже вывеска у него какая-то неброская, а народу там — не протолкнуться. Почему? Потому что попробовал один раз — и в другой раз придёшь туда же. И ещё друзей приведёшь. И гостям из Москвы расскажешь. А они, побывав там, эту весть и до москвичей донесут. Только и всего.

Нужен ли им продажник?   Пожалуй, что и нет. "Впаривать" не приходится — достаточно выложить товар, и его расхватают. А вот если товар не расхватывают, если он залёживается, если он никому не нужен, — вот тогда, действительно, требуется человек, способный навешать лапши на уши и хоть что-то продать.

Острая необходимость в мастерах продаж — это не столько потому, что на нашем рынке есть тьма качественных товаров, из которых потребителю приходится выбирать, — это там, у них, на столетиями естественно развивавшемся рынке такая ситуация, — а прежде всего потому, что возникла необходимость продать то, что даже в нормальных условиях уходило с трудом. Сейчас, в кризис, должно, наконец, прийти осознание того, что продать можно не всё — даже при наличии гроссмейстера продаж в отделе маркетинга. Сначала надо производство наладить, научиться делать качественный продукт, а уж потом думать о том, как его продать.

Но до этого ещё далеко. Если бы это было так, требовались бы начальники цехов, мастера, инженеры, рабочие высочайшей квалификации, а уж потом — продажники. А у нас пока наоборот. Так что кризис свою благотворную работу в нашей стране ещё только начинает.

08.06.09

Владимир Марченко

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.
Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.
Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.
В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.