Марат Назятов
Марат Назятов

ИДЕИ СТОЯТ ДЕШЕВО

Стартапы начали хорошо выстреливать с 2008 года. Достаточно посмотреть на то, сколько средств вкладывают инвесторы в молодые проекты — с каждым годом эти цифры растут. При этом большинство стартапов становятся все более работоспособными. И не только потому, что на их создание и развитие тратится большое количество капитала. Дело в том, что они все больше востребованы конечным пользователем.

Тем не менее у инвесторов на постсоветском пространстве в менталитете заложено, что они не верят в молодые проекты, которые стартуют с нуля. Все хотят работать с устоявшимися компаниями и зарабатывать достаточно приличные деньги. Любой стартап начинается с маленькой компании, небольшой зарплаты на первом этапе. Но если эта идея выстреливает, люди делают целые состояния.

Первая сложность при создании стартапа — это поиск инвестора для первоначального развития продукта. Потому что идей много, они стоят очень дешево. И правильно презентовать продукт, которого еще нет, для этого нужно огромное умение, чтобы убедить инвесторов поверить в тебя.

Вторая сложность заключается в том, как воплотить свою идею в продукт, который ты хочешь донести до конечного потребителя.

Здесь важную роль играет персонал. Те люди, которых вам тоже нужно убелить в своей идее. А заполучить квалифицированных специалистов, предлагая маленькую зарплату, очень сложно. Работники должны болеть проектом, а не просто работать от звонка до звонка. Тут нужно дать понять своему коллективу, что продукт молодой, времени для его реализации мало, и работать нужно 26 часов в сутки.

СТАРТАП, КАК ФУТБОЛЬНАЯ КОМАНДА

Идея часто лежит на поверхности, однако для того, чтобы ее воплотить в жизнь, должно пройти немало времени. К примеру, мы вынашивали свою около двух лет, и только в конце прошлого года решились набрать команду. В марте вышли на рынок и к ноябрю планируем окупить затраты.

У меня много знакомых, кто держит свой бизнес в сфере услуг, где есть предварительная запись. Казалось бы, что может быть проще — создать сервис оnline-записи через мобильные приложения, чтобы каждый мог в удобное время записаться к парикмахеру, стоматологу или в любимый автосервис. Но когда мы стали заниматься конкурентным анализом, оказалось, что аналогичных сервисов в России нет. Есть на Западе, да и там их не так много.

На этапе, когда проводится конкурентый анализ, многие начинают паниковать. Стартаперам кажется, что вокруг них достаточно много конкурентов. Но когда глубже анализируешь нишу, понимаешь, что это не совсем прямые соперники, и ты можешь предложить действительно что-то уникальное.

Казалось бы, что может быть проще — создать мобильное приложение для записи, скажем, на маникюр. И бизнесмен получает дополнительные очки перед клиентом за счет необязательного сервиса, и потребитель экономит свое время. С одной стороны, идея простая, а с другой — реализация требует много сил и навыков. Нужна сплоченность грамотной команды. И многие просто не хотели вкладываться в подобные проекты. Вот почему сама идея может стоить совсем немного денег.

Конечно, я пришел реализовывать этот проект с определенным жизненным опытом. До этого я занимался финансовыми рынками, руководил подразделением крупной финансовой компанией в Казахстане. Опыт, который получаешь в крупных компаниях, бесследно не проходит. Тренинги, обучения, курсы повышения квалификации. И когда начинаешь проект с нуля, накопленный опыт помогает. У меня есть навыки ведения переговоров, ты знаешь, как общаться и с мелкими, и с крупными компаниями, знаешь внутреннюю кухню, чтобы заключить контракт. Плюс навыки управления командой тоже немаловажны. Коллектив, который работает над реализацией стартапа, больше похож на футбольную команду, где каждый выполняет свою роль. Кто-то придумывает продукт, кто-то генерирует идеи, третий занимается продажей и маркетингом... Все это в совокупности может дать хороший результат.

КОГДА СТАРТАПЫ УМИРАЮТ

Продать готовый продукт конечному потребителю сложнее, чем найти инвестора. На этом этапе многие стартапы просто умирают. Если мы посмотрим стартапы, которые выкупают «Яндекс», Google, Mail Group, то увидим, что проекты выкупаются все же крупными компаниями, а не конечными потребителями. И только потом гиганты реализуют приобретенный «товар» через свою крупную сеть продаж.

На самом деле, не нужно бояться, если вашу компанию на определенном этапе может поглотить более крупная компания. Любой стартап изначально проецирует в себя то, что настанет день, когда для развития продукта понадобится гораздо больше капитала. А продешевили вы с продажей или нет, покажет только время...

Марат Назятов