В ТАТАРСТАНЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАН БЕСПРЕЦЕДЕНТНО НИЗКИЙ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ – ВСЕГО 0,78% ОТ ЧИСЛА ТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН

В РТ 30 тыс. свободных вакансий, и это без учета данных кадровых агентств, занимающихся подбором персонала. Причем, как отмечают в министерстве труда, занятости и социальной защиты республики, подавляющая часть вакансий — рабочие специальности. А это говорит о перекосе в образовательной сфере: выпускники вузов явно проигрывают на рынке труда обладателям дипломов о среднем профессиональном образовании. О том, почему в республике страдает производительность труда и что необходимо сделать, чтобы молодые люди стали конкурентоспособными, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал глава ведомства Айрат Шафигуллин.

04.jpg

НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ БЕЗРАБОТИЦЫ — ТРЕВОЖНЫЙ СИМПТОМ

— Айрат Радинович, какова на сегодняшний день ситуация на рынке труда в РТ?

— Если взять последние лет 20, то именно сейчас количество официально зарегистрированных безработных находится на рекордно низком уровне — всего 0,78 процента от активной части населения. Общая безработица находится где-то в рамках 3 - 4 процентов, что также очень мало. При этом в Татарстане 30 тысяч свободных вакансий, и это только те потребности в трудовых ресурсах, что регистрируются в наших службах занятости. Имейте в виду, что немалый рынок вакансий формируется еще и в кадровых агентствах, которые занимаются подбором персонала. Так что сейчас республика находится в ситуации острой нехватки трудовых резервов. Может, это покажется вам удивительным, но столь низкий процент безработных при наличии большого количества вакансий — тревожный симптом.

— Разве плохо, что в Татарстане низкий процент безработных, ведь считается, что уровень безработицы косвенным образом свидетельствует об уровне экономики региона?

— Скажем так, не очень хорошо. Этот фактор влияет на качество трудовых ресурсов. Приведу самый простой, понятный каждому татарстанцу, пример: в Казани очень востребованы спортсмены. Но если у спортсменов отсутствует конкуренция — они плохо играют, хотя и получают за свою игру огромные деньги. И здесь так же: если на рынке труда отсутствует конкуренция, падает мотивация и компетентность специалистов. И здесь встает вопрос привлечения иностранной рабочей силы, что ведет к не очень хорошим последствиям в том числе и в сфере межнациональных отношений.

К сожалению, у нас низкая производительность труда, низкая мотивация к труду. Одна из причин ­— высокая конкуренция среди работодателей, а не среди соискателей. Не будет расти производительность труда, не вырастет и уровень жизни. Помимо этого, страна впадает в демографическую яму: сейчас выходят в мир молодые люди, рожденные на заре 90-х годов, а это годы, на которые пришлась крайне низкая рождаемость. По разным оценкам, в России в целом не хватает порядка 40 миллионов населения для того, чтобы обеспечить экономику страны. А ведь работодатель, в свою очередь, ищет сотрудников, которые дадут более эффективную производительность труда при меньших затратах.

— А как повышать производительность труда? Это же вопрос компетенций?

— Здесь вопрос не только в том, что человек умеет делать руками и насколько он «головаст», а как он выполняет свои служебные обязанности: с желанием, мотивацией либо спустя рукава.

— Но ведь есть «потолок», если не ошибаюсь, в 6 процентов безработных от общего количества трудоспособного населения? Считается, именно этот показатель может привести к социальному взрыву …

— Да, так оно и есть. Если вести речь об официальных безработных, то 6 процентов — это очень много. Но все зависит от того, в какой конкретно момент возникла эта цифра. Если это кризисный период, каким был у нас 2008 год, то социальный взрыв может случиться. Поэтому тогда мы организовали массу программ: по общественным работам, по самозанятости... Чтобы граждане не просто получали пособие по безработице, а были заняты. Хотел бы привести два показательных примера подхода к решению задач в кризисный период. Тольяттинский АвтоВАЗ — там сотрудникам платили деньги за то, что они просто приходили на рабочие места и ничего не делали. Другой пример — ОАО «КАМАЗ», который в то время находился в аналогичных кризисных условиях. Руководство завода приняло мудрое решение: в момент производственного простоя по причине отсутствия заказов на заводе организовали реорганизацию производства, в этом процессе были заняты работники предприятия. И этот труд был оплачен.

В ТАТАРСТАНЕ ОБРАЗОВАЛСЯ ДЕФИЦИТ КАДРОВ

— Вы говорите, что сегодня при беспрецедентно низкой безработице в республике масса свободных вакансий. Насколько же сейчас отличается рынок труда от того, каким он был, скажем, лет пять назад?

— Кардинально отличается! В первую очередь тем, что, как я уже говорил, в Татарстане образовался дефицит кадров. И это на фоне того, что в республике именно за последние пять лет появилось множество новых привлекательных инвестиционных проектов. Пять лет назад на рынке труда ситуация была совершенно иной. Тогда в городах Татарстана зарегистрированное количество безработных доходило до 17 процентов! Именно столько было в Камских Полянах. В Чистополе, Зеленодольске, Набережных Челнах число только официально принятых на учет безработных доходило до 7 процентов. Ситуация выглядела почти катастрофичной, и для смягчения последствий кризиса республика вкладывала по 3,5 миллиарда рублей в год.

— Возвращаясь к теме взаимоотношений работодателя и работника: насколько совпадают сегодня ожидания двух сторон?

— Вопрос интересный… И однозначного ответа на него нет. Естественно, работодатель заявляет, что ему нужны кадры с высокими компетенциями, которые могли бы сразу выдавать высокий результат. В отношении выпускников учебных заведений, к сожалению, ожидания работодателей не оправдываются. Если речь идет о людях, которые имеют производственный, трудовой опыт, то здесь другая сторона медали: работодатель порой сам не может обеспечить высокие компетенции сотрудников. К примеру, выдвигаются требования: обязательное владение двумя-тремя иностранными языками. А когда человек приходит, демонстрирует свои знания, тут-то и выясняется, что работодатель не готов поддержать эти компетенции, и работник со временем начинает их терять. Были случаи, когда люди подавали в суд иски на то, что руководитель предприятия не обеспечил им использование их уровня компетенции и эти знания стали утрачиваться. Вопросы создания условий и охраны труда тоже очень важны. Частенько работодатели ими пренебрегают. А ведь обеспечение безопасности человека на рабочем месте — важнейший момент. Но чаще всего интересы расходятся в одном: работодатель хочет заплатить поменьше, работник — получить побольше.

— На ваш взгляд, какие компетенции наиболее конкурентны сегодня?

— Быстрое развитие рынка требует работников нового типа: с разносторонними знаниями, отличной специальной подготовкой, открытым любознательным взглядом на мир, способностью адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям.

Знание иностранных языков, компьютера, новых технологий, готовность развивать знания и адаптировать их к новым ситуациям — ключ к успешной карьере. Кроме того, деловая карьера связана с готовностью и умением самообучаться. Поэтому гибкость и мобильность — основные свойства личности, дающие ей возможность оставаться и продвигаться на рынке труда. Я убежден, что большинству наших граждан необходимо в качестве базового получать среднее профессиональное образование, а рабочие места должны быть высококвалифицированными.

— Но невозможно же насильно заставить молодых людей поступать после школы не в вуз, а, к примеру, в колледж!

— Никого не надо заставлять. Это вопрос идеологии, профориентации. Если говорить о высшем образовании, то проблема в том, что оно чаще всего не носит прикладного характера. Молодые люди, оканчивающие вуз, совершенно не подготовлены к производству. Другая картина в сфере среднего профессионального образования. Юноши, девушки после обучения в колледже или техникуме получают тот багаж теоретических знаний и практических навыков, которые и позволяют им быть успешными на рынке труда. А дальше уже выбор за ними. Либо молодой человек остается в рабочей профессии (при этом, отмечу, в востребованной профессии), либо продолжает обучение в вузе. Кстати, многие предприятия страдают от отсутствия специалистов именно в интеллектуальных рабочих профессиях. Наладчиков оборудования, например. В строительстве большая нехватка мастеров и прорабов. К сожалению, мы в этой сфере чаще привлекаем граждан Турции.

Главное — мотивация молодежи к работе. Все дети разные, и счастье человека не зависит от того, какое образование получено, главное, чтобы оно было по душе, по способностям и наклонностям молодого человека. Выявлять наклонности к той или иной профессии необходимо в школе, и делать это должны специалисты. 6 лет назад наше министерство заключило договор с Набережночелнинским педагогически институтом, где стали готовить профориентологов. Именно эти специалисты призваны выявлять наклонности детей, рекомендовать им учебные заведения, ориентировать на рынок труда.

Ведь сначала необходимо понять, кем хочет стать ребенок, а потом уже выстраивать различные сценарии достижения этой цели. Но у нас, к сожалению, сначала выбирают учебное заведение. А вопрос достижения цели оставляют на потом.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СТОЯТЬ ЗА ПРИЛАВКОМ, НЕОБЯЗАТЕЛЬНО УЧИТЬСЯ 6 ЛЕТ

— Как распределены потребности на рынке труда в выпускниках вузов и средних профессиональных учебных учреждений?

— У нас больше подготовленных специалистов с высшим образованием, а рынок труда показывает, что в основном востребованы специалисты с начальным и средним профессиональным образованием. Сегодня из 26 тысяч выпускников в Татарстане 16 тысяч — выпускники вузов, и только 10 тысяч — средних и начальных профессиональных учреждений. Но востребованность находится в обратной пропорции: 70 процентов вакансий — это специалисты со средним и начальным профессиональным образованием, и только 30 процентов — вакансии для соискателей с высшим образованием. И чаще всего эти оставшиеся вакансии — переоценка работодателем адекватных компетенций и навыков. К примеру, в сфере торговли работодатель требует, чтобы консультант-продавец был обязательно с высшим образованием. Это типичная переоценка компетенций. Вот скажите, зачем учиться в вузе 6 лет (потратив при этом круглую сумму на обучение), чтобы с дипломом в кармане стоять за прилавком? И потом, для того чтобы успешно продавать товар определенной линейки, определенного профиля, к примеру, бытовую технику, достаточно пройти курсы и тренинги.

01.jpg

— Но ведь существует и другая проблема — отток молодых специалистов! Молодежь уезжает в другие регионы, в более крупные города…

— Во-первых, в том, что молодые ищут место под солнцем, где они бы могли конкурировать, ничего плохого нет. Я, выступая перед молодежью, часто говорю: «Ребята, сейчас не только страны «воюют» за трудовые ресурсы, но и сами люди конкурируют между собой. Вы должны быть конкурентоспособными на мировом рынке труда. Вы можете уехать в любую страну мира, в любой город страны или республики, но при условии, что вы можете это сделать. А для этого нужно желание. Но вы должны понимать, что точно так же молодежь из других стран, регионов может занять ваши места в республике!»

Что касается оттока кадров. Озвучу данные: у нас положительный миграционный прирост: в среднем в республику ежегодно приезжают порядка 2,3 тысячи человек в возрасте от 14 до 29 лет.

— Ваш прогноз, как будет развиваться рынок труда, особенно на фоне мировых событий? К чему татарстанцам нужно готовиться?

— Во-первых, я верю в то, что мы делаем. Мы меняем профтехобразование, меняем идеологию в профориентации. И сегодня уже можно говорить о том, что меняется сам подход к выбору будущего: молодые люди начинают выбирать в первую очередь место работы, профессию, а уже потом — учебное заведение. Это заметно по тому факту, как изменяется паритет тех, кто идет в колледжи и высшие заведения. Все чаще рациональный выбор превалирует над желанием получать платное высшее образование без перспектив трудоустройства. Я верю, что наше население начнет разумно подходить к выстраиванию своей карьеры. И это в любом случае даст свои результаты.