РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОПА

На обложку книги «Король утопленников» издатели вынесли цитату из рецензии литературного критика Льва Данилкина на книгу «Поп-марксизм»: «Марксист Цветков, безусловно, один из умнейших наших современников, при этом намеренно не встроенный в систему». Если в «Поп-марксизме» присутствие левого очевидно уже из названия, то «Король утопленников» обозначается как сборник прозаических текстов, расставленных по размеру. Однако уже с первого рассказа Цветков дает понять, что новая книга — это все тот же поп-марксизм, который по всем параметрам соответствует прекрасно сформулированной автором истине: «Революции нужна своя собственная попса, свое массовое искусство и ее правильная интерпретация».

Сквозь спекулятивные диалоги своих героев — которые, надо отметить, написаны очень хорошо, в ожидаемой от Цветкова публицистической манере, — автор открывает, как он сам когда-то писал в рецензии на фильм «Жизнь Пи», «революционную перспективу мира». Его герои: голодная бабушка, почесывающая за ухом у голодного котенка, повторяя фразу «Все кушать хотят!», которую «при желании можно услышать так: «Всё — кушать котят»; партизаны-политзэки, ставшие Дедами Морозами по предложению безымянного Президента; в прошлом товаровед, а ныне известный художник, создатель направления «Ценарт» (картины из ценников).

Выпячивая свою левизну, Цветков не спекулирует одним приемом, как это часто бывает у отечественных прозаиков. Левизна здесь является нитью, связывающей абсолютно разные тексты, концептуально структурированные по объему. «Вычурность формы, игнорирование очевидной и неизменной природы человека и ослиное упрямство в левацком догматизме гарантированы» — шутливая аннотация к грядущей двойной презентации «Короля утопленников» и «Поп-марксизма» в московском книжном магазине «Циолковский», основателем которого является Алексей, хорошо описывает портрет Цветкова-писателя, хотя и очень утрировано и иронично.

(фото: vk.com)

ПОПУЛЯРНЫЙ МАРКСИЗМ

Впервые издававшийся в 2011 году в «Свобмарксизде» «Поп-марксизм» представляет собой сборник эссе, заметок и очерков о современных феноменах, связанных с политикой, обществом и массовой культурой. В цикле «Моя азбука» Цветков раскладывает, что называется, по полкам, почему группа «АББА» — это постреволюционная музыка, почему в фильме «Терминатор» мы должны сочувствовать системе «Скайнет», как голливудские левые видят революцию в фильме «Аватар», как писатель Борис Акунин взял себе псевдонимом фамилию известного русского анархиста Бакунина и почему либерал Фандорин должен перейти на сторону подпольных бомбистов.

Все время акцентируя на том, что во всем виноваты рыночные отношения, классовое общество и частная собственность, Цветков не дает какой-то рецептуры борьбы с ними. Он выталкивает в пространство идеологического конфликта, где предлагает читателю самому разобраться с тем, что заварил автор, снабдив его определенной оптикой. Именно оптика Цветкова является во всей этой истории первичнее таланта изложения собственных мыслей.

СОЗНАТЕЛЬНО МАРГИНАЛЕН

Только ленивый не задается вопросами «Почему при всем таланте и большом уме Цветкова его имя редко встречаешь в средствах массовой информации в роли интервьюируемого?», «Почему, когда журналистам нужен «левый» комментарий, они звонят черт знает кому, а не Цветкову?» Тексты Цветкова, иногда проговаривающие вам очевидные вещи, но разворачивая и выкручивая их до неузнаваемости, требуют к себе особенного отношения — как минимум регулярного прочтения.