Водой из стакана в телестудии никто никого не обливал, планшетниками не швырялся и нехорошими словами не обзывался. То есть дебаты кандидатов в депутаты Госсовета РТ — представителей четырех партий — прошли вчера относительно спокойно. Если кому и досталось, то Жириновскому за его желание слегка придушить образование в России и экс-министру образования Татарстана за покупку супердорогих наномикроскопов... Корреспондент «БИЗНЕС Online» также отметила нелюбовь кандидатов оппозиционных партий к чиновникам, пристраивающим своих детей на бюджетные места в вузах.
ПОЗВЕНЕТЬ ШПАГАМИ ОХОТЫ ПОЧТИ НИКТО НЕ ПРОЯВИЛ
Назвать дебатами то, что зрители смотрели вчера вечером в передаче «Время выбора» по телеканалу ТНВ, можно лишь с натяжкой. С большой натяжкой. По жеребьевке в этих, условно говоря, дебатах выпало участвовать представителям четырех партий из тех восьми, которые ведут борьбу за депутатские места в новом Госсовете РТ.
От ЛДПР — №5 в региональном партсписке, главный специалист по работе с обращениями предпринимателей центра поддержки предпринимательства РТ Азат Исмагилов.
От «Родной партии» — №1 в региональном партсписке, воспитатель IT-лицея КФУ Марсель Ахмадуллин.
От «Яблока» — №1 в партсписке, старший преподаватель кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ (КХТИ) Руслан Зинатуллин,
От «Справедливой России» — №2 в партсписке, глава совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского района РТ Эдуард Шарафиев.
Заранее скажем, что лишь яблочник Зинатуллин попытался как-то обострить ситуацию, вызвать коллег-кандидатов на бой. Но, похоже, сценарий выступлений был более-менее прописан заранее, и выходить за его рамки, чтобы позвенеть шпагами, охоты никто не проявил. Тем не менее некоторые выступления и предложения оказались интересными...
КОМПЬЮТЕР НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ УЧИТЕЛЯ
Собственно, сценарий встречи был таким: три вопроса по теме образования, после каждого все четыре представителя партий получают по две минуты на ответ. После этих трех раундов шел четвертый, когда участники получили право задать свой вопрос оппоненту, который отвечать мог аж целых три минуты.
Раунд первый. Вопрос от ведущей Гузель Хусаиновой:
— Совсем недавно прошел очередной августовский педсовет. Основная мысль совещания звучала так: инновационное образование ради инновационного развития. Как вы считаете, насколько эффективны были инновации, вносимые в среднюю школу в последние годы? И как вы видите развитие школьного образования дальше?
Азат Исмагилов (ЛДПР): Инновации, введенные в школах, полезны. Но их очень мало. И они наиболее распространены в больших городах... Но до районных центров, может быть, не доходят, возможно, не хватает денег. Мы считаем, райцентрам надо уделять больше внимания и выделять больше средств, создавать здесь интеллектуальные кружки. Возможно, обучать школьников системному администрированию — в современном мире это необходимо...
Марсель Ахмадуллин («Родная партия»):Что мы понимаем под термином «инновации»? Сейчас, к сожалению, под этим термином подразумевается внедрение мультимедийных досок, компьютеров и иных технических средств. «Родная партия» считает, что компьютер никогда не сможет заменить учителя... Вы можете увидеть в последнее время, каково падение образования в России и на Западе. Это связано с тем, что в преподавании многих предметов отсутствуют причинно-следственные связи, отсутствует единый курс естествознания... Мы разработали [такой курс] в одной из школ Краснодарского края — это школа Щетинина, и она показывает выдающиеся результаты... Потому что ученик может составить полную картину мира...
Руслан Зинатуллин (справа) |
Руслан Зинатуллин («Яблоко»): Школа вообще очень консервативна... Если в вузе еще инновации присутствуют, то в школе, как правило, нет... Покупка интерактивных досок — это все-таки не инновации в образовании, это техника. К сожалению, власть у нас вкладывает только в те проекты, с которых можно получить откат, — это строительство, закупка оборудования и так далее... Приведу пример: пару лет назад министерство образования решило закупить наномикроскопы огромной стоимости... При том, что их могли эксплуатировать только люди, которые специально обучены... В школе таких учителей нет. В то же время в других школах Казани отсутствуют даже элементарные условия для занятий спортом, дети занимаются не в спортзале, а в коридоре. Думаю, что надо все-таки спросить у преподавателей, у учителей, что им нужно: вот эти микроскопы либо создать нормальные условия хотя бы для занятий физкультурой...
Эдуард Шарафиев («Справедливая Россия»): Не все те инновации, которые внедряются на сегодняшний день в школьное образование, приветствуются и родителями, и педагогами... Думаю, западные стандарты в образовании, которые нам навязывают, у нас не применимы. Наши дети, они более развитые, более открытые, им нужна информация общедоступная, общеразвивающая... Поэтому то, что внедряется сегодня, требует дополнительного обсуждения в первую очередь с родителями школьников. Нужно также устранить тот недоремонт, который сейчас существует во всех практически школах: и в старых, и в новых. Как можно вести речь об инновационном образовании в старой, дырявой школе, в которой, например, протекает крыша или затоплен подвал...
ЕГЭ: ШКОЛЬНИКОВ УЧАТ НЕ ДУМАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ, А ЗАПОМИНАТЬ НИКОМУ НЕ НУЖНЫЕ ДАТЫ
Раунд второй — вопрос от телезрителей.
— Сложилось мнение, что в деревенской школе достойного образования ребенок не получит. Во всяком случае, набрать баллы по ЕГЭ для поступления в вуз на бесплатное отделение — это не для сельских ребят. Как исправить ситуацию?
Отвечая на этот вопрос, кандидаты дружно согласились с тем, что на бюджетных местах должны учиться прежде всего талантливые дети и дети из малообеспеченных семей. А учатся обычно, увы, дети чиновников. Что касается ЕГЭ, его, считают кандидаты, надо серьезно реформировать, потому что школьников учат не думать и анализировать, а просто запоминать никому не нужные даты.
Вот тут Зинатуллин и попытался превратить выступления в дискуссию, приведя прелюбопытнейшую цитату из речи Владимира Жириновского: «Ситуация с ЕГЭ — это целенаправленная политика властей и всяких псевдопатриотов, направленная на развал системы образования. Так, Жириновский в октябре 2012 года в Госдуме заявил: «В любом законе об образовании заложена революция. Чем больше высокообразованной молодежи, тем она опаснее для нас. Они будут свергать власть каждые 10 лет. Надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности...»
Казалось бы, после такой провокационной цитаты в студии начнется бедлам. Но всего-навсего Зинатуллина попытались перебить (не побить!), да ведущая призвала к корректности в речах...
ЭТО БАНАЛЬНАЯ СПЕКУЛЯЦИЯ, СТРЕМЛЕНИЕ ВУЗОВ ЗАРАБОТАТЬ
Раунд третий. Вопрос.
— Соответствует ли повышение цен за обучение в вузах качеству оказываемых образовательных услуг?
Представитель ЛДПР заявил, что «повышение цен на образование не всегда оправдано».
Представитель «Родной партии» напомнил, что цена за обучение зависит от популярности профессии: «Казалось бы, дороже всего подготовить химика квалифицированного, медика или физика, потому что у них большое количество сопутствующих практических работ. Но у нас почему-то самыми дорогими специальностями являются юридические и экономические. Это банальная спекуляция, стремление вузов заработать».
Лидер татарстанского «Яблока» заметил, что «у меня болит сердце, когда я вижу талантливых студентов, которые учатся на платной основе, пытаются участвовать в олимпиадах, и в то же время бездари поступают на бесплатной основе. И не за счет своих знаний, а за счет того, что они так называемые «целевики». Кандидат считает, что целевая подготовка должна быть на такие специальности, как врачи, учителя. А у нас целевая подготовка идет для судов, прокуратуры, администрации.
Представитель «Справедливой России» считает «недопустимым увеличение цены на образование, в том числе и на высшее». Эта партия вообще предлагает «взять под контроль те бюджетные места, которые распределяются сегодня по известным всем параметрам». «Посмотрите сами, кто учится на бюджетных местах, — предложил эсер. — В большинстве случаев это дети чиновников всем известной партии».
КОНЕЧНО, ГОРАЗДО ПРОЩЕ СЕСТЬ ПОИГРАТЬ В КОМПЬЮТЕРНУЮ ИГРУ ЛИБО ПОСМОТРЕТЬ СЕРИАЛ
Раунд четвертый — вопросы задавали кандидаты друг другу. Кандидат от ЛДПР поинтересовался у кандидата из «Родной партии», как решить проблему трудоустройства молодых специалистов после окончания вуза? Ответ, надо сказать, был неожиданным, что это вообще-то дело самих выпускников: «Почему-то мы привыкли перекладывать ответственность на государство. Мы уже начинаем лениться. Большая часть общества вообще ленится заниматься самообразованием. Конечно, гораздо проще сесть поиграть в компьютерную игру либо посмотреть сериал, чем заниматься спортом, заниматься образованием».
Ну а сам Ахмадуллин («Родная партия») спросил у Исмагилова (ЛДПР): «Вы, как либерал-демократы, должны опираться на предпринимателей. Что вы предусматриваете в сфере развития образования именно для предпринимателей?»
Ахмадуллин согласился, что уровень образования предпринимателей низок, особенно в сельских районах, где даже «невозможно найти специалистов со средним специальным образованием». И подробно рассказал, что делает для обучения малых и средних бизнесменов РТ центр поддержки предпринимателей.
Между Зинатуллиным («Яблоко») и Шарафиевым (СР) произошла-таки легкая пикировка. Зинатуллин нашел в программе СР на ее сайте пункт, очень близкий к программе своей партии. И ехидно спросил: «Какие еще пункты программы партии «Яблоко» вы разделяете?»
— Хорошо, что кандидат от партии «Яблоко» заходит на сайт партии «Справедливая Россия»! — парировал Эдуард. Сам он не без подтекста спросил у Зинатуллина: «За 20 лет партия «Яблоко» смогла ли донести до руководства страны, до руководства республики необходимость изменения в системе образования?»
— Думаю, то, что вы взяли пункт нашей программы, свидетельствует, что мы хотя бы до вас донесли, — не растерялся татарстанский лидер «Яблока».
Дебаты на ТV продолжаются, «БИЗНЕС Online» будет их отслеживать и дальше.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.