СЕТЕВИКОВ ПРИВЕЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ФЕРМЕРОВ

Сегодня в Казани в агропромышленном парке открылась выставка продукции сельхозтоваропроизводителей республики, которая собрала под одной крышей около 100 участников со всего Татарстана. Кроме фермерских хозяйств в мероприятии приняли участие производители и переработчики сельскохозяйственной продукции, а также представители торговых сетей «Лента», «Ашан», «Бахетле», Х5 Retail Group. Это сразу же выделило ярмарку от прочих подобных — ранее торговые сети не спешили участвовать в подобных мероприятиях.

До официального открытия выставки гости и участники делились друг с другом мнениями по поводу сложившейся ситуации вокруг введения запрета на ввоз продуктов из Европы. «Вроде бы так масштабно мы еще не собирались», — негромко сообщил своему собеседнику мужчина лет 50.

«Ага, не было. Но тут логика очевидна... Вот они и всполошись», — ответил ему тот.

Между тем, как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», татарстанские производители, несмотря на то, что с момента ввода санкций прошло чуть больше двух недель, уже отмечают положительный эффект. «К нам уже начали поступать заказы по поставке мяса кролика непосредственно сетевикам, есть предложение от Мetro, хотя до этого они торговали венгерским кроликом, — рассказала «БИЗНЕС Online» представитель ЗАО «Племенной завод кролика» Лилия Латыпова. — Как только Мetro распродаст все свои запасы, будем подписывать с ними контракт». Сейчас ведем переговоры с «Ашаном».

Повышенное внимание со стороны не только торговых сетей, но рестораторов отметила Нурия Ахметсафина, руководитель фермерского хозяйства в Лаишевском районе. Ее хозяйство занимается выращиванием клубники, малины и смородины.

«Мы уже ощутили на себе — в позитивном смысле! — ввод эмбарго на европейские продукты. Наша продукция перестала застаиваться на грядках, плантации и на прилавках. Сейчас мы получаем заказы практически со всех рынков Казани, интересуются нами рестораны, так же ведутся переговоры с магазином «Магнит», — рассказала Ахметсафина «БИЗНЕС Online».

Она также добавила, что, как ни старайся, санкции в любом случае негативно повлияют на цену продовольственных продуктов. Спасти ситуацию можно, только если фермерством будет заниматься как можно больше людей, живущих в сельских поселениях.

РОСТ ЦЕН НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ НЕИЗБЕЖЕН

Во время знакомства с сельхозпроизводителями министр сельского хозяйства Марат Ахметов задавал участникам три вопроса — про объемы производства, упаковку и повышения цены. Кстати, вместе с ним в обход пошли министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов и исполнительный директор по корпоративным сервисам Х5 Retail Group Сергей Бакумов.

— «Челны-Бройлер», какие-нибудь сложности у вас есть? Вся продукция реализуется? Проблем на производстве нет? — поинтересовался Ахметов у представительницы набережночелнинского предприятия.

— Что вы, Марат Готович, мы всем довольны! Проблем практически нет, со всем в принципе справляемся, — заверила она его.

— Был сигнал по вашему предприятию — цены стали повышать после санкций. Разве вы не понимаете, что с вами торговые сети просто перестанут работать? Поэтому передавайте привет от меня Залилю Насимовичу (Залиль Хасанов — исполнительный директор ЗАО «Агросила Групп» по вопросам деятельности «Челны-Бройлер»прим. ред.). Сейчас к этому вопросу у нас внимание особое, — строго предупредил министр.

Большинство производителей все же спешили заверить Ахметова, что прикладывают максимум усилий, но цены не повышают. Однако роста избежать все же не удалось. Так, например, по словам представительницы производственно-торговой компании «Дивный берег» из-за прекращения поставок рыбы из Норвегии акценты сместились на рыбную продукцию из Мурманска и Чили, что привело к удорожанию продукции на 30 - 40 рублей. При этом повышение цены объясняется вполне логично — российский поставщик, в отличие от норвежского, еще не научился оптимизировать процесс ловли рыбы.

Растут цены и на мясо. «Несмотря на то, что вторая половина августа традиционно не является сезоном в мясоперерабатывающей отрасли, те, кто занимаются выращиванием скота, в частности свинины, продолжают поднимать цены, — рассказал «БИЗНЕС Online» исполнительный директор мясоперерабатывающего цеха Любослава Тукаевского района Рустам Чегодаев. — Сейчас повышение цены идет значительно, сейчас эта цифра достигла 7 процентов. Это очень негативно сказывается на объемах продаж, вызывает большое недовольство покупателей. Мы, являясь промежуточным звеном между теми, кто выращивает, и теми, кто реализует готовый продукт, зависим от двух составляющих — цена на сырье и договорные обязательства перед торговыми сетями».

Многие другие опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» участники ярмарки рассказывали, что цены повышаются примерно на 5 - 7 - 10% — и не только из-за санкций, то есть из-за повышенного спроса на местные товары, но и из-за повышения цен на корма, удобрения, исходные материалы и прочее. Однако, положа руку на сердце, все же признавались — грех сейчас не воспользоваться такой ситуацией.

«ОЧЕНЬ ВАЖНО, ВО ЧТО ВЫ УПАКОВЫВАЕТЕ СВОЙ ПРОДУКТ»

Во время обхода Ахметов сделал замечание товарному виду одного из татарстанских производителей варенья.

— А с чем связан именно такой выбор банки и крышки? — спросил Ахметов, держа в руках банки, в которые еще бабушки закатывали варенье.

—Не хотели изменять имиджу, — нашел выход представитель предприятия.

Однако Ахметов сообщил присутствующим: красивая упаковка готового продукта — это половина дела. С этим никто не спорил, и министр пояснил по-другому. Есть перспектива из Казани продукты питания в привлекательной упаковке поставлять и в регионы России. На решение оргвопросов потребуется около двух-трех недель. Однако углубляться в тему не стал.

— Очень важно, как вы упаковываете свой продукт, — резюмировал министр.

Представитель торговой сети X5 (бренды «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») добавил, что плохая упаковка тоже является причиной, почему товар местных производителей не попадает на их прилавки.

— Если говорить о процентном соотношении продукции татарстанских производителей, представленных на полке наших сетей, то молоко занимает около 80 процентов, хлеб — практически 100 процентов, мясо — около 70 процентов, — рассказал журналистам Сергей Бакумов, исполнительный директор по корпоративным сервисам X5. — Сейчас сотрудники наших коммерческих дирекций еще раз оценят всех участников выставки, так как что бы ни говорили, а покупатель берет товар с полки. Конечно, всю ответственность за состояние продуктов несут сетевики. К примеру, веской причиной не брать товар является отсутствие вакуумной упаковки, объясняя малым сроком хранения».

Тем не менее Ахметов был, можно сказать, доволен увиденным. Он заявил, что Татарстан обладает огромным потенциалом по производству продуктов питания, что по основным социально значимым продуктам питания доля местной продукции в торговых сетях составляет от 70 до 100%, что за ростом цен идет пристальный контроль...

— Мы способны обеспечить себя продуктами питания в полном объеме, — заявил он.

Впрочем, пару ложек дегтя в местные бочки с медом он таки добавил. Министр признался, что единственной проблемой может стать отсутствие своих фруктов. Но пока республиканские садоводы не поставили дело на широкую ногу, можно будет фрукты завозить со стороны (а понадобятся ли потом местные садоводы?). Кроме того, есть проблема с хранением овощей, которые надо сохранять и зимой. Для этого необходимо искать инвесторов, кредиторов и строить современные овощехранилища для капусты, моркови. Этот сектор экономики планируется субсидировать государством, сообщил министр.