Магазин сети Media Markt на Петербургской закроется в конце августа
Магазин сети Media Markt на Петербургской закроется в конце августа

МАГАЗИН БЫЛ НЕПРИБЫЛЬНЫМ

Немецкая сеть супермаркетов по продаже бытовой электроники и техники Media Markt на днях распространила по Казани листовки, в которых говорится, что магазин сети по ул. Петербургская закроется 25 августа. В связи с этим в магазине организована распродажа многих категорий товаров со скидками. Также в листовках говорится, что ретейлер в городе будет представлен двумя гипермаркетами в ТЦ «Парк Хаус» и ТЦ «Южный». Информацию о закрытии подтвердили корреспонденту «БИЗНЕС Online» и в самом магазине.

В российском офисе Media Markt заявили, что, действительно, с 25 августа филиал «Медиа Маркт Казань 2» (ул. Петербургская, 9) прекращает свою деятельность.

«Несмотря на все усилия со стороны сотрудников, из-за своего месторасположения магазин не достигал поставленных перед ним целей и был неприбыльным, поэтому руководством холдинга Media-Saturn (Германия) было принято решение закрыть филиал. Это стало следствием стратегии компании по оптимизации портфолио магазинов во всех странах присутствия Media Markt. Всем сотрудникам «Медиа Маркт Казань 2» были предложены приемлемые для обеих сторон условия, — заявили в компании. — Два других казанских магазина Media Markt берут на себя обязательства перед клиентами и партнерами. В долгосрочной перспективе Media-Saturn-Holding планирует дальнейшее развитие сети Media Markt в России в тесном сотрудничестве с российским подразделением».

РОК НАД «БУЛЬВАРОМ»

Отметим, что слухи о закрытии Media Markt на Петербургской ходили еще осенью 2013 года, но тогда они были опровергнуты, но площадь магазина сократилась. Гипермаркет съехал с первого этажа.

Напомним, что именно в ТЦ «Бульвар» (тогда он еще носил название «Детский мир») открылся первый магазин немецкой сети в Казани в 2009 году. Тогда магазин Media Markt на ул. Петербургской занимал 6,1 тыс. кв. м, из них торговая площадь — 4,3 тыс. кв. метров. Ассортимент магазина составляет 45 тыс. наименований. Это был 20-й магазин в России.

В целом, если говорить о торговом центре на Петербургской, где открылись немцы, то у него непростая судьба. Появился он накануне 1000-летия, когда город переживал бум строительства моллов. В октябре 2004 года ТАИФ и московская АФК «Система» заложили первый камень нового торгово-развлекательного комплекса «Детский мир». Открытие, которое изначально было намечено на август 2005 года, затянулось на два года и состоялось в ноябре 2007-го. Предполагалось, что партнеры будут на паритетных началах финансировать проект, стоимость которого оценивалась в $18 миллионов. Однако в начале 2006 года ТАИФ вышел из проекта, объяснив этот шаг тем, что для ТАИФа приоритетными являются другие направления бизнеса. «Система» выкупила долю бывшего партнера в проекте и продолжила его реализацию самостоятельно.

Шигабутдинов и представитель АФК «Система» на закладке ТЦ
Шигабутдинов и представитель АФК «Система» на закладке ТЦ «Детский мир»

Концепция ТЦ несколько раз подвергалась перезагрузке. Последняя состоялась в 2009 году, когда два этажа торговой площади здесь облюбовала немецкая сеть магазинов бытовой электроники Media Markt. Она сменила съехавшие из ТЦ магазин одежды «Модис» и сеть товаров для дома «Санта Хаус», закончившую свою деятельность в кризис. С тех пор других крупных арендаторов не было — торговый центр не пользовался большой популярностью у горожан, чем и объясняется некая чехарда с арендаторами. Чтобы как-то спасти ситуацию, в 2012 году он меняет название и концепцию. Но особо это ситуацию не исправило. В начале 2013 году у ТЦ меняется собственник. Новым покупателем объекта стала московская компания Imagine Estate, которая первым делом сменила его концепцию. Теперь это ТЦ «Детская республика». Отметим, что «Детский мир» достался москвичам по достаточно бросовой цене (что-то в районе $1 - 1,2 тыс. за кв. метр). Проведя реконцепцию, по словам Стрюковой, площади ТЦ выросли с 19 тыс. до 31 тыс. кв. метров. Новые владельцы сразу же его выставили на торги. Так, до сих пор в интернете можно увидеть объявление, что продается действующий торговый центр в Казани. Перечисляются его финансовые показатели: площадь — 19 813 кв. м, стоимость — $51 млн., ставка капитализации — 15%, окупаемость — 6 лет, чистый операционный доход — $8 миллионов.

ОNLINE-МАГАЗИНЫ НАСТУПАЮТ

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» состояние рынка электроники и бытовой техники и ситуацию Media Markt.

Мурат Ахмеров — директор A-Development:

— Бывший «Детский мир» выкупили московские инвесторы в лице «Маяк Эстейт». И сразу после покупки они сменили концепцию, решили создать здесь торговую галерею. Новый собственник отказался от сдачи площадей под крупных арендаторов, предпочтя «нарезку» под мелких арендаторов. Считаю, что это правильная концепция, которая может вытянуть объект на новый уровень.

Из явных минусов — это отсутствие парковки, но, похоже, новые владельцы пытаются решить этот вопрос. Что касается соседства с большим числом ТЦ («Кольцо», ГУМ, «Свита-холл»), то с новым форматом это не так страшно.

Дина Сайфутдинова — экс-директор по маркетингу компании «Домо»:

— Media Markt — это очень крупный игрок, европейский лидер по продаже электроники. В 2010 году компания была номером один в Европе, и амбиции на Россию были тоже очень большие.

Но сейчас ситуация резко меняется — огромный кусок оффлайновых продаж откусывает оnline. Соответственно, это не может не сказаться на лидерах рынка. Что касается данной локализации, то у улицы Петербургская очень низкий трафик. Первый магазин сети, чтобы зацепиться и войти в город, был открыт именно там. Крупная площадь нашлась только в этом центре. Думаю, сейчас компания считает свои расходы и понимает, что эту площадь не вытянет. Трафик низкий, и место оказалось не совсем хорошим.

Основной конкурент сети — «М.Видео». Также наступают оnline-магазины.

Если еще несколько лет назад была борьба площадей на рынке, то сейчас сети пересматривают свои концепции, потому что уже невыгодно держать такие площади, когда человек получает консультацию, заходит в интернет-магазин или «Яндекс.Маркет», и смотрит, сколько это стоит. Стала популярной даже модель объявлений Avito. Поэтому думаю, что стандартные форматы будут постепенно захлопываться. Наступило время борьбы в оnline.

Иван Федяков — директор ИА «Инфолайн»:

— Рынок бытовой техники и электроники как нельзя сильно подвержен влиянию со стороны интернета. Это одни из самых ходовых категорий продаж в интернете. Media Markt в последнее время пытается сделать шаги, которые позволят им закрепиться за этот рынок, — запустили интернет-магазин. Но пока на глазах потребителей это не сформировалось устойчивым явлением, поэтому многие переключаются на такие успешные в интернете проекты, как «Юлмарт», «Ситилинк», «Холодильник.ру». Тем самым часть клиентов Media Markt объективно теряет.

Этим летом и, видимо, все-таки осенью мы будем ощущать достаточно серьезное замедление покупательской активности. Это связано с теми макроэкономическими и геополитическими делами, которые происходят внутри и снаружи нашей страны. Не надо все сводить к ситуации на Украине — она в данном случае — это частный момент. Замедление покупательской способности наблюдалось уже в предыдущие годы, и особенно стало заметно во второй половине 2013 года, и связано это было с достаточно ощутимой закредитованностью населения. На протяжении 2012 - 2013 годов мы обращали внимание, что серьезный объем продаж поддерживается благодаря потребительскому кредитованию. Именно те сегменты, которые потребительское кредитование могли использовать, условно говоря, получили некий допинг, который позволял им расти еще быстрее. Потребление гаджетов, электроники, авто росло. Но допинг — это не очень хорошо. Происходит эффект оттянутой резинки. Рост продаж был искусственный, и сейчас видим, что требования стали повышаться, кредиты стали хуже обслуживаться. Затоваренность этим ассортиментом уже ощущается.

На рынке будет очень непростая ситуация. И то, что Media Markt уже сейчас решился на оптимизацию своих издержек и закрытие части магазинов, в моем понимании, вполне оправданно. И вряд ли сеть сейчас будет пытаться открывать новые магазины в Казани. Магазины сейчас работают либо на грани рентабельности, либо просто проедают оборотный капитал, не генерируя прибыль для своих акционеров. Двух магазинов Media Markt для Казани, конечно, недостаточно, но, учитывая конкурентов, — «М.Видео», «Эльдорадо», развитие интернет-торговли — это количество будет оптимально.