Ильгизар Мардеев
Ильгизар Мардеев (фото: www.kamazmaster.ru)

ПО МУСУЛЬМАНСКИМ ОБЫЧАЯМ

Гонщика команды «КАМАЗ-мастер» Ильгизара Мардеева похоронили сегодня во второй половине дня на городском кладбище Набережных Челнов, в мусульманской его части. Утром в производственном цехе «КАМАЗ-мастера» состоялась официальная панихида с торжественными словами, поэтому на кладбище приехали родные, близкие, самые верные друзья. Собрались около 50 человек. Проходило все без лишнего официоза и шума. Хоронили Мардеева по мусульманским обычаям: женщин в определенный момент попросили удалиться, мулла прочитал молитву. Затем каждый, кто пришел сегодня на кладбище, бросил в свежую могилу горсть земли, прощаясь с великим спортсменом. Среди скорбящих был и старший сын Айрат Мардеев, попрощавшись с отцом, он отошел подальше от могилы. В руках он держал красную подушку, на которой сверкали медали, полученные отцом на соревнованиях. Отметим, что Айрат, как и отец, активно занимается автогонками — сначала картингом, затем стал пилотом команды «КАМАЗ-мастер». В 2013 Айрат повторил лучшее достижение отца, заняв второе место на финише «Дакара» в классе грузовиков.

Ильгизара Мардеева похоронили на городском кладбище Набережных Челнов в мусульманской его части

Среди тех, кто пришел проститься, был Владимир Чагин — руководитель команды «КАМАЗ-мастер», который на «Дакаре» получил прозвище Царь. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он вспоминает, что Мардеев стал его учителем. «Мы познакомились в июле 1988 года, в первый день создания команды. Я только пришел в коллектив, и моим первым наставником был Ильгизар Мардеев. Меня поставили к нему, к его верстаку. Я помогал ему собирать машины, учился у него. Он был доброжелательным, остроумным, любил пошутить. Умел красиво и интересно рассказывать истории», — рассказал Чагин.

«Я до сих пор не могу поверить, что это произошло. Он всегда был примером для молодежи — молодые мальчишки, которые приходили к нам в команду, очень его любили. Он старался сделать все для того, чтобы им понравилось у нас. Он мог разглядеть в них талантливых, трудолюбивых людей», — поделился руководитель «КАМАЗ-мастера».

Мулла прочитал молитву, затем каждый бросил в свежую могилу горсть земли, прощаясь с великим спортсменом

Эрик Хайруллин — пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер», вспоминает об Ильгизаре Мардееве как об обаятельном, трудолюбивом человеке с большой душой. «Он был начальником производства команды «КАМАЗ-мастер», вел масштабную работу по подготовке машин к соревнованиям, занимался разработкой и изготовлением специальной техники, руководил людьми в достаточно непростом коллективе, где каждый человек был специалистом — самородком. И он был непререкаемым авторитетом для всех. Во всех победах команды его огромная заслуга. Это я рассказал о его работе вне соревнований, а во время соревнований он был пилотом автомобиля технической помощи и за все годы работы в команде показал себя верным товарищем и надежным пилотом. Его заслуги были отмечены многочисленными правительственными наградами, он носил звание Заслуженного мастера спорта, был многократным призером марафона «Дакар», — рассказал Хайруллин.

Президент РТ Рустам Минниханов вручает Ильгизару Мардееву орден «За заслуги перед Республикой Татарстан» (февраль, 2013)
Президент РТ Рустам Минниханов вручает Ильгизару Мардееву орден «За заслуги перед Республикой Татарстан» (февраль, 2013)

Свои соболезнования сегодня выразили многие официальные лица Татарстана, среди первых — президент республики Рустам Минниханов, премьер-министр РТ Ильдар Халиков. «Горько осознавать, что из жизни ушел глава уважаемой семьи, талантливый, смелый, полный жизни и энергии человек, без остатка посвятивший себя автоспорту, КАМАЗу и Республике Татарстан, — сказано в официальном сообщении от имени Минниханова, размещенном на сайте правительства. — Глубоко опечален этим известием и выражаю сочувствие вам и вашим близким, скорблю вместе с вами. Сил вам и стойкости в эти трудные дни».

На кладбище приехали родные, близкие, самые верные друзья

БЕСХОЗНЫЕ ДОРОГИ

ДТП с Мардеевым произошло вчера, примерно в 16:30, в Боровецком лесу, рядом с базой отдыха «Пихта». Он ехал на квадроцикле «Арктик Кат» по лесной грунтовой дороге шириной около 3 метров. При встрече автомобиля Мардеев выехал на обочину, по которой и поехал, но неожиданно наскочил на лежавшую в траве бетонную балку, которую не было видно с дороги. Колесо разорвало, и гонщик ударился головой о дерево, рассказал Чагин. Это была тяжелая черепно-мозговая травма, которая, как потом выяснилось, несовместима с жизнью. Водитель проезжавшей мимо машины вызвал скорую помощь, но гонщик скончался до приезда врачей.

Отметим, что дороги в Боровецком лесу, который для челнинцев является одним из излюбленных мест отдыха (там, на берегу Камы, есть дачи многих местных VIP'ов, базы отдыха и садовые общества), уже привлекали внимание сотрудников ГИБДД. В июле в Доме правительства на правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности жизнедеятельности начальник ГИБДД по РТ Рифкат Минниханов назвал сеть дорог в Боровецком лесу «бесхозной» и вызывающей опасения — она никем не обслуживается, что является одной из причин многочисленных ДТП. «На этом участке за полгода произошло 7 аварий, в которых погибли 3 человека, еще 6 получили ранения. При этом на всей сети дорог Тукаевского района погибли с начала года 6 человек», — привел тогда данные Рифкат Минниханов. Поясним, что ДТП с Мардеевым произошло на лесной грунтовой дороге, однако представление о контроле на данных участках статистика дает. С одной стороны, случайный, трагический наезд на бетонную балку. С другой, не обслуживание тех самых дорог.

«Бесхозных дорог не бывает и быть не должно, но дорог, за которыми никто не следит и не ухаживает, в Татарстане достаточно много, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» Рамиль Хайруллин — региональный представитель ФАР по РТ. — Конечно, в городах с этим попроще, а в районах, когда начинаешь разбираться, все начинают отмахиваться: у нас на это денег нет. Начинают искать каких-нибудь подрядчиков, на которых это можно свалить. Проблема такая есть. Чтобы ее решить, нужно просто людям в администрациях районов напомнить, что все дороги внутри района — это все ваше, уважаемые».

ОТ МИНИ-СЕНСАЦИЙ ДО КРУПНЫХ ПОБЕД

Чтобы понять значение Мардеева для команды «КАМАЗ-мастер», можно сказать: все победы были связаны с его именем. Мардеев пришел работать на КАМАЗ в 1975 году в 17-летнем возрасте, практически в самом начале функционирования завода. Начинал как фрезеровщик экспериментального цеха при управлении главного конструктора. По его словам, профессией испытателя автомобилей, а также гонками, он увлекся еще в детстве, когда случайно по телевизору увидел, как машина каскадера едет по спирали. В 1986 году Ильгизар перешел в научно-технический центр КАМАЗа, где занимался изготовлением спортивно-кроссовых автомобилей типа багги. В качестве механика выезжал на всесоюзные соревнования и на гонки Кубка Европы по автокроссу.

Постоянным участником международных ралли-марафонов в качестве водителя машин технической поддержки Мардеев стал в 1992 году. В 1997 году он пробует себя в качестве штурмана спортивного экипажа, а в 2002 году пересаживается в кресло пилота «боевой технички» — грузовика, который должен был быстро приходить на помощь лидерам команды при возникновении технических проблем. В 2004 году совершает первую мини- сенсацию, финишировав на своей «техничке» на 4 месте в зачете грузовиков гонки «Париж-Дакар».

В 2007 году на «Дакаре», когда лидирующий экипаж Чагина попал в аварию, Ильгизару пришлось вступить в упорную борьбу с именитыми соперниками, защищая честь команды. К этому моменту Мардеев шел в конце первой десятки, а задача была попасть в число призеров. Пилот из Набережных Челнов сумел мобилизоваться. Тактически грамотно выстроил оставшуюся часть гонки, и его экипаж завоевал «серебро» «Дакара». Что стало лучшим результатом в его карьере.

В период с 2009 по 2012 год, когда «Дакар» уже проводился в Южной Америке, экипаж Мардеева неизменно финишировал на 4 - 5 местах.

Особенно запомнилась гонка 2011 года, когда в упорной борьбе экипаж Мардеева занял 4-е место, вырвав на финише несколько минут у очень серьезного соперника Франца Эхтера. И впервые в истории «Дакара» первые 4 места заняли камазовские экипажи.

В 2013 году Мардеев заявил о завершении спортивной карьеры. Он стал начальником производства некоммерческого партнерства «КАМАЗ-Автоспорт», там он организовал весь спектр работ по сборке и испытаниям гоночных грузовиков. На его плечи легла задача подготовки всех механиков команды, а также экипажа технической поддержки.

Его старший сын Айрат Мардеев пошел по стопам отца, активно занимался картингом, затем стал пилотом команды «КАМАЗ-мастер». И уже в 2013 Айрат повторил лучшее достижение отца, заняв второе место на финише «Дакара» в классе грузовиков.