В ТАТАРСТАНЕ ПРЕКРАТИЛСЯ «БЕЛЫЙ ВЕТЕР»

Сегодня в Казани в ТЦ «Кольцо» был закрыт магазин бытовой техники «Белый ветер цифровой». Каких-либо объявлений на двери магазина не было, охранник торгового центра рассказал газете «БИЗНЕС Online», что еще вчера он работал, а сегодня просто не открылся. Корреспондент нашей газеты стал свидетелем, как сотрудники магазина собирали, судя по всему, свои вещи — товар для продажи оставался стоять на витринах. Вскоре те же самые охранники, очевидно, получив указание, опечатали двери магазина.

Закрытым оказался магазин и в ТК «Тандем», откуда, по словам работников соседних павильонов, технику вывезли еще ночью. В отличие от «Медиа Маркта», который заблаговременно объявил о распродаже в связи с закрытием своего гипермаркета на Петербургской, «Белый ветер» предпочел свернуть сеть по-английски...

У компании насчитывалось 192 магазина по всей России, причем 75 торговых точек она открыла за прошлый год (сеть основана в 1991 году, занимается продажами компьютеров, бытовой техники и мобильных устройств). Работали около 2 тыс. человек. В Казани работало три магазина — в ТРК «Кольцо», «Меге» и в торговом центре «Тандем». Еще один магазин был открыт в Набережных Челнах, в ТК «Торговый квартал». Как стало известно «БИЗНЕС Online», в автограде магазин, имея задолженность перед арендодателем, был закрыт еще на прошлой неделе.

Связаться с представителями компании для комментария газете «БИЗНЕС Online» не удалось.

Тем временем сегодня стало известно, что в Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление от ООО «БВЦ» о признании банкротом. По данным на 15 августа, задолженность «БВЦ» составляет 7,2 млрд. рублей, из них 4 млрд. рублей — долг перед поставщиками и подрядчиками, 3,1 млрд. рублей — долг по кредитам и займам и 3,6 млн. рублей — долг по зарплате перед работниками, сообщает федеральный «Коммерсантъ». Погасить задолженность невозможно из-за низкой рентабельности продаж и больших операционных расходов. Первое слушание состоится в суде 18 сентября.

Ночью технику вывезли из ТРК «Тандем», на глазах журналистов «БИЗНЕС Online» опечатали магазины в ТК «Кольцо»

При этом вчера стало известно, что иск к компании в столичный Арбитражный суд подала ЗАО «Сони Электроникс», которая требует взыскать с «Белого ветра» 100,1 млн. рублей задолженности, передает РАПСИ. Как сказано в сообщении, сеть магазинов электроники уже несколько месяцев не платит поставщикам, те, в свою очередь, в массовом порядке подают иски. С начала 2014 года к «Белому ветру цифровому» подано 14 исков о неисполнении обязательств. Общая сумма требований превышает 700 млн. рублей.

ООО «БВЦ» контролируется ООО «Концерн белый ветер», которое, в свою очередь, на 93% принадлежит ООО «Аида и Д», а еще 7% — у кипрской Pricenet Limited. Чистая прибыль по итогам 2012 года, согласно данным «Контур-Фокуса», составила 11 млн. рублей.

В 2007 году контрольный пакет сети «Белый ветер цифровой» у ее основателя московского бизнесмена Юрия Дубовицкого выкупил крупный ретейлер бытовой техники — сеть DOMO, которая, в свою очередь, была близка к группе ТФБ и контролировалась пулом собственников, ключевую роль в котором на тот момент играли известный в Татарстане банкир Роберт Мусин, директор «Спартака» Райхат Гарипов, депутата Госсовет РТ Антон Сайфутдинов и его партнер Эдуард Зиганшин. Позже состав акционеров казанской группы кардинально несколько раз менялся. Интересно, что долгое время исполнительную дирекцию «Белого ветра» возглавляли москвич из команды Дубовицкого, продолжая курс отца-основателя. А казанцы никогда — ни в момент сделки, ни после — не старались публично афишировать свое присутствие в этом федеральном ретейлере, что, по мнению ряда наблюдателей, могло объясняться сложной структурой собственности и наличием еще каких-то московских акционеров.

«Белый ветер» предпочел свернуть сеть по-английски...

«НЕ СМОГ КОНКУРИРОВАТЬ С СЕРЫМИ ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИЯМИ?»

Один из представителей ретейлера на условиях анонимности рассказал газете «БИЗНЕС Online», что губительным для «Белового ветра» стало сосредоточение на очень узкой нише — продаже цифровой техники. «Пока рынок очень активно рос, до 2007 - 2008 года, это оправдывало себя, конкуренция в этом сегменте была не очень высокой, рынок рос опережающими темпами, и это было удобно, оплачивалась экспансия и так далее. После 2008 года на этот рынок быстро пришли цифровые сети типа «Евросети» и «Связного», которые стали точно так же продавать ноутбуки, — рассказал источник. — Более того, рынок цифровой техники начал очень быстро сжиматься, потому что рынок ноутбуков, на который делал акцент в том числе «Белый ветер», стал если не падающим, то стагнирующим».

Сказалась конкуренция со стороны крупных сотовых сетей. «Белый ветер» попытался расширить количество магазинов и ассортимент, но к тому моменту он уже просто не воспринимался как место для покупки телевизора или стиральной машины.

«Самая основная причина случившегося в том, что «Белый ветер» одним из последних пришел в online. К тому моменту уже тоже было достаточно тяжело конкурировать со всеми остальными компаниями. Более того, в online очень тяжелая ситуация с серыми интернет-игроками. В принципе, одной из причин можно назвать то, что «Белый ветер» не смог конкурировать с серыми интернет-компаниями, которые не платят налоги и ставят свои ценники иногда на десятки процентов ниже, чем ретейлеры, которые платят налоги. Соответственно, «Яндекс.Маркет» можно назвать потенциальным убийцей «Белого ветра», — отметил источник.

«БЕЛЫЙ ВЕТЕР» БЫЛ НЕ СТОЛЬ ГИБКИМ

Эксперты прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» закрытие магазинов «Белый ветер цифровой».

Владимир Иванов — гендиректор ООО «Бизнес-Центр»:

— «Белый ветер цифровой» уже давно находился в тяжелом финансовом положении, это не эффект сегодняшнего дня. В течение долгого времени они занимали узкую нишу на рынке электроники, держали очень узкий сегмент дорогих цифровых аппаратов. Несколько лет назад «Белый ветер цифровой» был продан новому хозяину — татарстанской сети DOMO, которая на сегодняшний день и является его фактическим владельцем. Или можно сказать по другому: фактическими владельцами DOMO и «Белого ветра цифрового» являются одни и те же аффилированные лица.

Проблемы у этой сети были уже давно и давно должны были закончиться банкротством. У них все время были долги перед поставщиками, перед банками. Но нельзя все время жить в кредит, когда расходов больше, чем доходов. Финал будет один — банкротство, полный крах. А вторая причина банкротства, на мой взгляд, заключается в том, что они были ни то ни се. Они не смогли найти свою нишу на рынке. В «М-Видео», DOMO, «Техносиле» и других человек мог прийти и купить все что пожелает: от стиральной машины до телефона. А узкий сегмент не позволяет генерировать большие финансовые потоки.

«Белый ветер цифровой» был менее гибким, в отличие, например, от «Евросети» и «Связного», которые открывали свои магазины везде, чуть ли не на остановках. В Набережных Челнах один магазин компании «Белый ветер цифровой», в «Торговом квартале» — в самом дорогом торговом центре по аренде. А что такое один магазин на весь город? Это практически ноль, люди о нем не знают. Я считаю, что они так и не нашли свою нишу — быть элитарным или массовым магазином. Думаю, что это проблема менеджмента.

Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:

— Судя по данным в открытом доступе, основным фактором дефолта компании выступает высокая долговая нагрузка, которую в условиях негативных изменений на рынке, сужения спроса и как следствие сокращения продаж и падения рентабельности компания оказалась не в состоянии эффективно обслуживать. Можно предположить, что акционеры, ориентируясь на предыдущую высокую динамику индустрии и значительный потенциал роста, а также учитывая вероятность максимально выгодно выйти из проекта в результате удачной сделки M&A (спрос на крупные профильные активы формировался на высоком уровне в рамках процесса консолидации рынка), проводили стратегию достаточно агрессивного роста. Естественно, преимущественно за счет внешнего финансирования. Это стало ключевым уязвимым моментом. В условиях спада в экономике, оттока ликвидности и повышения ставок, несбалансированный кредитный профиль, видимо, не позволяет провести рефинансирование на приемлемых условиях.

Александр Позднышев — директор аналитического департамента GKFX:

— На самом деле «Белый ветер цифровой» является примером того, что бизнес-модель, появившаяся в начале 90-х и успешно работавшая на протяжении едва ли не двух десятков лет, более не актуальна. Рынок ретейла цифровой техники за последние 5 лет изменился и не в пользу «Ветра»: ежегодно продажи интернет-магазинов растут на 30 процентов, их количество и подавно уже не поддается никакой статистике, а все потому, что бизнес-модель у них новая, низкозатратная. Чтобы организовать интернет-магазин, достаточно сделать копеечный сайт и своевременно отвечать на поступающие звонки, никаких затрат на аренду собственной сети продаж со штатом продавцов-консультантов и логистику. По большому счету шоу-румы с гаджетами и консультанты никому не нужны: нынешний потребитель выбирает товар задолго до похода в магазин и имеет о нем полное представление. Да, «Ветер» уже с незапамятных времен организовал собственный интернет-магазин, но продавал товар по ценам сети, да и не мог позволить себе торговать «серыми» аппаратами, которые стоят гораздо дешевле. Сейчас можно смело утверждать, что время сетевых магазинов наподобие «Белого ветра цифрового» уже подходит к концу, так что банкротство его вполне логично и закономерно.

Дина Сайфутдинова — бывший директор по маркетингу компании DOMO:

— То, что произошло, стало итогом целого комплекса проблем. Надо учитывать и внешние, и внутренние факторы, которые к этому привели, но совокупность всех этих факторов и привела к таким печальным последствиям. Рынок смарт-электроники, цифровых приборов за последние 7 лет очень сильно изменился. И эти тенденции надо было учитывать заранее, в 2007 - 2008 году, чтобы уже тогда стратегически перестраивать бизнес-модель. А бизнес-модель как была задана Дубовицким, так и не поменялась. Во всяком случае, я этого не увидела. В основном работали над тактическими задачами, а стратегические задачи не решали.

В 2007 - 2008 году в том формате, в каком она была представлена, «Белый ветер цифровой» была компанией-лидером. Она работала в формате Digital, который подразумевал отсутствие бытовой и кухонной техники — холодильников, стиральных машин — и у них у первых появлялись всякие новинки. Не успели о каком-то фотоаппарате или ноутбуке написать — он уже в этом магазине на полке. Продавцы были хорошо обучены, могли рассказать о любом приборе доступным и понятным языком. В большом количестве всегда были представлены аксессуары, что тоже немаловажно для такого формата. И в тот момент они держали рынок, были ньюсмейкерами на этом рынке и начинали развивать интернет-продажи. Было очень много хороших стратегических наработок. Все советы директоров всегда проводились с учетом последних трендов рынка, старались делать прогнозы на ближайшие три-пять лет. В соответствии с этим выстраивалась тактика, переходящая в стратегию. «Белый ветер» большое внимание уделял стратегическим моментам.

К сожалению, в 2007 году я ушла из совета директоров этой компании, куда входила почти год. Команда поменялась. И я не знаю, как потом строилась здесь работа. Но когда буквально две недели назад я по привычке зашла в этот магазин, мне нужен был ультрабук, я была обескуражена. То, что я там увидела, меня просто потрясло. Если раньше «Белый ветер», подчеркивая свое позиционирование эксперта на рынке цифровой техники, имел модельный ряд чуть больше, чем любой другой игрок на этом рынке, то сейчас этот модельный ряд не просто сужен. Этих товаров просто нет. Если ультрабуки представлены только тремя моделями в магазине, который торгует цифровой техникой, то это говорит об очень больших проблемах в компании...