В мэрии автограда накануне состоялось заседание координационного совета общественности, в который входят председатели недавно созданных советов территорий, депутаты горсовета, главы районных администраций и почетные граждане города. Как выяснилось, полномочия председателей советов еще не определены, однако они получат некое влияние на бизнес, чтобы собирать спонсорскую помощь, и на кандидатов в депутатский корпус горсовета. Последние, по словам Шайхразиева, следующим летом будут проходить нечто вроде праймериз в своем районе. Эксперты «БИЗНЕС Online» усомнились в законности таких действий. По их мнению, если кандидат все документы правильно оформил, все в срок предоставил в избирком, нет никаких законных оснований не пускать его дальше. Тем более у совета территории.
Василь Шайхразиев: «Бюджет 2015 года мы пересматриваем по районам через Советы территорий» |
В ГОРСОВЕТ — ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СОВЕТ ТЕРРИТОРИИ
На следующий год кандидаты в горсовет Набережных Челнов должны будут перед подачей заявления на участие в выборах пройти через своеобразный «муниципальный фильтр» — принять участие в праймериз в недавно созданных советах территорий и заручиться поддержкой этих структур. Как заявил накануне на собрании Координационного совета общественности мэр города Василь Шайхразиев, работу с ТОСами (ТОС — территориальное общественное самоуправление, то же, что и совет территории — прим. ред.) будущим кандидатам следует провести будущим летом. На данном собрании присутствовали 74 из 84 утвержденных членов Координационного совета, в том числе почетные граждане города — в частности, его бывшие руководители Рафгат Алтынбаев, Уел Хусаинов и Юрий Петрушин, начальники управлений исполкома и депутаты горсовета. Возражений со стороны последних не возникло, хотя контроль выборного процесса со стороны структур, содержащихся за счет муниципального и республиканского бюджетов, выглядит, по меньшей мере, странно.
О том, что республика выделит деньги структурам территориального самоуправления, мэр заявил, ссылаясь на обещание президента республики. «1 сентября Рустам Нургалиевич у нас был, и он подтвердил, что в бюджет 2015 года будут заложены гранты для советов территорий, — сообщил Шайхразиев. — Сумма пока начинается от 60 миллионов рублей, посмотрим, сколько вновь избранный Госсовет сможет закрепить. Как только программа будет объявлена и ее бюджет утвержден, наш город должен завалить проектами министерство, которое будет курировать эти гранты. У нас 50 советов — в республике это самое большое количество. Мы полное право имеем на гранты».
Помимо республиканских и муниципальных денег, ТОСы будут располагать и фондами управляющих компаний, предназначенных для текущего ремонта зданий, а также средствами от внебюджетной деятельности бюджетных учреждений, о чем мэр заявлял ранее. Напутствуя работу председателей советов территорий с кандидатами, Шайхразиев похвалил их за плодотворный труд на минувших выборах в Госсовет РТ.
«Вы все люди авторитетные, — обратился мэр. — И вы уже свою работу показали 14 числа во время выборов. Мы видим, что ваше слово для многих жителей является напутствием, пожеланием, а для кого-то даже приказом. Поэтому в показателях явки существенна ваша роль».
Челнинский исполком искал в городах России опыт работы подобных структур, но не нашел — в итоге в автограде была создана собственная модель «народовластия» |
Подконтрольными советам территорий, по мысли Шайхразиева, должны стать не только кандидаты в депутаты, но и бизнес, ведущийся на территориях ТОСов. Пока полномочия председателей советов не прописаны ни в каком виде, но, по инициативе мэра, они должны быть всеобъемлющими.
«Вам должны быть подотчетны все объекты, находящиеся на вашей территории, — заявил Шайхразиев. — На ГЭСе, например, здание ФСБ есть, в Новом городе — здание УВД... И бизнес должен работать с советом на благо территорий. Наши муниципальные учреждения — Горсвет, Горзеленхоз и ГПАД тоже через вас будут проходить. Бюджет 2015 года мы пересматриваем по районам через Советы территорий».
К словам о подконтрольности бизнеса советам и их председателям, Шайхразиев отметил, что последним, вероятно, придется заниматься и поисками инвесторов — спонсорской помощи ТОСам. Вероятно, влияние на коммерческие структуры должно в этом помочь.
«А ТО ЭТОТ ШАРИК ПОТИХОНЬКУ СДУЕТСЯ»
В общей сложности в Челнах намерены собрать ровно сотню членов координационного совета общественности — на сегодня остается еще 16 вакантных мест. В координационный совет входят как председатели 50 территориальных советов, так и местные «олигархи» — в частности, гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, гендиректор ЗАО «Расстал» Сергей Рачков, гендиректор ООО «Оптовик» Вадим Махеев и другие. Как подчеркнул на заседании Шайхразиев, исполком искал в городах России опыт работы подобных структур, но не нашел — в итоге в Челнах была создана собственная модель «народовластия».
Сергей Рачков: «В идеале советы территорий должны сами предлагать кандидатов в депутаты» |
У координационного совета в повестке два вопроса — разработка так называемого «кодекса челнинца» и создание городского «банка инициатив», как обозначили предполагаемый процесс сбора пожеланий от населения. Сами председатели советов инициатив пока не выдвинули, однако слово с места взяли по очереди Рачков и Алтынбаев. Предложение Рачкова касалось создания некой концепции развития города силами ТОСов.
«И в предвыборной работе, и в целом по жизни я иногда сталкиваюсь с вопросом: как будет выглядеть город через 20 лет? Будут ли здесь хорошие театры, будет ли свой университет, станут ли Челны IT-столицей или останутся моногородом? Проблемы, которые чуть выше актуальных. Я предлагаю координационному совету предложить свое видение. Объединение вокруг этой цели позволит создать преемственность, потому что и горсоветы меняются, и руководители исполкомов».
Еще одним предложением Рачкова стала идея о проведении опроса населения для дальнейшей разработки программы работы координационного совета. В качестве ориентира он предложил зарубежный опыт. «В Швейцарии многие вопросы выносятся на референдум. Некое подобие мини-референдумов на территориях дало бы председателям советов мандат от жителей на дальнейшую реализацию проектов».
Алтынбаев, в свою очередь, назвал идею ТОСов шикарной, но призвал участников совещания быстрее и четче разграничить полномочия народной и муниципальной власти. «Таких хозяев на территориях должно быть как можно больше, но каждый должен знать свою роль и место, — слова Алтынбаева вызвали понимающие смешки в зале. — Когда у меня появляется желание выйти на вышестоящие инстанции, это, конечно, хорошо, но надо при этом понимать, каковы мои полномочия. Их надо предельно четко разграничить, а то этот шарик потихоньку сдуется. Второй вопрос: чтобы на территории стало лучше, надо каким-то образом скидываться по копейке. Так во всем мире устроено, не мы первые, не мы последние».
Рафгат Алтынбаев: «Чтобы на территории стало лучше, надо каким-то образом скидываться по копейке. Так во всем мире устроено, не мы первые, не мы последние» |
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР ДЛЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ
Шайхразиев сегодня назвал координационный совет общественности ни много ни мало «вершиной пирамиды народовластия». Он выразил надежу, что на следующий год муниципалитет вместе с координационным советом «вместе сможет достойно избрать депутатов».
По мнению профессора кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ Сергея Сергеева, наделение советов территорий полномочиями по праймериз кандидатов горсовета вызывает целый ряд вопросов. «Законодательство о местном самоуправлении допускает создание подобных структур. Другое дело, что полномочия их должны быть четко прописаны в уставах организаций и не противоречить закону. Если речь идет о проведении праймериз, например, «Единой России», то тут вполне можно усмотреть сращивание органов местного самоуправления с партией власти. Тем более, если финансируются Советы территорий из государственных источников».
Политолог считает, что ситуация будет выглядеть странно и в случае праймериз всех кандидатов от всех партий, о чем и идет речь сегодня. «Советы территорий могут законодательно обладать только одной компетенцией — обеспечением равных возможностей для всех партий и кандидатов на своей территории. Это и проведение праймериз, и установка стендов, и определение мест публикации предвыборных материалов и т.д. Дело в том, что партии — политически самоуправляемые. Проводить или нет праймериз, и в каком виде, в каком месте это делать, решает партия сама, исходя из своих возможностей и желаний. Так что обязывать устраивать праймериз именно через советы территорий, по меньшей мере, странно. А вот обязать органы местного самоуправления предоставить для этого площадку, это было бы вполне нормально».
«МЭР ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ ДИРЕКТОРАМ: БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ ПОМОГАТЬ»
Участники заседания и эксперты «БИЗНЕС Online» высказали свое мнение по поводу проведения кандидатов в горсовет через новую структуру и взаимоотношений советов территорий с бизнесом.
Сергей Рачков — гендиректор ЗАО «Расстал»:
— ТОСам надо передать полномочия, связанные, допустим, с вопросами ЖКХ, благоустройства, обеспечения медицинскими услугами, дошкольного и школьного образования. Если эти органы не будут иметь влияния на распределение бюджета, то их объективность будет крайне низкой. Обязательно нужно привлекать их к обсуждению и принятию решений по вопросам, связанным с использованием бюджета города. Но окончательные решения у нас по закону будет принимать городской совет. Новая структура не дублирует горсовет — она должна лучше понять проблемы населения. Как правило, в исполкоме есть собственное видение, собственные критерии оценки. Исполком не всегда ориентируется на проблемы жителей, иногда — на мнение руководства, а эти вещи не всегда совпадают. Можно потратить бюджетные средства так, чтобы решение понравилось руководству, и можно было бы поставить галочку в своей карьере. А можно — исключительно в интересах жителей.
Председатели советов территорий, несмотря на то, что будут получать зарплату, карьеры на этом делать не планируют, они люди независимые. Да и зарплата там небольшая. Народ двинул их как активных защитников своих интересов. Не думаю, что они продадут доверие народа и начнут действовать во вред населению из-за небольшой добавки к зарплате. Это слишком пессимистично. И в том, что депутаты горсовета будут проходить через них, нет ничего страшного. Правда, я не знаю, как механизм этот будет выглядеть. Здесь много вопросов пока. Связь нужна, но как это будет выглядеть на практике, пока не ясно. Но я считаю, что в идеале советы территорий должны сами предлагать кандидатов в депутаты. У нас 50 советов и 50 депутатов в горсовете.
Виктор Турышев — председатель ТОС 11 комплекса Набережных Челнов:
— Вопрос с материальным обеспечением Советов территорий пока никак не решился. Зарплаты пока нет, но ее обещают. Шайхразиев говорил, что будут поощрять председателей, у ТОСов должны появится расчетные счета. Но это тоже еще под вопросом.
Что касается полномочий, то если я обращаюсь в бизнес-структуры, надо, чтобы меня не игнорировали. Многое будет зависеть от воли мэра. Я думаю, он должен собрать крупнейших директоров и сказать им: «Ребята, вы все находитесь на территориях ТОСов, и если к вам придут за помощью, будьте любезны помочь». Я пришел к одному предпринимателю — он отказал. Пришел к другому — тот поможет обустроить детскую площадку, поставить тренажеры. Но он просит ответной помощи, что-то там с агитацией, мы еще не обсудили. Но компромисс нашли. Так что я думаю, никакой документ нам не нужен, надо только чтобы бизнес был проинформирован о необходимости помогать. Все равно ведь предприниматель придет с каким-нибудь вопросом к руководителю города. А тот скажет: «Дорогой, я к тебе обращался, ты не помог, что же ты теперь ко мне обращаешься?»
«У ТОС НЕТ ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ НЕ ПУСКАТЬ КАНДИДАТА»
Ильдус Янышев — депутат Казанской городской думы:
— То, что в Набережных Челнах созданы советы территорий — это очень хорошая инициатива. Дело в том, что за последние годы институт местного самоуправления у нас пришел в упадок. Что касается полномочий этих Советов, то я бы не стал ограничивать их только благоустройством. Органы местного самоуправления должны на себя брать и функции по профилактике правонарушений, заниматься вопросами экологии, может быть даже миграционной политики, заявлять в правоохранительные органы о нарушениях уголовного или административного законодательства.
К сожалению, у нас очень неблагоприятная правовая база, касающаяся подобных объединений. Самое главное — отсутствуют бюджетные полномочия, а если и есть, то только на бумаге. Муниципалитеты с большим трудом делятся с советами своими средствами. И не только потому, что денег мало или их жалко, но и потому, что законодательно такое финансирование сложно оформить. Кроме этого источника могло бы быть и добровольное самообложение налогами гражданами самих себя. В цивилизованных странах это является нормой. Надо построить детскую площадку или повысить безопасность, установив, например, «лежачих полицейских» — люди вносят в это дело свою лепту. У нас же менталитет такой, что все должно оплачивать государство. В связи с этим поиск органами местного самоуправления каких-то других источников — в том числе спонсорской помощи от представителей бизнеса — это неизбежная необходимость.
То, что предвыборная кампания должна проходить через советы территорий, мне кажется, это правильно. Таким образом, кандидат будет общаться с конкретными жителями конкретного микрорайона. И потом ему уже будет сложнее отказаться от данных обещаний. Но при этом ТОС должен быть только своеобразным мостом между кандидатами и населением, а ни в коем случае не каким-то фильтром, который сам что-то решает относительно дальнейшей судьбы кандидата.
Михаил Застела — член Общественной палаты РТ:
— Однозначно могу сказать, что проведение праймериз в советах территорий не согласуется с действующим законодательством. В том плане, что орган местного самоуправления не имеет права принимать решения, касающиеся проведения выборов. Если кандидат все документы правильно оформил, все в срок предоставил в избирком, нет никаких законных оснований не пускать его дальше. Тем более, у ТОС.
А с бизнесом, конечно, Советы территорий должны работать плотно. Ситуацию на местах они будут знать лучше, чем власть. И в данном случае любой дополнительный взгляд под другим углом зрения не будет лишним. Это касается всех аспектов, в том числе и поиска спонсорской помощи под какие-то конкретные нужды территории. Чтобы деньги бизнесмены выделяли не по разнарядке сверху или по телефонному праву, а в непосредственном контакте с представителями общественности.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.