В КАЗАНИ ПРОШЕЛ ПОВОЛЖСКИЙ КОНГРЕСС РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 

Сегодня в Казани представители основных игроков рынка ритэйла Поволжья собрались вместе, чтобы обсудить – как действовать в кризис. В Гранд отель Казань прошел Поволжский конгресс розничной торговли. Предприниматели рассмотрели антикризисные программы, проанализировали рынок труда и попытались развенчать популярные мифы о российской экономике.  

 

Сегодня был второй день конгресса, организованного компанией Smarta Conferences. А вчера для представителей торговых сетей провели деловую экскурсию на "образцово-показательных" объектах розничной торговли Казани.

Предприниматели посетили супермаркет "Бэхетле" на улице Павлюхина, гипермаркет электроники DOMO и гипермаркет "Реал" на проспекте Ямашева. А сегодня утром представители основных игроков рынка ритэйла собрались в Гранд отельКазань на пленарное заседание.

 

ОСТРОВОК СТАБИЛЬНОСТИ

 

Немалое удивление вызвало выступление представителя крупнейшего татарстанского ритэйлера - директора по маркетингу и рекламе компании "Бэхетле" Игоря Шевелева. По его словам, компания из Татарстана решила продолжить экспансию в другие регионы, несмотря на сложное положение в целом в сегменте. Наиболее интересным местом для экспансии представляется Москва, где в первой половине июля Бэхетле откроет четвертый (и 16-й в сети) супермаркет. Он разместится в офисном центре на улице Тверская-Ямская, общая площадь 800 кв. метров. Это будет классический супермаркет "Бэхетле".

 

А поздней осенью откроют пятый в столице России супермаркет на Можайском шоссе. Этот и последующие супермаркеты будут открываться согласно утвержденной концепции развития – на основных трассах на выездах из Москвы.

 

Фактически в Татарстане осталось два крупных ритэйлера - "Бэхетле" и DOMO, которые продолжают работать в федеральном масштабе.  

 

ЭТО ПСЕВДОКРИЗИС!

 

Пожалуй, самым ярким было выступление Дмитрия Потапенко - управляющего партнера Management Development Group, который рассказал о мифах и стереотипах в российском ритэйле. Главный миф – наличие в стране сетевой розничной торговли.

 

"В прошлом году в России оборот розничной торговли составил 350 миллиардов долларов. На долю крупных игроков приходит всего лишь 20-25 миллиардов. Есть какая-то концентрация розничной торговли? Есть лишь небольшие вкрапления магазинов, которые объединены единой вывеской и одним владельцем".

 

Следующий популярный стереотип, по мнению Потапенко, "большой ассортимент – большой товарооборот". "Я еще не встречал людей, у кого чек на семью был больше ста позиций. В лучшем случае, 25. Тогда зачем ритэйлеру ассортимент в 7 тысяч позиций? В конкретной локации живут конкретные люди, и если они ездят на Жигулях, а не на Бентли, то и товары нужны соответствующие. Вроде все это понимают, но когда открывают магазин – все равно стараются забить его 7 тысячами позиций. А потом голову ломают – как управлять и что делать с потерями".

 

Высказал Потапенко и свое мнение о происходящем в мировой экономике. Это… псевдо кризис! "Мой знакомый, который в США занимается строительством коттеджей, на вопрос о положении дел удивился: "Подожди, это же вроде у вас кризис". В Праге клубника как и в прошлом году стоит 50 рублей за килограмм. И кредиты мне там дают под 3,8 процента. А то, что происходит в  России – это не кризис. Это национализация".

 

МОТИВИРУЙТЕ ЧЕРЕЗ УЛЫБКУ

 

А Дмитрий Левицкий - генеральный директор Serviceman Training & Consulting, вывел три составляющие антикризисной кадровой политики. Во-первых, это качественный подбор кадров. Если до кризиса в менеджеры по продажам брали "всех подряд, лишь бы умел говорить", то сегодня на рынке труда есть выбор. Но работодатели не смогли перестроиться и по-прежнему вслепую (а, значит, неэффективно и затратно) ищут алмазы в песке.

 

Во-вторых, в качестве антикризисной меры посоветовал вводить гибкий график работы. "В магазине работают четыре продавца. Но днем нужно только два, а вечером – восемь. Это неэффективно для работодателя, и неудобно для работника".

 

В-третьих, когда денег на премии все меньше и меньше, нужно искать другие способы мотивации персонала. Например, провести фестиваль тапочек (всем покупателям в домашней обуви - скидка). Даже планерки, когда все сотрудники тоже в тапочках, проходят непринужденнее. А ведь известно, если настроение в коллективе улучшается на 5%, то прибыль в компании – на 0,5%.

 

РАБОТОДАТЕЛИ СОКРАЩАЮТ РАБОТНИКОВ, А НЕ ЗАРПЛАТЫ

 

На рынке ритэйла самыми востребованными вакансиями по-прежнему остаются продавец-консультант, менеджер по закупкам, директор магазина, администратор. Об этом рассказала Надежда Борисова, директор казанского филиала HeadHunter. Как новое явление она отметила совмещение вакансий, например, сегодня все чаще ищут директора магазина – администратора. Из других тенденций – работодатели для экономии предпочитают сокращать персонал, а не уменьшать зарплату сотрудникам.

 

Вечером конгресс завершил свою работу. В программе также были сессии "Торговая недвижимость и новые торговые форматы", "Финансирование и оценка бизнеса", а также мастер-классы, дискуссии, обсуждения.

 

Владимир Казанцев,

фото Марии Зверевой