Как стало известно «БИЗНЕС Online», в Татарстане создается электронный каталог продукции республиканских предприятий. Этот реестр, отправной точкой которого стал недавний экономический совет, как предполагается, позволит выяснить, насколько качественны и востребованы в РТ товары собственного производства. Тема особенно актуальна в связи с тем, что Татарстан, как и вся Россия, экстренно занялся поисками ответных мер на санкции. В числе приоритетов — организация собственных производств, способных составить конкуренцию западным аналогам и заменить их на российском рынке. Парадокс в том, что в Татарстане до сих пор неясно, что производит республика, такой сенсационный вывод сделал министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов. Опрошенные газетой бизнесмены поддерживают это мнение и утверждают, что порой доходит до абсурда: местные предприниматели находят партнеров за тысячи километров, не зная, что потенциальные поставщики и покупатели находятся буквально под носом. Однако эксперты считают, что такой способ стимулирования может оказаться неэффективным, поскольку в рыночной экономике у чиновников нет механизма адекватного влияния на ситуацию.
Мидхат Шагиахметов: «Мы вместе с нашими коллегами столкнулись со сложностями получения информации в полном объеме» |
ТАК ЧТО ЖЕ ПРОИЗВОДИТ ТАТАРСТАН?
Экономический совет под председательством президента РТ Рустама Минниханова, состоявшийся 12 сентября, всю прошлую неделю был едва ли не самым обсуждаемым (после выборов, конечно) событием. Тем более что, вопреки традициям, заседание проходило в режиме online, и каждый житель мог услышать обсуждение с участием первых лиц и промышленных «генералов». Тема крайне важная: возможности импортозамещения в РТ. Однако от общественности ускользнул едва ли не самый важный момент, на который обратил внимание министр экономики Мидхат Шагиахметов. Как выяснилось из его доклада, ни власть, ни бизнес до сих пор в полной мере не знают, какая продукция производится в республике. Это выяснилось во время подготовки к экономсовету.
«Сразу должен сказать, что мы вместе с нашими коллегами столкнулись со сложностями получения информации в полном объеме, у нас по-прежнему ряд показателей отсутствует, — признался на экономсовете министр. — Это говорит о наличии проблем, связанных с отсутствием в отраслевых министерствах информации о мощностях предприятий, номенклатуре и объемах производимой, реализуемой и закупаемой продукции».
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее |
Это в некоторой мере сенсационное признание министра экономики как минимум вызывает удивление. А как же активно продвигаемый еще задолго до экономических «бомбежек» Запада патриотичный лозунг «Покупай татарстанское»? А ежегодный смотр-конкурс продукции РТ на включение в список «100 лучших товаров»? А бесконечные заседания-совещания на тему конкурентоспособности наших производителей?
По мнению Шагиахметова, для заполнения информационного вакуума в РТ необходимо создать электронный каталог продукции, производимой в РТ (по всей видимости, в минэкономики предполагали, каким будет результат сбора информации, так как еще за два месяца до экономсовета в тестовом режиме на площадке ЭТИС агентства по госзаказу был организован ресурс под рабочим названием «Выставка-продажа (версия-2)» (пока в нем один активный участник — ООО УК «Просто молоко»), пройдя по ссылке, можно увидеть характеристики продукции компании, юридические адреса филиалов, минимальную и максимальную цену продукта и даже его фото). С Шагиахметовым солидарен и генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин: «Совершенно верно, полной картины нет, с этим я согласен, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Я считаю, такой каталог нужен, но самое главное, чтобы он дошел до нужных людей. Весь вопрос, и это моя позиция, с которой я выступаю везде, что информация должна идти по горизонтали. Пока информация по горизонтали не дошла — она не работает».
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАТАЛОГ
В решении экономсовета идея создания каталога была закреплена протокольно, причем ответственность за наполнение каталога возложена на отраслевых министров.
«Когда министерство экономики начало готовить этот экономсовет, то с удивлением обнаружилось: нет статистического интегратора, который бы учитывал все, что производится в республике, — подтвердил «БИЗНЕС Online» слова главы минэкономики генеральный директор агентства по госзаказу Яков Геллер. — Мы не понимаем, что у нас есть. Не понимаем баланс ввоза и вывоза на нашем внутреннем потреблении на технологических цепочках. То есть каждый продукт — это сложный конгломерат технологических цепочек и на каждом этапе потребляются какие-то комплектующие, составные части. Что из них возможно производить здесь, что уже производится? А если не производится, то надо ли производить, рентабельно ли? То есть бананы будем выращивать, гвозди будем делать? Бананы тоже можно выращивать, но это не очень рентабельно. А вот гвозди завозить из Башкирии — это по меньшей мере глупо», — охарактеризовал проблему инфодефицита Геллер.
Яков Геллер полагает, что есть только три причины не покупать татарстанское: плохое качество, высокая цена и третья причина — отсутствие такой продукции в Татарстане |
Напомним, что на том же экономсовете Шагиахметов поднимал вопрос о госзакупках, он сообщил, что в прошлом году доля татарстанских предприятий, победивших в электронных торгах государственных заказчиков, составила всего 45%. Причем закупки сторонних производителей иной раз трудно объяснить. «Пример — питьевая вода, — рассказал министр. — Несмотря на наличие производства в республике, отдельные министерства предпочитают закупать импортную воду или произведенную в других регионах». Возможно, что «отдельные министерства» просто не в курсе, какую воду производят в РТ?
Геллер уточнил «БИЗНЕС Online», как будет работать электронный каталог: «Мы пошли путем, который проторил Талгат Мидхатович (Талгат Абдуллин — глава ГЖФ РТ — прим. ред.) со стройматериалами, то есть применили десятизначную кодификацию. Условно говоря, молоко описывается, не словом «молоко», а его идентифицирующими факторами: это жирность, расфасовка, срок годности и так далее. Мы пошли этим же путем, вся продукция в решении экономсовета прописана. И отраслевые министерства несут ответственность за наполнение этого каталога». Геллер утверждает, что бизнес никто не будет силком тащить в каталог, но вот анализировать, почему то или иное предприятие не пожелало войти на эту площадку, тем же отраслевыми министерствам придется. «Если предприниматель не хочет свою продукцию показывать, то тут тоже вопрос интересный: а почему он не хочет показывать? Надо ответить на этот вопрос. Заставлять нельзя, нужно мотивировать. И ответственность министров будет распространяться в том числе и на анализ причин, по которым то или иное предприятие не захочет войти в этот каталог».
«ТОРГИ ВЫИГРЫВАЮТ ПОДРЯДЧИКИ,
У КОТОРЫХ КРОМЕ КОМПЬЮТЕРОВ НИЧЕГО БОЛЬШЕ НЕТ»
Впрочем, уговаривать бизнес войти в каталог вряд ли будет необходимо, предприятия и сами рады получить полную версию данных о своих партнерах и конкурентах, да пока неоткуда. Бизнес без информации развиваться не может, а те статданные, что составляют государственные органы, весьма далеки от идеальных, чтобы их можно было использовать для ведения бизнеса, полагает профессор, директор Института региональных социально-экономических и правовых исследований Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Вадим Хоменко. «Я приведу простой пример: если взять отчетность по внешнеэкономической деятельности, то она достаточно точно показывает взаимодействие республиканских предприятий с партнерами из дальнего и ближнего зарубежья, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Потому что таможенная статистика достаточно четко отражает эти вещи. Если речь идет о межрегиональном взаимодействии, есть такой справочник, но погрешность в нем большая. Потому что составляется он на основе периодических опросов. А если говорить о взаимодействии внутри республики, то здесь вообще информации нет. Вы можете представить, в каком районе, кто и что везет?» По мнению Хоменко, сегодня татарстанский бизнес внутри республики работает почти вслепую, а вопрос создания электронной статистической базы с указанием кодификации местной продукции давно назрел: «Этот вопрос давно назрел и даже перезрел. Во всем мире есть такие информационные базы и более интересные, чем в России».
Удивительно, но порой доходит до абсурда: местные предприниматели находят партнеров за тысячи километров, не зная, что потенциальные поставщики и покупатели находятся буквально под носом. «Самая простейшая ситуация у меня, — поделился своим опытом с «БИЗНЕС Online» генеральный директор ООО «Эко Сервис — Татарстан» (производитель полимерных изделий) Назиб Нурутдинов. — Наше производство территориально расположено в Лаишевском районе, где недавно был создан технопарк. И там буквально чудом мой начальник производства столкнулся с начальником производства другой компании, они выяснили, что наши интересы пересекаются: они нуждаются в нас, мы нуждаемся в них. Ни мы, ни они об этом не знали, хотя находимся друг от друга всего в 11 километрах!» Таким же случайным стало партнерство предприятия с «Нэфисом». На одном из мероприятий в Лаишевском районе Нурутдинов столкнулся с совладельцем группы Дмитрием Самаренкиным, результатом стало взаимное сотрудничество: компания «Эко Сервис — Татарстан» стала поставлять на масложировой завод «Нэфис» тару для майонеза, которую ранее завод возил аж из Санкт-Петербурга. По мнению Нурутдинова, электронный каталог стал бы идеальным инструментом для работы татарстанских производителей в сфере госзаказа: «Это было бы вообще идеально. Вот мы участвуем в электронных торгах, это, конечно, хорошо, но иногда доходит до абсурда: туда лезет кто угодно, в том числе фирмы-однодневки, у которых ни кола ни двора. Был случай, когда торги выиграл подрядчик, у которого кроме двух компьютеров ничего не было. А лот был на 700 миллионов рублей! В таких ситуациях тем более приоритет должен оставаться за татарстанским производителем», — высказал наболевшее генеральный директор.
А вот по мнению генерального директора ОАО «Химический завод им. Карпова» Дамира Шамсина, проблема не в недостатке информации (кто хочет, тот найдет рынок сбыта, считает он), а в другом: декларации на тему зеленого света для своих производителей нередко так и остаются декларациями: «Мы разработали новый продукт, который заменяет импортные аналоги, с ним и в «Татнефть», и в ТАНЕКО, и в ТАИФ-НК заходим. Но проблема для меня в другом — в строительном рынке. Мы выпускаем изоляционные материалы, в частности, экструдированный пенополистерол — плиту тимплекс. Когда была Универсиада, строители закупки делали через ЭТИС, все было четко. А сейчас все это отпустили, все как хотят, так и покупают. Все строители знают, что есть наша плита. Почему не берут? Они мотивируют тем, что наша плита дороже, чем у других. В какой- то степени я соглашусь, что наша дороже, но есть такое понятие, как ГОСТ. Хотя его и отменили в 1998 году, мы его придерживаемся — продукция должна соответствовать определенным параметрам. Другие компании стали снижать цену за счет уменьшения плотности, иных параметров, но если привести к одному знаменателю их плотность и нашу, то наша плита будет дешевле. Есть такое понятие: «строишь для себя и строишь для кого-то». Для себя люди берут нашу плиту», — с горечью иронизировал Шамсин. По поводу единого реестра республиканской продукции гендиректор высказал мнение, что это станет хорошей помощью.
РЫНОК ВСЕ УРЕГУЛИРУЕТ САМ?
Вопрос создания реестра продукции РТ обсуждался и в ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, об этом «БИЗНЕС Online» сообщил вице-президент ассоциации Рафик Шайхутдинов. «Прежде всего нам нужна мощная информационная основа, по каким позициям и на каком уровне мы находимся, — рассказал он. — Министр экономики абсолютно прав в том, что нужно провести детальный анализ по отраслям», — уверен Шайхутдинов. Но что это даст для реального прорыва в экономике в обозримом будущем? По мнению Шайхутдинова, эта база позволит Татарстану осознать свои возможности, покажет, где можно найти точки прорыва. Только вот без стимулирования бизнеса со стороны государства ничего путного не выйдет. «Мы довели экономику до такого состояния, что, за что ни возьмись, производить рентабельно очень сложно, — констатирует вице-президент ассоциации. — Почему? Потому что идет перманентное удорожание сырья, рост тарифов, энергоносителей и, конечно, повышение налоговой нагрузки. И попробуйте в такой среде быть конкурентоспособным! На уровне региона эти вопросы решить чрезвычайно трудно, потому что нет рычагов стимулирования», — высказал свою точку зрения вице-президент ассоциации и привел пример Киргизии, где правительство освободило от НДС предприятия агробизнеса и легкой промышленности (например, швейные мастерские), чтобы повысить их привлекательность на фоне китайских конкурентов. «Киргизия — бедное государство, но менеджмент этой страны использует эффективные инструменты для стимулирования своего бизнеса, — подчеркнул Шайхутдинов. — Здесь важны планирование и правильная расстановка приоритетов. Никаким административным призывом, административным ресурсом хоть по вертикали, хоть по горизонтали, хоть как эти проблемы не решаются, это устаревшие механизмы. Нужен набор экономических, налоговых и даже административных мер, тогда повышение конкурентоспособности нашего бизнеса вполне возможно».
Аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко вообще ставит под сомнение целесообразность столь рьяного желания власти взять под свое крыло весь республиканский бизнес: «В рыночной модели экономики предполагается, что лучший индикатор соотношения спроса и предложения — рыночная цена. Она же теоретически должна быть главным инструментом для того, чтобы стимулировать предпринимателей производить ту или иную продукцию. Впрочем, и в плановой модели хозяйствования рыночная ситуация подает довольно внятные сигналы о том, выпуск каких товаров недостаточен и должен быть увеличен. Зачем чиновникам точно знать, чего и сколько в республике производится, если у них очень ограничен набор инструментов, позволяющих влиять на выпуск конкретного товара? Если спрос на товар высок и его выгодно производить, то в идеале предприниматели и без подсказки вложатся в его производство. А если производство неоправданно, то даже самый льготный режим со стороны власти и госгарантии инвестиций существенно не изменят ситуацию». По его мнению, основным замещением продуктов, попавших под санкции, станут импорт из других, не поддержавших санкции стран и наращивание выпуска уже действующими производителями внутри страны. Причем именно в указанном порядке, — акцентирует Вакуленко. — Вложения же в новые производства могут быть оправданы только в том случае, если станет очевидно, что санкционный режим сохранится надолго или даже усилится, а позиции рубля останутся слабыми (но инфляция останется умеренной)», — прогнозирует эксперт.
В свою очередь, Геллер заявил, что созданием электронного каталога дело по прояснению позиций татарстанского бизнеса не ограничится: «Будет второй этап — создадим механизм, когда сделки заключаются прямо в каталоге. Мы сейчас над этим работаем, попытаемся это запустить, используя механизм федеральной площадки, там ведь сделка заключается непосредственно на площадке. И мы на базе этого создаем более совершенный механизм, чтобы не только договор подписан был, но и чтобы фактические деньги прошли через этот ресурс, то есть сделка была оформлена до конца». А это необходимо для того, чтобы проанализировать, почему не все предложения местных предпринимателей пользуются спросом. «Сколько ни кричи «Покупай татарстанское!», все равно что-то будут покупать, а что-то нет, — уверен глава агентства по госзаказу. — Надо понимать, почему не будут покупать татарстанское. Есть только три причины: плохое качество, высокая цена и третья причина — нет такой продукции в Татарстане. А дальше, когда мы внедрим второй этап, получим анализ этих трех причин».
Вот тут-то, по всей видимости, и станет ясно: выращивать нам бананы или производить гвозди.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 97
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.