«НИЖНЕКАМСК У МЕНЯ ВСЕ БОЛЬШЕ АССОЦИИРУЕТСЯ С ДОМАШНИМ ОЧАГОМ»

— Алена, начнем с естественного вопроса: зачем отличный вокалист отправляется участвовать в передаче «Ледниковый период»? У вас был серьезный опыт катания? Сколько времени пришлось отдать подготовке к этому проекту?

— Поступило предложение — решила попробовать. Я люблю всякие приключения, к тому же летом отдыха у меня практически не было, почти не выезжала из Москвы, я могла спокойно позволить себе тренироваться. Прежде подобного опыта у меня не было, поэтому приходится достаточно много времени уделять тренировкам, чтобы выглядеть на коньках по TV должным образом.

— Недавно вы со своей командой Think Twice выступили в родном Нижнекамске на Дне города. Это первое появление с группой в Татарстане? Что играли для настроенной положительно, но все-таки не слишком подготовленной в музыкальной плане публики?

— Это первый наш выезд в республику, все прошло нормально. Мы сыграли небольшой сет из нашей программы, где есть и наш самостоятельный материал, и пара каверов на таких неосоул-див, как Erykah Badu и Angie Stone, но, конечно, под своим собственным «соусом».

— Насколько сильно изменился Нижнекамск за 20 лет? Есть ли у вас в этом городе любимые места?

— Конечно, меняется. Нижнекамск растет, благоустраивается, развивается... Не могу с ходу назвать любимые места, но сердцу как-то очень мило возвращаться сюда. Какие-то очень острые ощущения из детства всплывают, и Нижнекамск все больше ассоциируется у меня с домашним очагом, уютом, теплом... Этого нам всегда недостает.

— Была ли в вашей жизни Казань, может, думали перебраться в столицу Татарстана? Или только в Москву, в Москву? Насколько вам мила столица нашей страны? Насколько вы с ней совпадаете по настроению?

— Казань была, очень много концертов у меня в Казани проходило, я приезжала сюда на разные музыкальные подработки. Все это происходило по большей части в последние годы жизни в Нижнекамске.

А по поводу Москвы... Я просто знала, что буду учиться именно там. И теперь пришла к выводу, что Москва — абсолютно мой город... Я люблю как эту суету, так и эту размеренность... Красивая она, по-особенному дышит этот город.

«НЕКОЕ ПРОСТРАНСТВО, НЕ ЗАПОЛНЕННОЕ ЗВУКОМ, ЧТОБЫ МУЗЫКА МОГЛА ДЫШАТЬ»

— 16 сентября у вас должен был состояться первый большой концерт в столице в зале «Москвич», но его перенесли на декабрь. Почему так получилось, решили еще лучше подготовиться к такому важному выступлению? Что вы хотите продемонстрировать публике на этом концерте?

— Отмена концерта — это рабочие моменты, всякое бывает. Вообще, у нас есть несколько программ под разные составы коллектива, с которым я выхожу на сцену. И ключевым моментом здесь все же является разное звучание, при всей общности музыки состояния бывают погранично отличными. На концерте в большом зале нам хочется сочетать как лирическую трогательность и акустическое звучание, так и яркие грувы с сочным звуком. Это должно быть пестрое по динамике, пестрое по стилистике выступление, потому что мы бескомпромиссно по большей части хотим представить нашу музыку, которая равнозначно дышит как сложными гармониями и качающими ритмами, так и навевает русской классикой.

Это сложный концерт по структуре. Тут вам и арфа, и скрипичный квартет, и духовая секция, и грамотная перкуссия. Но при всем при этом остается достаточно много «воздуха»... Некое пространство, не заполненное звуком, чтобы музыка могла дышать.

— Есть такой обычный вопрос: это просто концерт или уже альбом?

— Не совсем поняла вопрос (улыбается). Но если вас интересуют сроки выхода альбома, то это пока непредсказуемо. На сегодняшний день материала достаточно для первого EP (extended play — мини-альбом прим. ред.). Но для того чтобы его записать, требуется довольно большое репетиционное время, которое пока не могут позволить себе мои ребята-музыканты. Но мы очень постараемся не затягивать с этим. Ответ «скоро» вполне точно описывает наши серьезные намерения.

НА ПРОБНЫЙ УРОК ПРИХОДИЛИ РЕБЯТА И ПРОСТО ПРОСИЛИ СФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ

— Родители решили, что вы будете петь, они же, как я читал, брали ссуду, чтобы вы учились. И на «Голос» они же упросили вас отправиться (из интервью Алены Тойминцевой «БИЗНЕС Online» после прохождения слепых прослушиваний второго сезона шоу «Голос»: «На самом деле это было полностью решение родителей. Они хотели, чтобы я там участвовала, а я, собственно, люблю своих родителей, и их просьба была услышана» — прим. ред.). Насколько сильное влияние на вас они оказывают сейчас?

— В жизненном плане, конечно, имеют влияние, мне кажется, достаточно сильное. Я не думаю, что родители смогут посоветовать что-то плохое. Я всецело им доверяю, их опыту, их видению, их пониманию. В музыкальном плане, конечно, я полагаюсь на себя и своих ребят.

— Увеличилось ли количество учеников у вас после участия в «Голосе» (еще один отрывок из годичной давности интервью Тойминцевой «БИЗНЕС Online»: «В прошлом году я закончила обучение на музыкальном факультете Московского педагогического государственного университета и сейчас преподаю эстрадно-джазовый вокал. Собственно, этим и занимаюсь. На самом деле у меня пока нет никаких грандиозных планов по завоеванию мира и что-то в этом духе» — прим. ред.)? Чему они просят вас их научить?

— Да, увеличилось количество заявок. Но у меня есть свое расписание, я не могу брать больше определенного количества людей, все стоит на потоке — как только освобождается место, то я захожу на почту и отвечаю на ближайшую заявку на обучение. Мы встречаемся на пробном уроке с потенциальным учеником, если всем все нравится, то начинаем обучение.

В основном поступают адекватные письма с вполне конкретными объяснениями того, что ученик хочет получить, чего он хочет добиться. Но была и пара вариантов, когда на пробный урок приходили ребята, вместо занятий они просто просили сфотографироваться или снять меня на видео, записать аудио и так далее...

САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА ВОКАЛИСТОВ В РОССИИ — ЭТО МАНЕРНОСТЬ ЛИБО ПОГОНЯ ЗА НЕЙ

— Даже по слепым прослушиваниям в том же «Голосе» видно, что многие в России стремятся петь как чернокожие американцы. Откуда эта тяга к блюзу, госпелу, спиричуэлс, джазу?

— Не знаю, какая и у кого тяга... Не могу отвечать за других, могу ответить исключительно за себя. Это не дань моде или какой-то протест. Я просто выражаю себя именно так через музыку. Именно таким путем. Если вдруг у меня резко появится желание петь русские романсы — я буду выражать себя так, если захочется что-то спеть на турецком языке — будет так. Все это исключительно мой язык в музыке, а не погоня за модными трендами.

— Неужели вы действительно не знали толком, что такое кантри, госпел, когда побеждали на WCOPA (ежегодная всемирная олимпиада молодых талантов, лауреатом которой была Тойминцева — прим. ред.)? Тут ведь и другая страна к тому же против вас — носители культуры, которые не просто знали, что это такое, они этим жили. Или вы нашли какие-то аналоги в России такой музыке?

— Тогда не знала, и именно это очень отличало меня от других, эта «русскость» в, казалось бы, не свойственной для нас стилистике тогда проняла жюри. К тому же там были буткэмпы — месяцы на подготовку, я просто схватывала на лету.

— В чем, если говорить в целом, проблема вокалистов в России? И вообще есть ли эти проблемы?

— Ох, для ответа на этот вопрос нужно затевать отдельное интервью. Этих проблем большое множество, но самое яркое, то, что я вижу ежедневно, — это манерность либо погоня за ней. То есть зачастую вокалист не ищет возможности владеть своим голосом и доверяться своему тембру, а, слушая, например, Кристину Агилеру, просто пытается ее копировать, тем самым перенимая часть манеры.

— Я прочел, что вы еще и на барабанах играете.

— В студенческие годы барабаны были моим вторым инструментом, но без практики я все забыла. Я не владела свободно инструментом, но попытки были. Сейчас не играю, но ритмикой занимаюсь для саморазвития.

«ПОСМОТРИМ, КАК ГОСПОДЬ НАПРАВИТ»

— Кстати, а чем вы занимались в свое время в эфире местного канала «ТНТ-Эфир», чему вы там научились?

— Я была ведущей передачи «Смс чат» — молодежная музыкальная передача, выходящая ежедневно в прямом эфире. В мои обязанности входило проводить эфиры, отвечать на различные сообщения зрителей. Получалось очень смешно (улыбается).

— Не зовут ли вас на выступления или в жюри самого крупного татарстанского фестиваля «Созвездие-Йолдызлык»?

— Нет, не зовут.

— Происходящее сейчас с вами — это первый этап большого творческого пути?

— Посмотрим, как Господь направит...

— У вас сейчас тяжелый рабочий график, как вы приходите в себя, что используете в качестве допингов?

— Молюсь.